Для того чтобы приступающий к таинству покаяния мог действительно получить отпущение грехов, от него требуются, по учению Православной Церкви, следующие условия:
Сокрушение о грехах
Это необходимо по самому существу покаяния: кто истинно кается, тот не может не сознавать всей тяжести своих грехов и их гибельных последствий, не может не чувствовать своей виновности перед Богом, своего недостоинства, не может не скорбеть сердцем, не сокрушаться, и там, где нет истинного сокрушения о грехах, там нет и истинного покаяния, а одно только наружное. Посему-то св. отцы и учители Церкви единогласно признавали сокрушение о грехах самой существенной и необходимой принадлежностью покаяния.
"Вы, братья возлюбленнейшие, - писал св. Киприан, - каясь и сокрушаясь, рассмотрите ваши грехи; сознайте тягчайшую вину своей совести, откройте очи сердца к уразумению вашего преступления... Чем больше мы согрешили, тем более мы должны оплакивать".
"Если плач Петра, - внушал также своим слушателям св. Златоуст, - изгладил столь великий грех, то как тебе не загладить греха, если будешь плакать? Ибо отречься от своего Господа было преступление немалое, но великое и весьма важное, и однакож слезы загладили грех. Плачь же и ты о грехе своем, только плачь не просто и не для вида, но горько, как (плакал) Петр; изведи потоки слез из самой глубины души, чтобы Господь, умилосердившись, простил тебе прегрешение".
"Кающиеся должны, - учил св. Василий Великий, - горько плакать и прочее, что свойственно покаянию, изъявлять от сердца" ("Нравственные правила", I, гл. III, там же, VII, 360). "Покаяние требует, чтобы человек сперва возопил в себе и сокрушил сердце свое, потом стал добрым примером для других, а для сего соделал себя слышимым и объявил образ покаяния".
"Когда согрешишь, - говорит св. Златоуст, - стенай не о том, что тебя накажут, но о том, что ты оскорбил Бога твоего, так милосердого, так тебя любящего и так заботящегося о твоем спасении, что Он предал ради тебя Сына Своего на смерть".
"Дождь и роса ниспосылаются даром, - говорит св. Ефрем Сирин, - но земледелец не должен поэтому спать и прекращать сеяние и возделывание земли. Врачевство для грешника всегда готово; но поэтому не должны мы переставать молиться об оставлении грехов. Если земледелец не посеет - не поможет ему дождь; если грешник не будет молиться - не исцелит его и благодать. Как врач-человек, так и Бог взывает: "Покажи мне язву твою и исцелю тебя". Ему желательно видеть твое обращение; тогда уврачует тебя" (св. Ефрем Сирин).
"Видал ли ты, - говорит св. Тихон, - что делает сын, когда отца своего, от которого рожден и воспитан, ослушанием и грубыми поступками оскорбит? Окаявает себя, плачет и сердцем сокрушается и судит себя достойным отца наказанием ради того единого, что отца своего прогневал и оскорбил. Сей пример научает нас каяться и жалеть, что грехами Бога прогневляем и оскорбляем. Если сын по плоти, отца своего прогневав, жалеет, тужит и окаявает себя, кольми паче христианам должно жалеть, сокрушаться, тужить и окаявать себя и достойными наказания признавать, когда прогневают Бога, Небесного Отца, Который есть единая любовь, благостыня и святость".
Твердое намерение впредь исправить свою жизнь
Св. Апостол Петр в речи своей к иудеям сказал: "Покайтеся и обратитесяда очиститеся от грех ваших".
Св. Василий Великий говорит: "Не тот исповедует грех своей, кто сказал: "Согрешил я", - и потом остается во грехе; но тот, кто, по слову псалма, обрел грех свой и возненавидел (Пс. LIII, 3). Какую пользу принесет больному попечение врача, когда страждущий болезнью крепко держится того, что разрушительно для жизни? Так нет никакой пользы от прощения неправдоделающему еще неправду и от извинения в распутстве - продолжающему жить распутно… Премудрый Домостроитель нашей жизни хочет, чтобы живший во грехах, и потом дающий обет восстать к здравой жизни положил конец прошедшему и после содеянных грехов сделал некоторое начало, как бы обновившись в жизни через покаяние". "Кающимся недостаточно ко спасению одно удаление от грехов, но потребны им и плоды, достойные покаяния".
Св. Амвросий: "Кто приносит покаяние, тот не только должен омывать грех свой слезами, но покрывать прежние прегрешения лучшими делами, чтобы грех ему не вменился"...
Вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие
"Ибо о сем вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти Именем Его всякому верующему в Он, и несть иного Имени под небесем данного в человецех, о нем же подобает спастися нам". Он один примирил нас с Богом Своею крестной смертию, один есть вечный наш Первосвященник, тем же и спасти до конца может приходящих через Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о нас. Следовательно, без веры в Христа Спасителя и надежды на Него, как бы ни было глубоко наше сокрушение о грехах и твердо наше намерение исправить свою жизнь, мы никогда не удостоились бы получить от Бога отпущение грехов.
Устное исповедание грехов перед священником
Необходимость этого исповедания сама собой очевидна из того, что разрешить грехи в таинстве покаяния должен священник, а чтобы разрешить или не разрешить какие-либо грехи, надобно наперед знать их.
В Церкви постоянно существовало и соблюдаемо было это учреждение. Св. Ириней повествует, как некоторые жены, увлеченные в ересь и нечестие гностиками, при своем возвращении в Церковь исповедали и грехи свои, и заблуждения, а другие, не желая подвергнуться этому испытанию, впадали в отчаяние.
Св. Григорий Нисский внушает кающемуся: "Пролей предо мной горькие и обильные слезы, да и я соединю мои слезы с твоими: в соучастника и общника твоей скорби прими священника, как отца… Священник столько сокрушается о грехах того, кого имеет по вере вместо сына, сколько скорбел Иаков, узрев одежду Иосифа... Посему на родившего тебя в Боге ты должен полагаться более, нежели на родивших тебя по телу. Смело показывай ему свои сокровенности; открывай ему тайны духа, как тайные раны врачу: он позаботится и о твоем здравии".
Второе правило Лаодикийского собора гласит: "Впадающих в различные согрешения, и пребывающих в молитве, исповедании и покаянии, и от злых дел совершенно обращающихся после того, как по мере согрешения дано им время покаяния, ради милосердия и благости Божией вводите в общение".
В 102-м правиле собора Трульского читаем: "Приявшие от Бога власть решати и вязати, должны рассматривати качество греха и готовность согрешившего к обращению и тако употребляти приличное недугу врачевание, дабы, не соблюдая меры в том и в другом, не утратить спасения недугующего".