Православные молитвы

Часть 8

  1. О том, как епископы Кафолические и обратившиеся от стороны Донатовой разделят между собою епархии.

     Разделять так: если епископы от донатистов обратятся к Кафолическому единению, то поровну да разделят между собою пределы, находящиеся в сем положении, имевшие в себе народ той и другой стороны, то есть: иные места да предоставятся сему, а другие — другому епископу, так чтобы старший в епископстве разделял, а младший избирал. Если же случится быть одному месту, то да предоставится тому, к которому в большей близости окажется. Если же будет равно близок обоим престолам, то да поступит к тому, которого народ изберет. Если случится, что христиане, издревле Кафолические, востребуют своего епископа, а обратившиеся от стороны Доната — своего, то избрание большим числом да будет предпочтено избранию меньшим числом народа. Если обе стороны будут равны числом избирающих, то место да будет причислено к пределу старшего епископа. Если обрящутся многие места, имеющие народ обеих сторон, но не могут разделены быть поровну, поскольку число тех мест не равно есть, то, во-первых, равные числом да разделятся, потом же с оставшимся местом да будет поступлено, как речено выше, при рассуждении об одном месте.

     Ср. параллельные правила к Карф. 131.

  1. Постановлено и сие: если кто, после издания законов, обратил какое место к Кафолическому единению и в продолжение трех лет имел оное в своем ведении, и никто оного не требовал от него, то после да не будет оное от него взыскуемо, если, притом, в сие трехлетие существовал епископ, долженствующий взыскать, и молчал. Если же не было епископа, то да не поставится в препятствие исканию внесение сего места в список приходов; но когда вдовствовавшая кафедра получит епископа, да будет ему позволено взыскание того места в продолжение трехлетия. Подобным образом, если епископ от стороны донатистов обратится к Кафолической Церкви, список приходов да не будет ему в предосуждение до определенного срока, но с того дня, как обратился, имеет право, в продолжение трехлетия, искать мест, его престолу следующих.

     Ср. параллельные правила к Карф. 131.

  1. Постановлено и сие: если какие-нибудь епископы, не посредством суда других епископов, взыскуют общества, которые почитают принадлежащими своему престолу, но простирают власть на людей, подчиненных другому епископу, хотящих или не хотящих, таковые да накажутся потерею своего дела. То есть: если которые учинили сие, и если между епископами дело не кончилось соглашением, но еще имеют о нем спор, то да лишится спорного места тот, о ком доказано будет, что оставив церковных судей, учинил нашествие. И да не льстит себе кто-либо тем, что от первенствующего епископа имеет грамоту о принятии того места в свое ведение, но хотя имеет грамоту, хотя не имеет, да учинит сношение с имеющим оное место в своем ведении, и от него да получит грамоту, дабы явно было, что мирно удерживает за собою церковь, ему следующую. Если же и тот явит некое притязание, то и сие да будет разрешено епископами судящими, которых или первенствующий им назначит, или сами по согласию изберут из соседних епископов.

     Правило требует, чтобы споры об юрисдикции над общинами решались мирным путем, а если притязающие на них епископы не могут договориться, то решением Собора. Ср. IV Всел. 9 и 17; VI Всел. 25.

  1. Постановлено и сие: если некоторые небрегут о приобретении Кафолическому единению мест, принадлежащих к престолу их, — да обличаются от соседних тщательных епископов, дабы не отлагали сего дела. Того ради, если в продолжение шестимесячного срока от дня совещания о сем ничего не сделают, то после сего места те да предоставятся могущему приобрести оные. Впрочем, если тот, которому оные места показуются принадлежащими, за полезное признавал не действовать, по некоемому смотрению, потому, что сие предпочли еретики, дабы он мог принять их в Кафолическую Церковь без смятения народного, а между тем другим предупреждено его действование, употреблением которого ранее он более озлобил бы еретиков, то. по рассмотрении сего судящими епископами, места те да будут возвращены престолу его. Когда судящим епископам надлежит быть из разных областей, тогда судей назначит тот первенствующий епископ, в области которого находится место, подлежащее спору. Если же по общему согласию избирать будут судей из соседних епископов, то или один да будет избран, или трое. И если трое будут избраны и признаны, то да покорятся решению или всех, или двоих.

     Епископы должны проявлять ревностную заботу об обращении еретиков и раскольников. Настоящее правило имеет в виду случай, когда епископ не проявляет такой ревности или почем либо сам не может ничего сделать. Если это будет установлено совещанием, то соседний епископ должен заняться их обращением. Однако правило указывает известные условия, направленные к тому, чтобы устранить всякое злоупотребление под влиянием властолюбия. В спорных случаях решение должно быть вынесено избранными судьями.

  1. От судей же, по общему согласию избранных, да не будет позволено переносить дело в высший суд. А о ком дознано будет, что по упорству не хочет повиноваться судьям, о том уведав, епископ первого престола дает грамоту, да никто из епископов не приемлет его в общение, доколе не покорится.

     Это правило является, в сущности продолжением предыдущего, указывая, что решение избранных судей не может быть обжаловано.

  1. Если епископ не будет заботиться о возвращении от еретиков принадлежащего Церкви по спискам или самих кафедр, то да увещают его соседние усердные епископы, и да покажут ему его небрежение, дабы не иметь ему извинения. Если же в течение шести месяцев от дня увещания, пребывая в той же епархии, не возымеет попечения о долженствующих возвратиться к Кафолическому единению, — с таковым да не сообщаются, доколе не исполнит того. Если же не приидет в оные места содействователь (Светский начальник, содействующий епископу, дабы еретики не уклонялись, быв призываемы для увещания или ответа), то епископу да не поставится в вину недействование.

     Настоящее правило связано с двумя предыдущими. По объяснению Пидалиона "содействователь", указанный в правиле, это гражданский правитель данной области.

  1. Если же доказано будет, что таковой ложно показал об общении оных, то есть донатистов, говоря, что они приступили к общению, тогда как дознано, что они не приступали, и он знал о сем, — таковой да лишится и епископства.

     Это правило тоже находится в связи с Карф. 135-137. Обращает на себя внимание строгое наказание за ложное сообщение епископа.

  1. Постановлено и сие: если пресвитеры, диаконы и прочие низшие из клира, по имеющимся у них делам, не довольны решением своих епископов, то соседние епископы да слушают их, и прекословия их да разрешают избранные ими, по согласию собственных их епископов. Если же и от них восхотят перенести дело в высший суд, то да переносят только в Африканские Соборы или к первенствующим епископам своих областей. А желающий перенести дело за море (в Рим) — никем в Африке да не приемлется в общение.

     Правило указывает, что жалобы на решения епископа могут приноситься только епископом своей области. Подача жалобы в Рим ("за море") карается отлучением от общения.

  1. Постановлено и сие: если кто из епископов по нужде, в опасности, угрожающей целомудрию девы, когда есть подозрение или о любителе сильном, или о каком-либо похитителе, или когда она ощущает себя в сокрушений от некой опасности смертоносной, по прошению родителей ее или имеющих попечение о ней, — покроет или покрыл ее одеянием посвященных Богу, прежде двадцати пяти лет возраста, дабы не умерла без иноческого образа, — такового ничему да не подвергнет Соборное постановление, которым определяется сие число лет для покровения.

     Постановления о возрасте, в котором можно быть постриженным в монашество менялись в соответствии с обстоятельствами. 15 пр. Всел. для диаконис указывает сорокалетний возраст. Св. Василий Вел. в 18 пр. не разрешает постригать ранее 16 или 17 лет, а VI Всел. Собор требует от постригающихся только десятилетнего возраста. Т.о., указанный в 140 пр. Карф. возраст для пострижения девиц имел временное и местное значение.

