Православные молитвы

Часть 2

  1. Не подобает освященному лицу или причетнику, или монаху мыться в бане с женами, ни всякому христианину или мирянину, ибо сие есть первое обвинение от язычников.

     Ср. VI Всел. 77.

  1. Не подобает со всяким еретиком заключать брачный союз или отдавать таковым сынов или дщерей, но допустимо брать от них, если обещаются христианами быть.

     См. VI Всел. 72 с объяснением.

  1. Не подобает от еретиков принимать благословения. которые суть суесловия более, нежели благословения.

     "Благословение" о котором идет речь в настоящем правиле, есть освященный хлеб (по-гречески "евлогиас") или частицы просфоры. Поскольку Православная Церковь не признает благодатности никаких еретических священнодействий, правило называет освященный ими хлеб суесловиями или бессмыслицей, по-гречески "алогиэ". Принятие его, не давая освящения, вводит в молитвенное общение с еретиками, которое Церковью воспрещено. См. Ап. 45 с объяснением.

  1. Не подобает молиться с еретиком или отщепенцем.
  2. Всякому христианину не подобает оставлять мучеников Христовых и отходить ко лжемученикам, которые у еретиков находятся или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога; того ради, прибегающие к ним да будут под клятвою.

     Ср. Лаод. 9. Еп. Никодим указывает разницу между этими двумя правилами в том, что в 9 пр. имелись в виду православные, оказывающие почитание еретическим мученикам по незнанию или под чьим-либо влиянием, а в 34 правиле имеются в виду делающие это сознательно. Он не обратил внимание на то, что здесь речь идет об оставлении почитания подлинных мучеников Христовых и почитании еретических лжемучеников вместо них. Поэтому нарушение 34 пр. подвергает анафеме, в то время как нарушение 9 пр. только временному отлучению от причастия.

  1. Не подобает христианам оставлять Церковь Божию и отходить, и Ангелов именовать, и творить собрания. Сие отвержено. Того ради, если кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема, поскольку оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению.

     Осуждаются еретики, не молящиеся Богу и Христу, а только Ангелам, яко бы творцам и правителям мира.

  1. Ап. Павел в послании к Колоссянам пишет об искаженном почитании Ангелов: "Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом" (2:18). Еще во дни Апостолов т.об. были люди, которые из ложного смирения говорили, что нельзя обращаться непосредственно ко Христу, что человек не достоин делать это, а должен вместо Христа призывать Ангелов. Бл. Феодорит в толковании этого текста отмечает, что ересь эта, достигавшая, по словам правила, степени идолослужения, существовала долгое время во Фригии и Писидии. Правило не запрещает вообще молитвенного призывания Ангелов, но предостерегает от искаженного их почитания вместо Господа Иисуса Христа.
  2. Не подобает освященным или причетникам быть волшебниками или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делать так именуемые предохранилища, которые суть узы душ их. Носящих же оные повелели мы извергать из Церкви.

     Всякое гадание запрещается 61 пр. VI Всел. Собора. То же значение имеет и настоящее правило. "Предохранилища", о которых 4 идет речь в нем, это талисманы.

  1. Не должно принимать праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ни праздновать с ними.

     Ср. Ап. 65 с объяснением, 70 и 71; VI Всел. 11; Лаод. 6, 29, 32 и 33.

  1. Не должно принимать от иудеев опресноки, или приобщаться нечестиям их.

     Ср. Ап. 7, 65 с объяснением 70, 71; VI Всел. 11; Лаод. 6, 29, 32, 33 и 37.

  1. Не должно праздновать с язычниками и приобщаться безбожию их.

     Ср. Ап. 71 и парелл. правила.

  1. Епископам, на Собор призываемым, не подобает пренебрегать, но идти и вразумлять или вразумляться ко благоустроению Церкви, и прочего. Если же пренебрежет таковой, то сам себя обвинит, разве только по болезни останется.

     Ср. VI Всел. с объяснением.

  1. Освященному или причетнику не должно путешествовать без правильной грамоты от епископа.

     Ср. 9 и 13 пр. IV Всел. с объяснением. "Освященный" — значит клирик.

  1. Освященному или причетнику не должно путешествовать без повеления епископа.

     Это правило напоминает о подчиненности клириков и причетников епископу. Они не могут удаляться с места своего служения без разрешения епископа.

  1. Не подобает слугам церковным и на малое время оставлять двери, дабы в молитвословии упражняться.
  2. Не подобает женщине в алтарь входить.
  3. По двух седмицах Четыредесятницы не должно принимать ко Крещению.

     Правило сие относится ко Крещению возрастных, которое, по древнему обычаю, совершалось в Великую Субботу. Кто с начала Четыредесятницы, или, по крайней мере, в течение двух первых недель ее, не изъявил решительного желания принять Крещение и не начал готовиться, того правило не позволяет принимать ко Крещению в сию Четыредесятницу, а ожидать дальнейшего усмотрения его усердия к вере.

     В древности старались время крещения новообращенных приурочивать к Великой Субботе. Перед тем они должны были соблюдать строгий пост в течение всей Четыредесятницы (вначале которой им нарекалось имя), о чем заранее извещался епископ. По истечении двух седмиц Четыредесятницы они не могли быть причислены к крещаемым в Вел. Субботу, ибо пост их не был достаточно длительным. К таким лицам только и относится настоящее правило, не исключая возможности для оглашенных получать крещение в другие дни года.

