Иерархия греха

Иерархия греха

В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им (Быт. 6, 4). Кто такие исполины и чем славились они? Исполин, по-еврейски нефелим, – это тот, кто разрушает, ниспровергает, в другом смысле – совращает, заставляет падать. Именно этим, а не добродетелью они и славились.

Можно предположить, что кровь нефелимов через смешение сифитов с каинитами проникла в этот мир. И грех растет. Грех порождает грех, как цепная реакция, как лавина. Святитель Иоанн Златоуст говорил: Где блуд, невоздержанная и нечистая жизнь, там естественно рождается и пьянство, и бесчинство, и великая несправедливость, и лихоимство и множество зла.

Грех иерархичен. Он приходит не сразу во всей откровенности, а, родившись вначале в душе человека, постепенно проявляется, материализуется. В этом смысле прелюбодеяние, воровство, убийство – это не столько сам грех, сколько следствия греха, уже ранее состоявшегося в душе того или иного человека.

Иисус Христос в Нагорной проповеди говорил: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду... Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 21-22, 27-28). Итак, грех рождается сначала в душе и, затаившись, ждет подходящего момента, чтобы проявиться.

Исполины наполнили землю. И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт. 6, 5). То есть люди не просто грешили, но грешили постоянно. Грех стал основой, способом их существования. Люди вообще грешат с ненасытностью. Сколько у них энергии, какая целеустремленность, когда они делают что-либо греховное! Посмотрите на алкоголиков – эти несчастные готовы среди ночи бежать в ларек, искать где-то деньги, чтобы купить выпить. А как ненасытны кумушки, часами без устали сплетничающие на улице! Какова энергия у людей, рвущихся к наживе! Но куда девается эта энергия и целеустремленность при добрых делах? Куда девается твое долготерпение, когда ты становишься на молитву?

В домашнем молитвенном правиле есть такие слова: Якоже поработах прежде сатане льстивому, наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему, Иисусу Христу, во вся дни живота моего. Тот, кто дома читает утренние и вечерние молитвы, помнит эти слова. О чем они? Всяк грешил, служил сатане льстивому. Грешить вообще легче – это путь наименьшего сопротивления. Жить праведно – это значит прилагать усилия, принуждать себя. Недаром сказано, что Царство Божие нудится, то есть силою, принуждением берется. Это подобно тому, что разрушать легче, чем созидать. Людям даются силы и энергия, но они сами делают выбор, на что их употребить.

Святитель Иоанн Златоуст говорил так: Не только юноша (грешит), но и старец делает подобное ему, не только муж, но и жена, не только раб, но и свободный, не только богатый, но и бедный. И слово "помышления" также многозначительно. Они делают это не урывками, но размышляя в сердце, каждый час стремясь к этому и нарочито заботясь об этом, – не то, что раз или два, просто и случайно увлекшись грехом, оставляют потом нечестие, но прилежно упражняются в нем и делают злое.

Постоянство в грехе – это очень серьезная проблема. С какой целью диавол ввергает человека в одни и те же грехи? Ведь он же знает, что батюшки у нас добрые и после исповеди обязательно прочитают над вами разрешительную молитву. Так какова же цель у него? Цель одна – ввергнуть человека в уныние, заставить его сказать самому себе: "Какой смысл в моей исповеди, если завтра я буду делать то же самое?", заставить отказаться от исповеди. Тут-то цель диавола и будет достигнута! Оказывается, его главная цель – это не тот или иной грех, хотя бы и самый тяжкий, который имеет место в вашей жизни, а ввергнуть вас в такое состояние постоянства в грехе, чтобы вы опустили руки, смирились с этим, перестали исповедоваться, перестали идти по пути своего спасения. Есть в Писании такие слова: Ибо семь раз упадет праведник, и встанет (Притч. 24, 16). Поэтому всякий раз, упав, христианин испытывает желание подняться. И мы должны испытывать это желание, должны с постоянным усилием бороться с грехом, не погрязая в нем. Но не так повели себя древние люди. Даже видя смерть в сто–сто двадцать лет вместо прежних восьмисот–девятисот, они не стали бороться с грехом, не стали каяться, обращаться к Господу. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем (Быт. 6, 6).

Святитель Иоанн Златоуст, пытаясь представить себе раскаяние Божие, говорит: Для того ли, говорит Бог, Я создал его, чтобы он, вдавшись в столь великое нечестие, сделался виновником своей погибели? Для того Я с самого начала удостоил его такой чести и явил (ему) столько попечения о нем? Жизнь дана была Богом вовсе не для того, чтобы закончиться плачем и скрежетом зубов (См.: Мф. 13, 42) в аду. Жизнь дана была для того, чтобы люди вошли в нетленную жизнь Бога и с Богом. И если люди не хотят идти по пути спасения, а выбрали путь погибели, то для чего эта жизнь? Не надо думать, что гнев Божий несправедлив. Господь – Творец. И Он вправе сделать с человеком все, что Он хочет.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here