Согласно словам Самого Спасителя нашего: "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20, 22-23), священнослужитель может в отдельных случаях отпускать грехи не сразу после их исповедания, а лишь по исполнении кающимся в течение определенного времени особо назначенного ему послушания - епитимии? Это слово в переводе с греческого означает "прещение", но по духу своему является не карательным, а церковно-воспитательным средством. Епитимия΄ - это урок, упражнение; она приучает к духовному подвигу, рождает стремление к нему. Возможные виды епитимии: поклоны во время богослужения или чтения домашнего молитвенного правила, молитва Иисусова, вставание на полунощницу, духовное чтение (Акафисты, Жития святых), пост, милостыня - кому что нужнее. Епитимия всегда должна быть ограничена точным сроком и исполняться по твердому распорядку, например, чтение Акафиста вместе с вечерним правилом в течение 40 дней.
На первом месте при назначении епитимии лицу, виновному в ссорах, оскорблениях, побоях, должно быть покаяние перед обиженным и примирение с ним. Епитимию надо сообразовывать с условиями жизни кающегося. Нельзя назначать чтение акафистов, если у человека нет их текстов; нельзя призывать его к ежедневному присутствию на богослужении, если он работает на производстве или в учреждении. Если по бытовым условиям прихожанин не может читать большие молитвенные правила с акафистами и земными поклонами, то можно предложить ему исполнять это в храме до начала богослужения, но ни в коем случае не во время общей службы.
Умирающие, находящиеся под епитимией, не лишаются Причащения, но в случае выздоровления больного оно продолжается до установленного срока.
Над человеком, исполнившим предписания данной ему епитимии, должна быть прочитана особая разрешительная молитва (Сербский Требник, гл. 8).