  1. Крещаемым должно изучать веру, и в пятый день седмицы давать ответ епископу или пресвитерам.

     Настоящее правило повторено в 78 пр. VI Всел. Еп. Никодим вслед за Зонарой полагает, что оно имело в виду не только Великий Четверг: готовящиеся ко Крещению должны были вообще именно по четвергам являться для испытания своих знаний в области веры.

  1. В болезни принявшим Крещение и потом получившим здравие подобает изучать веру, и познавать, что Божественного дара сподобились.

     Тяжелоболящим сокращались сроки приготовления ко Крещению. Настоящее правило, допуская это, указывает на необходимость таким лицам после Крещения пополнять свои знания о вере.

  1. Подобает просвещаемым быть помазуемым Помазанием Небесным и быть причастниками Царствия Божия.

     Речь идет о немедленном после Крещения совершении миропомазания, которое, по-видимому, иногда откладывалось во время Лаодикийского Собора.

  1. Не подобает в Четыредесятницу приносить Святой Хлеб, разве только в субботу и в день воскресный.

     То есть: не должна быть полная Литургия. Но может быть Литургия Преждеосвященных Даров, по 52 правилу VI Вселенского Собора.

     Правило разъясняет 52 пр. VI Всел. Собора.

  1. В четверток последней седмицы Четыредесятницы не подобает прекращать пост и всю Четыредесятницу бесчествовать, но должно во всю Четыредесятницу поститься с сухоядением.

     Ср. Ап. 64 и 69 с параллельными правилами.

  1. Не подобает в Четыредесятницу дни рождения мучеников праздновать, но совершать память святых мучеников в субботы и в дни воскресные.

     Под празднованием здесь разумеется совершение Литургии. Поэтому в течение Великого Поста у нас среди недели совершается только Литургия Преждеосвященных Даров. Ср. Ап. 64 и 69; VI Всел. 52.

  1. Не подобает в Четыредесятницу совершать браки или праздновать дни рождения.

     На основании этого же правила у нас не совершается венчаний во время постов вообще.

  1. Не подобает христианам, на браки ходящим, скакать или плясать, но скромно вечерять и обедать, как прилично христианам.

     Ср. VI Всел. 24; Лаод. 54.

  1. Не подобает освященным или причетникам смотреть нескромные представления на браках или на пиршествах, но прежде вхождения позорищных лиц вставать им и отходить.

     Ср. VI Всел. 24; Лаод. 53.

  1. Не подобает освященным или причетникам, слагаясь, делать пиршества, ни даже мирянам.

     Это правило имеет в виду не скромные трапезы, а кутежи.

  1. Не подобает пресвитерам прежде входа епископа входить и сидеть в алтаре, но с епископом входить, кроме случая, когда епископ немощен или в отсутствии.

     В настоящее время это правило исполняется в виде встречи архиерея клириком перед началом Литургии.

  1. Не подобает в малых градах и селах поставлять епископов, но периодевтов (обходящих), а поставленным уже прежде — ничего не творить без воли епископа града. Также и пресвитерам ничего не творить без воли епископа.

     Периодевтами были старшие пресвитеры, посылавшиеся епископами в церкви меньших мест для наблюдения за церковной жизнью и доклада епископу. В настоящее время их можно сравнить с благочинными. Правило указывает не ставить епископов в малые города и села, а тех, кто в то время уже занимал там такое место, поставлять как викарных, в полную зависимость от епархиального епископа.

  1. Не подобает епископам или пресвитерам совершать приношение в домах.

     "Приношение" — это Литургия, которую правило и запрещает совершать в домах.

  1. Не подобает в церкви читать псалмы не освященные или книги, не определенные правилом, но только в правилах означенные книги Ветхого и Нового Завета.

     Ср. Ап. 60; VI Всел. 63; Карф. 116.

  1. Читать подобает книги сии, Ветхого Завета: 1. Бытие мира. 2. Исход из Египта. 3. Левит. 4. Числа. 5. Второзаконие. 6. Иисус Навин. 7. Судии, Руфь. 8. Есфирь. 9. Царств, первая и вторая. 10. Царств, третья и четвертая. 11. Паралипоменон, первая и вторая. 12. Ездры, первая и вторая. 13. Книга псалмов ста пятидесяти. 14. Притчи Соломона. 15. Екклисиаст. 16. Песнь Песней. 17. Иов. 18. Двенадцать Пророков. 19. Исаия. 20. Иеремия, Варух плач и послание. 21. Иезекииль. 22. Даниил. Нового же Завета — Евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; Деяния Апостольские, Посланий Соборных семь сии: Иакова — одно. Петра — два, Иоанна — три, Иуды — одно; посланий Павловых четырнадцать: к Римлянам — одно, к Коринфянам — два, к Галатам — одно, к Ефесеям — одно, к Филиппийцам — одно, к Колоссянам — одно, к Солунянам — два. к Евреям — одно, к Тимофею — два, к Титу — одно и к Филимону — одно.

     Лаодикийские отцы, 59 правилом запретившие самочинное чтение книг не определенных правилами, перечисляют все канонические книги кроме Апокалипсиса. Апокалипсис не упомянут потому, что еще не был известен во Фригии. Он упомянут в 33 пр. Карф.; 3 Св. Афанасия Алекс.

     Ср. Ап. 60 и 85; Карф. 33; Григория Богослова и Амфилохия о книгах Св. Писания.

<<назад     содержание     вперед>>

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2016 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы