ИЕРЕ́Й (СВЯЩЕННИК) - 23.
ИКО́НА - 10-12, 37, 38, 53-57, 59, 60, 152-196.
ИКОНОГРА́ФИЯ - 152-196.
ИКОНОПОЧИТА́НИЕ - 11, 13, 161-175.
ИКОНОСТА́С - 19, 34, 60-67.
И΄КОС (греч. - "дом") - вторая часть строфы акафиста. В первой своей трети заключает более пространное развитие темы, содержащейся в кондаке. Во взаимно соответствующих стихах И. единообразны по числу слогов. Сам термин возник, по-видимому, вследствие буквального перевода сирского слова beth, что значит "дом" и "строфа". И. состоит из 12 воззваний, начинающихся призыванием имени Господня, или "хайретизмой" - приветствием Ангела Благовестника, обращенного ко Пресвятой Богородице: "Радуйся..." В этих молитвенных воззваниях представлены как ветхозаветные преобразования, так и их новозаветное свершение, описываются величие и совершенства Божии, святость избранных Его и благодеяния, явленные и постоянно являемые верующим по благости Божией и по ходатайству Пресвятой Богородицы, Ангелов и святых.
ИЛИТО́Н - 15, 18, 42.
ИНДИ΄ТИЯ - 18, 40, 42, 51, 52.
ИНДИ΄КТ - 583.
ИНДИКТИО́Н - 583.
И΄НОКИНЯ - 37.
ИОАКИ΄М И А́ННА (евр. - "Яхве воздвигнет"; "благодать", "милость") согласно Священному Преданию родители Девы Марии, чета ближайших предков Иисуса Христа (церк. слав. "Богоотцы"). В канонических новозаветных текстах И. и А. не упоминаются. Первоисточник многочисленных преданий об И. и А. - раннехристианский апокриф "Рождество Марии", возникший около 200 года, по-видимому, в Египте, и получивший впоследствии название "Первоевангелие Иакова". По преданию, И. происходил из колена Иуды, из царского и мессианского рода Давида (будучи, таким образом, родичем Иосифа Обручника), а А. - из колена Левия, из священнического рода Аарона; в их браке соединилось наследственное преемство царского и священнического сана. Тот и другой сан получал утверждение в их личной праведности ветхозаветного типа. Будучи людьми состоятельными, они треть своих доходов отдают на жертвоприношения и пожертвования в Иерусалимский храм. Треть - на дела милосердия, и только треть оставляют себе. До преклонных лет, несмотря на все их молитвы, им было отказано в потомстве. Когда И. в очередной раз явился в храм с жертвой, его оттолкнули на том основании, что его бездетность - очевидный знак отверженности, а значит, и его жертва неугодна Богу, Глубоко удрученный старец ушел из дому и жил с пастухами, в долгих жалобах оплакивая свое бесплодие среди общего плодородия природы, пока Ангел ни велел ему возвращаться к жене, обещав рождение Младенца; то же обещание получила на молитве и А. Радостная встреча постаревших супругов у Золотых ворот Иерусалима - излюбленная тема живописи Средних веков и Возрождения. И. и А. три года воспитывали поздно родившуюся Дочь. Византийская иконографическая традиция знает изображения этой четы, склонившейся над Марией, Которая делает Свой первый шаг, - мотив, имеющий соответствие в том же апокрифе. Затем по обету родители посвящают Марию Богу и отдают Ее в храм.
Отношения И. и А. - воплощение наиболее полной чистоты в браке, выражение христианской мистики брака, отмеченное печатью чуда (в Римской Церкви в XIX в. оформился особый догмат о непорочном зачатии Девы Марии в браке Ее родителей; Православная Церковь не принимает этого догмата). В православной иконографии Богоотцы Иоаким и Анна изображаются в иконе Рождества Пресвятой Богородицы с житийными клеймами и в иконе Введения Богородицы во храм. Православная Церковь особо чтит память И. и А. 9 сентября.
ИОА́НН КРЕСТИ΄ТЕЛЬ, ПРЕДТЕ́ЧА ГОСПО́ДЕНЬ - сын священника Захарии и Елисаветы. Родился И. в одном из городов Нагорной части Иудеи Хевроне. Сведения о рождении И. дает только Евангелист Лука. До начала своей проповеди И. находился в пустыне, ведя суровую подвижническую жизнь. Питался И. акридами (съедобными стрекозами) и диким медом, носил грубую одежду из верблюжьего волоса. Сведения об этом находим в Евангелиях от Матфея и Марка. Подготовив себя постом и молитвою к высокому служению, И. в пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря выступил на служение в качестве Предтечи Мессии. Сбылись ветхозаветные пророчества: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему..." (Ис. 40, 3). "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и Он приготовит путь предо Мною" (Мал. 3, 1).
Явился И. на реке Иордане. Сюда перед праздником очищения сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился И. к народу, проповедуя крещение покаяния во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем совершить внешнее омовение, люди должны совершить омовение внутреннее - нравственно очиститься, покаяться в грехах и принести достойные плоды покаяния, и таким образом приготовить путь Господу в сердцах своих. Таким образом, общий смысл служения И. заключался в нравственном подготовлении людей к принятию будущего высшего духовного Крещения Христа. Крещение народа в реке Иордане имело еще и мистический смысл. Здесь во время Крещения И., исполнившись Духа Святаго, увидел Агнца Божия и засвидетельствовал об этом народу. У И.К. уже было понимание Израиля как духовной сущности, а не национальной принадлежности. "И не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам"; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму" (Лк. 3, 8).
Обладая высочайшей степенью смирения, И. постоянно подчеркивал, что он только Предтеча Мессии, у Которого он "недостоин развязать ремень обуви" (Лк. 3, 16). И.К. стоял как бы на рубеже двух эр. На нем собственно заканчивается эра Ветхого Завета и начинается эра Нового Завета. "От дней же И. К. доныне Царствии Небесное силою берется" (Мф. 11, 12). И в личности И. К. переплелись как бы ветхий и новый человек. Величайший из праведников Ветхого Завета, он в то же время является, как говорит Спаситель, наименьшим в Царстве Небесном, то есть в силу освящающей благодати меньший Нового Завета может возвыситься до святости большей, нежели та, которой достигли великие праведники Ветхого Завета. Ветхий человек борется в личности И. с новым человеком. Именно поэтому, прозрев посредством Духа Святаго Мессию, узнав Его, И. сохранил в то же время ветхозаветные представления о Царе - Мессии. Ему казалось, что пришествие Его на землю должно сопровождаться земными атрибутами величия. Поэтому был момент, когда он заколебался, и послал своих учеников к Христу спросить: "Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?" (Мф. 11, 3).
Согласно пророчествам И. должен был придти в духе и силе Илии: "Вот Я пошлю вам Илию пророка пред наступлением дня Господня" (Мал. 4, 5), это смущало учеников Христа, но Спаситель объяснил им, что И. К. и есть Илия, который должен придти перед Ним. Умер И. насильственной смертью. За обличение Ирода Антипы он был заключен в темницу и по требованию Саломеи, наученной матерью ее, Иродиадой, Ирод велел отрубить И.К. голову. В честь И. установлены следующие праздники: 23 сентября - зачатие И.: 24 июня - День его рождества: 29 августа - Усекновение главы И. П.; 7 января - Собор И. П.; 24 февраля - Первое п Второе Обретение главы И. П.; 25 мая - Третье Обретение главы И. П.; 12 октября - праздник Перенесения десной руки И.К. с о. Мальты в Гатчину.
ИПАКОИ΄ (греч.): 1) послушание, повиновение; 2) отклик, ответ на песнопение, 3) церковная песнь, разновидность стихиры. Этим словом в древней Церкви назывался способ пения псалмов, при котором один диакон начинал петь стих псалма, а присутствующий народ или допевал стих, или подпевал припев. Этот способ похож на возникшее позднее пение с канонархом. И. поются (или читаются): 1) на повечерии под воскресенье, после канона и Отче наш; 2) на полунощнице воскресной, после канона и Отче наш; 3) на утрени, перед антифонами и чтением Евангелия; 4) иногда после 3-й песни канона вместо седальна. Ипакои гласа находятся в воскресной службе Октоиха.
Обычно в этой песни повествуется о том, как Ангел возвестил женам-мироносицам, мироносицы - апостолам, а те и другие - всему миру о Воскресении Христовом.
ИРМОЛО́ГИЙ НО́ТНОГО ПЕ́НИЯ - нотная богослужебная книга, заключающая в себе ирмосы канонов всех осьми гласов то есть полный круг ирмосов на весь год. Таким образом, И. Н. П. делится на восемь частей; каждая часть в свою очередь делится на девять разделов - по числу песней полного канона. Мелодии ирмосов принадлежат старому знаменному роспеву. Кроме того, в И. Н. П. находятся: 1) ирмосы канонов и трипеснцев в навечерие Рождества Христова и Богоявления; 2) припевы на 9-й песни во дни праздников Господских, Богородичных и некоторых святых, изложенные знаменным и греческим роспевами.
ИРМО́С - разновидность тропаря, являющаяся образцом (моделью). По его мелодической формуле строятся икосы, то есть строфы, единообразные по числу слогов во взаимосоответствующих стихах.
И΄СПОВЕДЬ (ПОКАЯ΄НИЯ ТА́ИНСТВО) - 233-276.
ИСТИННОРЕ́ЧИЕ - текст безлинейных нотных рукописей, сохранившихся с древнейшего периода существования Русской Православной Церкви; представляет собою в рукописях до XV века "истинную", правильную речь, то есть текст писался так же, как произносился. В этом традиционном произношении полугласные звуки, обозначавшиеся буквами ъ, ь, и, имели в нотной записи отдельные знаки и, следовательно, пелись наподобие теперешних гласных о, е, и. Такой текст певческих рукописей называется истинноречным, а первый период истории церковного пения в отношении текста называется "периодом старого И"., или "праворечия". Так, например, слово "днесь" имело в певческих рукописях этого периода три нотных знака, по ноте над каждой полугласной буквой "ь", и, таким образом, это слово пелось "дьньсь".
К началу XV века архаическое произношение полугласных сменилось произношением на их месте соответствующих полных гласных, благодаря чему сохранялась неискаженной древняя мелодия, однако тексты нотных книг представляли непривычное для глаза и слуха обилие гласных. Слово "дьньсь" пелось уже как "денесе". Это был второй период, или период "раздельноречия", хомонии, продолжавшийся до второй половины XVII века, когда было предпринято исправление нотных книг с целью приблизить пение к современному произношению. В 1652 году в Москве были собраны опытные певцы, которые должны были привести в согласие нотный текст песнопений с современным ненотным. Но эпидемия "моровой язвы", начавшаяся в этот год в Москве, прекратила их деятельность. Только Собор 1667 года постановил решительно: "Гласовое пение пети на речь". Поэтому для исправления книг раздельноречного пения была организована нотная комиссия знатоков церковного пения, куда вошли Александр Печерский, Александр Мезенец, Федор Константинов, Григорий Нос и другие. После двухлетних трудов комиссия составила истинноречный Ирмолог знаменного пения - первообраз всех последующих книг нового истинноречного пения. Этот последний период получил название "нового И". или "наречного пения".
Вот образцы текста: 1) старого И., 2) раздельноречия и 3) нового И.
1) "Четвероконьчный мир дьньсь освящаеться четвероконьчьному възвышаему Твоему Крьсту"; 2) "Четвероконечный миро денесе освящается четвероконечену возвышаему Твоему Кресту"; 3) "Четвероконечный мир днесь освящается четвероконечному возвышаему Твоему Кресту".