Тертуллиан о молитве Господней
Господь наш Иисус Христос явил Себя и духом Бога, и словом Бога, и премудростью Бога: духом, коим так всемощно действовал; словом, коим учил; премудростью, которую открыл пришествием Своим. И молитва, Христом Господом установленная, слагается из сих трех: из слова, коим изрекается; из духа, коим столь сильна; из премудрости, какая из ней источается и восприемлется. Научал и Иоанн учеников своих молиться, но все Иоанново предустроялось для Христа, чтоб, когда Он войдет в возраст, все дело сего предустроителя с самим духом перешло ко Господу, как сам же Иоанн предвозвестил, говоря: оному подобает расти, мне же малитися (Ин. 3, 30). Потому и не сохранилось, какими словами научал Иоанн молиться, что земное должно уступить место небесному. Сый от земли, говорит, от земли есть, и от земли глаголет: грядый с небесе, над всеми есть. И еже виде и слыша, сие свидетельствует (Ин. 3, 31). И что не небесно из того, что изошло от Христа Господа, — как и сия молитва, или наука как молиться? Вникнем же, благословенные, в небесную Его премудрость, во-первых, в заповеди о молитве втайне, коею и веры требовал Он от человека, чтоб веровал, что и око и слух Бога Всемогущего присущи в самых тайных и сокровенных местах, и скромности веры от него желал, чтоб пред Тем Единым изъявлял он свои благоговейные и молитвенные чувства, в Коего вездезрение и вездеслышание уверовал; и потом и в следующей за тем заповеди, подобной же веры и скромности требующей, заповеди не многословить в молитве, чтоб мы не приступали с полчищем слов в молитве ко Господу, в крайней попечительности о своих Которого уверены. Такова и установленная Им молитва. Она кратка; но краткость сия даст обильную и усладительную пищу толкованию. Сколько она сжата в словах, столько же она пространна в смысле. Ибо не одно только то содержит, что должно быть изъявляемо в молитве, — благоговение пред Богом, излияние к Нему прошений, но объемлет все учение Господа и на память проводит все Его уроки и наставления, так что она воистину есть сокращение всего Евангелия.
Св. Киприан о молитве Господней
Евангельские заповеди, возлюбленнейшие братия, не что иное суть, как божественные научения, основания для созидания упования, твердыни для укрепления веры, пища для услаждения сердца, кормила для направления пути, верные средства к получению спасения: благоустроил на земле послушные (вере) умы верующих, они приводят к Царству Небесному. Многое благоволил Бог возвестить и дать услышать и чрез рабов Своих — пророков; но сколько выше то, что говорит Сын, что слово Бога, бывшее в пророках, свидетельствует собственным голосом, — не уготовить еще только путь Грядущему повелевая, но уже Сам шествуя и путь открывая и указывая, чтоб нам, которые прежде, блуждая во мраке смертном, ничего не видали и слепыми были, теперь, озаренные светом благодати, верно держат путь жизни под водительством и управлением Господа? Он между прочими спасительными наставлениями и Божественными заповедями, споспешествующими людям ко спасению, Сам дал и образец молитвы, Сам наставил и научил, о чем молиться. Давший жизнь научил и молиться, — по той же благости, по которой благоволил уделить нам и прочие дары, чтоб, обращаясь ко Отцу тою просительною молитвою, которой научил нас Сын, мы были скорее услышаны. Прежде этого (преподания молитвы) Он сказал, что грядет час... егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною (Ин. 4, 23), и теперь (дав молитву) исполнил то, что обещал, — так что мы, приявшие Духа и истину от Его освящения, молясь молитвою, Им преподанною, действительно поклоняемся Отцу духовно и истинно. Ибо какая молитва может быть более духовна, как не та, которая передана нам Христом, от Коего ниспослан нам и Дух Святый? Какое моление может быть более истинно у Отца, как не то, которое изречено устами Сына, Который есть Истина? Так что иначе молиться, нежели как Он научил нас, есть не неведение только, но и преступление, после того как Сам Он положил и сказал: разористе заповедь Божию за предание ваше (Мф. 15, 6). Будем же, возлюбленнейшие братия, молиться так, как научил нас учитель — Бог. Любезная и благоприятная молитва — просить Бога Его словом доходить до слуха Его молитвою Христовою, да познает Отец словеса Сына Своего, когда творим к Нему молитву. Кто обитает внутри в сердце, Тот самый да будет и в слове. Так как Его Единого имеем мы ходатаем ко Отцу о гресех наших (см. 1 Ин. 2, 1), то когда мы грешные молимся о грехах своих, будем износить слова Ходатая нашего, ибо, когда Он говорит, что о чем бы мы ни просили Отца во Имя Его, даст нам (см. Ин. 16, 23), то не тем ли действеннее испросим мы просимое во имя Христа, если будем просить Его молитвою?
Св. Григорий Нисский о молитве Господней
Божие Слово преподает нам учение о молитве, в котором достойным ученикам Своим, тщательно ищущим ведения о молитве, излагает оно, какими молитвенными речениями надлежит преклонять к себе Божий слух. Когда великий Моисей приуготовлял израильский народ к раскрытию тайны на горе, тогда не прежде удостоил их Богоявления, как предписав народу закон об очищении соблюдением плотской чистоты и омовением, да и после сего не осмелились израильтяне видеть явление Божия могущества, но в ужас приводило их все видимое: огонь, мрак, дым, трубы; и снова обратившись к себе самим, просили законодателя стать их посредником пред Божественным изволением, так как у них не было достаточной силы приблизиться к Богу и перенести Божие присутствие. А наш законодатель Господь Иисус Христос, намереваясь привести нас к Божественной благодати, указует нам словом не гору Синайскую, покрытую мраком и дымящуюся огнем, не гласы труб, звучащих что-то невнятное и страшное, и не соблюдение тридневной плотской чистоты, не водою омывающею скверну, очистив душу, и всю церковь оставив при подошве горы, одному только позволяет взойти на вершину, покрытую мраком, сокрывающим в себе Божественную славу; а, напротив того, сперва вместо горы возводит на самое небо, соделав оное для людей удобопроходным посредством добродетели, потом соделывает не зрителями только, но и причастниками Божественной силы, и приступающих к Нему вводит некоторым образом в родство с превысшим естеством, и не мраком покрывает все превосходящую славу, чтобы неудобозримою была для ищущих, но, озарив мрак ясным светом учения, соделал так, что чистые сердцем в полной ясности созерцают неизреченную славу. Дает же и воду для окропления, не из чуждых потоков почерпаемую, но текущую в нас самих, будет ли кто разуметь под нею источники очей, или чистую совесть сердца, — узаконив не допускать никакой тины порока; да и плотскую чистоту поставляет в воздержании не только от законного общения супругов, но и от всякого вещественного и страстного расположения, и таким образом посредством молитвы возводит к Богу. Ибо такова сила речений, из которых не какие-либо звуки, произносимые в слогах, узнаем из слова Божия, но предначертание восхождения к Богу, успешно приводимое в исполнение высокою жизнью.
Св. Златоуст о молитве Господней
Дав образец молитвы ученикам, Господь внушает, что нужно говорить в молитве, научая при этом в немногих словах и всякой добродетели, ибо эти слова заключают в себе не только наставление в молитве, но и научение совершенной жизни. Исследуем же со всем тщанием смысл их и будем хранить их твердо, как законы Божии.
Св. Максим Исповедник о молитве Господней
Св. Максим Исповедник видит в сей молитве «богословие, сыноположение по благодати, равночестие ангелам, причастность вечной жизни, восстановление естества в свойственный ему бесстрастный чин, отложение закона греховного и уничтожение тиранства лукавого, владевшего нами лестью.