В отличие от малого входа с Евангелием вход с Честными Дарами называется великим. Так он называется по величию воспоминаемого в это время события и по важности цели, для которой совершается: Честные Дары переносятся на престол для совершения Святого Таинства Причащения и принесения их в Жертву Богу и изображают Самого Господа Иисуса Христа, шествующего на вольные страдания и смерть за грехи людей; поэтому при соборном служении литургии выносятся еще крест, копие и лжица, напоминающие орудия страданий и смерти Спасителя.
Молитвенное поминовение членов Церкви, бываемое на великом входе, означает, что Честные Дары будут принесены в Жертву Богу о здравии и спасении всех поминаемых.
Подойдя к жертвеннику, священник и диакон, благоговейно молясь, поклоняются пред ним, и священник заканчивает поминовение имен о здравии и упокоении с выниманием частиц из принесенных просфор.
Затем, взяв кадило, священник кадит Честные Дары, молясь тайно: Боже, очисти мя, грешнаго (трижды). Покадив Честные Дары, он отдает кадило диакону.
Диакон, приняв кадило, произносит: Возми΄, владыко.
Священник, взяв возду́х, которыми покрыты дискос и потир, возлагает возду́х на левое плечо диакона, говоря при этом: Возми΄те ру́ки ваша во Святая и благословите Господа.
Диакон, держа кадило за кольцо одним перстом правой руки (поднятой вверх таким образом, чтобы кадильница опускалась у него сзади правого плеча), становится на правое колено.
Священник, взяв дискос и поцеловав через покровец находящуюся на нем звездицу, передает дискос диакону.
Диакон обеими руками принимает дискос, целует его сбоку, поднимает на уровень чела и отходит на солею северными дверьми.
Священник, поцеловав потир, также через покровец, берет его и идет за диаконом (если священник служит без диакона, то на великом входе он несет потир в правой руке, а дискос - в левой, возложив себе на левое плечо возду́х).
Диакону предшествует свещеносец со свечой и становится за амвоном. Выйдя на солею, священнослужители останавливаются против царских врат лицом к молящимся, которые, воздавая честь Честным Дарам, в это время наклоняют главы.
Диакон: Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя рек епархиального архиерея) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (титул епархиального архиерея), да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков.
После этого диакон входит чрез царские врата в алтарь и, становясь с правой стороны престола, опускается на одно колено, держа дискос при челе.
Священник: Всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
И поет вторую часть Херувимской песни:
Яко да Царя всех поды΄мем, ангельскими невидимо дориноси΄ма чинми [1]. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
1. "Иже Херувимы..." по-русски: Мы (молящиеся), таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь (то есть: Аллилуиа - трижды), оставим ныне все житейские заботы, чтобы принять (в Причащении) Царя всех (Господа Иисуса Христа, шествующего под образом Честных Даров), невидимо сопровождаемого с торжеством ангельскими чинами.
2. В Великий четверг на литургии св. Василия Великого вместо Херувимской песни поется: Ве́чери Твоея΄ Та́йныя днесь, Сыне Божий, прича́стника мя приими΄: не бо враго́м Твоим та́йну повем, ни лoбза́ния Ти дам, яко Иу́да, но, яко разбо́йник, испове́дую Тя: помяни΄ мя, Господи, во Царствии Твоем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
3. В Великую субботу на литургии св. Василия Великого вместо Херувимской песни поется: Да молчит всякая плоть человеча и да стои΄т со страхом и трепетом, и ничто́же земное в себе да помышляет, Царь бо царствующих и Господь господствующих приходи закла́тися и да́тися в снедь верным. Предходят же Сему ли΄цы а́нгельстии, со всяким Началом и Властию, многоочи΄тии Херувими и шестокрилатии Серафими, ли΄ца закрыва́юще и вопию΄ще песнь: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
После перенесения Даров с жертвенника на престол Церковь воспоминает погребение Христа Спасителя.
По возгласе на солее священник входит в алтарь, и диакон говорит ему: Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем.
Священник отвечает: Да помянет Господь Бог священнодиаконство твое во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков. (Эти поминовения должны произноситься тихо "елико то́чию друг другу слышати", а не громогласно и не всеми присутствующими в алтаре и на клиросах, как теперь часто принято. Такое громогласие особенно неуместно в Великую субботу.)
Произнося эти слова, священник поставляет потир на престоле, на развернутом антиминсе, в правой стороне его. Затем, беря от диакона дискос, поставляет его на антиминсе, в левой его стороне, и читает тропари:
Благообразный Иосиф, с дре́ва снем пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и воня΄ми (благоуха́ньми), во гробе но́ве, покрыв, положи΄.
Во гробе пло́тски, во аде же с душею, яко Бог, в раи΄ же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный.
Яко Живоносец, яко рая΄ красне́йший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения.
После передачи дискоса священнику диакон подходит к царским вратам, кадит свещеносца, закрывает царские врата и завесу их, и становится с правой стороны престола.
По прочтении тропарей священник снимает покровцы с дискоса и потира и полагает их по обеим сторонам престола.
Если священник служит без диакона, то, поставив потир и дискос на престоле, он обращается к западу, подходит к царским вратам, благословляет свещеносца, закрывает царские врата и завесу, снимает покровцы с дискоса и потира и полагает их по сторонам престола, читая: "Благообразный Иосиф...", "Во гробе плотски...", "Яко Живоносец...."
Далее священник берет с плеча диакона (или со своего плеча) возду́х, обвивает им кадильницу (которую держит диакон или прислужник), покрывает возду́хом дискос и потир и произносит: "Благообразный Иосиф...."
Затем священник трижды кадит Честные Дары, говоря: Ублажи΄, Господи, благоволением Твоим Сиона и да сози΄ждутся сте́ны Иерусалимския: тогда благоволи΄ши жертву правды, возношения и всесожега́емая, тогда возложа́т на алтарь Твой тельцы.
Честные Дары, по внесении их в алтарь, поставляются на престоле на раскрытом антиминсе, как бы на гробе Христа Спасителя. В тропарях "Благообразный Иосиф...", "Во гробе плотски...", "Яко Живоносец..." воспоминаются снятие Господа со Креста, Его погребение, а также сошествие во ад. Каждение, которое в это время совершает священник, бывает в воспоминание тех благоуханий, с которыми было положено Тело Спасителя во гроб. Закрытие царских врат знаменует сошествие Иисуса Христа во ад, а закрытые завесы - стражу, поставленную у двери Гроба Господня. Возду́х, которым покрываются Святые Дары, изображает камень, приваленный к двери Гроба Господня.
Отдавая кадильницу диакону или прислужнику и преклонив главу, священник испрашивает у диакона молитв о себе: Помяни мя, брате и сослужителю.
Диакон, взяв кадильницу, отвечает: Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем. Затем диакон отдает кадильницу прислуживающему в алтаре; наклонив главу и держа, как обычно, орарь тремя перстами, он, в свою очередь, испрашивает молитв священника: Помолися о мне, владыко святый.
Молясь друг о друге, они призывают себе в помощь силу и действие Святого Духа.
Священник: Дух Святый на́йдет на тя, и сила Вышняго осени΄т тя.
Диакон: Тойжде Дух содействует нам вся дни живота нашего. Помяни мя, владыко святый.
Священник, благословляя, говорит ему: Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон произносит: Аминь, целует благословляющую руку священника. Если священник служит без диакона, эти поминовения опускаются.
Так заканчивается великий вход.
- Дориносима чинми - носимого, как в древности, победителя (на сложенных копьях), с торжеством ^