Чинопоследование литургии оглашенных

Чинопоследование литургии оглашенных

Начало литургии оглашенных. Начальный возглас священника; великая ектения; антифоны.

После отпуста проскомидии и открытия завесы царских врат диакон совершает каждение. Он кадит сначала жертвенник, потом крестовидно престол, обходя его со всех сторон и читая тихо: Во гробе пло́тски, во аде же с душею, яко Бог, в раи΄ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня΄яй, Неопи΄санный.

Затем диакон, читая 50-й псалом, кадит алтарь и, выйдя северными дверьми, кадит иконостас (сначала царские врата, образ Спасителя, затем Пресвятой Богородицы, правую и левую стороны иконостаса), храм и молящихся. Возвратившись в алтарь южными дверьми, диакон заканчивает каждение по обычаю, то есть кадит престол с лицевой (передней) стороны, горнее место и священника, затем отлагает кадильницу и совершает поклон на горнее место и предстоятелю.

После этого священник и диакон становятся пред престолом и, благоговейно совершая троекратное поклонение пред ним, молятся Господу Богу о ниспослании им благодати Святаго Духа для достойного совершения Божественной службы.

Священник, подняв руки горе́, а диакон, держа орарь, как во время произнесения ектений, воссылают молитву Пресвятому Духу: Царю Небесный, Уте́шителю, Ду́ше истины, Иже везде сый и вся исполня΄яй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Бла́же, ду́ши наша (один раз).

И прославляют Господа ангельским славословием:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в челове́цех благоволение (дважды).

Далее они испрашивают у Господа помощи и силы на совершение службы: Господи, устне́ мои отве́рзеши, и уста́ моя возвестя΄т хвалу Твою.

Затем священник целует Евангелие (на практике - Евагелие и престол), а диакон - престол.

1. Со дня Святой Пасхи до ее отдания "Слава в вышних Богу..." предваряется чтением не "Царю Небесный", а "Христос воскресе..." (трижды). "Царю Небесный" читается со Дня Святой Троицы.

2. При соборном служении эти молитвы читает только предстоятель, и он же (один) целует Евангелие, но все сослужащие молятся вместе с ним, делают троекратное поклонение пред престолом, целуют его и кланяются предстоятелю и друг другу взаимно.

Далее диакон, наклонив главу пред священником и держа орарь тремя перстами правой руки, говорит:

Время сотвори΄ти Го́сподеви. Владыко, благослови.

Священник, благословляя диакона, говорит: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон, получив благословение от священника, испрашивает его молитв о себе: Помолися о мне, владыко.

Священник: Да исправит Господь стопы твоя.

Диакон: Помяни мя, владыко святый.

Священник: Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон произносит: Аминь. Поклонившись священнику, он выходит на солею северными дверьми. Став против царских врат на амвоне, он трижды благоговейно поклоняется, молясь тайно: Господи, устне́ мои отве́рзеши, и уста́ моя возвестя΄т хвалу Твою.

И далее диакон, воздев руку с орарем, произносит возгла́сно: Благослови, владыко.

Священник, изображая Евангелием знак креста над антиминсом, произносит начальный возглас литургии:

Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор (лик): Аминь.

Этот начальный возглас (и одновременно изображение Евангелием знака креста над антиминсом) означает, что начинаемое священнодействие будет совершаться во славу Пресвятой Троицы и в благодарное воспоминание жизни, крестной смерти и Воскресения Христа Спасителя, описанных в Святом Евангелии.

В Светлую седмицу и в отдание Пасхи после начального возгласа поется "Христос воскресе..." со стихами "Да воскреснет Бог...." От Антипасхи же (Недели о Фоме) до отдания Пасхи поется "Христос воскресе..." (трижды) без стихов. На время пения "Христос воскресе..." царские врата открываются.

По начальном возгласе священника диакон произносит великую, или мирную, ектению.

Ектенией называется ряд молитвенных прошений, которые являются распространением кратких прошений "Господи, помилуй", "Подай, Господи".

Ектении разделяются на несколько видов.

Великая, или мирная, отличается от других ектений особой полнотой содержания.

Малая ектения представляет собой сокращение великой ектении.

Сугубая ектения выражает прилежнейшее моление к Богу, начинается она словами "Рцем вси..." (с первого прошения) или "Помилуй нас, Боже" (с третьего прошения).

Просительная ектения состоит из ряда прошений, каждое из которых оканчивается словами "у Господа просим". Она начинается словами "Исполним утреннюю (или: вечернюю) молитву нашу Господеви".

Ектения о усопших начинается с прошений: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей...", "Еще молимся о упокоении...."

