В первые века христианства в Церкви был особенный, чрезвычайный дар исцелений; а потому менее было случаев и нужды христианам в болезнях своих прибегать к помощи этого средства врачевания. И так как оно и совершалось всегда в частных домах, а не в храме, и не было предметом споров и недоумений, то писателям церковным менее представлялось и необходимости говорить об этом Таинстве; и нет ничего удивительного, если не находится о нем никаких свидетельств древности.
Ибо обыкновенно Отцы Церкви более писали о том, чего требовали обстоятельства места и времени, что могло служить разъяснением и наставлением для верующих. Тем не менее, более или менее ясные свидетельства и указания на таинство Елеосвящения мы видим с самых первых веков христианства, о нем упоминают: Ориген, свв. Ириней, Дионисий Ареопагит, Макарий Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Амвросий и Августин. Папа Иннокентий (V в.) решал вопрос о том, кто имеет право совершать Елеосвящение, а св. Григорий Двоеслов в своей книге о Таинствах, изложил и сам чин совершения его, со всеми молитвами и песнопениями. Армяне до сих пор включают Елеосвящение в число семи Богоустановленных Таинств Церкви, как и во время, когда принадлежали к Православной Церкви, до отделения от нее в V столетии.
В приведенных выше словах апостола Иакова ясно показывается, кому принадлежит право совершать это Таинство, и над кем; а также и сам образ совершения, и видимая, вещественная сторона Таинства, и невидимая, или действие благодати, и цель, с которой оно совершается.
Строители всех вообще Таинств по установлению самого Господа — только епископы и пресвитеры, избранные и освященные на то Духом Святым. Но как для совершения Таинства Крещения, в случае необходимости, сделано исключение и позволено совершать его каждому православному христианину, так и здесь апостол, предвидя, что невозможно будет епископам посещать всех болящих и требующих священного помазания, уже прямо предписывает совершать его пресвитерам, не упоминая о епископах, да призовет пресвитеров церковных. Но это не значит, что епископы уже не имели права совершать Елеосвящение, когда и пресвитеры назначаются ими.