Православные молитвы

Отечник

Авва Антоний Великий

36. Один ловец диких зверей пустыни пришел для охоты на гору св. Антония. Увидев, что Авва утешает братию, он соблазнился этим. Старец, желая его успокоить и показать, что иногда нужно предоставить братии некоторое послабление, сказал ему: Вложи стрелу в свой лук и натяни его. Охотник сделал это. Старец сказал: еще натяни. Охотник натянул лук туже. Старец говорит опять: Натяни еще более. Охотник отвечал: Если сверх меры натянуть лук, то он переломится. На это Авва Антоний сказал: Так бывает и в деле Божием. Если сверх меры напрягать силы братии, то они скоро отпадут от дела Божия; необходимо по временам давать им послабление. Ловец, услышав это, выразил свое согласие и ушел от старца с большой пользой, а братия, утвердившись в правильном воззрении на свой подвиг, разошлись по кельям.

Примечание: Повесть необыкновенной важности! Все подвиги, предпринятые несоответственно силам, оставляются. Так вредно впечатление, производимое несоразмерным подвигом, что эти подвижники оставляют всякий подвиг и переходят к нерадивой жизни, к душевному расстройству. Св. Исаак Сирский говорит, что "Безмерному деланию последует уныние; потом исступление", т.е. расстройство. Утешением называется некоторое послабление братии, вне обычного порядка и правила для их жизни, преимущественно в пище. Когда на трапезу подадут или рыбу, или вино, или плоды - это называется утешением; когда в великий праздник, все это предложится на трапезе, тогда утешение называется великим. Также если больному или старцу дадут более удобную одежду, чем ту, которую носят вообще все, это тоже называется утешением. (стр. 38)

30. Однажды блаженный Антоний молился в келье и был к нему голос: "Антоний! Ты еще не пришел в меру кожевника, живущего в Александрии." Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешно пошел в Александрию. Когда он пришел к указанному кожевнику, муж этот крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец ему сказал: "Поведай мне свои дела, потому что для этого я пришел сюда, оставив пустыню." Кожевник отвечал: "Не знаю за собой, чтобы я сделал когда либо и что-либо доброе: по этой причнне, вставая рано с постели, прежде нежели выйду на работу, говорю сам в себе: Все жители этого города от большого до малого, войдут в Царство Божие за свои добродетели, а я один пойду в вечную муку за мои грехи. Эти же слова повторяю в своем сердце, прежде нежели пойду спать." Услышав это, блаженный Антоний отвечал: "По-истине, сын мой, ты как искусный ювелир, сидя спокойно в своем доме, стяжал Царство Божие; а я, хотя всю жизнь мою провожу в пустыне, но не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты выражаешь своими словами."

Примечание: Глубина смирения есть вместе и высота преуспевания. Нисходя в бездну смирения, восходим на небо. Покушающийся взойти на Небо без смирения низвергается в бездну самомнения и погибели. (стр.41)

28. Авва Антоний поведал, что однажды в видении он увидел множество сетей, которые дьявол раскинул по земле. И подумал он: "Горе роду человеческому! Кто сможет освободиться от этих сетей?" На это было сказано ему: "Смиренномудрие спасается от этих сетей и они даже не могут прикоснуться к нему."

Примечание: Авва Макарий Старший, египтянин, ученик аввы Антония, также видел во внутренней пустыне скита все сети дьявола и их самих в виде двух людей.

13. Авва Антоний сказал: "Мы не преуспеваем по той причине, что не знаем ни мер наших, ни того порядка, который необходим для преуспевания; не понимаем, какие дела приличествуют нам, - хотим стяжать добродетели, не употребив труда к стяжанию их. Когда восстает борьба против искушений там, где мы живем, переселяемся в другое, полагая, что есть такое место, где нет дьявола. Кто имеет духовное знание для борьбы с искушениями, тот с твердостью и постоянством сражается против них в Боге, как и Господь сказал: "Царство Божие внутри вас" (43).

Авва Арсений рассказал:

3. Был один великий подвижник-скитянин, который по своему невежеству заблуждался в некоторых вопросах веры. Он говорил, что при святом причащении, мы приемлем не тело Христово, но образ тела Христова в виде хлеба. Услышав это два старца поняли, что он говорит это не злонамеренно, но по своей простоте. Они пришли и начали убеждать, чтобы он так не думал, а исповедовал, по Преданию святой, соборной и апостольской Церкви: хлеб есть самое тело Христова, а в чаше - самая кровь Христова, - отнюдь не образы. Хотя это непостижимо, но Господь так сказал: Сие есть тело Мое. Старец ответил им: "Если не удостоверюсь самим опытом, то останусь в сомнении." Они предложили ему молиться в течение следующей недели, чтобы Господь открыл нам это Таинство. Старец с радостью принял предложение и молил Бога так: "Господи Иисусе Христе! Ты знаешь, что я не верю не по злонамеренному упорству, открой мне об этой тайне, чтобы я не пребывал в заблуждении." Также старцы молили Господа открыть скитянину эту тайну, чтобы он не погубил своего труда. И послушал их Бог.

По прошествии недели, когда они пришли в церковь, тогда увидели одни эти старцы Младенца вместо хлеба. Когда иеромонах простер руку, чтобы преломить хлеб на Ссвятой трапезе, то сошел с неба Ангел Господень с ножом в руке, заклал Младенца, а кровь излил в чашу. Когда иеромонах преломлял хлеб, Ангел резал Младенца на малые части. Когда приступили к принятию Святых Тайн, неверовавшему старцу подано было кровавой мясо. Увидев это, старец испугался и возопил: Господи, верую, что хлеб есть Тело Твое! И немедленно мясо оказалось хлебом по обычаю Таинства. Он причастился, славя Бога.

Старцы сказали ему: "Бог знает, что люди не могут употреблять сырого мяса, а потому он прикрыл Свое тело видом хлеба, а кровь видом вина." Старцы возблагодарили Бога о спасении скитянина. (52)

3

Старец Агафон был всем известен своим терпением и смирением. Однажды братья захотели испытать его. Они пришли к нему и начали его обвинять, что он одержим страстью гордости, других презирает и считает за ничто. Что он осыпает братию злоречием, чтобы этим прикрыть свою порочную жизнь и блудную страсть. Старец пал к их ногам и стал просить, чтобы они умолили о нем Бога и Господь простил бы ему его тяжкие беззакония.

Тогда братья еще прибавили, что многие считают его еретиком. Старец, услышав это, сказал: хотя я и обременен многими пороками, но не еретик, чужд душе моей этот порок. Тогда братья пали ему в ноги и спросили: Почему ты нисколько не смутился, когда тебя обвинили в таких важных грехах, а обвинение в ереси встревожило тебя, и ты его решительно отверг? Старец отвечал им: Первые обвинения я принял для приобретения смирения, чтобы вы думали, что я великий грешник, т.к. в сохранении добродетели смирения - великое спасение души. Спаситель наш терпеливо претерпел многие укоры и лжесвидетельства, доведшие Его до креста. Он оставил нам Свое смирение в образец подражания. Апостол Петр указует: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по стопам Его (1 Петр. 2:1). Ересь же я отверг потому что ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога живаго и истинного и приобщается дьяволу и ангелам его, он есть погибший. Аминь. (54)

Пример любви

42. При старце Иосифе зашел разговор о любви. Старец сказал: Мы не знаем, что такое любовь. Вот вам образец: авва Агафон имел ножик, необходимый ему для рукоделия. Один брат, увидев, похвалил эту вещь. Авва Агафон немедленно начал упрашивать брата принять ножик в подарок и не дал брату выйти из кельи, пока не уговорил его принять эту вещь.

Примечание: Надо принять во внимание, как трудно было в глубокой пустыне приобрести орудие рукоделия, которое было средством себя содержать. Авва Агафон был строгий безмолвник, но предпочел соблюсти заповедь о любви к ближнему. Любовь к Богу и ближнему высокий подвиг, превыше дел, совершаемых при посредстве тела. (56)

Однажды авва Агафон шел в город для продажи своего рукоделия. На дороге лежал прокаженный и попросил Авву отнести его в город. Старец его поднял и на своих плечах отнес туда, где продавал рукоделия. Когда он продал одну вещь, больной спросил за сколько он ее продал. За столько-то ответил старец. Прокаженный сказал: купи мне хлеба. Когда старец продал другую вещь, прокаженный спросил за сколько продал, и опять попросил купить ему хлеба. Старец купил. Когда старец все распродал и хотел уходить, прокаженный сказал: Окажи любовь, отнеси меня туда, где взял. Старец исполнил его просьбу. Тогда прокаженный сказал: Благословен ты, Агафон, от Господа на небеси и на земли. Авва оглянулся и не увидел никого: это был Ангел Господень, пришедший испытать его. (57)

30. Один брат спросил Авву Агафона, что делать от блудной страсти. Старец сказал: Пойди, повергни перед Богом силу твою и найдешь успокоение. Это средство духовного разума указывает, что основание блудной страсти - гордость. (58)

6. Братья спросили авву Агафону: Какой подвиг в монашеской жизни труднее прочих? Он отвечал: Простите меня, я полагаю, что подвиг молитвы труднее всех прочих подвигов. Когда человек хочет излить перед Богом свою молитву, тогда враги, демоны, спешат воспрепятствовать молитве, зная, что никакой подвиг не столь опасен для них, чем молитва, принесенная Господу от всей души. Всякий другой подвиг настойчивый и постоянный он преодолевает и имеет некоторое успокоение, но молитва до последнего вздоха сопряжена с трудом тяжкой борьбы. (60)

23. Когда настало время кончины аввы Агафона - он пребыл три дня без движения, держа глаза открытыми и смотря в одном направлении. Братья толкнули его и спросили: Авва! Где ты? Он отвечал: Предстою суду Божию. Братья сказали ему: Отец, неужели и ты боишься? Он отвечал: Хотя я старался усердно исполнять Божьи заповеди, но я человек, и не знаю, угодны ли дела мои Богу. Не возможно удостовериться пока не предстану Богу: Потому что иной суд Божий и иной человеческий. Братья еще хотели задать вопрос, но он сказал: Окажите любовь, не говорите со мной, потому что я занят. Сказал это, он немедленно испустил дух с радостью. Братья увидели, что он скончался, как бы приветствуя своих возлюбленных друзей. (61)

Авва Аммон

42. Однажды авва Аммон пришел в место пребывания иноков, чтобы разделить с ними трапезу. Один из тех братий очень расстроил свое поведение: его посещала женщина. Братья, узнав об этом, решили на общем совещании изгнать брата из его хижины. Они попросили авву Аммона пойти с ними для осмотра кельи этого брата. Брат, узнав, что они идут, спрятал женщину под большим деревянным сосудом, обратив его к верху дном. Авва Аммон понял это и ради Бога покрыл согрешение брата. Пришедши со множеством братий в келью, он сел на этот сосуд и приказал обыскать келью. Женщину не нашли. Что это? сказал авва Аммон братьям, Бог да простит вам согрешение ваше. После этого он помолился и велел всем выйти. За братьей пошел и он сам. Выходя, он взял руку обвиняемого брата и милостиво сказал ему: "Брат! Внимай себе." (64)

Авва Аполлос

29. Под руководством аввы Аполлоса в верхнем Египте находилось иноческое общежитие, состоявшее из пяти тысяч братий. Из них 500 достигли христианского совершенства и могли совершать знамения. В этом братстве никто не был печален, все они пребывали в веселье, которого нет между прочими жителями земли. Если авва Аполлос примечал кого-нибудь смущенным, он немедленно вопрошал о причине и обличал его сердечные тайны. Он говорил: Не должен быть печален тот, кто предназначен для Небесного Царства. Да будут смущенными еллины!, да плачут иудеи! да рыдают грешники! А праведники да веселятся! Апостол повелевает нам: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, о всем благодарите" (1 Солун. 5:16-18).

Примечание: Апостол порицает смущение, производимое падшими духами на душу, печаль от плотского мудрования и неверия и даже доводящую до отчаяния, т.е. эту смерть душевную. А спасительная печаль - это душеполезная печаль по Боге, которая служит причиной покаяния во спасение. За нее Бог подает духовную радость. Слезы, проливаемые при этом состоянии, приносят сердцу успокоение и утешение. (70)

43. Был в Антиохии патриарх, именем Александр, особенно милостивый и сострадательный ко всем. Один из его письмоводителей украл у него несколько златниц и бежал с ними в Египетскую Фаваиду. Там, в путынном месте, варвары схватили его и завели в глубину своей страны. Блаженный Александр, узнав об этом, выкупил пленника, уплатив за него 85 златниц. Когда пленник возвратился, патриарх оказал ему множество благодеяний, так что граждане говорили: Благость Александра не может быть побеждена никакими согрешениями. (72)

43. Авва Исидор сказал: Хорошо подавать милостыню монахиням, за это будет большая награда от Господа, чем за милостыню слепым, хромым и больным. Это потому, что инокини немощнейшая часть: они отреклись от мира и не могут выходить, как монахи из монастыря для продажи своего рукоделия. Особенно если выйдет молодая монахиня, дьявол устремляет на нее многие бедствия. Престарелые постницы, огражденные страхом Божьим, не уязвляются и не уязвляют. Люди же, увидев красивую и молодую инокиню узязвляются, также и монахиня от неосторожного взгляда подвергает душу тяжкому недугу, хотя бы и избежала греховного дела. Душа, приняв язву вожделения от блудной страсти смертельно ранится и умирает. Поэтому подающие милостыню монахиням получат от Бога награду и венец. Монахини отказались от всех мирских благ и предали себя на служение другим ради Божьей любви. Милостыня, благоприятная Богу есть подавание монашестующим хлеба, крупы, шерсти или денег, они таким образом имеют возможность безмолствовать в кельях. (83)

26. У аввы Геласия имелась дорогая книга с написанным Ветхим и Новым Заветами, стоила она 18 златниц. Книга лежала в церкви, чтобы все желающие братья могли ее читать. Пришел один чужой брат посетить старца и, увидев книгу, соблазнился, украл ее и удалился. Старец, хотя и узнал о случившемся, но не пошел за ним, чтобы взять похищенную книгу. Брат же этот нашел покупателя и запросил за книгу 16 златниц. Покупатель, желая удостовериться в верности книги, попросил оставить ее пока, чтобы показать кому-либо знающему, и обещал заплатить. Он отнес ее авве Геласию для рассмотрения и спросил стоит ли она 16 златниц. Старец ответил: Купи ее, книга хорошая и стоит назначенных денег. Покупатель, возвратившись к продавцу передал ему иначе слова старца. Вот говорит, я показал книгу старцу Геласию и он мне сказыл, что книга дорога и не стоит просимых за нее денег. Брат тогда спросил его не сказал ли старец ему еще чего-либо. - Ничего, отвечал покупатель. Тогда брат больше не захотел продавать книгу и, умилившись сердцем, пошел к старцу, принес книгу обратно и попросил прощения за свой поступок. Но старец не захотел сначала принять книгу, пока брат не умолил его взять книгу, чтобы не иметь ее на совести всю жизнь. Брат этот, получив назидание от терпения старца, пробыл с ним до своей кончины. (85)

Авва Даниил

24. говорил: Чем тучнее тело, тем душа немощнее, а чем суше тело, тем сильнее душа. Чем больше иссыхает тело, тем душа делается утонченнее и пламенее. (91)

30. Он же рассказал следующее: В Вавилоне дочь одного идолопоклонника была одержима бесом. Один знакомый монах сказал ее отцу, что никто не сможет исцелить его дочери, кроме известных ему отшельников, но и они по смирению не захотят этого сделать. Вот как поступим: когда они придут на торг продавать рукоделия, мы представимся покупателями. Когда они придут в дом за деньгами, то попросим их сотворить молитву, и я верю, что исцелится дочь твоя. Они пришли на торг; там ученик одного старца продавал корзины. Они пригласили его с корзинами в дом, чтобы отдать ему деньги. Когда монах вступил в дом, беснующаяся выбежала ему навстречу и ударила по щеке. Следуя заповеди Спасителя, он обратил к ней другую щеку. Демон ощутил муку и завопил: О беда! Заповедь Иисуса Христа изгоняет меня! Девица немедленно очистилась. О случившемся поведали старцам. Они прославили Бога, сказав: Обычно, дьявольской гордыне падать перед смирением заповеди Христовой. (92)

Рассказ об Евлогии

26. Авва Даниил с одним из учеников пошел в Фиваиду. По дороге, старец остановился в одном месте, где они пробыли до глубокого вечера. Ученик сильно роптал на старца и даже оскорблял за то, что они, как странники или миряне, сидят посреди села и даже не идут в церковь. Подошел к ним один согбенный от старости мирянин и, увидев авву Даниила, пал к его ногам, целовал их и обливал слезами. Потом пригласил их в свой дом и по дороге взял еще и других странников. Всем им он умыл ноги и предложил всем странникам трапезу. После ужина хозяин собрал все крохи и выбросил собакам, т.е. имел обычай ничего оставшегося не оставлять на завтрашний день. Авва Даниил отвел хозяина в особое место, где они до утра пробеседовали, говоря о пользе душевной со многими слезами. По наступлении утра они простились и разошлись.

По дороге ученик старца стал очень просить сказать, кто этот человек и откуда старец его знает. Но старец решительно отказался отвечать на эти вопросы. Брат этот настолько обиделся, что даже не захотел в обычное время принести старцу поесть хлеба. Опять начались расспросы, и старец сказал: Не будь непокорен. За твое прекословие в селении я не хотел тебе ничего говорить, дай мне теперь немного поесть я скажу тебе, но ты этого не сказывай никому.

Человек это называется Евлогий. Он по ремеслу каменотес. Проводил весь день в работе, не вкушая пищи до вечера. А по дороге домой он брал с собой встречных монахов и странников и предлагал им пищу. После трапезы, он по своему обычаю, выбрасывал все остатки собакам. Ежедневно он вырабатывал по золотой монете. 40 лет тому назад я пришел в это селения для продажи своего рукоделия. Вечером, Евлогий взял меня и прочих странников в свой дом и угостил, как ты видел. Я удивился его добродетельной жизни и решил умолить Бога подать ему большое имущество на дело странноприимства. Я постился и молился три недели и едва был жив. Вот! Вижу некоего священнолепного отрока, который пришел ко мне и сказал: что с тобой, авва Даниил? - Я дал слово не вкушать хлеба, пока Бог не услышит моей молитвы об Евлогии. Он сказал: - Напрасно! Ему лучше оставаться в том положении, в котором он находится ныне. Я же возразил: Нет, Господи, подай ему, чтобы все прославили Твое Святое имя. Он отвечал: Настоящее положение хорошо для него, но если ты непременно хочешь, чтобы я подал ему, то согласишься ли быть поручателем о его душе, что он спасет ее при получении богатства. Я сказал: Владыко! От руки моей взыми душу его. В это же время я увидел себя стоящим в храме святого воскресения в Иерусалиме. Там увидел я священнолепного отрока, который сидел на камне; Евлогий стоял на правой стороне Его. Отрок велел мне приблизиться и сказал: Ты ли, поручившийся за Евлогия? Предстоявшие сказали: точно так, Владыко: он. Отрок сказал: Взыщу с тебя поручительство твое. Я сказал: Взыщи, Владыко, с меня, только умножь имение его. После этого я увидел, что некие два человека стали влагать в недра Евлогию великое множество золота, и чем больше влагали, тем недра больше вмещали. Проснувшись, я понял, что услышан, и прославил Бога.

И вот, Евлогий, вышедши однажды на свою работу, ударил в камень и услышал, что в камне пустота, он начал еще ударять, пока не образовалось отверстие и в оказалось множество золота. Объятый ужасом, он не знал, что делать. Если правитель узнает, то все отнимет и его самого подвергнет напасти. Он купил волов, как будто для перевозки камней, и ночью с великой осторожностью перевез золото к себе в дом. Доброе дело странноприимства было им оставлено. На корабле он прибыл в Константинополь. Евлогий дал часть золота царю и вельможам, получил сан епарха и купил себе великолепные палаты, которые и сейчас называются египетскими. По прошествии двух лет вижу во сне опять священнолепного Отрока, во святом храме воскресения и вижу, как Евлогия изгоняют от лица отрока и некоторый ефиоп его увлекает. Проснувшись, я подумал: Увы мне, грешному, а погубил свою душу! Пошел я в то селение, где прежде жил Евлогий, как бы для продажи рукоделия. Весь день я ничего не ел, но Евлогия там уже не было. Я попросил некую старицу накормить меня. Она принесла мне пищи и сказал: Хоть ты и пришел для продажи рукоделия, но не годится тебе оставаться в селении до глубокой ночи. Я спросил нет ли в этом селении кого-либо, боящегося Бога и принимающего странных? Она, вздохнув, сказала мне: О, отец, имели мы здесь каменотесца, очень милостивого к странникам. Но Бога, видя его добродетели, излил на него Свои щедроты: слышим о нем, что он теперь в Константинополе и сделался знатным человеком. Услышав это, я сказал сам в себе: я сделал это убийство. Немедленно пошел я в Александрию и на корабле отправился в Константинополь.

