Жених и невеста по окончании Литургии стоят в притворе храма лицом к алтарю; жених справа, невеста слева. Священник в полном облачении выходит из алтаря через царские врата, держа в руках Крест и Евангелие. Перед священником выносится свеча. Крест и Евангелие он полагает на аналой, стоящий среди храма.
Кольца, которыми будут обручаться брачущиеся, во время Литургии находятся на правой стороне святого престола вблизи друг друга: слева - золотое, справа - серебряное. Диакон, следуя за священником, выносит их на особом блюде. Священник, приблизившись к вступающим в брак с двумя зажженными свечами, трижды благословляет их иерейским благословением и вручает им свечи.
Свет - это знак радости, огонь дает тепло, потому возжженные свечи являют радость встречи двух любящих людей. Одновременно - это символ их чистоты и целомудрия. Они напоминают нам также о том, что жизнь человека не замкнута, не отделена, она совершается в обществе людей, и все, что случается с человеком, светом или тьмою, теплом или холодом отзывается в душах окружающих его людей. Если рознь и разделение побеждены, если эти двое источают свет любви, то, выйдя из храма, они уже будут не двое, но одно существо.
"Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны" (Ин. 3, 20-21).
Свечи не даются, если оба брачущихся вступают в брак во второй (третий) раз, в напоминание о евангельской притче, где говорится о том, что девы (то есть девственники) выходили навстречу Жениху с возжженными светильниками (Мф. 25, 1). Свечи должны гореть на протяжении всего последования Таинства Брака, поэтому должны быть достаточно большого размера.
Священник вводит жениха и невесту внутрь храма, где будет совершаться обручение. Священнодействие начинается каждением перед венчающимися фимиамом и молитвой в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвой отогнать демона, враждебного честны΄м бракам (Тов. 8, 2). После этого начинаются молитвословия Церкви о брачущихся.
Вслед за обычным началом: "Благословен Бог наш..." произносится великая ектения, которая содержит прошения о спасении брачущихся; о даровании им детей для продолжения рода; о ниспослании им любви совершенной, мирной и помощи Божией; о сохранении их в единомыслии и твердой вере; о благословении их в непорочную жизнь: "Яко да Господь Бог наш дарует им брак че́стен и ложе нескверное, Господу помолимся..."
Затем читаются две краткие молитвы, в которых воздается хвала Богу, соединяющему разделенных и положившему союзы любви, и испрашивается благословение на брачующихся. Воспоминается благословенный брак Исаака и Ревекки как образец девственности и непорочности и исполнение обетования Божия в их потомстве. Невеста уподобляется от века предобрученной Деве Чистой - Церкви Христовой.
Священник, взяв сперва золотое кольцо, произносит трижды:
"Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек)". При каждом произнесении этих слов он творит крестное зна́мение над главою жениха и надевает кольцо на четвертый (безымянный) палец правой руки его. Затем берет серебряное кольцо и произносит, зна́менуя крестообразно главу невесты, трижды:
"Обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)", и надевает ей кольцо также на четвертый палец правой руки.
Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Кольцо - знак вечности и непрерывности брачного союза, ибо непрерывна и вечна благодать Святого Духа.
Затем в знак отдания себя на всю жизнь друг другу, а Господу обоих нераздельным образом, в знак единодушия, согласия и взаимопомощи в предстоящем браке, жених и невеста трижды обмениваются кольцами при участии друга жениха или священника. После тройной перемены колец серебряное остается у жениха, а золотое - у невесты в знак того, что женской слабости передается мужественный дух.
Священник произносит молитву, в которой испрашивается благословение и утверждение обрученным. Вспоминается о чудесном зна́мении "водоношения", поданном слуге патриарха Авраама, когда тот был послан подыскать невесту для Исаака: эта честь предуготована была единственной деве - Ревекке, которая напоила гонца водой. Священник просит благословить положение колец благословением Небесным, сообразно с силой, которую получил через перстень Иосиф в Египте, прославился Даниил в стране Вавилонской и явилась истина Фама́ри. Воспоминается притча Господня о блудном сыне, раскаявшемся и вернувшемся в отчий дом. "А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его..." (Лк. 15, 22).
"И десница раб Твоих благословится словом Твоим Державным и мышцею Твоею высокою", - говорится далее в молитве. Не случайно обручальное кольцо возлагается на палец правой руки, ибо этой рукой мы приносим обет верности, творим крестное зна́мение, благословляем, приветствуем, держим орудие труда и меч в праведной битве.
Людям свойственно ошибаться, сбиваться с истинного пути и без помощи Божией и Его водительства не дойти этим двум слабым людям до цели - Царства Небесного. Потому просит священник:
"И ангел Твой да преды΄дет пред ними вся дни живота их".
Завершается последование обручения краткой ектенией с добавлением прошения об обрученных.
Примечание: 1) Кольца могут быть изготовлены и из одного металла - золота, серебра; и иметь украшения из драгоценных камней. 2) Отпу́ст, указанный в Требнике, по окончании чина обручения не произносится, так как вслед за обручением следует венчание. 3) Священнику следует быть особо осторожным при перемене колец, чтобы не уронить их на пол, так как мужской палец значительно толще женского и поэтому кольцо невесты с трудом удерживается на пальце. В народе бытует, к сожалению, суеверие, что упавшее при обручении кольцо означает распад брака или смерть одного из супругов. Если же такой случай произошел и священник заметил беспокойство среди присутствующих, следует в напутственном слове указать на нелепость этой приметы, как и всех суеверий вообще.