Первый обряд восьмого дня - это омывание с тела новокрещенного Святого мира.
И во осмы΄й день паки приносят его в церковь, во еже омыти...
В ранней литургической практике этому обряду предшествовало возложение епископом рук на голову нового члена Церкви. И об этом напоминается в первой молитве восьмого дня. Новый христианин посылается в мир, где он должен стать свидетелем (греч. "ма́ртир" - мученик) Христовым, глашатаем Царства Божия и потому борцом против "князя мира сего". Его жизнь будет насыщена постоянными опасностями и коварными искушениями. Ибо мы знаем из Евангелия, что враг, поверженный победой Христа, готовится к последней и отчаянной битве с теми, кого Христос отвоевал у него, с тем чтобы "прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24, 24). Конечный результат борьбы - спасение или погибель. Таким образом, первая молитва, читаемая священником, - это прошение о помощи, защите, дерзновении, верности и терпении:
"... щит веры его не наве́тован от врагов соблюди; нетления одежду, еюже одеялся, нескверну в нем и небла́знену сохрани..." Затем священник, при чтении второй молитвы, обычно возлагает руку на голову новокрещенного, произнося слова:
"... возложи на него руку Твою державную и сохрани его в силе Твоея благости, некра́домо обручение сохрани и сподоби его в Жизнь Вечную и в Твое благоугождение".
Это возложение рук знаменует вручение новому христианину знака и дара того дерзновения, без которого не может быть христианской жизни.
"Главы΄ ваша Го́сподеви приклони΄те", - говорит диакон или священник; и приклонением головы новокрещенный показывает свое послушание, свою готовность подчиниться дисциплине воинства Христова, оставаться всегда в его рядах, искать не собственной выгоды, славы и удовольствия, а победы своего Господа.
И священник молится: "Оде́явыйся (оде́явшаяся) в Тя, Христа и Бога нашего, Тебе подклони΄ с нами свою главу, его же (ю же) сохрани непобедима (-му) подвижника (-цу) пребыти на всуе вражду нося΄щих на него (на ню)и на ны, Твоим же нетленным венцем даже до конца победители вся покажи.
Яко Твое есть еже миловати и спасати..."
Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу. В этот день в древности снималась белая одежда. Чтобы победить врага, Сам Господь Иисус Христос совлек с Себя одеяние Славы, "уничижил Себя Самого, приняв образ раба... быв послушным даже до смерти, и смерти Крестной" (Флп. 2, 7, 8). Тогда был прославлен Сын Человеческий. Омывается святое миро, ибо запечатление им было не знаком, но самой реальностью, и христианин должен нести печать дара Духа Святого в сердце своем.
Священник берет концы пелен, омочает их водою и кропит ею крестовидно новокрещенного, произнося:
"Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего".
Затем напояет крещальную губу водой и отирает ею помазанные святым миром части тела, произнося:
"Крестился еси. Просветился еси. Миропома́зался еси. Освятился еси. Омылся еси во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.