Узнав, где палаты этого вельможи Евлогия, я сел у его ворот его дома. Вышел он с великой гордостью, я обратился к нему: Помилуй меня, я имею тебе нечто сказать! Он, даже не вглянув на меня, велел рабам меня бить. Я перешел на другое место, где он проходил, но он опять не захотел слушать, а приказал рабам бить меня больше прежнего. Так под дождем и снегом я провел 4 недели и не смог побеседовать с ним. Изнемогши, я ушел оттуда и, повергшись перед образом Господа нашего Иисуса Христа, молил: Господи, разреши меня от поруки за этого человека! Иначе я оставлю монашество и пойду в мир. И вот, вздремнув я слышу необыкновенное смятение и голос: Идет Царица! Перед Нею шли тьмы народа. Я воззвал к ней: Помилуй меня, Владычица! Она спросила меня: чего ты хочешь? Я отвечал: я поручился за Елогия епарха, освободи меня от этой поруки. Она сказала: Я не вхожу в это дело: удовлетвори, как можешь, этому поручательству.

Проснувшись, я сказал себе: если бы и пришлось умереть, не отступлю от Евлогия, пока не получу возможности побеседовать с ним. Я пошел опять к вратам его и воззвал к нему, когда он выходил. Тогда один из рабов его нанес мне множество ударов и сокрушил все мое тело. Тогда я решил: возвращусь в скит к себе, и Господь, если Ему будет угодно, одними Ему ведомымы судьбами, спасет Евлогия.

На корабле я упал, как мертвый. В таком положении я задремал и опять увидел себя в храме святого воскресения, священно лепного Отрока, сидящего на камне честного гроба. Отрок, гневно посмотрев на меня, сказал: Что-же ты не действуешь по поручительству твоему? Он повелел двум из предстоявших повесить меня и бить довольно. Они приговаривали: не начинай дела, превышающего твои меры, не преперайся с Богом. От страха я не мог говорить и услышал голос: Царица идет! Увидев Ее, я несколько ободрился и тихо попросил: Владычица мира, помилуй меня! Она спросила, как и в первый раз: чего ты хочешь? Я сказал: я повешен здесь за поручательство мое об Евлогия. Она сказала мне: Я умолю за тебя. Она подошла к Отроку и начала целовать Его ноги. Отрок сказал мне: Больше не будешь делать этого? Не буду, Владыко, отвечал я. Я согрешил, желая лучшего, прости меня! Он сказал мне: Иди в свою келью и больше не заботься о Евлогии, которого Я возврщу к прежней добродетельной жизни Мне известным способом. Я проснулся, и с неизреченной радостью возблагодарил Бога и Владычицу, освободивших меня от этого поручительства.

По прошествии трех месяцев, я узнал, что прежний царь умер и воцарился новый царь, который воздвиг гонения на всех вельмож умершего царя, и на моего Евлогия епарха. Некоторых убили, имения разграбили, а Евлогий ночью бежал, т.к. царь велел его убить, где найдут. Одевшись в прежнуюю одежду, он возвратился в село, на свое старое место. Поселяне стали его спрашивать на счет его вельможества. Но он не признался, а сказал, что они слышали о ком-то другом, а он сам ходил на поклонение святым местам. Опомнившись от обольщения мирской суеты, он решил приняться за прежнюю работу. Пошел он к тому камню, где прежде нашел золото, но сколько не ударял, ничего не нашел. Вспомнилось ему прежнее обилие яств и наслаждений, которые он имел, живя в палатах... но он говорил себе: работай, здесь Египет. Мало по малу святой Отрок и Владычица привели его в прежнее благочестивое устроение. Бог помнил его прежнюю благочестивую жизнь. Через несколько лет я пришел опять в это селение. Евлогий, по старому обычаю, пригласил меня в свой дом. Я вздохнул, прослезился и сказал: "Велики дела Твои, Господи, все премудростию сотворил еси" (Пс. 103: 24). "Кто Бог Великий, как Бог наш, воздвигай от земли нищего и от гноища убогого!" (Пс. 176:14). Я, грешник, начал уже погибать, едва в ад не переселилась моя душа!

Евлогий умыл мои ноги и предложил трапезу. Он не узнал меня и сказал мне: Помолись за меня, отец, я человек грешный и у меня нет никакого имущества. Я ответил на это: О если б ты не имел и того, которое имел! Почему так, авва, спросил он, соблазнил ли я тебя чем? Тогда я поведал ему обо всем случившемся и мы вместе плакали. Я сказал ему: Трудись и будешь получать по одной золотой монете на день - это дарует тебе Бог на твое содержание.

Будем удивляться человеколюбивому Богу, который смирил Евлогия для его душевной пользы. Помолимся и мы, чтобы пребывать в страхе Господнем и получить милость на Страшном Его суде, молитвами Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых. (99-106)

13. Авва Ираклий поведал: Некоторый старец жил в идольском капище. Пришли к нему демоны говоря: уйди из нашего места. Старец отвечал им, что у демонов нет места. Тогда они стали разбрасывать его ветви, а он терпеливо собирал их. Тогда демон повлек его из капища, но старец уперся в дверь и воскликнул: Иисусе! Помоги мне! Демон тотчас убежал, а старец начал плакать. Господь сказал ему: О чем ты плачешь? Старец отвечал: Плачу, что демоны имеют силу так поступать с человеком. Господь сказал ему: Ты был нерадив. Когда же ты Меня взыскал - видишь, как Я скоро предстал тебе. (246)

30. Старцы согласились между собой представить патриарху для рукоположения во пресвитера авву Исаака. Авва, услышав об этом, бежал в Египет и скрылся на поле, в траве. Отцы отправились за ним в погоню и случайно пришли на то же поле, где скрывался авва Исаак. Поздно вечером, старцы уже расположились на ночлег, а осла пустили на траву. Осел, ходя по полю, к утру пришел на место, где скрывался Авва и стал над ним. Старцы, начав искать осла, нашли и авву. Они хотели его связать, но он им сказал: Я уже не убегу. На это есть воля Божия, а от нее никуда не убежишь. (246)

43. Однажды авва Исаакий Фиваидский прогневался на согрешившего брата и велел его изгнать. Когда он подошел к своей келье, Ангел Господень, встав перед дверьми, сказал ему: Я не пущу тебя в твою келью. Исаак попросил Ангела объявить ему вину его. Ангел отвечал: Бог послал меня спросить тебя: Куда ты повелел поместить согрешившего брата? Исаак немедленно принес покаяние, сказав: Господи! Я согрешил. Ангел сказал ему: Встань! Бог простил тебя, но больше так не поступай: не осуждай никого, пока Бог его не осудит. Господь сказал: люди восхитили суд и не предоставляют его Мне! (248)

23. Авва Иоанн сказал такую притчу о душе, желающей приносить покаяние: в некотором городе была красавица распутной жизни, имевшая много любовников. Князь сделал ей предложение: обещай жить целомудренно, и я возьму тебя в супруги. Она обещала. Князь женился и взял ее в свой дом. Ее прежние любовники, посовещавшись, решили подобраться к ней позади дома, чтобы князь не узнал и не подверг их пытке. Они стали ей свистеть знакомым свистом. Но она, услышав свист, заткнула уши и убежала во внутреннюю комнату, заперев дверь. Авва объяснил: блудница - душа. Любовники - ее страсти. Христос - внутренняя комната - вечная обитель; свистящие любовники - демоны. Если душа будет постоянно прибегать к Богу, то демоны и страсти, убоявшись, удалятся от нее. (289)

Авва Макарий

50. Однажды авва Макарий, ходя по пустыне нашел лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся к нему пальмовой веткой, - череп издал из себя голос. Старец сказал ему: кто ты? Череп отвечал: я был идольским жрецом на этом месте, и когда, ты авва, умилосердясь над людьми, находящимися в вечных муках, молишься о них, то они получают некоторое утешение. Старец спросил: в чем состоит это утешение? Череп отвечал: мы находимся посреди огня, который под нами и над нами, как расстояние от земли до неба. Никто из нас не поставлен так, чтобы видеть лицо своего ближнего. Когда ты о нас молишься, мы утешаемся, видя друг друга.*** Горе вам, если это единственное утешение в муке; а есть ли мука, более тяжкая этой? Череп отвечал: ниже нас муки тяжелее: нам, неведавшим Бога, оказывается некоторое милосердие; но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас. После этого старец предал череп земле. (311)

42. Однажды авва Макарий, идя в Нитрийскую гору с учеником, повелел ему иди несколько впереди себя. Ученик, ушедший вперед, встретился с идольским жрецом, который очень спешил, неся большой отрубок дерева. Ученик ему крикнул: куда бежишь, демон? Жрец, рассердившись, жестоко его избил, оставив едва дышавшим. Дальше он встретил блаженного Макария, который его приветствовал так: здравствуй, трудолюбец, здравствуй! Жрец удивившись, отвечал: что нашел ты во мне доброго, для приветствия? Старец сказал: я тебя приветствовал, потому что увидел тебя спешащего в трудах. Жрец на это: я пришел в умиление от твоего приветствия и понял, что ты великий служитель Бога, а не как тот встречный монах, который меня обругал и я его избил. С этими словами он пал к ногам Макария, обнял их и воскликнул: не оставлю тебя, пока не сделаешь меня монахом. Они пошли вместе и подняли избитого монаха, потому что он не мог идти. Братья горы удивились, видя бл. Макария в обществе идольского жреца. Жрец принял христианство, а потом монашество. По его примеру и другие идолопоклонники обратились к христианству. Авва Макарий сказал по этому случаю: слово гордое и злое направляет ко злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей. (312)

Авва Пимен

3. Спросили авву Пимена насчет нечувствия сердца. Старец сказал: Вода мягкая, а камень тверд: но если вода стекает на камень по каплям, то мало-по-малу, пробивает камень. Так и слово Божие мягко, а сердце наше жестко: но если человек часто слышит Божие слово, то сердце его открывается для принятия в себя страха Божия. (328)

42. Брат сказал авве Пимену: я неохотно принимаю в свою келью того брата, о котором слышал, что он находится в падении, а брата с добрым именем принимаю с радостью. Старец отвечал ему: Если ты делаешь добро брату доброму, то для падшего сделай вдвое, потому что он немоществует. (338)

23. Авва Пимен сказал: человека согрешающего и кающегося предпочитаю человеку не согрешающему и не кающемуся. Первый правильно думает, признавая себя грешным, а мысли второго ложны и душепагубны, признавая себя праведным. (339)

30. Один отшельник, услышав от одного брата из Египта о жизни отца Пимена, очень пожелал его видеть. Он отправился в путь в Египет и нашел там этого знакомого брата. Отшельник попросил брата отвести его к старцу Пимену для душеполезной беседы. Старец принял его с радостью и по взаимном приветствии они сели. Посетитель начал говорить из Писания о предметах духовных и небесных, но авва Пимен отвратил от него лицо и ничего не отвечал. Тот, огорченный, сказал брату: напрасно я совершил такое путешествие, старец не хочет со мной говорить. Брат пошел к о. Пимену и спросил его о причине его молчания. Старец ответил: он из высоких и говорит о небесном, а я из нижних и говорю о земном, если бы он говорил со мной о душевных недугах, то я бы ему отвечал, но он говорит о духовном, а я этого не знаю. Брат, нашедши путешественника, сказал ему: старец не любит говорить из Писания, но кто говорит ему о страстях, тому он отвечает. Посетитель пришел в умиление, возвратился к старцу и сказал ему: Авва! Что мне делать? Меня преследуют плотские вожделения? Тогда старец радостно к нему обратился: ныне благодатно твое пришествие, побеседуем об этих предметах. Отшельник получил великое назидание и возвратился в свою страну, возблагодарив Бога, что сподобился видеться с таким святым. (340)

25. На вопрос аввы Исаии насчет блудных помыслов авва Пимен ему оветил: если сундук с вещами оставить не просматривая, то платья в течение года истлеют. Так же бывает и с помышлениями: если не будем исполнять на самом деле внушаемое ими, то и самые помышления в течение года исчезнут. (341)

27. Брат спросил авву Пимена: что значит "гневаться напрасно на брата? Старец отвечал ему: Напрасным (суетным, неправильным и неправедным) признается гнев за всякую обиду, какою бы обидой не обидел тебя брат. Даже если он выколол тебе глаз или отсек руку и ты на него прогневался, то прогневался бы всуе (напрасно). На того имеешь право прогневаться, кто захочет отлучить тебя от Бога. (343)

42. Авва Пимен говорил: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан. 15:12). Если кто услышит оскорбительное слово, и будучи в состоянии ответить так же, но превозможет себя и не скажет, или если будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего. (345)

Павел Простый

23. Однажды блаженный Павел Простый, ученик аввы Антония, пришел в монастырь и стал у входа в церковь. Братья шли к молитвенному правилу и бл. Павел смотрел на каждого входящего. Он по дару благодати Божией видел душевное расположение каждого, как мы видим лица. Все сходили со светлыми и радостными лицами и с каждым шел Ангел, радуясь о нем. Но Павел увидел одного из братий с лицом черным, все тело было темным, его держали демоны и влекли к себе, печальный Ангел следовал издалека. Павел не вошел в церковь, а, сидя у входа, горько оплакивал виденное им.

Когда братья стали выходить, Павел опять внимательно смотрел в каком душевном состоянии каждый выходит. И вот! Видит он, что брат, который был черным, выходит из церкви с лицом чистым и светлым, Ангел его сопровождает, а демоны идут вдали. Павел в радости благословил Бога и, взойдя на возвышенное место, громким голосом сказал: придите, видите дела Господа, как они страшны и достойны всякого удивления! Прийдите, поклонимся и припадем перед Ним, и скажем: Ты один можешь отпускать грехи. Он хочет всем людям "спастись и в сознание истины прийти" (1 Тим. 2:4). Все братья пришли, чтобы услышать что скажет Павел. Он поведал им виденное им и просил того мужа сказать причину, по которой Бог даровал ему такое внезапное изменение.

Обличенный Павлом брат открыто поведал всем окружающим его: Я - грешник, долгое время жил в любодеянии, и ныне, в церкви, услышал голос Бога через чтение пророка Исаии: "Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли" (Исаии 1:16-19). Я был приведен этими словами в глубокое умиление и, вздохнув от сознание своей греховности, воззвал мысленно к Богу: Боже, пришедший в мир грешники спасти! (1 Тим. 1:15). Соверши со мной, грешным и недостойным, на самом деле то, что Ты обетовал через Твоего пророка. Ныне обещаю Тебе более не совершать этого греха и отрекаюсь от всякого беззакония, и послужу Тебе с чистой совестью. Господи, прими меня от этого часа, приносящего покаяние и отрицающегося всякого греха.

Услышав это, все братья воскликнули к Господу: "Как многочисленны дела Твои, Господи! Все сделал Ты премудро" (Псал. 103:24).

Поэтому и мы не будем отчаиваться в нашем спасении. Познавая из Священного Писания великую Божию благость к тем, которые благоговейно обращаются к Нему и покаянием очищают содеянные грехи, и не только избегают наказания, но и наследуют вечные блага. "Живу Я, говорит Господь Бог, не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был" (Иезек. 33:11). (347-50)

Авва Феодор

32. Некий брат пришел в Хермейскую гору к авве Феодору, старцу великому по жизни и добродетелям, и сказал ему: Отец! Что мне делать? Душа моя погибает. Когда я проводил жизнь мирянина, много постился и упражнялся в бдениях, имел слезы и умиление, то ощущал в себе рвение. Я теперь, когда отрекся от мира и сделался иноком, не вижу в себе ни одной добродетели.

Старец сказал ему: поверь мне, сын, в мирской жизни ты преуспевал по причине гордости и человеческих похвал, они тебе незаметно помогали. Это делание не было угодно Богу, и дьявол тебе не препятствовал, воздвигая брани. Ныне же, видя, что вышел с ним на войну, он вооружился против тебя. Но Богу угоднее один псалом, произносимый тобой ныне со смирением, чем тысяча твоих прежних псалмов, и Ему приятнее твой незначительный нынешний пост, чем всенедельные посты твоей мирской жизни.

Брат ответил: Отец, ныне я вовсе не пощусь, все добродетели взяты от меня. Старец: довольно тебе того, что имеешь: терпи с благодарением, и будет тебе благо. Не хочу ослабить твоего смиренномудрия, но по причине уныния, навеянного дьяволом, открою тебе: мнение о бывших добродетелях в мирской жизни относится к отрасли гордости, так и фарисей погубил свои добрые дела. Теперь же, когда ты видишь, что не имеешь ни одного доброго дела, - этой одной смиренной мысли уже достаточно для твоего спасения: так был оправдан мытарь, не имевший добрых дел. Человек, грешный и ленивый, сокрушенный и смиренный сердцем, угоднее Богу человека, делающего много добрых дел и зараженного самомнением. Брат, услышав это, ощутил в душе утешение и разрешение своего недоумения. Он поклонился старцу и сказал: Ныне при твое помощи, спасена душа моя. (364)

Архиепископ Феофил

51. говорил однажды о том трудном положении души, когда она разлучится с телом. Тогда предстанет многочисленное воинство князя тьмы, духов враждебных Богу. Они имеют право овладеть душой, добровольно им подчинявшейся, они представляют ей все ее вольные и невольные грехи, сделанные ею от юности и до конца жизни. Все дела предстанут душе и обличат ее. Против сил неприязненных встанут силы святые, выставляя в противоположность все ее благие дела. Представь же себе, какой страх и трепет мучат душу, пока суд на ней не будет разрешен праведным Судьей. Если душа окажется достойной Божьей милости, то бесы посрамляются, и она приемлется Ангелами. Тогда душа успокаивается и исполняются слова Писания: "Печаль и воздыхание удалятся" (Исаии 35:10) и душа водворяется в неизъяснимую славу и радость.

Если же душа будет застигнута в нерадивой жизни, то услышит ужасный приговор: да возьмется нечестивый, да не увидит славу Господню (Исаии 26***). Тогда постигнет ее день гнева, скорби, тьмы и мрака. Осужденная на вечный огонь, она будет терпеть наказание в бесконечные веки. Кто сможет избавить душу, терпящую ужасные мучения? Где теперь мирская радость, тщеславие, наслаждения, богатство и прочее? ... Если так, то как свято и благочестиво должно быть наше жительство, какую любовь должны мы стяжать в обращении с ближними, какая молитва и прилежание, чтобы удостоиться нам услышать голос нашего Господа, говорящего: "Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира" (Матф. 25:34). (368)

Наставления

30. Приучи свое сердце говорить о каждом брате: Поистине он лучше меня. Таким образом мало-по-малу приучишься считать себя грешней всех людей. Тогда Святой Дух вселится в тебя и начнет жить с тобой. Если же укоришь человека, то благодать Божия от тебя отойдет, твое сердце ожесточится, удалится умиление, случатся осквернения плоти и ни одному из духовных благ не будет в тебе места. (374)

36. Старцы говорили: Если увидишь юношу, живущего по своей воле и восходящего на небо, то возьми его за ногу и низвергни на землю, потому что такое восхождение на небо для него пагубно. (392)

32. Брат сказал некоторому старцу: не вижу никакой борьбы в моем сердце. Старец на это: ты подобен четверовратной храмине; всякий, хотящий войти в тебя, входит, откуда бы он не пришел. Также и всякий, хотящий выйти, выходит, куда хочет, а ты не понимаешь, что делается в тебе. Если бы твои двери запирались и ты не позволил бы входить к тебе греховным помышлениям: тогда бы ты увидел стоящих вне и борющихся с тобой. (393)

30. Старец сказал: больше люблю побеждение со смирением, чем победу с гордостью.

30. Брат спросил старца: в чем заключается преуспеяние человека? Старец отвечал: преуспеяние человека заключается в смирении. Сколько кто погрузился в смирение, столько возвысился в преуспевании. (397)

32. Один брат сказал старцу: Мое помышление говорит мне, что я хорош. Старец отвечал: невидящий своих грехов всегда признает себя хорошим. Тот же, кто видит свои грехи, не помышляет, что он хорош, потому что признает себя таким, каким видит. Много нужно трудиться каждому, чтобы увидеть себя: нерадение, неведение и расслабление ослепляют очи сердца. (402)

25. Некоторые братья шли однажды в селение и на старшего из них пять искушал бес блуда, чтобы ввергнуть его в грех. Брат боролся несколько часов с помыслом, отражая его молитвой. Когда они возвратились к своему отцу, искушаемый брат со смущенным лицом пал в ноги старцу и рассказал ему, что с ним случилось. Старец был прозорлив: он увидел на голове брата пять венцов и сказал ему: ободрись, ты не был побежден, а напротив того - ты победил, не исполнив на деле того, что предлагал помысл. (425)

Рассказ о раздражительном послушнике

13. Один брат жил в общежитии в послушании. Он был любим всеми братьями, кроме одного. По этой причине он перешел в другой монастырь. Но и там случилось то же, большинство его любили, а некоторые нет. И так он несколько раз менял местожительство. Наконец он пришел к одному монастырю и стал рассуждать сам с собой: если я буду повиноваться своему помыслу, то не найдется места во вселенной для моих переходов, отныне даю обещание терпеть. Он написал на бумажке те причины, по которым уходил из монастырей и добавил: здесь тебе будут делать еще больше ропота и укорений. Буду терпеть во имя Господа Иисуса Христа. Записку он спрятал на себе и, помолившись, вошел в монастырь. Вскоре и там он услышал ропот на себя: он огорчался и тогда вынимал записку и прочитывал написанный свой обет. Он говорил себе: ты дал обещание Богу, проси же у Него помощи. Таким образом он получал утешение.

Враг, раздраженный терпением брата, внушил мысль прочим монахам, что этот брат волшебник, читает что-то, что избавляет его от смущения. Они пошли к игумену и сказали ему, что этот брат колдун и его надо изгнать, а иначе они все уйдут из монастыря. Игумен был муж духовный, он знал смирение этого брата и понял, что наветы были по внушению дьявола. Он сказал им: идите помолитесь и я тоже помолюсь и по истечении трех дней дам вам ответ. Во время сна этого брата, игумен достал у него из-за пояса его записку и прочел ее. После трех дней монахи собрались у игумена и позвали того брата. Игумен ему сказал: зачем ты соблазняешь братью? Брат сказал: согрешил, простите меня, и помолитесь за меня. Игумен обратился к братьи: в чем вы его обвиняете? Монахи отвечали: он волхв и у него за поясом колдовство. Игумен велел ему показать это колдовство. Брат отвечал: я согрешил, прости меня. Игумен сказал: возьмите у него колдовство это. Брат не давал, но они это сделали и вынули записку. Старец дал дьякону прочесть вслух и сказал: да постыдится дьявол, учащий человека колдовству. Когда же было прочитано, написанное: "Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, терплю..."

Тогда братья были пристыжены. Они поклонились игумену и просили прощения. Отец сказал им: что вы мне кланяетесь? Поклонитесь Богу и поклонитесь в ноги брату этому. А брату сказал: помолись за них Богу, чтобы грех был им прощен. И помолился этот брат за братий Богу. (432)

Вспыльчивый старец

13. Был один старец вне Александрии. Он имел характер вспыльчивый и малодушный. Один брат решил за свои грехи пойти в услужение к этому старцу и все терпеть, как раб. Старец ежедневно над ним издевался. Бог призрел на терпение брата. После шести лет он увидел во сне некого страшного, который показал ему свиток с его долгами и сказал: Половину твоего долга изгладил Владыка! Позаботься об остальном.

По соседству жил другой старец духовный, он все слышал, как старец тот оскорбляет брата, а брат кланяется ему в ноги, а старец не прощает. Встречая молодого монаха, духовный старец спрашивал его как прошел день, изгладил ли что из свитка? Брат не скрывал от него своих таин и отвечал: Да, отец, сегодня мы немного потрудились. Когда же день у него был спокойный, он не был не обруган, не оплеван, ни бит, ни изгнан, то вечером, плача, он говорил духовному старцу: увы, авва, нынешний день ничего мы не приобрели.

По прошествии других шести лет этот брат скончался. Духовный старец увидел его предстоящим в лике мучеников и с дерзновением молящимся Богу о своем старце: Господи! Как Ты помиловал меня при посредстве его, так помилуй и его по благости Твоей и ради меня, раба Твоего. По истечении сорока дней брат взял к себе и старца в место упокоения. Вот какое дерзновение имеют к Богу, терпящие скорби ради Него. (434)

Рассказы о покаянии

23. Один брат безмолствовал в неком монастыре. Он постоянно обращался к Богу с молитвой: Господи, нет во мне страха Твоего, пошли мне или тяжкий недуг, или напасть, чтобы хоть таким образом пришла моя окаянная душа в страх Твой. Прости мне великий грех мой и здешними мучениями избавь от будущих мучений, казни меня, Владыка, не во гневе Твоем, а в человеколюбии. Так молился это брат, проводя целый год в сокрушении, смирении сердца и в строгом посте. Ему постоянно сопутствовала мысль о словах Господа: "Блаженны плачущие, ибо они утешатся" (Матф. 5:4).

И вот, когда он с печалью, по обычаю сидел на земле и плакал, напал на него легкий сон. Явился ему Христос и милостиво спросил: что с тобой, о чем ты плачешь? Брат отвечал Господу: Господи, я пал. Явившийся сказал на это: Восстань. Брат отвечал: Не могу встать, если Ты не прострешь руки Твоей и не восставишь меня. Господь воздвиг его и спросил: О чем ты плачешь? Брат сказал: как мне не скорбеть, когда я столько прогневал Тебя. Тогда явившийся коснулся сердца брата ладонью и сказал: Не скорби, Бог поможет тебе. Я не буду тебя карать - ты сам наказал себя. Ради тебя Я пролил Кровь Мою: пролью и человеколюбие Мое на всякую душу, приносящую покаяние. По окончании видения брат ощутил в сердце неизъяснимую радость и понял, что Бог сотворил с ним милость. Прочее время жизни он провел в смирении, славословя Бога, и с этим настроением отошел к Богу. (436)

23. Один брат, живший в Нитрийской горе, ежедневно со слезами оплакивал свои грехи, и когда не имел слез, то заставлял себя плакать, бия себя лозой по обнаженному телу. Сосед его удивлялся тому, что он слышал и молил Бога открыть ему правильно ли так мучить себя. Однажды ночью он увидел этого брата, увенчанного венцом и стоящего в числе мучеников, и услышал: пострадай и ты за Хрита и получишь один венец с мучениками, как этот доблестный брат.

30. Два брата совершали вместе молитвенное правило, и один из них оставлял псалмы и предавался плачу. Брат спросил его, что с ним происходит. Этот брат отвечал ему: когда встану на правило, вижу себя обвиняемым судьей, Который меня истязает и говорит: зачем ты согрешил? Я не нахожу слов для ответа и предаюсь плачу, прости меня, что я тебя смущаю, будем совершать правило отдельно. Второй брат сказал: нет, отец, если я не плачу, то, смотря на тебя, смиряюсь. Бог за его смирение даровал и ему плач. (437)

23. Два брата ушли в Нитрийскую гору и пребывали в послушании. Некий святой старец однажды в видении увидел их: они стояли на молитве, держа в руках написанные бумаги, и поливали их слезами. У одного из них написанное легко смывалось, а у другого с трудом и виделось как бы бледными чернилами. Ангел объяснил старцу: написанное: это их грехи. Один согрешил по естеству, и потому написанное смывается удобно, а другой же пал в грехе нечестия и осквернился через естество, потому и нуждается в большем труде для покаяния. Старец стал постоянно говорить этому брату: Трудись, брат, бледное смывается с трудом. (438)

Смирение побеждает гнев

27. Были два монаха, братья по плоти и по духу. Дьявол старался и всячески поссорить. Однажды младший вечером засветил лампаду и поставил ее на подсвечник. По действию демона лампада упала и погасла. Старший разгневался и начал бить младшего. Этот упал ему в ноги и просил успокоиться: Я снова засвечу лампаду. По той причине, что он не отвечал с гневом, посрамленный лукавый отступил от них и пошел известить князя демонов, что ничего не мог поделать по причине смирения младшего брата: Бог, видя его смирение, излил на него Свою благодать, а я жестоко мучаюсь, не успев разлучить их друг от друга.

Обратившийся жрец

30. Один идольский жрец часто слышал демонов разговаривающих между собой. Он услышал и эти слова и на него напал страх Господень и любовь к Иисусу Христу объяла его. Он понял, что поклонение идолам есть великое обольщение и погибель для души, оставив все, он пошел в монастырь к святым Отцам и пересказал им разговор демонов. Он принял святое крещение и стал искуснейшим монахом. Все удивлялись его величайшему смирению. Он говорил, что смиренное настроение души уничтожает всю силу наших противников дьяволов, он слышал как они говорили: если человек не предается гневу и выдерживает с терпением злословия и бесчестия и скажет: Я согрешил, - тотчас уничтожается вся наша сила, а терпеливого осеняет благодать Божественного могущества. Сам Господь Иисус Христос при посредстве смирения восторжествовал над дьяволом и сокрушил его силу. (454)

От себя не уйдешь

27. Некоторый брат, живя в общежительном монастыре и часто побеждаясь гневом, решил пойти в пустыню, чтобы, не имея с кем ссориться, успокоиться от страстей. Он так и сделал. Живя в пустыне один, он как-то пошел принести себе воды, наполнив кувшин, он поставил его на землю. Сосуд внезапно опрокинулся. Второй раз случилось тоже самое... В третий раз, когда кувшин опрокинулся, монах, рассердясь, схватил его и ударил об землю. Кувшин разбился. Размышляя о случившемся, монах понял, что враг над ним посмеялся, и сказал: Вот я теперь один, однако побежден страстью гнева. Возвращусь в монастырь, видно, везде нужна борьба с самим собой и терпение с помощью Божьей. И, встав, монах возвратился в свою обитель. (460)

Наставления

13. Исаак Сирский: Если молишься Богу о чем-либо, и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога. Происходит это потому, что ты или недостоин получить просимое, или пути сердца твоего противны с просимым, или ты еще не достиг меры, нужной для получения просимого дарования. Нам не должно преждевременно искать того, что свойственно при великом преуспеянии, чтобы дарование Божие при скором получении не попало в пренебрежение. Все скоро получаемое и утрачивается скоро. Все же приобретенное с болезнью сердца хранится тщательно. (251)

30. Искренне сознавай свою немощь и невежество и исповедуй Господу в молитве в противодействие своему незаметному возношению, чтобы не быть тебе оставленным. Искушение скверными желаниями и блуд последуют гордости, а возношению последует прелесть. (276)

42. Хочешь ли духом твоим вступить в общение с Богом и принять ощущение той сладости, которая не порабощена чувствам? - Последуй милостыни. Когда она вселится в тебя, тогда образуется в тебе святая красота, которой человек уподобляется Богу. Когда вся деятельность растворена милостью, она совершает в душе постоянное общение со светлой славой Божества. Это духовное соединение есть незапечатленное памятвование, возжигаемое в сердце горящей любовью, неимеющее расстояний, получающей силу к союзу от соблюдения Евангельских Заповедей, и это не по законам естества. (279)

42. Покрой согрешающего, если это не приносит тебе вреда: этим ты ободришь его к покаянию и исправлению, а тебя будет поддерживать милость Владыки твоего. Немоществующих и опечаленных сердцем утверди словом и всеми средствами, которые имеешь, и десница Божия будет поддерживать тебя. Прими участие молитвой и скорбью сердца об огорченных, и источник милости откроется перед твоими прошениями.

Не променяй любви к брату на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любовью к брату ты обретаешь внутри себя Того, Кто драгоценнее всего в мире. Оставь малое, чтобы приобрести великое. Пренебреги излишним и ничегонезначущим, чтобы приобресть многоценное. Будь как бы умершим для этой жизни, чтобы тебе не жить для смерти. (280)

42. Пусть твоя милостыня побеждает все прочие виды добра, пока не ощутишь в себе той милостыни, которую имеет Бог к миру. Да сможем мы с помощью милосердия увидеть в себе (как в зеркале) подобие и образ совершенства, находящегося в Божьем естестве. Такими понятиями просветимся и направимся к Богоугодной жизни. Жестокое и немилосердное сердце никогда не сможет очиститься. Милосердный человек есть врач своей души: он как бы сильным ветром изгонят страсти из своей души. Милость есть наш долг Богу по Евангельскому слову жизни. (281)

28. Пророчество Скитских отцов о последнем роде. Они задали вопрос: что сделали мы? Великий авва Исхарион ответил: мы соблюдали заповеди Божьи. Тогда они спросили: что сделают те, которые за нами последуют? Он отвечал: они против нашего сделают половину. А те, которые будут после них? - Эти - отвечал авва, не будут иметь монашеского делания, но их постигнут напасти, и они, подвергшись им и искушениям, окажутся больше нас и наших отцов. (283)

24. Авва Иоанн Колов говорил: если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего пресечет подвоз в него съестных припасов; граждане, страдая от голода, чтобы не погибнуть, покорятся.. То же бывает с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жизнь в посте и голоде, - вожделения изнемогут в его душе. (287)

12. Авва Пимен поведал об авве Иоанне Колове: Он умолил Бога и от него отошли страстные вожделения. Он ощутил ненарушимое спокойствие. Тогда он сказал некоторому отцу: я спокоен и не имею никакой брани. Старец отвечал ему: иди и умоли Бога, чтобы возвратились брани и то сокрушение сердце и смирение, которое ты имел прежде: по причине браней душа преуспевает. Иоанн так и поступил, и когда брани вернулись, то он только молил Бога: Господи! Даруй мне терпение в брани. (288)

5. Св. Тихон Воронежский: Думай и постоянно держи в памяти, что Бог есть твой Бог, Творец, Господь, Царь и Промыслитель. И хотя Он есть Бог всех, и всем одинаково повелевает уклоняться от зла и творить благое, но принимай как бы повеление то тебя одного касалось. Тогда с Его помощью породится в тебе новое движение и новый дух. Поучаясь этим размышлением ежедневно, тем день от дня почувствуешь большее усердие к богопочитанию и благочестию. Но везде нужна молитва: мы без Бога и размышлять о Нем по надлежащему не можем. (363)

*** *** ***

Добродетели

I. Вера

1. Господь Иисус Христос, Любовь Бога и Его забота о людях

2. Благодать Божия

3. Вера и ее свойства, любовь к истине

4. Благоговение и страх Божий

5. Духовная настроенность

6. Молитва

7. Богомыслие и познание Бога

  1. Послушание Богу, познание Его воли

II. Надежда

Начальные добродетели

10. Свойства надежды

11. Стремление к праведности, усердие, настроенность

12. О подвиге вообще

13. Терпение, мужество, постоянство,

усердие и трудолюбие

II.Преодоление недостатков, закрепление добродетелей

20. Самолюбие,

21. Навыки, привычки, грехи, страсти

22. Душевное состояние, греховность вообще

23. Очищение совести, покаяние

24. Умеренность, воздержание, пост

25. Чистота, целомудрие, девство

26. Нестяжательность, честность

27. Кротость, гнев, злоба, зависть, язык

28. Скорби, болезни, искушения

29. Радость, печаль, уныние

30. Смирение, тщеславие, гордость

31. Дурные и хульные помыслы

II.Высшие добродетели

32. Бодрствование

33. Слезы, плач

34. Чистота сердца

35. Мир в душе

36. Рассудительность, осторожность, мудрость

37. Благочестие, его плоды, праведность

38. Духовная зрелость, бесстрастие

  1. Духовный свет Духа Святого

III. Любовь, отношение к ближним

40. Любовь к Богу,

все к славе Божией

42. Любовь к ближним

43. Проявления любви: милосердие

44. Неосуждение, доброжелательность

  1. Прощение обид

IV. Приложение

50. Размышление о смерти и Страшном суде

51. Козни демонов

52. Причащение

53. Дар учительства


Источник: Михаил Чернов vsemolitva.ru



© 2012 Православные молитвы. Все права защищены. Разрешается републикация материалов с обязательным указанием ссылки Православные молитвы