  1. Угодно всему Собору, ради того, чтобы не были долго удерживаемы все епископы, сшедшиеся на Собор, избрать по трое судей от каждой области.

     Собор, закончившийся в 419 г., был очень длительным, и епископам трудно было еще задерживаться вне своих епархий. Поэтому для завершения дел были выбраны по 3 епископа от каждой области, всего 15. Они составили т. о. то, что теперь называется Синодом, т.е. малый Собор по избранию общего Собора. См. пр. 142 Карф.

  1. По окончанию некоторых дел, когда на продолжение заседаний, для окончания прочих дел, многие епископы сетовали и не могли сего понести, поспешая к своим церквам, угодно было всему Собору, да изберутся из числа всех, от каждой области, долженствующие остаться, ради окончания прочих дел; и сие исполнено.

     Настоящее правило, будучи составлено из заключительных слов вступительной речи председателя на Соборе 419 г., дополняет предыдущее, 141 правило.

  1. Положено всеми: поскольку в прежних постановлениях Соборов есть определения о лицах, от которых не должно принимать доносов на состоящих в клире, но не означено с точностью, от каких лиц не должно принимать оных, — того ради определяем, что праведно не приемлется донос от того, кто, быв отлучен от общения, еще остается в сем отлучении, клирик ли есть, или мирянин, хотящий доносить.

     Ап. 74 правило говорит о том, что обвинения против епископов должны приниматься от людей "вероятия достойных", т.е. заслуживающих доверия. Настоящее правило также, как последующие правила — 144, 146 и 147 указывают, кого нельзя почитать заслуживающим такого доверия. Ср. II Всел. 6; IV Всел. 21; Карф. 8.

  1. Положено и сие: не принимать доносов от всех рабов, от отпущенников тех самых, на которых доносить хотят, и от всех, которых гражданские законы не допускают к доносам о преступлениях; также от всех, на коих лежит пятно бесчестия, то есть, от позорищных и от лиц, к срамным делам прикосновенных; также от еретиков или эллинов, или иудеев, впрочем, — у всех, от которых не допускается таковое обвинение, да не отъемлется свобода приносить жалобы по своим делам.

     Ср. Карф. 143 и указанные там параллельные правила.

  1. Постановлено и сие: когда на состоящих в клире доносители представляют многие обвинения, и одно из них, о котором, во-первых, происходило расследование, не могло быть доказано, то после сего прочие обвинения да не приемлются.

     Согласно 6 пр. 2 Всел., обвинители против епископа должны письменно заявить, что готовы поставить себя "под страхом одинакового наказания с обвиненным, аще бы, по производству дела, оказались клевещущими на обвиняемого епископа". Как видно из пр. Карф. 145, если первое обвинение из нескольких оказывается недоказанным, то обвинитель уже не является заслуживающим доверия и потому дальнейшие обвинения его уже не принимаются во внимание и сам он подлежит наказанию по 6 пр. II Всел. Собора.

  1. Свидетелей же к свидетельству не принимать тех, от которых положено не принимать доносов, также и тех, которых сам доноситель представит из своего дома. Свидетельство имеющего менее четырнадцати лет возраста да не приемлется.

     Ср. Карф. 143 и указанные в пояснении к нему правила.

  1. Постановлено и сие: если епископ глаголет, что некто ему одному исповедал свое преступление, а тот не признается, то епископ да не обращает себе в обиду того, что не полагаются в сем на него одного. Если же речет, что, по возмущении совести своей, не хочет иметь общения с непризнающимся, то, доколе отлученного по сему случаю не приемлет в общение свое епископ, дотоле сего епископа да не приемлют в общение прочие епископы, да тем более блюдется епископ, да не глаголет о ком-либо, чего пред другими не может утвердить доказательствами.

     Ср. Ап. 75.

<<назад     содержание     вперед>>

Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2016 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы