На полунощнице после возгласа "Боже, ущедри ны", ради начала поста молитва cвятого Ефрема Сирина читается один раз с 3 поклонами. Во все же остальные дни Четыредесятницы с 16 поклонами. Отпуст малый, чин прощения и "Помолимся о Великом Господине...."
По окончании полунощницы иерей, облачившись в фелонь и открыв завесу царских врат, кадит пред престолом крестообразно и начинает утреню возгла́сом "Благословен Бог наш". Чтец - "Аминь", Трисвятое, "Отче наш", 19-й и 20-й псалмы и прочее. Во время чтения псалмов иерей кадит алтарь и весь храм. По возвращении в алтарь произносит краткую сугубую ектению "Помилуй нас, Боже" и возглас "Яко Милостив". Певцы - "Аминь", "Именем Господним". Иерей, творя пред престолом крест кадилом, возглашает "Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице". Чтец - "Аминь" и читает шестопсалмие. После великой ектении - "Аллилуиа" на рядовой глас. Троичны гласа. Троичны тропари читаются, а окончания их поются. Кафизмы 3. После 1-й кафизмы седальны Октоиха и мученичен (в конце Триоди). После 2-й и 3-й кафизм - седальны из Триоди (на ряду). Псалом 50-й. Иерей, стоя на солее пред царскими вратами, произносит "Спаси, Боже, люди Твоя". Певцы - "Господи, помилуй" (12 раз). Иерей - "Милостию и щедротами". Певцы - "Аминь", и начинается канон.
Церковный устав назначает для всех дней года, за исключением Страстной и Пасхальной седмиц, стихословить с канонами Октоиха, Минеи и Триоди библейские песни. Но по установившейся издавна практике, библейские песни стихословятся исключительно во дни Четыредесятницы. Порядок стихословия их изложен в Ирмологии, где дан и самый текст их. По Уставу, стихи библейских песней должно петь антифонно.
На великопостной утрени поются каноны из Минеи (один или два) и два трипеснца из Триоди.
Трипеснцы состоят:
в понедельник из 1-й, 8-й и 9-й песней;
во вторник из 2-й, 8-й и 9-й песней;
в среду из 3-й, 8-й и 9-й песней;
в четверг из 4-й, 8-й и 9-й песней;
в пятницу из 5-й, 8-й и 9-й песней.
Те песни, в состав которых входят трипеснцы, правятся на 14: сначала канон Минеи с ирмосом на 6, затем трипеснцы на 8. Кроме того, последний трипеснец имеет еще один тропарь, не входящий в число 14 и поемый с припевом "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".
Песни, в которых нет трипеснцев, правятся на 4 без ирмоса. Ирмосы΄ в этот счет не входят и в 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях поются до тропарей, а в 3-й и 6-й - по окончании тропарей, служа катавасией.
Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, непременно заканчиваются катавасией - ирмосом второго трипеснца.
Все песни стихословятся с библейскими песнями, как они изложены для этого в Ирмологии.
На основании приведенных общих указаний Типикона об отправлении канона на великопостной утрени, в понедельник песнь 1-я канона поется или читается по Ирмологию от стиха "Господеви поем" до "Огусте́ша". Пропев стих "Огустеша", поют ирмос канона из Минеи. Потом певцы стих - "Рече́ враг". Чтец - тропарь канона. Певцы - "Послал еси". Чтец - тропарь. Певцы - "Кто подобен Тебе". Чтец - тропарь. Певцы - "Простерл еси". Чтец - тропарь. Певцы - "Уте́шил еси". Чтец - Богородичен канона. Певцы "Тогда потща́шася". Чтец - 1-й тропарь 1-го трипеснца (в понедельник 1-й седмицы - 2 тропаря за один). Певцы - "Нападет на ня". Чтец - тропарь. Певцы - "До́ндеже про́йдут". Чтец - тропарь. Певцы - "Введ, насади΄ я". Чтец - Богородичен трипеснца. Певцы - "Господь, царствуяй веки и на век". Чтец - 1-й тропарь второго трипеснца. Певцы - "И наведе́ на ня". Чтец - 2-й тропарь. Певцы - "Слава". Чтец - Троичен. Певцы - "И ныне". Чтец - Богородичен. Певцы - "Слава Тебе, Боже наш". Чтец - тропарь. Певцы - "Слава Тебе, Боже наш". Чтец - тропарь. Затем поют на катавасию ирмос 2-го трипеснца Триоди.
См. В понедельник 1-й седмицы оба трипеснца Триоди имеют по одному лишнему тропарю против других канонов (1-й трипеснец всегда имеет 4 тропаря, 2-й - 5 тропарей), посему в сей понедельник после стиха библейской песни "Тогда потщашася" должно прочитать два первых стиха за один. И в конце после "Слава, и ныне" - два тропаря (а не один, как обычно) с припевом "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".
Вторая песнь в понедельник не стихословится.
Песнь третья (из Минеи). Певцы - стих "Господь взы΄де на небеса". Чтец - тропарь канона. Певцы - "И даст крепость". Чтец - тропарь канона. Певцы - "Слава". Чтец - тропарь. Певцы - "И ныне". Чтец - Богородичен Минеи, и тотчас певцы поют ирмос 3-й песни Минеи.
По 3-й песни ектения малая. Седален святого из Минеи, "Слава, и ныне" - Богородичен его.
4-я песнь (из Минеи). Певцы - ирмос 4-й песни Минеи и стих "Господь Бог мой - сила моя". Чтец - 1-й тропарь. Певцы - стих "И на высокая возводит мя". Чтец - 2-й тропарь. Певцы - "Слава". Чтец - 3-й тропарь. Певцы - "И ныне". Чтец - Богородичен.
5-я песнь (из Минеи). Певцы - ирмос 5-й песни Минеи и стих - "Воскре́снут мертвии". Чтец - 1-й тропарь. Певцы - стих "Роса бо, яже о Тебе". Чтец - 2-й тропарь. Певцы - "Слава". Чтец - 3-й тропарь. Певцы - "И ныне". Чтец - Богородичен.
6-я песнь (из Минеи). Певцы - стих "Хранящии суетная". Чтец - 1-й тропарь. Певцы - стих "Аз же со гласом хваления". Чтец - 2-й тропарь. Певцы - "Слава". Чтец - 3-й тропарь. Певцы - "И ныне". Чтец - Богородичен. Певцы - ирмос 6-й песни Минеи.
По 6-й песни - ектения малая. Если святой имеет кондак, глаголем его здесь, а мученичен глаголем по 1-й кафизме, с седальнами и припевом "Дивен Бог во святых Своих". Если же кондака святого нет, то мученичен глаголем по 6-й песни.
7-я песнь (из Минеи). Певцы - ирмос 7-й песни Минеи и стих "Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего". Чтец - 1-й тропарь. Певцы - "Благословен еси на тверди". Чтец - 2-й тропарь. Певцы - "Слава". Чтец - 3-й тропарь. Певцы - "И ныне". Чтец - Богородичен.
8-я песнь канона поется, как и 1-я. Чтец читает: "Благословите, вся дела. Благословите, Ангели... Благословите, во́ды... Благословите, солнце... Благословите, всяк дождь... Благословите, огнь и вар"...
После этого стиха поется ирмос канона из Минеи и стих "Благословите, ро́сы и иней". Чтец -1-й тропарь Минеи. Певцы - "Благословите, свет и тьма". Чтец - 2-й тропарь. Певцы - "Благословите, земля". Чтец - 3-й тропарь. Певцы - "Благословите, источницы". Чтец - Богородичен Минеи. Певцы - "Благословите, вся птицы небесныя". Чтец - 1-й тропарь первого трипеснца. Певцы - "Благословите, сынове". Чтец - 2-й тропарь. Певцы - "Благословите, священницы". Чтец - 3-й тропарь. Певцы - "Благословите, ду́си". Чтец - Богородичен. Певцы - "Благословите, Анания, Азария и Мисаи΄л". Чтец - 1-й тропарь второго трипеснца. Певцы - "Благословите, апостоли". Чтец - 2-й тропарь. Певцы - "Благословим Отца и Сына и Святого Духа, Господа". Чтец - Троичен трипеснца. Певцы - "И ныне". Чтец - Богородичен. Певцы - "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Чтец - тропарь трипеснца. Певцы - "Хва́лим, благословим" и ирмос второго трипеснца на катавасию.
На 9-й песни обычное каждение. Певцы - "Честнейшую". Затем ирмос 9-й песни из Минеи и стих "Благословен Господь Бог Израилев". Чтец - 1-й тропарь из канона Минеи. Певцы - "И воздви΄же рог спасения нам". Чтец - тропарь. Певцы - "Якоже глаго́ла". Чтец - тропарь. Певцы - "Спасение от враг". Чтец - тропарь. Певцы - "Сотворите милость". Чтец - Богородичен канона Минеи. Певцы - "Клятву, еюже клятся". Чтец - 1-й тропарь первого трипеснца. Певцы - "Служите Ему". Чтец - 2-й тропарь. Певцы - "И Ты, Отроча́". Чтец - 3-й тропарь. Певцы - "Дати разум". Чтец - Богородичен. Певцы - "В нихже посети нас". Чтец - 1-й тропарь 9-й песни второго трипеснца. Певцы - "Направити ноги наша". Чтец - 2-й тропарь. Певцы - "Слава", чтец - Троичен трипеснца. Певцы - "И ныне". Чтец - Богородичен. Певцы - "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Чтец - последний тропарь трипеснца. Певцы - ирмос второго трипеснца.
Затем "Достойно есть" и земной поклон. Малая ектения и светилен. После светильна читаются хвалитные псалмы, "Тебе слава подобает", "Слава Тебе, показавшему нам свет", и читается вседневное славословие: "Слава в вышних Богу". Просительная ектения и стиховные стихиры Триоди, "Слава, и ныне" - Богородичен Триоди. Чтец - "Благо есть испове́датися Господеви", (дважды). Трисвятое по "Отче наш". По возгласе - тропарь "В храме стоя΄ще славы Твоея", "Господи, помилуй" (40 раз), "Слава, и ныне", "Честнейшую", "Именем Господним благослови, отче". Иерей на солее произносит: "Сый благословен..." Чтец - "Небесный Царю". Иерей - "Господи и Владыко живота моего" с поклонами.
Чтец - "Аминь" и читает 1-й час. Иерей входит в алтарь, закрывает завесу и снимает фелонь. (Так совершается утреня по понедельникам, вторникам, средам, четвергам и пяткам Четыредесятницы, если не случатся в эти дни праздники полиелейные или храмовые, или Благовещение.)
См. Если в те дни, в которые совершается по́стовое богослужение (понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу), случится какой-нибудь праздник (24 февраля, 9 и 25 марта, храмовой), то утреня имеет особенности, свойственные празднику и изложенные в 48-й главе Типикона и в храмовых его главах, в которых поэтому и надобно справляться. Здесь мы обратим внимание только на заключительную часть утрени: а) Пение великого славословия в дни Великого поста никогда не полагается - оно читается; б) Утреню должно оканчивать такими образом: "Благо есть" (один раз), Трисвятое по "Отче наш". Возглас. Тропарь - по указанию Типикона. Ектения "Помилуй нас, Боже...." Возглас. Молитва святого Ефрема Сирина (3 великие поклона), и тотчас 1-й час со слов "Приидите, поклонимся", как и сказано, например, в последовании праздника Благовещения, случившегося в Великий понедельник: по Трисвятом - тропарь праздника, ектения и поклоны 3 великие; посем "Приидите, поклонимся" (трижды) и час 1-й (Мк. гл. 12).
На 1-м часе - после трех псалмов и "Аллилуиа" (трижды) - рядовая кафизма (кроме понедельника и пятка). После кафизмы (а когда кафизмы нет, то после псалмов часа) чтец - "Слава, и ныне", "Аллилуиа" (трижды), "Господи, помилуй" (трижды). Иерей на солее пред царскими вратами возглашает или поет на 6-й глас тропарь 1-го часа "За́утра услыши глас мой", весь до конца. Певцы повторяют сей тропарь. Во время пения певцами тропаря иерей и все предстоящие полагают земной поклон. По окончании пения иерей возглашает стих - "Глаголы моя внуши...." В это время певцы творят земной поклон. Восстав, поют снова весь тропарь, а иерей и все предстоящие полагают вторично земной поклон. Дождавшись окончания пения, иерей возглашает 2-й стих - "Яко к Тебе помолюся". В это время певцы полагают второй земной поклон. Восстав, поют тропарь в третий раз, а иерей и предстоящие творят третий земной поклон, певцы же творят третий земной поклон по окончании пения тропаря.
В таком порядке поются тропари и на прочих великопостных часах.
По исполнении тропаря иерей возглашает: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу". Чтец - "И ныне" и Богородичен часа - "Что Тя наречем".
На время чтения Богородичнов на часах всегда полагаются три поясных поклона.
Затем певцы поют "Стопы моя направи". Чтец - Трисвятое по "Отче наш". По возгласе чтец - Богородичен дня (в понедельник, вторник и четверг - "Преславную Божию Матерь"; в среду и пяток - "Скоро предвари"). "Господи, помилуй" (40 раз). "Иже на всякое время". Иерей - "Боже, ущедри ны и благослови ны", "Господи и Владыко живота моего" с 16 поклонами. Конечное Трисвятое. По "Отче наш" и возгласе - "Господи, помилуй" (12 раз), иерей - "Христе, Свете Истинный". Отпуст.
Великопостные часы совершаются при закрытой завесе царских врат.
Часы - 3-й, 6-й и 9-й обычно совершаются вместе с изобразительными и вечерней. Пред З-м часом ударяют в колокол 3 раза, пред 6-м часом - 6 раз и пред 9-м - 9 раз, пред изобразительными - 12 раз, а пред вечерней - обычный великопостный звон в два колокола.
3-й час. Иерей в епитрахили, перед царскими вратами, совершив три поклона, произносит возглас "Благословен Бог наш..." Чтец - "Аминь", "Слава Тебе, Боже наш" и последование 3-го часа, как обычно. По окончании третьего псалма чтец глаголет "Слава, и ныне" - "Аллилуиа" (трижды) с 3 поясными поклонами. "Господи, помилуй" (трижды). "Слава". Другой чтец глаголет - "И ныне" - и начинает рядовую кафизму. "Аллилуиа" между "Славами" поется, как обычно. После 3-й "Славы" сам чтец заканчивает "Слава, и ныне" - "Аллилуиа" (трижды). "Господи, помилуй" (трижды). Иерей пред царскими вратами глаголет тропарь 3-го часа "Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа" по тому же чину, как и тропарь 1-го часа. По исполнении тропаря и поклонов иерей возглашает "Слава", чтец - "И ныне" и Богородичен "Богородице, Ты еси Лоза Истинная". Во время Богородична полагаются 3 поясных поклона. И далее все последование часов по порядку, указанному в Типиконе и Часослове.
На 6-м часе читаются тропарь пророчества, прокимен и паримия.
В конце 9-го часа - молитва Ефрема Сирина только с 3 поклонами.
После молитвы 9-го часа отверзается завеса царских врат, певцы поют "Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем". Каждый стих сопровождается поясным поклоном, а последние три стиха "Помяни нас, Господи", "Помяни нас, Владыко", "Помяни нас, Святый" - с поклонами земными. Затем чтец глаголет - "Лик Небесный", "Верую", "Ослаби, остави", "Отче наш" и кондаки.
Кондаки на изобразительных читаются в следующем порядке: в храме Христовом - кондак храма, дня, рядового святого по Минее, "Слава" - "Со святыми упокой", "И ныне" - "Предстательство христиан". В храме Богородицы - кондак дня, рядового святого, "Слава" - "Со святыми упокой", "И ныне" - храма Богородицы. В храме святого - кондак дня, храма святого, рядового святого, "Слава" - "Со святыми упокой", "И ныне" - "Предстательство христиан". "Господи, помилуй" (40 раз), "Слава, и ныне". "Честнейшую", "Именем Господним". Иерей на солее произносит "Боже, ущедри ны" и молитву святого Ефрема Сирина с 16 поклонами.
Вечерня вседневная, совершаемая в понедельник, вторник и четверток Четыредесятницы, не имеет начального возгла́са. После поклонов на изобразительных чтец - "Приидите, поклони΄мся" и псалом "Благослови, душе́ моя, Господа". Иерей в епитрахили и фелони читает пред царскими вратами светильничные молитвы. По псалме - великая ектения. Затем кафизма 18-я "Ко Господу внегда скорбети ми, воззвах" в обычном порядке с 3 поясными поклонами на каждой "Славе". После кафизмы - малая ектения. "Господи, воззвах" во глас стихир Триоди. Стихир 6: Триоди 3 и Минеи 3. Во время пения стихир совершается обычное каждение всего храма. "Слава" - святого из Минеи, если есть, "И ныне" - по гласу "Славы" из дополнительной части Минеи. Если "Славы" святого нет, то "Слава, и ныне" - Богородичен по гласу стихир святого, и во вторник и четверток - Крестобогородичен. Входа нет. "Свете Тихий". Прокимен Триоди. Паримия. Второй прокимен и вторая паримия. "Сподоби, Господи". Ектения просительная. После нее стихиры на стиховне из Триоди, "Слава, и ныне" - Богородичен (а во вторник и четверток Крестобогородичен Триоди). "Ныне отпущаеши", Трисвятое по "Отче наш". По возгласе тропари, глас 4-й - "Богородице Дево" и следующие. "Господи, помилуй" (40 раз), "Слава, и ныне" - "Честнейшую", "Именем Господним". "Сый благословен". "Небесный Царю". Молитва святого Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего" с обычными 16 поклонами. Конечное Трисвятое. По возгласе "Господи, помилуй" (12 раз), "Всесвятая Троице", "Буди имя Господне" с 3 поясными поклонами. Псалом "Благословлю Господа на всякое время" полностью. По прочтении псалма иерей - "Премудрость". Певцы - "Достойно есть". Иерей - "Пресвятая Богородице, спаси нас". Певцы - "Честнейшую". Иерей - "Слава Тебе, Христе Боже". Певцы - "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (трижды), "Благослови". Иерей - дневной отпуст. Певцы - многолетны. Завеса царских врат закрывается.
Великое повечерие. Пред началом повечерия ударяют в колокол 12 раз косно. Иерей в епитрахили, сотворив пред царскими вратами при закрытой завесе три поклона, возглашает "Благословен Бог наш". Чтец - "Аминь", обычное начало и псалом 69-й "Боже, в помощь мою вонми".
Этот псалом читается в начале повечерия только в первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста ради Великого канона. В прочее время Четыредесятницы он читается в начале 3-й части повечерия после молитвы "Владыко, Боже Отче Вседержителю".
Во время чтения псалма иерей исходит на средину храма, где стоит аналой с приготовленной для чтения Великого канона Триодью. Пред аналоем возжигается свеча на выносном подсвечнике. По окончании псалма 69-го начинается Великий канон. В начале каждой песни певцы поют ирмосы по дважды. Они же поют и припевы "Помилуй мя, Боже, помилуй мя", "Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас", "Преподобная мати Марие, моли Бога о нас", "Слава", "И ныне". Во время медленного пения этих припевов все предстоящие полагают по 3 поклона. Певцы во время пения поклонов не творят, а совершают их во время чтения по следующих тропарей. Тропари канона читает предстоятель. Катавасии после 1-й - 8-й песней не бывает. По прочтении Богородична на 6-й песни предстоятель глаголет "Господи, помилуй" (трижды). "Слава, и ныне". Певцы поют кондак Великого канона: "Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и и΄маши смути΄тися: воспряни΄ у́бо, да пощадит тя Христос Бог, везде Сый, и вся исполняяй". Затем ирмос 7-й песни. По прочтении последнего тропаря поется ирмос 9-й песни. По исполнении его все полагают земной поклон, после чего иерей, читавший канон, отходит со средины храма в алтарь.
После катавасии чтец читает псалом 4-й "Внегда призвати ми", и продолжается великое повечерие по чину его.
Стихи "С нами Бог" поются велегласно и со сладкопением на два лика. Следующие за сим стихи "День прешед" и прочее также должно петь. Должно петь и "Верую" низким и тихим гласом.
Далее поются антифонно на оба клироса молитвенные стихи "Пресвятая Владычице Богородице". При этом, соответственно указанию Устава, в то время, когда поет правый клирос, должны совершать земной поклон певчие левого клироса и богомольцы, стоящие на левой стороне храма. Когда поет левый клирос, полагают земной поклон певцы правого клироса и богомольцы, стоящие на правой стороне.
Но так как в приходских храмах в будничные дни по большей части пение совершается на одном клиросе, то на практике установился такой порядок пения этих стихов: служа́щий иерей на солее пред царскими вратами возглашает стих "Пресвятая Владычице Богородице". В это время стоящие на клиросе полагают земной поклон. Восстав и дождавшись окончания священником первого стиха, певцы поют его. Во время пения священник полагает земной поклон. Одновременно с ним творят поклон и все предстоящие. Таким же образом исполняются и все последующие стихи: один раз священником и один раз певцами, причем в то время, когда стих поет священник, творят земной поклон певцы, а когда поют певцы, творят земной поклон священник и все молящиеся.
Предпоследний стих "Боже, очисти нас грешных" поют вместе священник и певцы, и по окончании его, в молчании, все вместе и весь народ творят земной поклон. Затем тот же стих повторяют вместе священник и певцы, и по окончании его все полагают земной поклон. В заключение опять вместе священник и певцы поют последний стих "Боже, очисти нас, грешных, и помилуй нас" - и по окончании его все полагают земной поклон.
При совершении поклонов должно помнить правило церковное, что поклоны земные следует полагать "не вкупе с молитвою, но прежде молитву и по молитве поклоны". Богомольцам же надо объяснять, что они должны полагать земные поклоны одновременно со священником.
По окончании пения - Трисвятое без поклонов, ввиду только что бывших поклонов.
Тропари, которые положены по "Отче наш", следует петь "велегласно и со сладкопением". Так же следует петь тропари и по 2-м Трисвятом - "Помилуй нас, Господи" и прочее.
На третьей части повечерия, в первые четыре дня 1-й седмицы, псалом 69-й "Боже в помощь" опускается, как прочитанный в начале повечерия, и после "Приидите, поклонимся" читается псалом 142-й "Господи, услыши молитву мою".
После "Слава в вышних Богу" и Трисвятого - тропарь "Господи Сил, с нами буди" со стихами 150-го псалма по чину, изложенному в Часослове, и дальнейшее последование повечерия. Вместо отпуста иерей, обратившись лицом к молящимся, читает молитву "Владыко Многомилостиве". При чтении молитвы все предстоящие преклоняются до земли.
По молитве иерей произносит "Благословите, отцы святии" - и творит поклон народу, и прочее, как в Неделю сыропустную вечера. Молящиеся отвечают: "Бог да простит ти, отче святый" и кланяются иерею. Иерей, обратясь к алтарю, возглашает ектению "Помолимся о Великом Господине...."
См. Великое повечерие в Великом посту всегда совершается в вечер тех дней, в которые не было полной Литургии, за исключением вечера среды и пятницы 5-й седмицы.