Полунощницу нужно начинать не позднее 11 часов 20-30 минут, чтобы не спеша совершить ее. Так как Литургия совершается непосредственно после утрени, то входные молитвы читаются до полунощницы, по обычному чину, начиная Трисвятым.
Чин полунощницы. При закрытых царских вратах и завесе иерей на солее творит начало: "Благословен Бог наш". "Царю Небесный" не читается, но по возгласе - "Аминь" и сразу Трисвятое и проч. Псалом 50-й. Канон "Волною морскою". Ирмосы по дважды, тропари на 12 и катавасия - тот же ирмос. Канон следует читать одному из священнослужителей пред Плащаницей. По 3-й песни - седален и по 6-й - кондак и икос Великой субботы. В начале 9-й песни отверзаются царские врата. Совершающий полунощницу иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни "Возстану бо и прославлюся" подъемлют Плащаницу и вносят ее в алтарь. Вслед за этим царские врата закрываются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. Так как обычно Плащаницы устраиваются выпуклыми и на них невозможно при совершении Литургии поставлять дискос и чашу, то Плащаница, которая износилась в Великую Пятницу, полагается на свое обычное место, а на престоле простирается другая, гладкая, не вышитая, а писаная.
По каноне - Трисвятое по "Отче наш", певцы - "Егда снизшел еси". Краткая сугубая ектения, как в начале утрени, и отпуст.
Утреня. Пасхальную утреню у нас обычно начинают в 12 часов ночи. Начинать пасхальное торжество ранее полуночи не рекомендуют канонические правила. Но правила эти не указывают, когда именно после полуночи "в который час, или в которую половину часа или четверть часа подобает начинать веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых", ввиду того, что и в самом Евангелии нет точного указания на час Воскресения (Дионисий Александрийский, 1-е правило). Поэтому не следует удивляться, что в Типиконе о начале пасхальной заутрени говорится не вполне определенно: "об часе утреннем". В Русской Церкви приблизительно за последние сто лет установился обычай начинать пасхальное торжество ровно в полночь. Посему при приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у престола. Предстоятель раздает свечи сослужа́щим. В это же время возжигают свечи и все молящиеся. Предстоятель приемлет в левую руку Крест с трисвещником, в правую - кадило. Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых царских вратах священнослужители тихим гласом поют стихиру "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". После этого отверзается завеса и священнослужители поют 2-й раз эту же стихиру громким гласом. Открываются царские двери, и стихира более высоким гласом поется духовенством в третий раз до половины "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех". Певцы, стоящие на средине храма, заканчивают: "и нас на земли сподоби...." Начинается крестный ход, во время которого певцы непрерывно поют ту же стихиру. В крестном ходе впереди несут фонарь, за ним запрестольный Крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со свечами и кадильницами и за ними священники, младшие впереди. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева - икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель с трисвещником и Крестом. Где один священник, там допускается мирянам нести на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие. Артос на этом крестном ходе не носят, так как он еще не освящен.
Крестный ход идет вокруг храма в обычном порядке при непрерывном трезвоне. Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу в следующем порядке (от южной стороны к северной): фонарь, запрестольный Крест, Евангелие, икона Воскресения, запрестольный образ Божией Матери, по сторонам становятся хоругвеносцы и свещеносцы. Предстоятель и сослужа́щие священники становятся пред святынями по чину. Трезвон прекращается. Настоятель, приняв от диакона кадило, совершает каждение святынь, духовенства, певцов и предстоящих и, трижды крестообразно назна́меновав кадилом затворенные церковные двери, возглашает веле́гласно "Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков". Певцы - "Аминь". Священнослужители поют: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробе́х живот даровав" (трижды). Певцы повторяют то же. Священнослужители поют стихи:
1. "Да воскреснет Бог, и расточа́тся врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящии Его".
2. "Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня".
3. "Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются перед Богом".
4. "Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь".
5. "Слава",
6. "И ныне".
На каждый стих певцы поют тропарь "Христос воскресе" (единожды).
Затем предстоятель или все священнослужители поют "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Певцы заканчивают - "И сущим во гробех живот даровав". Отверзаются церковные двери, и крестный ход шествует в храм при многократном пении "Христос воскресе", пока священнослужители не войдут в алтарь.
Великая ектения. Возглас "Яко подобает" и пасхальный канон - творение святого Иоанна Дамаскина, глас 1-й: "Воскресения день". По Уставу, "творит... начало канона на куюждо песнь всегда предстоятель", обычно же первые слова ирмоса каждой песни начинают все священнослужители. Ирмосы поются на 4, тропари - на 12, с припевом к каждому из них "Христос воскресе из мертвых". Катавасия - те же ирмосы и в заключение тропарь "Христос воскресе из мертвых" (трижды, быстрым распевом).
На каждой песни канона совершается каждение. По Типикону, настоятель "кадит в начале канона святыя иконы и оба лика и братию по чину". Это выражение означает полное каждение всего храма, которое должно быть совершаемо только один раз - на 1-й песни канона. Но по твердо установившемуся издревле обычаю каждение совершается на каждой песни (малое). При соборном служении каждение совершают все иереи поочередно (а при большем числе иереев - попарно). Этот порядок указан в издании (М., 1914), где сказано: "сим же образом кадят и прочии иереи на коейждо песни".
После каждой песни - малая ектения, которую диакон произносит "вне алтаря". Если богослужение совершает один священник, то он все ектении произносит в алтаре. Для произнесения ектении и совершения каждений диакон во всех случаях исходит из алтаря царскими вратами.
По 1-й песни - возглас "Яко Твоя держава, и Твое есть Царство и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков".
По 3-й песни - возглас "Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков".
Таже ипакои΄, глас 4-й:
"Предварившия утро яже о Марии и обретшия камень отвале́н от гроба, слы΄шаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены΄, тецы΄те и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий".
По 4-й песни - возглас "Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков".
По 5-й песни - возглас "Яко святися и прославися пречестное и великоле́пое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков".
По 6-й песни - возглас "Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков".
Кондак, глас 8-й:
"Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разруши΄л еси силу и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, жена́м мироносицам веща́вый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир да́руяй, падшим подаяй воскресение".
И икос: "Еже прежде солнца".
Таже глаголем:
"Воскресение Христово видевше, поклони΄мся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланя΄емся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим; Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем: Имя Твое именуем. Прииди΄те, вси вернии, поклони΄мся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши΄" (трижды).
Стихира, глас 6-й:
"Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече́, даде́ нам живот вечный и велию милость (трижды).
По 7-й песни - возглас "Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков".
На 8-й песни имеется Троичен. Он поется четыре раза с припевом "Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе".
По 8-й песни - возглас "Яко благословися Имя Твое и прославися Царство Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков".
На 9-й песни припев "Христос воскресе из мертвых" не поется, но к ирмосу и к тропарям - особые припевы.
9-я песнь в 1-й день Пасхи должна быть исполнена в таком порядке:
1-й лик - "Величит душа моя Воскресшаго". "Светися, светися".
2-й лик повторяет то же.
1-й лик - "Величит душа моя волею страдавша". "Светися, светися".
2-й лик - то же.
1-й лик - "Христос, новая Пасха". "О Божественнаго".
2-й лик - то же.
1-й лик - "Ангел вопияше". "О Божественнаго".
2-й лик - то же.
1-й лик - "Возбудил еси". "О Божественнаго".
2-й лик - "Магдалина Мария". "О Божественнаго".
1-й лик - "Ангел облиста́яй". "О Пасха велия".
2-й лик - "Христос воскресе". "О Пасха велия".
1-й лик - "Днесь всяка тварь". "О Пасха велия".
2-й лик - "Днесь Владыка плени ада". "О Пасха велия".
1-й лик - "Величит душа моя Триипостаснаго". "О Пасха велия".
2-й лик" - "Радуйся, Дево". "О Пасха велия".
1-й лик - "Величит душа моя Воскресшаго". "Светися, светися".
2-й лик - "Величит душа моя волею страдавша". "Светися, светися".
Тоже оба лика вместе поют ирмос "Светися, светися" и тропарь "Христос воскресе" (трижды, быстрым распевом).
На 9-й песни каждение совершает не иерей, а диакон со свечой, а при соборном служении - два диакона.
По 9-й песни - возглас "Яко Тя хвалят вся Силы небесныя, Отца и Сына и Святаго Духа, и Тебе славу возсылаем, ныне, и присно, и во веки веков". Ексапостиларий "Плотию уснув" (трижды). На "Хвалите" стихиры воскресные на 4, глас 1-й. Затем стихиры Пасхи со стихами, глас 5-й - "Да воскреснет Бог". Последняя стихира заканчивается тропарем "Христос воскресе", который входит в состав стихиры. После этого "Христос воскресе" поется многократно "до́ндеже целует братия друг друга". Священнослужители начинают христосоваться между собой в алтаре во время пения стихир. По Уставу, "целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходя΄й - "Христос воскресе", оному же отвеща́вшу - "Воистину воскресе". Так же должно совершаться христосование и мирянами.
По Уставу, священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Такой порядок мог быть соблюдаем в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев наиболее соответственным будет, чтобы предстоятель после христосования с сослужа́щими, выйдя с Крестом на солею, произнес от себя краткое приветствие предстоящим и закончил его троекратным возглашением "Христос воскресе!" с осенением Крестом на три стороны и после этого возвратился в алтарь. Всякий раз при осенении Крестом все совершают на себе крестное знамение.
После троекратного возглашения предстоятелем "Христос воскресе" певцы поют весь тропарь "Христос воскресе" (трижды) неспешно, чтобы предстоятель имел возможность отнести Святой Крест в алтарь, положить его на престол и выйти на амвон для чтения следующего Огласительного Слова:
"Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопо́льскаго, Златоу́стаго, Слово Огласительное, во святы΄й и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.
Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества. Аще кто раб благоразумный, да внидет в радость Господа своего. Аще кто потруди΄ся постяся, да восприимет ныне дина́рий. Аще кто от перваго часа́ делал есть, да приимет днесь праведный долг. Аще кто по третием часе́ прии΄де, благодаря да празднует. Аще кто по шестом часе́ дости΄же, ничтоже да сумни΄тся, ибо ничи΄м же отщетева́ется. Аще кто лишися и девятаго часа́, да приступит, ничтоже сумня΄ся, ничтоже боя΄ся. Аще кто то́чию дости΄же и во единонадеся΄тый час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже перваго, упокоева́ет во единонадеся΄тый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа́: и последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему да́рствует; и дела́ приемлет, и наме́рение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит. Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии, и втори΄и, мзду приими΄те. Богатии и убо́зии, друг со другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиися и не постившиися, возвеселитеся днесь. Трапе́за исполнена, насладитеся вси. Телец упита́нный, никтоже да изыдет а́лчай; вси насладитеся пира веры; вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества: явися бо общее Царство. Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия΄. Никтоже да убоится смерти, свободи΄ бо нас Спасова смерть. Угаси΄ ю΄ Иже от нея держимый. Плени΄ ада, Сошедшы во ад. Огорчи его, вкусивша плоти Его. И сие предприемый (предве́рдевый, предре́кий) Иса́иа возопи: ад, глаголет, огорчи΄ся, срет Тя до́ле. Огорчися, ибо упразднися. Огорчися, ибо поруган бысть. Огорчися, ибо умертвися. Огорчися, ибо низложися. Огорчися, ибо связася. Прият тело - и Богу прирази΄ся. Прият землю - и сре́те небо. Прият, еже ви΄дяше, - и впаде́ во еже не видяше. Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос - и ты низверглся еси. Воскресе Христос - и падоша демони. Воскресе Христос - и радуются Ангели. Воскресе Христос - и жизнь жительствует. Воскресе Христос - и мертвый ни един во гробе. Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки веков. Аминь".
Певцы поют тропарь святого Иоанна Златоуста "Уст твоих светлость огня", и произносятся ектении "Помилуй нас, Боже" и "Исполним утреннюю молитву".
По возгласе "Твое бо есть, еже миловати" диакон - "Премудрость". Певцы - "Благослови". Иерей - "Сый благословен Христос, Бог наш". Певцы - "Аминь", "Утверди, Боже". Иерей, держа Крест, (вместо "Слава Тебе, Христе Боже") вместе с сослужащими поет "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ", а певцы - "и сущим во гробех живот даровав". Все сослужа́щие выходят из алтаря, младшие впереди, и становятся по чину на солее. Предстоятель с Крестом в руках, обратясь к народу, произносит пасхальный отпуст: "Христос, воскресы΄й из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробе́х живот даровавый, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец", и осеняет предстоящих Крестом на три стороны, громко при каждом осенении: "Христос воскресе!" Молящиеся отвечают: "Воистину воскресе!" Певцы поют тропарь "Христос воскресе (трижды, быстро) и конечное - "И нам дарова́ живот вечный, покланя΄емся Его тридневному Воскресению".
По отпусте утрени, согласно указанию Типикона, "целуем Честны΄й Крест, держимый в руку́ настоятеля". Но если непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия, то целование Креста богомольцами можно отнести к окончанию Литургии.
Пасхальные часы. По возгласе "Благословен Бог наш" - певцы: "Христос воскресе" (трижды). "Воскресение Христово" (трижды), ипакои΄ - "Предварившия утро", кондак "Аще и во гроб", "Во гробе пло́тски, во аде же с душею яко Бог, в раи΄ же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный".
"Слава", "Яко Живоносец, яко рая΄ краснейший воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения".
"И ныне", Богородичен: "Вышняго освященное Божественное селение, радуйся, Тобою бо даде́ся радость, Богородице, зовущим: благословена Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице". "Господи, помилуй" (40 раз), - "Слава, и ныне" - "Честнейшую". "Именем Господним благослови, отче". Иерей - "Молитвами святых отец наших". Певцы - "Аминь", "Христос воскресе" (трижды). "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (трижды). "Благослови". Иерей произносит обычный малый воскресный отпуст без Креста: "Воскресый из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец".
Такой чин песнопений полагается совершать вместо 1, 3, 6, 9-го часов, полунощницы и повечерия.
Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.
Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до отдания Пасхи священнослужители читают вместо "Царю Небесный" - "Христос воскресе" (трижды) и обычные стихи "Слава в вышних Богу" и "Господи, устне́ мои отверзеши".
После начального возгласа Литургии иерей, стоя пред престолом с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, а диакон на горнем месте со свечой, поют трижды "Христос воскресе". Певцы повторяют "Христос воскресе" (трижды). Иерей - 1-й стих "Да воскреснет Бог". Певцы - "Христос воскресе" (единожды) и прочее, как в начале утрени. В заключение священнослужители поют "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ", а певцы - "и сущим во гробех живот даровав". Великая ектения.
Антифоны Пасхи. Вхо́дное - "В це́рквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых". Певцы - "Христос воскресе" (единожды). Ипакои΄ "Предварившия утро", "Слава, и ныне" - кондак "Аще и во гроб". Вместо Трисвятого - "Ели΄цы во Христа крести΄стеся, во Христа облеко́стеся. Аллилуиа".
Указанное начало Литургии, то есть "Христос воскресе" со стихами, антифоны, "Ели΄цы во Христа крести΄стеся", а также причастный стих поются во всю Светлую седмицу, как в 1-й день Пасхи.
Прокимен, глас 8-й - "Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь". Стих "Испове́дайтеся Го́сподеви, яко Благ, яко в век милость Его". Апостол - Деян., зач. 1. "Аллилуиа", глас 4-й. Евангелие - Ин., зач. 1.
При соборном служении Евангелие читают на разных языках: на церковнославянском, русском, и на древних, на которых распространялась апостольская проповедь: на греческом и латинском, а также на языках народов, наиболее известных в данной местности. Обычно предстоятель читает на греческом или русском языке, старший диакон - на церковнославянском. Иереи читают Евангелие, стоя у престола на своих обычных местах, а предстоятель - на горнем месте, старший диакон - на амвоне, прочие же диаконы - на различных местах, "ставше от святаго престола до западных врат церковных". Евангелие обычно делится на 3 статии΄: 1-я статия - 1-5-й стихи, 2-я статия - 6-13-й стихи, 3-я статия - 14-17-й стихи.
Порядок чтения пасхального Евангелия на нескольких языках следующий. После того, как старший диакон испросит благословение: "Благослови, владыко, благовестителя" и предстоятель даст это благословение словами: "Бог молитвами", предстоятель возглашает "Премудрость, про́сти, услышим Святаго Евангелия". Эти же слова вслед за предстоятелем повторяют все иереи и диаконы, кончая старшим диаконом, - каждый, по возможности, на том языке, на котором он будет читать Евангелие. Потом предстоятель произносит "Мир всем". Этот возглас никто из священнослужителей не повторяет. Певцы отвечают: "И духови твоему". Предстоятель возглашает "От Иоанна Святаго Евангелия чтение". За ним повторяют эти слова все иереи и диаконы, также, по возможности, на том языке, на котором будет прочтено Евангелие. После того, как все священнослужители, кончая старшим диаконом, скажут эти слова, певцы поют "Слава Тебе, Господи, слава Тебе". Предстоятель - "Вонмем". То же все священнослужители, кончая старшим диаконом, каждый также на языке, на котором будет читать Евангелие. Предстоятель начинает 1-ю статию, за ним повторяют ее иереи и диаконы и последним - старший диакон. В таком же порядке читаются 2-я и 3-я статии.
Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый "перебор", то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от малых. По окончании Евангелия - краткий трезвон. Когда старший диакон закончит 3-ю статию, певцы поют "Слава Тебе, Господи, слава Тебе".
Старший диакон отдает Евангелие предстоятелю. Прочие диаконы за ним входят в алтарь с Евангелиями и относят их на свои места.
Далее Литургия святого Иоанна Златоустого совершается по обычному чину.
См. Приветствия священнослужителей "Христос посреде нас", "И есть и будет", на Пасхальной седмице заменяются пасхальными "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!". За "Достойно" - "Ангел вопия΄ше" и "Светися, светися". Так до отдания Святой Пасхи, кроме Преполовения и его отдания. Причастный стих - "Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите. Аллилуиа" (трижды). Вместо "Благословен Грядый", "Видехом Свет истинный" и "Да исполнятся уста" поется "Христос воскресе" по одному разу. Так и во всю седмицу Пасхи.
По заамвонной молитве освящается артос. На солее, против царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. Совершается каждение вокруг стола. Диакон - "Господу помолимся".
Молитва на благословение артоса: "Боже Всесильный и Господи Вседержителю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Изра́илеве от Египта и в освобождении людей Твоих от горькия работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! Ты и ныне, смиренно молим Тя, при΄зри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы, рабы Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучи΄хом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи сей приносим: нас же сего принося΄щих, того лобзающих и от него вкушающих Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени΄, здравие всем подавая. Ты бо еси Источник благословения и цельбам Податель, и Тебе славу возсылаем, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков". Певцы: "Аминь".
Иерей окропляет артос святой водой, произнося: "Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь" (трижды). Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы.
По прочтении молитвы певцы вместо "Буди Имя Господне" поют "Христос воскресе" (трижды) и вместо псалма 33-го тот же тропарь - 12 раз и "мно́жае, до́ндеже анафора́ (анти΄дор) от игумена раздается". Священник вместо "Слава Тебе, Христе Боже" поет тропарь "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Певцы - "и сущим во гробе́х живот даровав". Остальное все, как на утрене. На отпусте не поминаются ни святой храма, ни дневные святые. Так и во всю Пасхальную седмицу.
Вечерня в 1-й день Пасхи. Поется 9-й час по пасхальному чину, по окончании которого иерей, облаченный во все священнические одежды, став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом и возглашает "Благословен Бог наш". Певцы - "Аминь". Иерей - "Христос воскресе из мертвых" (трижды), певцы - то же (трижды). Иерей - стихи "Да воскреснет Бог, и расточа́тся врази Его" и прочее, как в начале Литургии. Ектения великая. На "Господи, воззвах" стихиры воскресные на 6. Во время пения "Господи, воззвах" один или два диакона с диаконскими свечами совершают обычное каждение всего храма. На "И ныне" - догматик "Пре́йде сень законная". Вход с Евангелием. Прокимен великий, глас 7-й - "Кто бог велий, яко Бог наш", со стихами. По исполнении прокимна иерей, став в царских вратах лицом к западу, читает Евангелие. Чтение предваряется возглашением "И о сподобитися нам", и прочее. Евангелие - Ин., зачало 65: "Сущу по́зде в день той".
По прочтении Евангелия - ектения сугубая "Рцем вси". "Сподоби, Господи". Ектения просительная. По возгласе поется одна стихира воскресная, глас 2-й - "Воскресение Твое, Христе Спасе", затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами "Да воскреснет Бог". По исполнении стихир - "Премудрость". Певцы - "Благослови". Иерей - "Сый благословен". Певцы - "Утверди, Боже". Иерей поет - "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Певцы - "и сущим во гробех живот даровав". Иерей, с Крестом в руке, глаголет отпуст: "Христос, воскресы΄й из мертвых", и прочее, как в конце утрени. Затем иерей возглашает "Благословен Бог наш", и поем последование пасхальных часов за повечерие.
См. Царские врата во всю Светлую седмицу не закрываются, даже и во время причащения священнослужителей.