Православные молитвы

Часть 1

     Сардикийский или Сердикский Собор был созван в городе Сардике, или Сердике, ныне болгарской столице Софии. Город этот лежал на границе между Восточной и Западной частью Римской Империи. Собор был многочисленный, — в нем участвовало 376 епископов, из которых 300 западных и 76 восточных. Собор был длительный. Некоторые историки полагают, что он продолжался с осени 343 года до весны 344 года. Председательствовал на Соборе Осия Кордубский. Почти все правила Собора начинаются словами: "Осия града Кордубы рек", но в Книге Правил это приводится только в начале правил 1, 7, 13 и 18. Собор был созван в связи с обвинениями против Св. Афанасия Великого, которого он полностью поддержал в борьбе против ариан. Будучи Собором Западным он в Римском Папе видел высшую инстанцию суда. (20 Правил).

  1. Осий, епископ града Кордувы, рек: подобает из самых оснований искоренить не столько худое обыкновение, сколько вреднейшее расстройство дел церковных. Никому из епископов да не будет позволено из малого града переходить в иной град. Ибо в сем деле явна причина, для коей оно предприемлется, потому что никогда не было возможно обрести ни одного епископа, который бы из великого града во град меньший стремился быть переведенным. Отселе явствует, что таковые пламенною страстью многостяжания возжигаются и гордости более работают, да получат большую, по видимому, власть. Итак, будет ли угодно всем, да суровее наказуется такое развращение; думаю же, что таковым не должно иметь общения даже и наравне с мирянами. Все епископы сказали: угодно всем.

     Ср. Ап. 14 и 15; I Всел. 15.

  1. Если же обрящется кто настолько безумен или дерзновен, что возомнит некое извинение приносить в таковом деле, утверждая, что от народа прислано к нему послание, то явно есть, что могли немногие некие, прельщенные воздаянием и ценою, скопище составить в церкви, как бы желая иметь его епископом. Посему полагаю: сии ухищрения и козни всеконечно наказывать, да никто из таковых, даже и при кончине своей, не будет удостаиваем общения, даже наравне с мирянами. Угодно ли мнение сие? — отвечайте. И отвечали: изреченное приемлем.

     Ср. Ап. 14; I Всел. 15; IV Всел. 5; Антиох. 13 и 21; Сард. 1; Карф. 59.

  1. Нужно и сие присовокупить, да никто из епископов не приходит из своей области во иную область, в которой есть свои епископы, разве только будет позван от братии, находящейся в оной, да не возомнимся затворять двери любви. Подобает же и сие предусмотреть: если в коей области кто-либо из епископов имеет дело с братом своим и соепископом, то ни один из них да не призывает в посредники епископов из иной области. Если же кто из епископов в некоем деле окажется осуждаемым, но возомнит себе не неправое иметь дело, а праведное, да и снова возобновится суд, то, если угодно вам, любовью почтим память Петра Апостола, и да напишется от сих судивших к Иулию, епископу Римскому, да возобновится, если потребно, суд чрез ближайших к той области епископов, и да назначит он рассмотрителей дела. Если же обвиняемый не возможет представить дела своего требующим вторичного суждения, то единожды присужденное да не нарушается, но, что сделано, то да будет твердо.

     Шестым правилом I Вселенского Собора, по древнему обычаю, предоставлены в подчинение Римскому епископу многие епархии на западе, подобно как Александрийскому и Антиохийскому — многие епархии на юге и востоке. Согласно с сим разделением, Осий, епископ Испанского города Кордувы, принадлежа к области Римского епископа, предлагает относить на его рассмотрение сомнительные случаи западных епархий; и в сем смысле принял его предложение Поместный Сардикийский Собор, не отступая от 6 Правила I Вселенского Собора.

     Правила говорят о трех разных предметах:

  1. перемещение епископов. Запретив таковое предыдущими двумя правилами, если это делается по инициативе перемещающегося с дурными, своекорыстными целями, правило допускает таковое в интересах Церкви по решению Собора, что согласно с указаниями правил Ап. 35 и Антиох. 13.
  2. споры между епископами, которые должны разрешаться подлежащими Соборами, согласно 5 пр. I Всел. Собора.
  3. Римскому Папе Юлию предоставляется возобновить законченное судебное дело по апелляции к нему. Это постановление имело обязательное значение только в условиях того времени и места, где был созван Собор. Еп. Никодим разъясняет, что одним из мотивов у епископа Осии при внесении этого предложения было ограждение Св. Афанасия Вел. от новых преследований со стороны восточных епископов, среди которых было много его врагов, сочувствовавших арианству. В нашей Книге Правил с полным основанием сделано к этой части правила пояснение, напечатанное выше.

     Настоящее правило ближайшим образом связано с предыдущим, дополняя его и разъясняя. По объяснению Аристина, усвоенного и Еп. Никодимом, оно имеет в виду недовольство епископа осуждающим его постановлением первой инстанции суда. Если он апеллируя к высшей инстанции и епископ области (в правиле указан Римский, ибо в его области происходил Собор) направит дело к пересмотру, то на кафедру подсудимого указано никого не поставлять до исхода нового суда над ним в апелляционном порядке.

  1. Если какой-нибудь епископ, судом епископов в соседстве находящихся, извержен будет из сана и речет, что он вновь возлагает на себя долг оправдания, то не прежде поставлять другого на его место, разве когда епископ Римский, дознав дело, произнесет свое определение по оному.
  2. Если будет на какого-нибудь епископа донос, и епископы окрестные, собравшись, низложат его с его степени, а он, перенося дело, прибегнет к блаженнейшему епископу Римской Церкви, сей же восхочет прислушаться к нему и признает праведным возобновить исследование дела о нем, то должно и сие постановить, да благоволит написать к сопредельным той области епископам, дабы они тщательно и с подробностью вникли во все обстоятельства, и, по убеждении в истине, произнесли суд о деле. Если же кто востребует, чтобы дело его вновь выслушано было, и, по прошению его, заблагорассуждено будет Римским епископом от себя послать пресвитеров, — да будет во власти сего епископа, поскольку за лучшее и должное признает и определит для суждения вместе с епископами послать заступающих место пославшего. Или же если достаточным признает бывшее рассмотрение и решение дела о сем епископе, да учинит, что благоразумнейшему его рассуждению за благо возмнится. Отвечали епископы: — изреченное приемлем.

     Настоящее правило служит к более подробному изложению процесса по апелляции, предусмотренной в 3 и 4 правилах Сардикийского Собора.

  1. Если в одной области, имеющей многих епископов, случится одному епископу замедлить, и он, по некоему небрежению, не восхочет быть в собрании и согласиться на постановление епископов; собравшееся же множество людей будет просить, да поставится требуемый ими епископ, то подобает, во-первых, чрез послание Экзарха области (разумею епископа Митрополии), воспомянуть оному замедлившему епископу, что просят люди дать им пастыря. За благо признаю ожидать, да прибудет и он. Если же и чрез послание быв попрошен, не приидет, и не отпишет, то подобает удовлетворить желанию народа. Но и от ближней области должно призвать епископов к поставлению епископа Митрополии. Напротив того, отнюдь да не будет позволено поставлять епископа в какое-либо село или в малый город, для коего довлеет и один пресвитер. Ибо не нужно поставлять там епископов, да не уничижается имя епископа и власть. Но епископы области должны, как изречено мною выше, епископов поставлять в те грады, в которых и прежде были епископы. Если же обрящется некий град, многим числом людей настолько возросший, что признан будет достойным иметь епископа, — да приимет. Согласны ли на сие все? Отвечали все: согласны.

     Подобно 3 пр., и это правило говорит о трех разных предметах.

