При освящении храма священником совершаются почти те же (за небольшим исключением) священнодействия, какие бывают при освящении храма архиереем.
Накануне освящения в новосозданном храме перед алтарем совершаются малая вечерня и всено́щное бдение. Перед царскими вратами ставится стол, покрытый поверх скатерти пеленой, и на нем полагаются Святое Евангелие, Честны΄й Крест, священные сосуды, лжица, копие, покровцы, возду́хи, пелены΄, вервь для обвязывания престола, гвозди, гу́бы, одежды на престол и жертвенник, и по углам стола - четыре возжженные свечи в подсвечниках. Перед образом Спасителя у царских врат ставится на аналое дискос с освященным антиминсом, покрытый звезди΄цей и возду́хом; перед ним возжигается свеча. В алтаре на особом столе у Горнего места полагаются кропило и камни для забивания гвоздей.
В день освящения, так же как и при освящении храма архиереем, перед поздней Литургией совершается малое водоосвящение. Священнослужители облачаются во все присущие их сану одежды. После водоосвящения священники поверх одежд надевают запо́ны. Затем они берут воду в сосуде на подносе, Крест и стол со всем, что требуется для освящения, вносят через царские врата в алтарь и ставят справа от престола. Царские врата после того затворяются.
Священнослужители приступают к утверждению престола. При этом начальствующий священник не произносит тех молитв, которые читает архиерей при устроении престола, так как они были произнесены им при освящении антиминса.
Священники берут доску престола, предстоятель, ничего не произнося, окропляет ее с обеих сторон, затем окропляет столпы престола. Доска полагается на четырех столпах при пении псалма 144-го: "Вознесу Тя, Боже мой..." Затем на углах доски΄ в проверченные для гвоздей гнездышки столпов вливается воскомасти΄х, и поверхность его заравнивается ножами. Приносятся четыре гвоздя, полагаются на престоле, окропляются и влагаются в просверленные отверстия. При этом поется псалом 22-й: "Господь пасет мя..." Потом приносят четыре камня, которыми после окропления их священнослужители забивают гвозди в столпы престола.
Теперь начинается омовение престола. Приносится возливальник с теплой водой, и священнослужители омывают ею трапезу и отирают ее. Налитую на престол воду иереи растирают руками, а потом - мылом. Потом снова возливают воду, смывают мыло и вытирают престол полотенцами. Затем приносят красное вино, розовую воду и губки и, по окроплении их святой водой, предстоятель выливает вино и воду в сосуд и из него крестообразно возливая на середину престола и по сторонам его. Священники вместе с ним растирают влагу руками и отирают губками досуха. При этом поется псалом 83-й: "Коль возлюбленна селения Твоя, Господи Сил..."
Начинается облачение престола в срачи΄цу и инди΄тию. Сначала срачица окропляется с обеих сторон и возлагается на престол. Затем предварительно окропленным вервием (веревкой) обвязывают, как поясом, престол (не крестообразно, как при освящении архиереем). Предстоятель держит в руке конец вервия и после троекратного опоясывания престола завязывает узел у правого столпа престола. При надевании срачицы и опоясывании поется псалом 131-й: "Помяни, Господи, Давида и всю кротость его..." Потом на престол надевается окропленная святой водой индития при пении псалма 92-го: "Господь воцарися..." На престол полагаются Святое Евангелие и Крест.
После облачения престола украшают жертвенник одеждами, которые сперва окропляют святой водой. На жертвенник поставляются священные сосуды. По окроплении святой водой жертвенник, как и престол, покрывается пеленой.
Затем священники снимают за́поны и отворяются царские двери. Предстоятель кропит алтарь и весь храм святой водой и кадит алтарь и храм при пении псалма 25-го: "Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходи΄х..." При освящении храма священником стены также помазываются Миром. Для этого начальствующий входит в алтарь. Ему подносят подсвечник с невозжженной новой свечой. Он сам возжигает ее и ставит на Горнем месте возле престола. Затем начальствующий произносит: "С миром изыдем", и вземлют иконы, как обыкновенно на крестном ходе. Предстоятель, совершив каждение освящённого антиминса, лежащего у образа Спасителя на столе на дискосе, покрытом звезди΄цей и покровом, вземлет его и, неся на уровне чела, предшествуемый крестным ходом, обходит вокруг храма. Второй иерей, следуя позади, помазу́ет стены храма святым Миром и окропляет их святой водой. Певцы,участвующие в крестном ходе, поют тропари: "Иже на ка́мени веры...", "Святии мученицы...", "Слава Тебе, Христе Боже..."
Придя к западным вратам храма, предстоятель поставляет дискос с мощами на стол, по углам которого возжены четыре светильника. Обратясь к востоку, он произносит: "Благословен еси, Христе Боже наш, всегда, ныне и присно и во веки веков". Певцы внутри храма отвечают: "Аминь". Предстоятель возглашает: "Возмите, врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь Славы". Певцы поют, вопрошая: "Кто есть сей Царь Славы?" Протодиакон говорит: "Господу помолимся", певцы: "Господи, помилуй". Предстоятель читает вслух молитву: "Боже и Отче Господа нашего...", и при коленопреклонении всех тайно читает молитву входа: "Владыко Господи, Боже наш..." (Обе эти молитвы те же, что читаются при освящении храма архиереем.) После прочтения молитвы входа предстоятель отвечает на вопрос хора, возглашая: "Господь Сил, Той есть Царь Славы". Певцы повторяют эти слова. Предстоятель снова возглашает: "Господь Сил, Той есть Царь Славы" и зна́менует крестообразно врата храма антиминсом на дискосе со святыми мощами. Двери отворяются, и он входит в храм при пении тропаря: "Якоже вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту святаго селения Славы Твоея, Господи". Предстоятель входит с антиминсом в алтарь и полагает его на престол, а на него полагает Святое Евангелие и пред антиминосом по возглашении диакона: "Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся" предстоятель читает молитву с коленопреклонением всех: "Господи, Боже наш, Иже тварь единым словом созда́вый..." После этой молитвы продолжается ектения: "Заступи, спаси, помилуй..." После возгла́са "Яко Свят еси..." начальствуюший, взяв Крест и став посреди храма, осеняет им по трижды на каждую сторону. Диакон кадит Честны΄й Крест при осенении и возглашает: "Господу помолимся", хор поет "Господи, помилуй" (12 раз). Предстоятель, а за ним остальные священнослужители целуют Честный Крест.
Затем к Кресту прикладываются все верующие, а предстоятель окропляет всех святой водой. После этого начинаются часы, затем бывает Божественная Литургия по чину.