3. Каждый раз перед выходом на солею (амвон) для произношения ектений диакон, перекрестившись, поклоняется к горнему месту и затем предстоятелю. Так же совершает поклоны он и по возвращении в алтарь.

Диакон начинает следующими словами великую ектению:

Миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имя рек), честне́м пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О граде сем (или: веси сей; если в монастыре, то: о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О благорастворении возду́хов, о изобилии плодов земных и временех мирных Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и ну́жды Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш (всю жизнь нашу) Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

1. В словах великой ектении "Миром Господу помолимся..." верующие призываются вознести общецерковную молитву Богу в мире, то есть примирившись друг с другом, простив взаимные обиды.

2. В великой ектении подробно перечисляются наши прошения к Господу, но главным содержанием всех ее прошений является молитва о мире всего мира.

Священник к общей молитве ектении присоединяется в молитве первого антифона [1] и просит Господа, чтобы Он призрел на этот храм и молящихся в нем и исполнил их Своих щедрот и милостей:

Господи Боже наш, Его же держава несказа́нна и слава непостижима, Его же милость безмерна и человеколюбие неизреченно, Сам, Владыко, по благоутробию Твоему, при΄зри на ны и на святый храм сей и сотвори с нами и молящимися с нами богатыя милости Твоя и щедроты Твоя.

При служении без диакона священник читает эту молитву после прошения "Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную..." (поэтому хор поет медленно: "Тебе, Господи"), а не после возгласа, так как возглас есть заключительная часть тайной молитвы. Так же читаются молитвы 2-го и 3-го антифонов.

Молитва 1-го антифона заканчивается возгласом священника:

Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон после возгласа священника и поклона (во время пения 1-го антифона) отходит от царских врат и становится пред иконой Спасителя, держа орарь, как обычно, тремя перстами правой руки.

После великой ектении поются антифоны, которыми в воскресные и праздничные дни служат изобразительные псалмы 102-й и 145-й. Эти псалмы пророчески изображают милости Божий, явленные роду человеческому, особенно через Воплощение Сына Божия.

1-й антифон 102-го псалма.

Хор: Благослови΄, душе́ моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя Святое Его. Благослови, душе́ моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его: очищающаго вся неду́ги твоя, избавляющаго от нетления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обнови΄тся, яко о́рля, юность твоя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя Святое Его, Благословен еси, Господи.

По окончании пения антифона диакон снова становится против царских врат и, совершив поклонение, произносит малую ектению.

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Во время произнесения малой ектении священник в тайной молитве 2-го антифона просит Господа спасти людей Своих и сохранить Святую Церковь:

Господи Боже наш, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Це́ркве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие до́му Твоего. Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя.

Священник заканчивает молитву 2-го антифона возгласом: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон во время пения 2-го антифона также отходит от царских врат и стоит пред иконой Спасителя.

Хор поет 2-й антифон (псалом 145-й):

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Хвали, душе́ моя, Господа. Восхвалю΄ Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на кня΄зи, на сы΄ны человеческия, в нихже несть спасения. Изы΄дет дух его и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Блажен, ему́же Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, я΄же в них: хранящего истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь реши΄т окова́нныя: Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники: Господь хранит пришельцы, си΄ра и вдову приимет и путь грешных погуби΄т.

Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.

Тотчас же после 2-го антифона поется песнь, в которой Церковь кратко выразила православное учение о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа, воплотившегося и пострадавшего ради нашего спасения.

Хор: И ныне и присно... - Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен сый, и изво́ливый спасения нашего ради воплоти΄тися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочелове́чивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

По окончании пения 2-го антифона и "Единородный Сыне..." диакон снова становится против царских врат и произносит вторую малую ектению.

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

По окончании ектении диакон, сделав поклон, уходит в алтарь южными дверьми, а священник в молитве 3-го антифона просит Господа исполнить прошения молящихся к познанию Его истины и дарованию им жизни вечной:

Иже о́бщия сия и согласныя даровавый нам молитвы, Иже и двема́ или трие́м, согласующимся о имени Твоем, прошения подати обещавый, Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам в настоящем ве́це познание Твоея истины и в будущем живот вечный даруя.

В заключение священник возглашает:

Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь. И далее - Блаженны, или 3-й антифон.

В это время открываются царские врата для малого входа.

Хор: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда́ прии΄деши во Царствие Твоем.

Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.

Блажени плачущии, яко ти΄и утешатся.

Блажени кротции, яко тии насле́дят землю.

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Блажени милостивии, яко тии помиловании будут.

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога у́зрят.

Блажени миротворцы, яко тии сы΄нове Божии нарекутся.

Блажени изгна́ни правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

Блажени есте́, егда́ поносят вам, и иждену́т, и реку́т всяк зол глагол, на вы лжу́ще, Мене ради.

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

1. Помещенные здесь антифоны называются изобразительными и поются в дни воскресные, в дни всей Пятидесятницы (от Антипасхи до Пятидесятницы), в праздники с бдением, полиелеем и славословием, а также и в шестиричные, если в Минее показано: "песнь от канона на Блаженнах"; в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников.

2. 3-й антифон составляют Блаженны. Они начинаются словами исповедания благоразумного разбойника: "Во Царствии Твоем...." Затем евангельские стихи о блаженствах чередуются с тропарями из песней утреннего канона празднику или святому или с особыми тропарями Блаженн из Октоиха.

3. Эти тропари служат подтверждением, примером и свидетельством того, как христианские добродетели приводят людей к вечному блаженству.

4. В воскресные дни число тропарей Блаженн бывает не более двенадцати и не менее восьми. Если святому не положены Блаженны, то тропари берутся на восемь из Октоиха; если святому или празднику положены Блаженны, то тропари читаются на шесть из Октоиха и на четыре из Минеи; если два святых или два праздника, причем каждому указаны Блаженны, то - на четыре из Октоиха и на восемь из Минеи (каждому на четыре).

5. Если святому не положены Блаженны, то тропари - на шесть из Октоиха, а если предпразднство или попразднство, то из Минеи - на шесть.

Если случится святой со славословием, полиелеем, бдением, то тропари на восемь из Минеи.

6. Тропари на Блаженнах чередуются в следующем порядке:

На 12-м - Блажени нищии духом... Блажени плачущии... На 10-м - Блажени кротции... Блажени алчущии и жаждущии... На 8-м - Блажени милостивии... Блажени чистии сердцем... На 6-м - Блажени миротворцы... Блажени изгна́ни... На 4-м - Блажени есте, егда́ поносят вам... Радуйтеся и веселитеся...

"Слава" - тропарь канона. "И ныне" - Богородичен канона.

7. В праздники Господни (двунадесятые): Рождество Христово, Богоявление, Вербное воскресенье (Неделя ваий), Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне и Воздвижение Честно́го Креста, а также в день Святой Пасхи и во все дни Светлой седмицы поются антифоны праздничные, помещенные в Минеях месячных или в праздничной, или же в Триодях.

8. Праздничные антифоны состоят из стихов псалмов, избранных применительно к празднуемому событию, и припевов к ним. Например: в первом антифоне за каждым стихом следует припев: "Молитвами Богородицы, Спа́се, спаси΄ нас"; во втором антифоне припев: "Спаси ны, Сыне Божий, рожде́йся от Девы... во Иордане крести΄выйся..." и т. д., смотря по празднику. В праздник Пятидесятницы поется припев: "Спаси ны, Уте́шителю Благи΄й, поющия Ти: аллилуиа" (один раз). На "Слава, и ныне" поется песнь "Единородный Сыне...." На третьем антифоне за каждым стихом - тропарь празднику.

9. В седмичные дни поются антифоны вседневные, помещенные в Ирмологии и в конце Апостола. Они поются, когда нет указаний в Уставе петь на Блаженнах каноны и состоят из стихов псалмов 91-го: "Благо есть испове́датися Го́сподеви..." и 94-го: "Приидите, возрадуемся Го́сподеви...."

10. К стихам ветхозаветных псалмов вседневных антифонов присоединяются припевы новозаветных песней: к стихам 1-го антифона - "Молитвами Богородицы, Спа́се, спаси нас"; 2-го антифона - "Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас"; 3-го антифона - "Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый, поющия Ти: аллилуиа".

  1. Антифонами называются песнопения, которые исполняются попеременно двумя ликами (хорами). Существует три вида литургийных антифонов: вседневные, изобразительные и праздничные. Вседневные поются в седмичные дни, когда Типикон не назначает блаженн на литургии. Помещены эти антифоны на обороте последнего листа Апостола и Ирмология. Изобразительные антифоны поются во все воскресные дни и в те седмичные дни, когда бывает праздник Богородичный или святого с бдением, или полиелеем, или великим славословием, или если святому указаны блаженны, а также в период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников и пения Цветной триоди. Помещены они в Часослове (в чине изобразительных) и в Ирмологии. Праздничные антифоны поются во всю Неделю (седмицу) Пасхи и в первый день двунадесятых Господних праздников: Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Входа Господня во Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы и Преображения Господня. Помещены они в Апостоле, а также в Минее и в Триоди наряду. Устав об антифонах и пении их см. далее ^

 

Дорогие друзья! Обращаемся к вам с просьбой о помощи. Мы благодарны за любое проявление сострадания к тем, кто нуждается в нем куда больше, чем большинство из нас. Обо всех наших жертвователях мы помним и молимся за них! Во славу Божию!

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here