После осуждения ереси Нестория, разделявшего естества в Сыне Божием, появилась новая ересь, проповеданная Константинопольским архимандритом Евтихием. В противоположность Несторию, Евтихий сливал два естества в Сыне Божием. Он получил поддержку в Александрии со стороны епископа Диоскора, преемника св. Кирилла.
Собор для суждения об этой ереси был созван императором Маркианом и благочестивой императрицей Пульхерией в 451 г. в Халкидоне, в Вифинии. Число участников его было особенно большим — 630 епископов. Председательствовал епископ Константинопольский Анатолий. Римский Епископ Лев Великий был представлен двумя епископами Пасхазинусом и Луцинзиусом и др. Собор в своих догматических определениях главным образом основывался на определениях св. Льва и св. Кирилла Алексанидрийскаго, которые, хотя отсутствовали, были его духовными вождями. Собор издал 30 правил. Однако, в западных канонических сборниках приводится только 27 правил, потому что римские легаты возражали против 28 правила. Рим окончательно признал за Константинополем второе место только в связи с унией на Флорентийском Соборе.
Мы признали справедливым соблюдать правила святых отцов доныне изложенные на каждом Соборе.
Ср. VI Всел. 2; VII Всел. 1; Карф. 1.
Если некоторый епископ за деньги совершит рукоположение, и непродаемую благодать обратит в продажу, и за деньги поставит епископа или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или кого-нибудь другого из числящихся в клире; или за деньги произведет во эконома, евдика (заступника за бедных и страждущих от несправедливости), парамонария (пономарь, при священных местах для охранения приходящих) или вообще в какую-либо церковную должность, ради своего гнусного прибытка: таковый быв обличен за то, что на это покусился, да будет подвержен лишению собственной степени; а поставленный отнюдь да не пользуется купленным рукоположением, или производством, но да будет чужд достоинства или должности, которую получил за деньги. Если же кто-нибудь явится посредствующим в таком гнусном и беззаконном мероприятии то и он, если из клира, да будет низвержен со своей степени, если же мирянин или монашествующий, да будет предан анафеме.
См. объяснение 29 Апост. Правила и указанные там параллельные правила.
Дошло до святого Собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради гнусного прибытка, берут на откуп чужия имения и устрояют мирские дела. О Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются и из сребролюбия принимают поручения об имениях. Поэтому святый и великий Собор определил, чтобы впредь никто — ни епископ, ни клирик, ни монашествующий — не брал на откуп имений и не вступал в распоряжение мирскими делами, разве только по законам он будет призван к неизбежному попечительству над малолетними, или епископ города поручит кому иметь попечение о церковных делах или о сиротах и вдовах безпомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Если же кто впредь дерзнет преступить это определение: то такой да будет подвергнут церковному наказанию.
Настоящее правило повторяет по существу требование 81 Ап. правила, чтобы всё внимание священнослужителей направлялось на служение Церкви и чтобы они коммерческими предприятиями не отвлекались от своих прямых обязанностей. Ср. IV Всел. 7; VII Всел. 10; Карф. 19; Двукр. 11.
Истинно и искренне проходящие монашеское житие да удостаиваются приличные чести. Но поскольку некоторые, для вида употребляя монашескую одежду, произвольно бродя по городам, расстраивают церкви и гражданские дела и даже покушаются для себя создавать свои монастыри: то решено, чтобы никто нигде не созидал и не основывал монастыря, или молитвенного дома без соизволения епископа этого города. Монашествующие же, в каждом городе и стране, да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат только посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, и да не принимают в них участия, оставляя свои монастыри, разве только когда это будет позволено епископом города, по необходимой надобности. Так же да не принимается в монастырях в монашество никакой раб, без воли его господина. Нарушающему же это наше решение, мы определили быть чуждым церковного общения, чтобы не хулилось имя Божие. Впрочем епископу города надлежит иметь должное попечение о монастырях.
Некоторые злоупотребления евтихианских монахов, которые оказывали неповиновение своему епископу по подозрению его в несторианстве, вызвали к жизни настоящее правило по предложению императора Маркиана. Согласно ему, монашествующие должны находиться в подчинении своего епископа, не проявляя никакого самочиния. Ср. VI Всел. 41, 42, 43, 45, 46, 49; VII Всел. 17 и 21; Двукр.1.
Об епископах или клириках, переходящих из города в город, решено, чтобы правила, положенные святыми отцами, пребывали во своей силе.
Ср. Ап. 14 и 15 с объяснением и параллельными правилами.
Решительно никого — ни во пресвитера, ни во диакона, ни в какую степень церковного чина — не рукополагать иначе, как с назначением рукополагаемого к определенной церкви: городской, сельской, к мученическому храму или к монастырю. О рукополагаемых же без точного назначения святый Собор определил: поставление их почитать недействительным и нигде не допускать их до служения — к посрамлению поставившего их.
Важно заметить, что рукоположение, совершенное каноническим епископом и правильным чином может быть недействительным, если оно не отвечает правилам церковного порядка. Подобный случай указан и в Антиох. 13. Этим опровергается католическое учение о действительности всякой хиротонии, если только она совершена по правильному чину и с соответствующим намерением. Всякая незаконная хиротония, как нарушающая закон Церкви, делается личным делом совершающего её, а не актом, представляющим всю Церковь. По той же причине недействительны, т.е. безблагодатны, священнодействия еретиков и раскольников, оторванные от благодатного единства Церкви. Ср. I Всел. 15 и 16.
Поставленным однажды в клир, а также монахам, мы определили не вступать ни в воинскую службу, ни в мирской чин: иначе дерзнувших на это и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавать анафеме.
Ср. Ап. 6 с объяснением и параллельными правилами.
Клирики при богадельнях, монастырях и мученических храмах да пребывают по преданию святых отцов под властью епископов каждого города и да не обособляются, по дерзости, из под управления своего епископа. А дерзающие нарушать это постановление, каким бы то ни было образом, и не подчиняющиеся своему епископу, если будут клирики: да подлежат наказаниям по правилам; если же монашествующие, или миряне: да будут отлучены от церковного общения.
Правило ссылается на "предание святых отцев", т.е. на пример древности, требуя соблюдения подчиненности епископу. Перечисляя сначала также разные должности клириков, в конце своем правило указывает санкции также и монашествующим и мирянам, выходящим из подчинения своему епископу "каким бы то ни было образом". Оно поэтому является очень важным в определении иерархического порядка в церковном управлении. Ср. I Всел. 15 и 16; IV Всел. 6 и 10.
Если некоторый клирик имеет судное дело с другим клириком, да не оставляет своего епископа и да не прибегает к светским судилищам. Но сперва да производит своё дело у своего епископа или, по согласию того же епископа, избранные обеими сторонами да составят суд. А кто вопреки этому поступит: да подлежит наказаниям по правилам. Если же клирик со своим, или со иным епископом имеет судное дело, да судится в областном Соборе. Если же епископ или клирик имеет неудовольствие на митрополита области, да обращается или к экзарху великия области, или к престолу царствующого Константинополя, и пред ним да судится.
Церковь всегда неодобрительно относилась ко всякому обращению верующих в своих спорах к гражданскому суду. В особенности судное дело между клириками согласно настоящему правилу должно разбираться церковным судом по инстанциям. В первой инстанции с разрешения епископа обе стороны могут избрать себе судей в порядке третейского суда. Если клирик судится со своим епископом, то должен обращаться к суду Митрополита области, а при неудовольствии судом Митрополита он может обращаться к "экзарху великой области" или к Патриарху Константинопольскому. Обращает на себя внимание, что Римский Папа, как высшая инстанция тут не упомянут. Он оставался таковой для запада. Под термином "экзарха" разумеется представитель большой церковной области, председательствующий в областном Соборе, т.е. прежде всего, Патриарх. Ср. Ап. 74; I Всел. 5; II Всел. 6; IV Всел. 17; Антиох. 14, 15 и 20; Карф. 11, 28, 117, 136.
Не дозволяется клирику в одно и то же время числиться в церквах двух городов: в той, к которой он начально рукоположен, и в той, к которой перешел, как большей, — из желания суетной славы. Творящих же это возвращать к собственной их церкви, к которой начально рукоположены, и да служат только там. Если же кто-нибудь от одной церкви в другую переведен: этот да не имеет никакого участия в принадлежащей ему прежней церкви, как то и в зависящих от нея мученических храмах или в богадельнях, или в странноприёмных домах. А тех, которые, после определения этого великого и вселенского Собора, дерзают делать что-либо ныне воспрещаемое, святый Собор определил низлагать с их степени.
Ср. Ап. 12 с толкованием и параллельные правила.
Всем убогим и требующим помощи определили мы, по удостоверении в их бедности, ходить только с мирными церковными письмами, а не с представительными грамотами, потому что представительные грамоты надлежит давать только лицам, находящимся под сомнением.
Мирная грамота — удостоверение духовному лицу в том, что оно благонадежно, не под судом и не под следствием. Она выдавалась лицам, отправлявшимся в путь. Мирными грамотами назывались и увольнительные грамоты о том, что данному клирику дозволяется перемещение в другую епархию. По объяснению Матфея Властаря они так назывались, потому что, когда клирик приносит её епископу, к которому отходит, "не расторгнутся узы, связующие миром божественной любви обоих епископов" (А, гл. 9). Мирною грамотою называлось также удостоверение о бедности.
Мирная грамота "помощь нуждающимся" — это рекомендательное письмо. "Никого со стороны не приимать без мирных грамот", говорится в 7 прав. Антиохийского Собора. "Представительная грамота" понимается толкователями, как официальное удостоверение лицам, принадлежащим к иерархии или клиру, которые другим, иноепархиальным епископам могут быть неизвестны и потому подвергаемы сомнению в отношении своей благонадежности и правомочности. О таких грамотах идет речь в тринадцатом правиле того же Халкидонского Собора. Представительные грамоты давались клирикам, перемещающимся в другой город. М. Властарь там же объясняет, что такие грамоты извещали или о том, что данное лицо представляет своего епископа, или что получившие их лица почитают здравую веру, или что "на них было возбуждено обвинение или клевета, но что приносящие их (т.е. грамоты) оказались невинными" (там же). Ср. Ап. 15 и указанные там параллельные правила.
Дошло до нас, что некоторые, вопреки церковным постановлениям, прибегнув ко властям, посредством прагматических грамот, едну область рассекли на две, так что из-за этого в одной области стало два митрополита. Поэтому святый Собор определил, чтобы епископ впредь ничто такое не дерзал творить. Ибо покусившийся на то низвержен будет со своей степени. Город же, который по царским грамотам почтен именованиям митрополии, одной честью да довольствуется, также как и епископ управляющий его церковью, с сохранением собственных прав истинной митрополии.
Правило издано по поводу распри между епископами Фотием Тирским и Евстафием Беритским, а также спора о юрисдикции между Евномием Никомидийским и Анастасием Никейским. Оно не допускает деления митрополичьей области даже царским указом, ограждая таким образом права юрисдикции от вмешательства гражданских властей. Правило допускает почетное звание Митрополита без связанной с ним власти. Ср. Ап. 34; I Всел. 6 и 7; II Всел. 2 и 3; III Всел. 8; VI Всел. 36 и 39.
Чужим и неизвестным клирикам в другом городе отнюдь нигде не служить без представительной грамоты собственного их епископа.
Ср. Ап. 12 и IV Всел. 11 с толкованием и параллельными правилами.
Поскольку в некоторых епархиях чтецам и певцам позволено вступать в брак: то определил святый Собор, чтобы никому из них не было позволено брать себе в жену иноверную, и чтобы уже родившие детей от такового брака, и прежде этого уже крестившие их у еретиков, приводили их к общению с Кафолическою Церковью, а некрестившие не могли крестить их у еретиков, ни совокуплять браком с еретиком, или иудеем, или язычником; разве только в случае, когда лицо, сочетающееся с православным лицом, обещает перейти в Православную веру. А кто преступит это определение святого Собора, — тот да подлежит епитимии по правилам.
Вальсамон полагает, что это правило было вызвано практикой некоторых церквей, вопреки 26 Ап. правилу, воспрещающих чтецам и певцам вступать в брак. Подтверждая их право на вступление в брак, Вселенский Собор только ставит известные требования, направленные к тому, чтобы семьи их были православными. Ср. Ап. 26 и 45; VI Всел. 6 и 72; Лаод. 10 и 31; Карф. 30.
В диаконисы поставлять женщину, возрастом не моложе сорока лет — и притом после тщательного испытания. Если же приняв рукоположение и пробыв некоторое время в служении она вступит в брак, то она, как оскорбившая благодать Божию, да будет предана анафеме и вместе с ней тот, кто совокупился с нею.
Ср. I Всел. 19; VI Всел. 14 и 40; Василия Вел. 44.
Деве, посвятившей себя Господу Богу, как и монашествующим, не позволяется вступать в брак. Если же обнаружится, что они сделали это: да будут лишены церковного общения. Впрочем, мы предоставляем местному епископу иметь полную власть в оказании им человеколюбия.
Ср. VI Всел. 44 и 46; Анкир. 19; Василия Вел. 6, 18, 19, 20 и 60.
Приходы в каждой епархии — как в селах, так и за городом — должны неизменно пребывать под властью епископов, заведующих ими — и в особенности, если, в продолжении тридцати лет, безспорно они имели их в своем ведении и управлении. Если же не более тридцати лет были, или возникнет о них какой-нибудь спор: то да будет позволено людям, почитающим себя обиженными, начать о том дело пред областным Собором. Если же кто-нибудь будет обижен своим митрополитом: да судится пред экзархом великой области, или пред Константинопольским престолом, как сказано выше. Но если город недавно построен царской властию, или будет позже построен: то распределение церковных приходов да следует гражданскому и земскому порядку.
Правило указывает тридцатилетнюю давность для определения принадлежности приходов к юрисдикции того или другого епископа. Норма, что распределение областей церковного управления должно регулироваться границами гражданских областей, была принята 6 пр. I Всел. Собора, но она была в силе и значительно раньше. Ср. VI Всел. 25.
Составление или соумышление скопища, как преступление, совершенно воспрещено и внешними законами, тем более, его нельзя допускать в Церкви Божией. Если некоторые из клира или монашествующие окажутся связывающими друг друга клятвой, составляющими скопище, или строющими ковы либо епископам, либо своим сопричетникам, совсем да будут низвержены со своей степени.
Ср. Ап. 31; II Всел. 6; VI Всел. 34; Антиох. 5; Карф. 10; Двукр. 13.
Дошло до нашего слуха, что в некоторых областях не состоятся установленные правилами Соборы епископов, из-за чего многие церковные дела, требующие исправления, остаются в небрежении. Поэтому святый Собор определил, согласно с правилами святых отцов, чтобы епископы в каждой области дважды в год собирались воедино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что возникнет. А епископам, которые не придут на Собор, хотя находятся в своих городах и притом пребывают в здравии и свободны от всякого необходимого и неотложного занятия, братолюбно выразить порицание.
О сроках созывов Соборов см. объяснение к 37 Ап. и параллельные правила.
Клирикам, определенным к церкви, не позволительно, как уже мы постановили, определяться к церкви другого города, но они должны быть довольны той, в которой начально удостоены служения — только за исключением тех, которые, лишась своего отечества, по необходимости перешли в другую церковь. Если же некоторый епископ, после этого определения, примет клирика, принадлежащего другому епископу: то суждено нами быть им вне церковного общения — как принятому, так и приявшему — до тех пор, пока перешедший клирик не возвратится в свою церковь.
Настоящее правило несколько дополняет 5 и 10 правила Халкидонского Собора. Важным является для нашего времени оговорка о возможности перехода в другую Церковь, "лишась своего отечества по нужде".
От клириков или мирян, доносящих на епископов, или на клириков не принимать доноса просто и без исследования, но предварительно исследывать общественное о них мнение.
Ограждая мир и порядок в Церкви от разных возможных интриг и клеветы на епископа, правило требует, в соответствии с 6 пр. II Всел. Собора, обследования личности людей подающих жалобу, а также их побуждений. Ср. Ап. 74; II Всел. 6; Карф. 8, 143 и 144.
Не позволяется клирикам, после смерти своего епископа расхищать принадлежавшие ему вещи, как это воспрещено и древнеми правилами. Творящие же это подвергаются опасности быть низложенными со своей степени.
Ср. Ап. 40; VI Всел. 35; Антиох. 24; Карф. 31 и 92.
Дошло до слуха святого Собора, что некоторые из клира и монашествующие, не имея никаких поручений от своего епископа, а иные, даже быв отлучены им от церковного общения, приходят в царствующий город Константинополь и в нем долго живут, творя смятения, нарушая церковное устройство, и даже разстраивают дома некоторых. Поэтому святый Собор определил: во-первых, посредством екдика святой Константинопольской церкви, напоминать им, чтобы они должны удалиться из царствующого города. Если же безстыдно будут продолжать те же дела, то посредством того же екдика принудительно удалять их из него и возвращать к своим местам.
Ср. Ап. 15; I Всел. 15 и 16; IV Всел. 5, 10 и 20; VI Всел. 17 и 18; Антиох. 3 и 11; Сардик. 7 и 16; