Православные молитвы

Часть 7

  1. Еще заблагорассуждено, чтобы отправляемые от имени всех епархий посланники, Викентий и Фуртунатиан, просили преславных царей, да будет позволено учредить ученых екдиков, которые имели бы своею обязанностью действование в защищении дел и которые бы, как священники епархий, принявшие на себя ходатайство по делам Церквей, свободно могли, когда нужда потребует, входить в присутствие судилищ для опровержения возражений и для представления того, что нужно.

     Сей должности екдика частью соответствует нынешняя должность духовного депутата при делопроизводствах по ведомству светскому.

     Учрежденная по ходатайству Карфагенского Собора должность екдиков упоминается в 23 пр. IV Всел. Собора. Они были церковными присяжными поверенными. Примечание к этому канону в Книге Правил сравнивает обязанности екдиков с должностью духовных депутатов при делопроизводительствах по светскому ведомству. На самом деле их обязанности были шире: они должны были защищать юридические права Церкви и лиц, состоящих под ее покровительством.

  1. Рассуждено, да имеют свободное местоблюстительство избранные местоблюстители, посланные к царской палате.

     То есть: им позволяется представлять не только именно повеленное им от Собора, но и другое, что признают полезным для Церкви.

     Примечание к Книге Правил поясняет, что местоблюстителям, т.е. представителям Собора при Царском Дворе, не должно ограничиваться исполнением данных им Собором поручений, но они могут выступать и по собственной инициативе, если найдут это полезным для Церкви.

  1. Постановлено и сие: народу, никогда не имевшему своего епископа, отнюдь не давать его, разве по решению всего Собора каждой области и первенствующего епископа, и с согласия того епископа, в пределе коего состояла оная Церковь.

     Ср. Сард. 6; Карф. 64.

  1. О народе и епархиях, обращающихся от донатистов. Народ, обращающийся от донатистов, имеющий епископа, поставленного без соизволения Собора, да будет несомненно удостоен иметь оного. Народу, имевшему епископа и по смерти его не восхотевшему иметь своего епископа, но желающему по приличию присоединиться к епархии иного какого-либо епископа, не должно в сем отказывать. Предложено и сие: что епископы, прежде объявления царского закона о единении обратившие к Кафолической вере народ, который имели в управлении, должны удержать власть над оным. По закону же единения, и далее надлежит все церкви и пределы их, и все, какие могут оказаться принадлежности, законно присвоенные тем церквам, да будут утверждены за Кафолическими епископами, находящимися в тех местах, которыми завладели еретики, впоследствии обращающиеся к Кафолической вере или не обращающиеся. И если что некие из них присвоили себе после царского закона, то долженствует возвращено быть.

     Перечисленные в правиле указания относятся к переходному периоду после обращения большинства донатистов.

  1. Маврентий епископ сказал: прошу, да назначатся судьями: святейший старец Ксантипп, святейший Августин, Флорентин, Феасий, Сампсихий, Секунд и Посидий; повелите, чтобы сие определено было для меня. Святой Собор согласился на назначение просимых судей, прочих же судей, нужных в дополнение узаконенного числа, старец Ксантипп предоставит избрать самим старцам новой Германии.

     По жалобе старцев новой Германии на епископа Маврентия, он предстал Собору для суда, а обвинители не явились. Собор признал их достойными осуждения, но по кротости церковной не произнеся оного, назначил суд в области, к которой принадлежит епископ. По сему частному делу Собор изрекает правило, показывающее образ составления суда над епископом.

     На епископа Маврентия была подана жалоба и он прибыл на суд, но обвинители не явились на Собор. Чтобы не задерживать его долго вне епархии, Собор постановил произвести суд в той области, к которой он принадлежит, предоставив ему самому избрать себе судий. Он избрал первоиерарха области Ксантиппа и еще шесть епископов. Остальные пять членов суда должны были быть избраны по усмотрению Ксантиппа. Интересно, что в этом случае Собор предоставил обвиняемому самому избрать себе судей.

  1. О умиротворении Церкви Римской и Александрийской. О разногласии Церквей, Римской и Александрийской, заблагорассуждено писать к святейшему папе Иннокентию, дабы обе Церкви взаимно хранили мир, который Господь заповедает.

     Спор между Римской и Александрийской Церковью, о котором речь в правиле, произошел вследствие того, что Александрийский епископ Феофил изгнал Иоанна Златоуста, а римский епископ Иннокентий за это отлучил Феофила от Церкви. Сочувствуя Златоусту, Карфагенские отцы призывали обе стороны к миру. Однако их решение свидетельствует о их независимом отношению к Риму.

  1. Постановлено, да по Евангельскому и Апостольскому учению, ни оставленный женою, ни отпущенная мужем, не сочетаваются с другим лицом, но или так да пребывают, или да примирятся между собою. Если пренебрегут сие, да будут понуждены к покаянию, Потребно просить, да будет издан о сем деле царский закон.

     Правило имеет в виду супругов, разошедшихся по обоюдному соглашению. Им не разрешается вступление в новый брак. Ср. VII Всел. 87.

