Всеобщность благодати и предопределение

Всеобщность благодати и предопределение

В некоторых христианских обществах протестантского характера утвердилось в качестве вероисповедного признака мнение о безусловном предопределении и ограниченности сообщения Богом Благодати. По учению "предестинациан" спасительная Благодать подается не всем, но только одним предопределенным ко спасению. Это лжеучение возникло еще во втором веке у гностиков, усилилось в пятом веке в Африке и Галлии и было обличаемо отцами и учителями Церкви, оно распространялось в средние века под именем учения бл. Августина и достигло последнего своего развития у реформатов (в частности - кальвинистов, которые внесли его даже в свои исповедания).

Православная Церковь исповедует догмат всеобщности Благодати и условности предопределения. Учение об этом выражено в Послании восточных патриархов в 1672 году. Здесь говорится:

"Веруем, что всеблагий Бог предопределил к славе тех, которых избрал от вечности, а которых отвергнул, тех предал осуждению, - не потому, впрочем, чтобы Он восхотел таким образом одних оправдать, а других оставить и осудить без причины: ибо это несвойственно Богу, общему всех и нелицеприятному Отцу, Который "всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти" (1 Тим. 2,4), но поелику Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо, то посему одних предопределил к славе а других осудил. О употреблении же свободы мы рассуждаем следующим образом: поелику Благость Божия даровала Божественную и просвещающую Благодать, называемую нами также предваряющею, которая подобно свету, просвещающему ходящих во тьме, путеводит всех, - то желающие свободно покоряться ей (ибо она споспешествует ищущим ее, а не противящимся ей) и исполнять ее повеления, необходимо нужные для спасения, - получают посему и особенную Благодать, которая, содействуя, укрепляя и постоянно совершенствуя их в любви Божией, т.е. в тех благих делах, которых требует от нас Бог (и которых требовала также предваряющая Благодать), оправдывает их и делает предопределенными), то, напротив, которые не хотят повиноваться и следовать Благодати, и потому не соблюдают заповедей Божиих, но, следуя внушениям сатаны, злоупотребляют своею свободою, данною им от Бога с тем, чтобы они произвольно делали добро, предаются вечному осуждению. Но, что говорят богохульные еретики, будто Бог предопределяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, это мы почитаем безумием и нечестием" (чл. 3).

Эта цитата из "Послания" достаточно полно выражает учение Православной церкви о неограниченности Благодати и действительной сущности предопределения. Это учение сводится к следующим положениям:

1. Благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределенных к праведности и вечному блаженству.

2. Предопределение Божие одних к вечное блаженству, других - к вечному осуждению, не безусловно, а условно, и основывается на предведении того, воспользуются ли они или не воспользуются Благодатию.

3. Благодать Божия не стесняет свободы человека, не действует на нее неопреодолимо, как это отмечалось и ранее, и

4. Человек деятельно участвует в том, что совершает в нем и чрез него Благодать Божия, о чем подробно сказано выше.

Истина того, что Благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределенных, свидетельствуется в ряде мест Священного Писания.

В послании к Ефесеям ап. Павел говорит: "Един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех нас" (Еф. 4,6).

В послании к Римлянам Апостол утверждает ту же истину: "Или иудеев Бог токмо, а не и языков? Ей, и языков" (Рим. 3,29).

В тесте "Послания" приводятся слова ап. Павла из 1-го послания к Тимофею о том, что Бог "всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти" (1 Тим. 2,4). Если же Он всем желает спастися, то, без сомнения. Он подает или готов подать спасительную Благодать.

"... Хлеб, егоже Аз дам. Плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира" (Ин. 6,51) - говорит Сам Спаситель. А в своем 1-м послании ап. Иоанн свидетельствует об этой истине следующими словами:

"И Той очищение есть о гресех наших: не о наших же точию, но и о всего мира" (1 Ин. 2,2).

Если Христос есть Очищение о грехах всего мира, то, несомненно. Он всему миру подает спасительную Благодать, без которой очищение грешника невозможно.

Господь основал Свое благодатное царство на земле для всех людей, повелел научить "вся языки, крестяще их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф. 28,19).

О том, что Бог дарует Свою Благодать не только праведникам для совершенства, но и грешникам для обращения, свидетельствует Христос Спаситель в другом месте: "не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние" (Мф. 9,13). "... Несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых" (Мф. 18,14).

Эта истина указана и в Ветхом Завете: "Благ Господь всяческим и щедроты Его на всех делех Его" (Пс. 144,9) -говорит Псалмопевец.

"Живу Аз, глаголет Адонаи Господь, не хощу смерти грешника, но еще обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему" (Иез. 33,11).

Соответственно учили и отцы Церкви. Так, св. Иоанн Златоуст говорит: "Если (Христос) "просвещает всякаго человека, грядущаго в мир" (Ин. 1,9), - каким образом люди пребывают без просвещения? Он действительно просвещает всякого, но если некоторые, закрывая самовольно очи ума своего, не хотят принимать лучей сего света, то пребывание их во тьме зависит не от естества света, а от несчастия тех, которые по своей воле лишают себя дара. Ибо благодать излилась на всех..., и не желающие пользоваться таким даром должны, по справедливости, самим себе вменять свое ослепление".

Соответствующие мысли можно находить в творениях св. Климента Римского, св. Амвросия и других отцов и учителей Церкви.

Таковым было и постоянное верование и действование Православной Церкви, которая всегда призывала грешников к покаянию, всегда совершала для них таинство Покаяния и всегда учила, что в этих таинствах им даруется Благодать Божия, очищающая их от грехов и соделывающая их способными к воссоединению в таинстве Евхаристии со Христом, - Источником всякой Благодати.

Излишне доказывать, что и здравый разум при одной мысли о Боге, бесконечно благом и правосудном, не может принять мысль о том, что Его любовь не распространяется на всех, что Он не содействует общему спасению и не подает необходимой для этого Благодати.

Истина того, что предопределение Божие одних к вечному блаженству, других к вечному осуждению - условно, и основывается на предведении того, воспользуются ли или не воспользуются они Благодатию, - усматривается из ранее сказанного о всеобщности Благодати, но, кроме того, указывается также и прямым учением Священного Писания. Слово Божие проповедует, что вечная участь каждого по смерти, - вечная слава или вечное мучение, - будут воздаянием за дела в настоящей жизни, что "всем явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла" (2 Кор. 5,10). Из слов Самого Спасителя в изображении Страшного Суда (Мф. 25, 34-36, 41-43) также уясняется истина того, что если Бог одним уготовал от сложения мира царствие, а другим огонь вечный, то не потому, будто одних возлюбил, а других возненавидел без всякой причины, но потому, что одни оказались достойными царствия, а другие - огня вечного, по собственным делам своим, которые Бог от сложения мира видел и знал как уже совершившиеся, не будучи ограничен временем.

Св. Апостол Павел ясно учит, что предопределение Божие основывается на предведении, выражая эту истину в послании к Римлянам следующими словами: "ихже предуведе (Бог), тех и предустави, сообразных быти образу Сына Своего..., а ихже предустави, тех и призва: а ихже призва, сих и оправда, а ихже оправда, сих и прослави (Рим. 8, 29-30). Не просто предуставил, говорит Апостол, но предуставил потому, что предвидел, - чье Благочестие предвидел, тех и предопределил, или, как выражается блаж. Иероним, "о ком знал Бог, что они будут сообразны Сыну Его в жизни, тех и предопределил быть сообразными Ему в самой славе". Так учили и все отцы и учителя Церкви.

Есть в Св. Писании места, которые могут показаться благоприятствующими мнению о безусловном предопределении Божием. Но это предположение может возникнуть только при неправильном их толковании.

1. Таковы слова Апостола: "(Бог) избра нас в Нем (во Христе) прежде сложения мира, быти нам святым и непорочным пред Ним в любви" (Еф. 1,4), - избрал, следовательно, не потому, что предвидел нашу святость и добрые дела, а для того, чтобы мы соделались святыми, избрал не по делам нашим, а по одной Своей воле. Но здесь и в других подобных местах (2 Сол. 2;13; 1 Кор. 2,7) разумеется избрание или предопределение не к славе (Мф. 25,34), которое, как мы видели, несомненно бывает по предведению добродетели человека, а избрание, предопределение быть призванными к Благодати во Христе, которое действительно дано не по делам человеческим, а для обращения людей к вере и добрым делам, - по одной бесконечной благости и милосердию Божию (2 Тим. 1,9). Но это признание к Благодати во Христе относится не только к тем, кто спасется, а простирается на весь род человеческий. Тот же Апостол в другом месте свидетельствует: "явися Благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце" (Тит. 2,11-12).

2. Слова апостола об Исаве и Иакове, что еще "не рождшимся" им, "ни сотворшим, что благо, или зло", Бог уже предрех: "яко болий поработает меньшему..., Иакова возлюбих, Исава же возненавидех". И следующие за тем слова: "Моисеови глаголет: помилую, егоже аще помилую, и ущедрю, егоже аще ущедрю... Темже убо егоже хощет, милует: а егоже хощет, ожесточает" (Рим. 9,11-13, 15, 18).

Но эти слова нужно понимать в связи с основною мыслию вероучительной части послания к Римлянам, где указывается, что человек оправдывается верою в Иисуса Христа и опровергается мнений-иудеев, что оправдание зависит от дел их закона, - мнение, вследствие которого они только себе усвояли право быть сынами царства Мессии, исключая из него всех язычников. Апостол объясняет, что язычники потому именно и оправдались, что уверовали в Иисуса Христа, а иудеи, напротив, потому и отвержены, что, надеясь оправдаться делами закона, не хотели веровать в Искупителя (9,30-32). Так как иудеям могло казаться невероятным и даже несправедливым, чтобы Бог отверг их и лишил оправдания, тогда как они происходят от Авраама, которому даны были все обетования, и с ревностию исполняли дела закона, то Апостол разъясняет им, что происхождение от Авраама и дела закона не дают им права на усыновление Богу и получение от Него Благодати оправдания. Благодать оправдания, которой они лишились, даруется не чадам Авраама по плоти, а тем, которые происходят от него по духу и "суть чада обетования", т.е. способны к истинной вере: Измаил происходил от Авраама и даже был первенцем его, но сыном обетования был Исаак. Точно такие Исав был первенец и единоутробный брат Иакова, однако же не наследовал того, что было даровано последнему, и такое предпочтение совершилось еще до рождения Исава и Иакова, и как Иакову Бог дал преимущество пред братом не потому, что он происходил от Авраама, и не потому, что творил дела закона, так равно и теперь дарует людям усыновление и оправдание, не потому, что они творят дела закона и по плоти суть чада Авраама, но потому, что по духу, по вере, они суть чада обетования: "Сиречь, не чада плотская, сия чада Божия, - поясняет Апостол, - но чада обетования причитаются за семя" (Рим. 9,8).

Говоря, что Бог раздает Свои дарования людям по одной Своей милости и назначает одним ту, другим иную участь, совершенно свободно и еще прежде рождения их. Апостол не только не отвергает мысли, что Бог поступают в этом случае на основании Своего предведения действий человеческих, но необходимо предполагает ее, он учит, что и в этом случае Бог поступает по правде (9, 14) и что если Он попускает ожесточение и казнит некоторых людей, то именно тех, которые сами, подобно фараону, соделали себя "сосудами гнева" и казнит уже по многом долготерпении (9, 22).

Не может служить в пользу верования в безусловное предопределение и то обстоятельство (на которое указывают реформаты), что некоторые народы вымерли, не слыхав проповеди о спасении во Христе; это дает повод некоторых утверждать, что Благодать не всеобща, что есть отверженные Богом от участия в благах Искупления. И сами христианские народы, добавляют они, исповедуют христианство не в одинаково чистом и совершенном виде.

Действительно, не все люди и даже народы слышат слово благовестия Христова. Распространение Евангелия имеет свою историю. Благость Божия, хотя и всем хочет спасения, но полнота призывания и обращения людей ко Христу ограничивается в известное время некоторыми. Божественная премудрость, поскольку может представить ее действия слабый человеческий ум, определяет состав человеческих поколений по временам и эпохам, одним давая бытие в дохристианском, другим - в христианском мире, одним давая менее, другим - более духовного просвещения, с тем, чтобы взыскать менее или более (- притча о талантах, о рабах, знавших и незнавших волю господина). Но Божественный Промысл поставляет каждого человека в те или иные условия бытия, - как по обстоятельствам, так и по времени, - сообразуясь с восприемлемостью естественных сил и условиями наилучшего проявления их свободы.

Об этом можно сделать заключение на основании слов св. ап. Павла: "Сотворил же есть (Бог) от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному, уставив предучиненая времена и пределы селения их, взыскати Господа, да поне осяжут Его и обрящут, яко не далече от единаго коегожде нас суща" (Деян. 17, 26-27).

Таким образом, бытие человека в тех или иных условиях обусловлено не одною волею Божиею, но и волею человеческою. Но никто не извергается из числа участников духовной жизни человечества и в ней участвуют все, кто не угасил в себе духа, кто отзывается на призывающий голос Благодати хранением в себе образа Божия. И будущее всеобщее просвещение мира евангельскою проповедию не следует рассматривать как нечто случайное и оторванное от предшествовашей истории и прежних поколений, а как явление, связанное с общей духовной жизнью человечества и промыслительно из нее вытекающее.

Ввиду этого, ошибочно было бы видеть причину того, что так много поколений родятся и умирают, не слыша евангельской проповеди, и не участвуя в полноте даров Благодати Св. Духа, в отвержении их Богом по одной Его безусловной воле. Здесь тайна проявления Божественной премудрости, о чем сказал Апостол: "О глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове Его и неисследовани путие Его" (Рим. 11, 33)

Email рассылкаTelegram

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here