Вероятно, многие не сознают, какое значение имеет произнесение вслух или в уме какого-либо имени. Вот, например, я произношу имя близкого и дорогого для меня человека. В мгновение времени в моих глазах встает его образ, в уме воспроизводятся отличительные черты его характера и его жизненной истории, его отношение ко мне и его миросозерцание; в моем сердце просыпаются по отношению к нему чувства любви, симпатии, нежности, жалости, уважения и т. п. Словом, воспоминание имени воспроизвело в моей душе его образ во всей совокупности его физической, душевной и духовной сущности, и моя душа как бы заполнилась этим образом, слилась с ним. Это невидимое единение меня с образом друга совершенно реально и в сильнейшей степени влияет на меня. Положим, что друг, которого я вспомнил, отличался жизнерадостностью и всегда хорошо действовал на мою душу. И хотя я до воспоминания был расстроен, его образ влил в меня струйку жизнерадостности, и моя печаль заменилась бодростью. Как пишет св. прав. Иоанн Кронштадтский: «В имени человека душа человека, например, в имени Ивана — душа Ивана. Итак, на призыв: Иван Ильич, его душа сознает себя в этом имени и откликается на него».
Итак, имя вызывает образ, а образ в душе есть соприкосновение или даже единение души с этим образом. При этом первое или второе — т. е. соприкосновение или единение — будет зависеть от нашего отношения к этому образу. Если мы в любви тянемся к нему, то этот образ вливается в нашу душу, объединяется с нами и влияет на наши чувства и ощущения.
Произнесение имени ведет к общению нас с образом и отражается в той или иной степени на переживаниях ума и сердца. Наименование для нашей души есть в какой-то степени сама сущность личности. И отсюда к нему у нас и должно быть то же отношение, как к самой личности. Вот почему евреям была дана заповедь: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно».
Как пишет св. Иоанн Кронштадтский: «С крайним благоговением произноси имя Божие, помня, что Богом все приведено из небытия в бытие, и все существующее содержится в благобытии единственно по Его благости, всемогущею силою и премудростью Его. С крайним благоговением произноси и имя Иисуса Христа Сына Божия, через Которое все «начало быть» (Ин. 1, 3) и Которым все управляется... С благоговением произноси и имя Пречистой Матери Господа Иисуса Христа, Приснодевы Марии, породившей нам Его во спасение наше...
С благоговением произноси имена апостолов Христовых, самовидцев и слуг Его, пронесших по всему миру Божественное учение Его, а также имена мучеников, преподобных, бессребреников и всех святых».
Свет не есть само солнце. Но для нас свет ближе солнца: он нас освещает, согревает и питает энергией и растительный, и животный мир. Имя — это как бы свет от сущности образа. Имя же Бога имеет в духовном мире то же значение, что свет в физическом мире для растений и животных. Так мы можем постигнуть освящающую, просвещающую и очищающую силу святых имен, действующих на нашу душу, на наш разум и сердце и через это — на всю нашу жизнь.
Как пишет схиархимандрит Софроний про старца Силуана: «Имя Духа Святого, как и имя — Господа и другие имена Божии неизменно вызывали в его душе живой отклик — чувство радости и любви».
Отсюда мы можем понять и значение и силу молитвословий, преисполненных святых имен и понятий. Понятны и слова Господа «именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16, 17), и слова пророка Иоиля, повторенные и ап. Петром: «Всякий, кто призовет имя Господне — спасется» (Деян. 2, 21, Иоиль 2, 32). Вот откуда сила Иисусовой молитвы, при которой непрестанное произнесение святого имени Господа Иисуса очищает и одухотворяет душу христианина, попаляя в ней страсти. При этом, естественно, чем глубже образ Христа западает в сердце христианина, творящего молитву, тем сильнее единение духа христианина с духом Господа, тем сильнее освящающая сила молитвы.
Подобно действию имени Бога, Господа Иисуса Христа, Св. Духа и Св. Троицы, будет действие имен и тех, в кого вселился Св. Дух, в душе которых «изобразился Христос» (Гал. 4, 19).
Как пишет св. Иоанн Кронштадтский: «Бог во святых почивает и в самом имени их, в самом изображении их, только с верою надо употреблять их изображения, и они будут творить чудеса».
Поэтому целительный бальзам изливается на нашу душу и от благоуханного имени Божией Матери, Приснодевы Марии, и от имени бесплотных служителей Бога — Архангельских и Ангельских чинов, от имени всех святых. Все они возвышают душу христианина и вводят его в обитель святости и праведности.
В действии на душу имен надо учитывать также еще следующую закономерность. Это закон «резонанса», т. е. отзывчивости души к определенным именам и образам на основе симпатии и тяготения сердца человеческого к этим именам и образам. Если тянется сердце к духовному свету, то все светлые имена и образы будут сильно действовать на него, глубоко входить в душу и долго в ней жить. Наоборот, все неприятное и несимпатичное сердцу не будет его затрагивать, ни занимать ума и лишь скользить в мыслях.
Вот почему образы и имена в молитве глубоко волнуют и умиляют очищенное сердце и не занимают мыслей у человека, сердце которого порабощено миром. Отсюда поток светлых образов и имен, которыми наполнена молитва, будет просветлять сердце лишь благоговейного христианина.