Правила Св. Апостолов относятся к самому раннему преданию Церкви и приписываются ученикам Христовым. Никто не думает, что все они были сформулированы и записаны лично святыми Апостолами в том виде, в каком они дошли до нас. Однако, они с первых веков христианства имели высокий авторитет, как записанное апостольское предание. Уже I Вселенский Собор ссылается на эти правила как на нечто общеизвестное, не называя их, потому что других общеизвестных правил до этого Собора не существовало. Т.н. первое правило этого Собора ясно имеет в виду 21 Апостольское, а 2 пр. 80 Апост. правило. Антиохийский Собор 341 г. большую часть своих правил основывает на Апостольских правилах. VI Всел. Собор во 2 правиле подтвердил авторитетность Апостольских правил, провозгласив, "чтобы отныне... тверды и нерушимы пребывали принятый и утвержденный жившими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам переданный именем святых и славных Апостолов восемьдесят пять правил".
Особая важность правил Св. Апостолов заключается не только в их древности и высоко авторитетном происхождении, но и в том, что в них содержатся, в сущности, почти все главные канонические нормы, впоследствии дополненные и развитые Вселенскими и Поместными Соборами и Святыми Отцами.
Епископа да поставляют два или три епископа.
Ср. I Всел. IV; VII Всел. 3. Епископы являются преемниками апостольской благодати. По своей духовной власти они все равны между собою и потому поставляются не кем-нибудь одним, а от лица всего епископата. В Книге Правил тут употреблено выражение "поставляют", которое может означать и избрание. Однако в греческом тексте стоит слово "хиротонисают", т.е. рукополагают. Т.о. правило говорит не об избрании, а о совершении таинства хиротонии епископа, для которого требуется минимально два или три епископа.
Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ.
Ср. Гангр. 6; Лаод.13; Василия Вел. 89. Поставление епископа есть акт, совершаемый от лица Собора. Поставление же пресвитера, диакона или церковнослужителей принадлежит целиком к компетенции епископа, почему он и совершает его единолично.
Если епископ или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные некоторые вещи или мед или молоко, или вместо вина напиток, приготовленный из чего-либо другого, или птиц, или некоторых животных, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых колосьев, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священного чина. Да не будет же позволено приносить к алтарю что-либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святого приношения.
Ср. VI Всел. 28, 57 и 99; Карф. 46. В первые времена Христианства приходящие в церковь верующие приносили разнообразные приношения, перечисленные в правиле. Как видно из него, некоторые, особенно перешедшие из иудейства, приносили в качестве жертвы по примеру ветхозаветной церкви, как природные продукты, так и продукты собственного хозяйства без различия. Часть этих приношений шла на содержание священнослужителей, другая часть освящалась на жертвеннике. Настоящее правило объясняет что к алтарю не должно приноситься ничего, не имеющего богослужебного употребления в Новозаветной Церкви, только хлеб, вино, ладан и масло для лампад. В наше время такими обычными дарами являются приобретаемые верующими просфоры и свечи. В соответствии со следующим, 4 правилом Свв. Апостолов, приношения других продуктов не идут к алтарю, а разделяются между членами причта, как это бывает на общих панихидах в поминальные дни.
Всякого иного плода начатки да посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю. Разумеется же, что епископы и пресвитеры разделят с дьяконами и прочими причетниками.
Ср. Ап. 3; Гангр. 7 и 8; Карф. 46; Феофила Алекс. 8. В настоящем правиле речь идет о начатках плодов, посылаемых в дом епископу и клирикам в качестве их содержания. Приношения эти собирались диаконами и передавались епископу, который затем распределял их между членами клира. Другие виды содержания клира появились поздние, т.е. в IV веке.
Епископ, пресвитер, или диакон да не изгонит своей жены под видом благочестия. Если же изгонит, да будет отлучен от церковного общения; а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина.
Ср. Ап. 51; VI Всел. 4 и 13; Афанасия Вел. 1 о браке священнослужителей. О безбрачии епископов см. VI Всел. 12.
Толкование: Изгнание жены запрещается священным лицам потому, как изъясняет Зонара, что это казалось бы осуждением супружества. Впрочем, воздержание епископов от супружества есть древнее предание, отступление от которого заметил VI Вселенский Собор только в некоторых Африканских церквах, и тотчас запретил своим 12 правилом.
Православная Церковь всегда признавала, что духовные лица могут жить в законном браке. Известно, что некоторые Апостолы имели жен. Древнейший христианский памятник — Апостольские Постановления — говорит о браке Священнослужителей, как об обычном явлении. Ср. Ап. 51; VI Всел. 4 и 13; Афанасий Вел. 1. Только епископов, со времени VI Вселенского Собора (12 прав.), указано избирать из числа безбрачных. Настоящее правило налагает прещение на тех клириков, которые разводились бы со своими женами под предлогом "благоговения", может быть, под влиянием некоторых еретиков того времени, думавших, что брак есть нечто нечистое. Первым наказанием для нарушившого это правило указано "отлучение от общения церковного", т.е. запрещение участия в богослужении на известное время. Если бы эта мера прещения не возымела действия и клирик, разошедшийся с женою оставался непреклонным, то правило предписывает более строгую меру наказания, а именно, лишение виновного священного сана.
Здесь будет кстати объяснить значение запрещения в священнослужении. Каждый епископ и священник совершает служение не в силу неотъемлемого личного дарования, а от лица всей Церкви, от которой идет через иерархию и преподается верующим ток благодати. Священник получает эту благодать от Церкви через своего епископа и ничего не может совершать без его благословения.
1. Запрещение в священнослужении останавливает действие благодати через священнослужителя, подвергшегося такому прещению, — подобно тому, как электрический ток не передается через выключенный провод. Действие благодати возобновляется только после снятия запрещения в законном порядке.
Св. Иоанн Златоуст дает этому другое, подобное же объяснение: "Если бы случилось руке отделиться от тела, — пишет он, — дух, (истекающий) из головного мозга, ища продолжения и не находя его там, не срывается с тела и не переходит на отнятую руку, но, если не найдет ея там, то и не сообщается ей" (Беседа на Ефес., XI, 3).
Запрещенный в священнослужении не имеет права налагать на себя епитрахили и совершать какое бы то ни было священнодействие, даже благословение верующих. Если в состоянии запрещения он приобщается Святых Таин, то принимает их без облачения, вместе с мирянами, вне алтаря.
2. Лишение сана низводит священнослужителя в разряд мирян и делает для него совершение священнодействия невозможным навсегда.
Епископ, пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина.
Ср. Ап. 81 и 83; IV Всел. 3 и 7; VII Всел. 10; Двукр. 11. Священство есть высшее служение и требует от человека средоточия всех его умственных, духовных и физических сил. Поэтому настоящее правило запрещает ему отвлекаться от своего служения другими заботами. Смысл правила уточняется 81 пр. Свв. Апостолов, в котором говорится, что епископу или пресвитеру не подобает вдаваться в "народные управления, но неопустительно быти при церковных делах". Иными словами, правило не допускает увлечения "политикой'', ибо по слову Спасителя никто не может работать двум господам (Мт. 6:24).
Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия будет праздновать с иудеями, то да будет извержен от священного чина.
Ср. Ап. 70; VI Всел. 11; Антиох. 1; Лаод. 37. Время празднования Пасхи было установлено I Вселенским Собором. Настоящее правило устанавливает астрономически момент празднования Пасхи (прежде весеннего равноденствия). Однако, не менее важен другой принцип, указанный в правиле: нельзя праздновать Пасху одновременно с иудеями, ибо торжество Христиан должно быть обособленно от них, никак не сливаясь с теми, кто чужд Спасителю. Этого правила не соблюдают на Западе, где празднование Пасхи по новому календарному стилю иногда совпадает с иудейским праздником.
Если епископ, пресвитер, или диакон, или кто другой из священного списка, при совершении приношения не причастится: пусть представит причину, и если она благословна, да будет извинен. Если же не представит, то да будет отлучен от церковного общения, как ставший причиной вреда народу и наведший подозрение на совершавшего, что тот как бы неправильно совершал (Приношение).
Если в первые времена Христианства было обычно, чтобы за Литургией принимали причастие все присутствующие, то в особенности это относится к духовным лицам, которые и теперь должны стараться принимать его возможно чаще. Св. Василий Вел. писал: "Хорошо и очень полезно ежедневно приобщаться Тела и Крови Христовых; мы же причащаемся четыре раза в неделю: в воскресенье, среду, пятницу и субботу". Настоящее правило имеет в виду и нечто другое: совместное участие в богослужении и причастие есть свидетельство духовного единения. Всякий отказ от такого общения, могущий носить демонстративный характер, является поэтому актом осуждения служащих, соблазняя народ, ибо наводит его на подозрение, что совершавший Приношение, т.е. Литургию, что-то совершал неправильно. Т.о. это правило предостерегает священнослужителей против акта, который для народа может иметь вид осуждения ими своего собрата и вызвать у паствы такое же недоброе чувство.
Всех верных, входящих в церковь, и слушающих Писания, но не пребывающих на молитве и святом Причащении до конца, как производящих безчиние в церкви, подобает отлучать от церковного общения.
Ср. Антиох. 2.
Если кто помолится с отлученным от церковного общения, хотя бы то было и в доме, тот да будет отлучен.
Еп. Иоанн Смоленский в толковании этого правила указывает что, "Церковное отлучение в правилах и древних обычаях Церкви имело три степени:
отлучение от св. Таин, без лишения церковных молитв и духовного общения верных (I Всел. 11; Анк. 5, 6 и 8 и пр.);
не только лишение св. Таин, но и молитв и духовного общения верных (I Всел. 12, 14; Анк. 4, 9; Св. Григория Неокес. 8, 9, 10 и пр.);
совершенное отлучение, или изгнание из самого общества Христиан с лишением всякого, не только духовного, но и внешнего с ними общения: Анафема (св. Петра Алекс. 4; Св. Вас. Вел. 84, 85).
Данное Апостольское правило говорит о второй из этих степеней отлучения.
Отлучение от церковного общения есть свидетельство того, что данное лицо своим непослушанием Церкви, отделилось от нее. Это отлучение относится не только к богослужебной молитве в храме, но и вообще к духовно-молитвенной жизни. Совместная молитва с отлученным была бы демонстрацией пренебрежения к решению церковной власти и к словам Спасителя: "Если и Церкви не послушает, да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18:17). Известный Византийский толкователь св. канонов Вальсамон говорит, что с отлученными от церковного общения разрешается разговаривать только о предметах внецерковного порядка. Ср. Ап. 11 и 12, 45 и 65; Антиох. 2.
Если кто-либо, принадлежа к клиру, будет молиться с изверженным от клира, тот и сам да будет извержен.
Отлучение от церковного общения не допускает к совместной частной молитве. По той же причине, указанной в толковании предыдущего правила, никакое духовное лицо не может участвовать в противозаконно совершаемом богослужебном чине лицом, изверженным из клира или запрещенным в священнослужении. Ср. Ап. 28; Антиох. 4.
Если кто-либо из клира или мирянин, отлученный от церковного общения, или недостойный принятия в клир, отошед, будет принят в ином городе без представительной грамоты, то да будет отлучен и принявший и принятый.
Правило запрещает принятие в общение клирика, находящегося под запрещением в священнослужении или рукоположение мирянина без удостоверения в том, что он не отлучен, а является полноправным членом Церкви. Этим ограждается внутренний порядок в Церкви и верующие предохраняются от принятия священнодействий от лиц, не имеющих права совершать богослужений. Церковная жизнь за рубежом немало страдала от нарушения этого правила епископами и священнослужителями, отделившимися от своей Церкви и искавшими убежища у других "юрисдикций". Как видно из этого правила, принятие в другой Церкви находящегося под церковным прещением клирика, ничем не помогает последнему: отлучению подлежит не только он, но и незаконно его принявший. То же относится к рукоположению лица, по каким-либо причинам признанного своим епископом недостойным принятия в клир. Ср. Ап. 11, 13, 32 и 33; IV Всел. 13; Антиох. 6, 7, 8; Лаод. 41, 42.
Если же будет отлученный: да продолжится ему отлучение, как солгавшему и обманувшему Церковь Божию.
Это есть продолжение Ап. 12, и в Латинском издании Апостольских правил Дионисия оба они соединены в одно. Предыдущее правило говорит об отлученных вообще и о мирянах, ищущих рукоположения, которые, будучи признаны своим епископом недостойными, ищут хиротонии в другой епархии. 13 правило имеет в виду рукоположенного клирика, который, после отлучения своим епископом, отправляется в другую епархию и там добивается принятия в её клир. Еп. Никодим считает, что правило имеет в виду лиц, состоящих под временным отлучением (Ап. 5, 59; IV Всел. 20). Такое запрещение может быть снято только тем епископом, который его наложил (Ап. 16, 32; I Всел. 5; Антиох. 6; Сард. 13). Ср. Ап. 12, 33; VI Всел. 17.
Не позволительно епископу оставлять свою епархию и во иную переходить, если бы и от многих был убеждаем — разве когда будет некоторая благословная причина, понуждающая его сие творить, как могущего словом благочестия бОльшую принести пользу там обитающим. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению.
В принципе епископ избирается на свою кафедру пожизненно, но правила допускают его перемещение по постановлению Собора, когда это требуется для пользы Церкви. Матфей Властарь различает перемещение и перехождение. Первое бывает "когда кто-либо из выдающихся словом и мудростью и могущих утвердить колеблющееся благочестие переводится из меньшей Церкви в большую вдовствующую". Перехождение, по его объяснению, бывает, "когда кто-либо из епископов, когда Церковь его занята язычниками, по воле местных епископов, перейдет в другую, праздную Церковь, ради ее здравомыслия относительно православия и знания церковных законов и догматов" (А., 9). Ср. I Всел. 15; IV Всел. 5; Антиох. 13, 16 и 21; Сардик. 1, 2 и 17; Карф. 59.
Если кто — пресвитер, диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, отойдет во иной, и совсем переместясь, в другом житии будет без воли епископа своего: таковому повелеваем более не служить, и наипаче, если своего епископа, призывающего его к возвращению, не послушал. Если же останется в сем безчинии: там, как мирянин, в общении да будет.
Ср. I Всел. 15 и 16; IV Всел. 5, 10, 20, 23; VI Всел. 17 и 18; Антиох. 3; Сард. 15 и 16; Карф. 65 и 101.
Если же епископ, у которого таковое быть случится, в ничто вменив определенное им запрещение служения, приимет их как членов клира: да будет отлучен, как учитель безчиния.
Сказанное в объяснении 12 пр. Св. Ап. более подробно развивается в 15 и 16 правилах. Тут речь идет о тех клириках, которые переселились в другую епархию без канонического отпуска, пренебрегая призывом своего епископа вернуться. Согласно 16 пр. епископ, не считающийся с запрещением, наложенным на чужого клирика, и принимающий его как члена клира должен быть отлучен "как учитель беззакония". Ср. I Всел. 15; VI Всел. 17; Антиох. 3.