  1. Речь идет о поставлении епископа на вакантную кафедру. Промедление одного из епископов, который должен участвовать в поставлении епископа, не должно слишком задерживать дела.
  2. Ради важности дела постановления Митрополита области, надо приглашать к участию в нем и епископов из соседней области.
  3. Правило повторяет в главных чертах указание 57 Лаодикийского правила, что не следует ставить епископов в малые поселения "да не уничижается имя епископа и власть". В малом городе достаточно иметь пресвитера. Ср. Ап. 1; I Всел. 4; Антиох. 19; Лаод. 12 и 57; Карф. 64 и 67.
  1. Осий епископ рек: безвременные, весьма частые и несправедливые прошения наши сделали то, что мы не имеем такой благодати и дерзновения, какие иметь долженствуем. Ибо многие из епископов не перестают приходить в воинский стан, а особенно Африканские, которые, как мы узнали от возлюбленного брата нашего и соепископа Грата, полезных советов не приемлют, но презирают так, что один человек приносит в воинский стан прошения многие и различные, не могущие быть на пользу церквам, пособствует и покровительствует не бедным и простолюдинам или вдовицам, как было бы должно и прилично, но мирских достоинств и должностей ищет для некоторых. Таковое невежество причиняет нам ущерб, не без соблазна некоего и зазора. Приличнейшим же почитаю, чтобы епископ помощь свою подавал тому, кто от кого-либо утесняется, или если какая-нибудь вдова обиду претерпевает, или сирый кто-либо лишается принадлежащего ему, если, притом, и по сим предметам прошение будет справедливое. Аще убо, возлюбленные братия, угодно сие всем, то утвердите, что ни один епископ не должен приходить в воинский стан, кроме тех, которых благочестивейший царь наш призовет своим писанием. Но поскольку многократно случается, что некоторые, за преступления свои на заточение или на остров осужденные или иному какому-либо осуждению подверженные, прибегают к Церкви, требуя милосердия, — таковым не надлежит отказывать в помощи, но, немедленно и без сомнения, просить для них снисхождения. Если и сие угодно, преподайте на сие согласие все. Ответствовали все: да будет постановлено и сие.

     "Воинский стан", о котором идет речь в этом правиле, есть ставка Императора. Собор настоящим правилом борется со злоупотреблениями в отношении обращения епископов в Императору, допуская это только в тех случаях, когда надо ходатайствовать за нуждающихся или притесняемых. Антиох. 11 тоже возбраняет поездки к Императору, но делает оговорку, что это возможно с разрешения Митрополита и прочих епископов, т. е., очевидно, когда это нужно для Церкви. Дополнением к этому пр. служит Сард. 20.

  1. Поскольку было рассуждаемо, дабы кто из епископов не подпал осуждению, приходя в воинский стан, сего ради, если которые из них имеют такие прошения, о каковых мы выше упомянули, да препосылают их чрез своего диакона. Ибо служебное лицо не подлежит укорению и скорее может донести то, что ему поручено будет. Ответствовали все: и сие да будет постановлено.

     Это правило дополняет предыдущее, предлагая епископам обращаться к Императору письменно, посылая свое обращение через своего диакона.

  1. Если какой-нибудь области епископы брату и соепископу своему доставят прошения, то пребывающий в большем граде, то есть в Митрополии, да препроводит и диакона их и прошения, дав ему и представительные письма, то есть писав последовательно к братиям и соепископам нашим, пребывающим в то время в тех местах в градах, в которых благочестивейший царь лично распоряжается общественными делами. Если же кто из епископов имеет друзей во дворе царском и восхочет о чем-либо подобающем просить, то да не возбранится ему чрез своего диакона и просить, и заповедать им, да подадут ему в его прошении благую помощь. Приходящие же в Рим, как выше речено мною, прошения, которые собираются принести царю, должны представлять возлюбленному брату нашему и соепископу Иулию, предварительно да рассмотрит, не суть ли некие из них бесстыдны, и потом пошлет оные в воинский стан, присовокупляя и свое предстательство и попечение. Все епископы ответствовали, что угодно им сие, и приличнейший есть совет сей.

     Это правило дополняет два предыдущих и тоже ставит обращение к Императору под контроль высшей церковной власти. Ср. Карф. 119.

<<назад     содержание     вперед>>

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2016 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы