ТА́ИНСТВА И ОБРЯ΄ДЫ - 197-199..
ТА́ЙНАЯ ВЕ́ЧЕРЯ - последняя пасхальная трапеза Иисуса Христа и Его учеников, совершившаяся накануне Распятия и Крестной смерти Спасителя. На Тайной Вечере Господь последний раз вкусил пасхального агнца и вина, умыл ноги ученикам Своим, дал новую заповедь взаимной любви, установил Таинство Евхаристии, предсказал предательство Иуды и отречение Петра и беседовал с Апостолами - все это запечатлено в Евангелии от Иоанна в гл. 13, 14.
ТА́КТ - единица ритмического деления, состоящая из двух или более частей времени, сильной и слабой. Ритмическое движение мелодии состоит из равномерно повторяющихся ритмических частей, которые и называются Т. Сильная часть Т. несет на себе ударение (акцент) и служит как бы границей пределов Т. Самым простым является Т., состоящий из двух частей времени, например, двух четвертей; из них первая четверть с ударением, а вторая - слабая. Если две четверти или ритмические ударения, свойственные им, повторяются в течение всего музыкального произведения, то в начале ее ставится знак Т. в две четверти - 2/4. Если в Т. различается три части времени, то на первом из них есть ритмическое ударение, а на двух других нет; такой Т. обозначается 3/4 и называется также простым. Простые Т. могут соединяться или делиться; например, Т. в две четверти, соединенный с другим таким же Т., дает новый Т. - четыре четверти (4/4). В нем различаются ударения: на первой четверти - сильное и менее сильное на третьей. Т. в 3/4, или трехдольный, как бы разделенный, даст новый Т. - 3/8. Каждый Т. должен быть отделен от другого тактовой чертой. В продолжение музыкального произведения Т. может изменяться. Понятно, что там, где нет симметрии, нет и Т., поэтому в древнецерковном пении нет деления мелодии на Т.
ТАРЕ́ЛЬ (ТАРЕ́ЛОЧКА) -92
ТЕЛЕ́Ц - 38, 42.
ТЕ́МП - мера скорости движения мелодии. Так как ноты не имеют определенной продолжительности, а выражают ее только относительно, то для указания определенной скорости употребляют особые выражения. Т. может быть медленным, умеренным и быстрым, поэтому все термины, обозначающие меру темпа, разделяются на три разряда: 1) для медленного движения мелодии largo, adagio, lento, grave; 2) для умеренного движения - andante, sostenuto, moderate, allegro moderato; 3) для обозначения скорого движения - allegro, vivo, animate и др.
ТЕ́НОР (лат. teneo - держу) - высокий мужской певческий голос. В современной нотной записи Т. обозначается октавой выше ее действительного звучания. Диапазон первого Т. - от "соль" до "соль" 2-й октавы и выше; диапазон второго Т. от "до" до "фа" 2-й октавы. Т. - гибкий, звучный, сильный и подвижный голос; имеет две разновидности: лирический, которому свойственна мягкость тембра, способность к передаче мелодий певучего характера и легкая подвижность, и драматический, отличающийся большой силой и широтой звучания на всем диапазоне, выразительным, горячим, ярким тембром.
ТРАПЕ́ЗА - 77-78.
ТРЕ́БЫ - в просторечии так называются все Таинства, кроме Евхаристии и Хиротонии, а также молебны, панихиды, отпевания, освящение домов и пр. Чинопоследования Т. помещены в богослужебной книге, называющейся Требник.
ТРИКИ΄РИЙ - 15, 74, 101.
ТРИСВЯТО́Е - молитва "Святый Боже...", представляющая собой распространение песни Серафимов в видении пророка Исаии. По преданию, рассказываемому в приводимых Зонарою (XII в.) посланиях патриарха Константинопольского Акакия (471-479 гг.) и других современных ему епископов к халкидонскому пресвитеру Петру Фуллону (хотевшему внести в эту молитву прибавку "распныйся за ны"), она была услышана от Ангелов мальчиком, поднятым на воздух во время покаянного молебствия по случаю землетрясения в Константинополе (438-439 гг.), за 20 дней до Пасхи, около 3 часа дня, и указом тогда же введена в богослужебное употребление. Сделанная упомянутым Фуллоном монофизитская прибавка "распныйся за ны", несмотря на обширную полемику против нее, была принята одно время и в Константинополе, за что город, по преданию, терпел много бед (так, например, во время литии с пением такого Трисвятого на город выпал пепельный дождь). Эта прибавка принята в Армянской и Коптской Церквах, при этом поясняется, что всю песнь можно относить к одному Сыну Божию. Греческий текст молитвы "Агиос о Феос, Агиос Исхирос, Агиос Афанатос, елеисон имас"; допускает и такой, более близкий к подлиннику перевод: "Свят Бог, свят Крепкий, свят Бессмертный, помилуй нас", ибо в подлиннике не звательный, а именительный падеж; тогда молитвословие состояло бы из хвалы и молитвы, что отвечает и той подробности предания, что отрок слышал от Ангелов только первую часть песни, а народ прибавил: "Помилуй нас".
ТРИСВЯТО́Е ВЕЛИ΄КОЕ - молитва "Святый Боже...", поемая в завершении утрени. Кроме Литургии, это единственное место в церковной службе, где Т. поется, а не читается, само по себе и по особому чину не только трижды, но с припевом "Слава и ныне" и с повторением 1 1/2 раза еще после этого припева. Отсутствие обычно сопровождающих его молитв, даже "Отче наш", сосредоточивает на песне все внимание и отвечает хвалебно-песенному колориту всей этой части утрени. В западном богослужении эта часть называется Laudes.
ТРОПА́РЬ (греч.) - краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо.
Исторически Т. был исходным элементом православной гимнографии; первоначально - краткий припев к определенным местам литургического песнопения. Т. был введен в IV веке, вытеснив теософические гимны I-III веков, не удержанные Церковью, как своеобразный музыкально-поэтический комментарий к священному тексту, словесная икона события Священной истории или празднуемого святого. Возникнув на смешанной почве греческой и ближневосточной культуры, Т. уже к V веку расцвел в особый мелопоэтический жанр. Ритмическая проза ранних Т. переросла в стихи, метрика которых с распадом античной просодии и под влиянием семитической поэзии (особенно св. Ефрема Сирина) стала опираться на словесное ударение. Т. всегда встраивался в готовые музыкально-ритмические и смысловые "гнезда" (в составе канона, кондака, акафиста). В свою очередь мог делаться моделью (образцом), называясь в этом случае ирмосом, по мелодической формуле которого строились икосы, то есть строфы, единообразные по числу слогов во взаимно соответствующих стихах.
Параллельно с кондаками и канонами, тоже организованными вокруг базовых Т., создавались как самостоятельные (автомелические), так и "уподобительные" Т., различаемые по функции (назначению):
стихира - Тропарь, вторящий стиху псалма;
ипакои - "отклик" на песнопение, затем стихира после малого входа;
кондак - в новом значении "лишнего" Т. 3-й и 6-й песен канона;
кафизма (седален) - вставка между разделами основного пения;
Богородичен - 9-я песнь канона или всякий Т. Богородице;
катавасия - ирмос, повторяемый в конце песни сходящимися вместе хорами.
ТРО́ПЫ (греч. "тропос" - поворот) - вставки в канонический текст или напев псалмов, или хоралов. В Восточной Церкви тропы (или тропари) были известны еще в V веке, в Западной Церкви вставки в Григорианский хорал - с IX века. От фраз - попевок переходили к большим построениям. Т., как и секвенции, способствовали проникновению в церковную музыку народных мотивов. В середине XVI веке на Тридентском Соборе Т. были запрещены в католической литургии.
ТРО́СТЬ - 1) тростник, травянистое растение, произрастающее в болотистых местах у берегов рек. Т. употреблялся как орудие письма для изготовления папируса и плетения корзин. Младенец Моисей был положен матерью в тростниковую корзину. Господь говорит праведному Иову: "Бегемот... ложится под тенистыми деревьями, под кровом Т. и в болотах" (Иов 40, 16). "И оскудеют реки, и каналы Египетские обмелеют и высохнут, камыш и Т. завянут". В изобилии рос Т. в пустыне Иорданской, где пребывал Иоанн, и в тех местах Галилеи, в которых находился Господь Иисус Христос в то время, когда Он обращался со Своей речью к народу. Часть пути по долине Саронской называется "тростниковой", так же называется и один из потоков в этой области.
Трость - одно из орудий страстей Господних; воины, издеваясь, "дали Ему в правую руку Т.; и становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв Т., били Его по голове" (Мф. 27, 29, 30); а когда Распятый воззвал к Отцу, один из стоявших у Креста "взял губку, наполнил уксусом и, наложив на Т., давал Ему пить" (Мф. 27, 48).
Слово Т. употребляется в Священном Писании как образ слабости, ломкости и колеблемости. Так. фараон уподобляется "надломленной Т".. чтобы показать его бессилие поддержать царя Езекию. Исаия, пророчествуя об Отроке Божием, говорит о Его отношении к слабым в вере, но имеющим при этом сердце сокрушенное и уничиженное: "Т. надломленной не переломит". Устами пророка Ахии Господь предрекает: "Будет Израиль, как Т., колеблемый в воде", когда постигнет его кара Божия за идолопоклонство (3 Цар. 14, 15). "Что смотреть ходили вы в пустыню? Т. ли, ветром колеблемую?" (Мф. 11, 7) - вопрошал Госnoдь народ, дабы опровергнуть ложное впечатление об Иоанне Крестителе и засвидетельствовать непреклонную твердость и неизменное постоянство Своего Предтечи. 2) Мера длины на Востоке (сажень) (Откр. 11, 1: 21, 15), составлявшая 6 локтей с ладонями = 286,4 см.