  1. Постановлено и сие: да совершаются всеми утвержденные на Соборе молитвы, как предначинательные, так и окончательные, и молитвы предложения или возложения рук; и отнюдь да не приносятся никогда иные, вопреки вере, но да глаголются те, кои просвещеннейшими собраны.

     Ср. Лаод. 18.

  1. Постановлено: да, если кто из клира будет просить от царя рассмотрения о себе в светских судилищах, — лишен будет своей чести. Если же будет от царя просить себе суда епископского, то отнюдь да не возбранится ему сие.

     Ср. II Всел. 6; IV Всел. 9; Антиох. 12; Карф. 15.

  1. Кто, быв отлучен от общения церковного в Африке, прокрадется в заморские страны, дабы принятым быть в общение, тот подвергнется извержению из клира.

     Ср. Ап. 12 и 13; I Всел. 5; Антиох. 6.

  1. Положено: если кто восхочет идти к царской палате, то да будет сие означено в отпустительной грамоте, посылаемой к Церкви Римской, и оттуда еще да получит отпустительную грамоту к палате. Того ради, если получивший отпустительную грамоту до Рима только, умолчав о нужде, побуждающей его идти к палате, восхочет прямо отойти к палате, — да будет отлучен от общения. Если же там, в Риме, откроется внезапная нужда отойти к палате, да явит оную нужду епископу Римскому, и да принесет грамоту отпустительную того же Римского епископа. В отпустительные грамоты от первенствующих или от каких бы то ни было епископов, даваемые клирикам их, да вносится день Пасхи. Если же день Пасхи того года еще не известен, то день Пасхи прошедшего года да будет означен, подобно тому, как в светских записях обыкновенно пишется: после консульства.

     Ср. Антиох. 11 и 12; Сард. 7 и 9.

  1. Рассуждено и сие: посылаемые от сего честного Собора местоблюстители да просят преславных царей о всем, что усмотрят полезным против донатистов и эллинов, и против суеверий их.

     Ср. Карф. 104 и 109.

  1. На сем Соборе положено, да не настоит один епископ на решении своего суда. Деяния сего Собора не написаны потому, что рассмотрены были дела местные, а не общие.

     Карфагенский Собор, правила которого здесь совокуплены, не есть единовременный Собор, но цепь ежегодных Соборов Африканских епископов, проходивших под председательством Карфагенского епископа. В сем правиле указание на сей Собор относится к годовому Собору, бывшему в седьмое консульство Императора Онория. По краткости записи правило сие не довольно ясно. Валсамон полагает, что оно должно быть понимаемо, согласно с 11 правилом сего же Карфагенского Собора, то есть: когда пресвитер, осужденный епископом, жалуется на сие осуждение, тогда епископ не должен один настоять на своем решении и усиливаться исполнить оное, а должен предоставить дело рассмотрению полного Собора или определенного в правилах числа епископов.

  1. В сие время (год или два позже времени предыдущего правила) издан закон, да по свободному произволению каждый восприемлет подвиг христианства.

     Правило издано в связи с тем, что Император Гонорий, озабоченный нашествием Атиллы, хотел умиротворить донатистов и предоставил им в 409 г. одинаковые права с православными на свободное исповедание своей веры. В следующем году, когда опасность миновала, Собор констатировал издание этого закона, как дающее право всем по своему свободному произволению воспринимать "подвиг христианства". Зонара выводит из этого правила общее заключение: "Добродетель должна быть избранною, а не вынужденною, не невольно, но добровольно".

  1. Собор против ереси Пелагия и Келестия. Признано всеми епископами Карфагенской Церкви, представшими на святой Собор, которых имена и подписания внесены в Деяния, что Адам не смертным от Бога сотворен. Если же кто речет что Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, — не в наказание за грех, но по необходимости естества, да будет анафема.

     Ср. III Всел. 1 и 4; Карф. 124-130. Все эти правила содержат осуждение разных сторон пелагианского учения, о котором речь в 1 п. III Всел. Собора с объяснением. Эта ересь одно время была широко распространена. С нею боролся блаж. Августин. Пелагий начал распространять свою ересь в Риме в 5 веке. Его ученик Целестин, упомянутый в 1 пр. III Всел. Собора, был шотландским пустынником. Пелагианское лжеучение учило о возможности для человека достигнуть умственного и нравственного совершенства собственными силами и самостоятельной деятельностью. Пелагий отрицал первородный грех, и что смерть есть последствие его. Он не признавал необходимости благодати для спасения. То, что называют благодатью, для него было совершенством разумной воли и естественных способностей души. Его учение проистекало, главным образом, из надменности лжемысленного разума и самопрельщенной мечты о высоте человеческой природы.

  1. Определено также: кто отвергает нужду Крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что хотя они и крещаются в отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею возрождения (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: единым человеком грех в мир вошел, и грехом смерть; и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же все согрешили (Рим. 5:12), подобает разуметь не иначе, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения.
  2. Определено также: если кто речет, что благодать Божия, которою оправдываются в Иисусе Христе, Господе нашем, действительна к одному только отпущению грехов, уже содеянных, а не подает сверх того помощи, да не содеваются иные грехи, — таковой да будет анафема, так как благодать Божия не только подает знание, что подобает творить, но еще вдыхает в нас любовь, да возможем и исполнить, что познаем.
  3. Также, если кто речет, что та же благодать Божия, которая о Иисусе Христе Господе нашем, вспомоществует нам к тому только, чтобы не согрешать, поскольку ею открывается и является нам познание грехов, да знаем, чего должно искать и от чего уклоняться, но что ею не подается нам любовь и сила к деланию того, что мы познали должным творить: таковой да будет анафема. Ибо когда Апостол глаголет: разум делает гордым, а любовь созидает (1 Кор. 8:1): то весьма нечестиво было бы верить, что к кичению нашему имеем благодать Божию, а к созиданию не имеем; тогда как и то и другое есть дар Божий: и знание. что подобает творить, и любовь к добру, которое подобает творить, дабы при созидающей любви не мог кичить разум. Ибо как от Бога написано: учай человека разуму (Псал. 93:10): так же написано и сие: любовь от Бога есть (1 Ин. 4:7).
  4. Определено также: если кто речет, что благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению удобнее исполняли мы чрез благодать, словно бы и не приняв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнить Божественные заповеди, — таковой да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не сказал Господь: без Мене неудобно можете творить, но сказал: без Меня ничего не можете творить (Ин. 15:5).
  5. Также определено относительно изречения святого Иоанна Апостола: если говорим, что греха не имеем, себе прельщаем, и истины нет в нас (1 Ин. 1:8). Кто должным возмнит разуметь сие так, как речет: смиренномудрия ради не подобает говорить, что греха не имеем, а не ради того, что истинно есть, — тот да будет анафема. Ибо Апостол продолжает и прилагает следующее: если же исповедаем грехи наши, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наши, и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1:9). Здесь весьма ясно показано, что сие говорится не по смиренномудрию только, но по истине. Ибо Апостол мог бы сказать: если говорим, не имамы греха, себя возносим, и смирения нет в нас, — но когда сказал; себе прельщаем, и истины несть в нас, — тогда ясно показал, что глаголющий о себе, словно не имеет греха, не истинствует, но лжет.
  6. Определено и сие: если кто речет, что святые, в молитве Господней остави нам долги наша (Мф. 6:12) не о себе глаголют, поскольку им уже не нужно сие прошение, но о других грешных, находящихся в народе их, и что не глаголет каждый из святых особо: остави мне долги моя, — но: остави нам долги наша, — так чтобы сие прошение праведника разумелось о других более, нежели о нем самом, — таковой да будет анафема. Свят и праведен был Иаков Апостол, когда сказал: много 6о согрешаем вси (Иак. 3:2). Ибо для чего приложено сие слово: вси, — если не ради того, чтобы мысль сия согласна была со псалмом, в котором читается: не вниди в суд с рабом Твоим, так как не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс. 142:2) И в молитве премудрого Соломона: несть человек, иже не согреши (3 Цар. 8:46); и в книге святого Иова: в руце всякого человека знаменает, да познает всяк человек немощь свою (Иов 37:7) Посему также и святой и праведный Даниил Пророк в молитве множественно глаголал: согрешихом, беззаконновахом (Дан.9:5), и прочее, что он там смиренномудренно и истинно исповедует. Дабы не подумали, как некоторые разумеют, что он глаголет не о своих, но паче о грехах людей своих, то он по сему сказал, что молихся и исповедах грехи моя, и грехи людей моих Господу моему (Дан 9.20). Не хотел рещи грехи наша, — но сказал: грехи людей своих и грехи свои, — поскольку Пророк, как бы провидел, что явятся таковые люди, худо разумеющие сие.
  7. Определено и сие: если кто полагает, что самые слова молитвы Господней, в коих говорим: остави нам долги наша, — святыми произносятся по смирению, а не по истине, да будет анафема. Ибо кто потерпел бы молящегося, который бы лгал не человекам, но самому Господу? Устами своими говорил, что хочет иметь отпущение, сердцем же глаголал, — что не имеет грехов, которые надлежало бы отпустить ему.
  8. За несколько лет пред сим в сей церкви полным Собором определено, чтобы церкви, состоящие в каком-либо пределе, прежде издания законов о донатистах соделавшиеся Кафолическими, принадлежали к тем престолам, коих епископами убеждены были приобщиться к Кафолическому единению, а после издания законов присоединившиеся принадлежали к тем же престолам, к которым принадлежали, будучи на стороне Доната. Но поскольку после возникли и возникают между епископами многие распри о пределах, о коих прежнее усмотрение, как полагаем несовершенным, то ныне на сем святом Соборе постановлено: если где-либо была Церковь Кафолическая, и принадлежавшая стороне Донатовой, и они относились к разным престолам, то в какое бы время ни последовало или последует там соединение, прежде ли законов, или после законов, да принадлежат тому престолу, которому принадлежала издревле там бывшая Кафолическая Церковь.

     Ср. Карф. 7, 79, 80, 102, 103, 132, 133, 137 и 138.

<<назад     содержание     вперед>>

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2016 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы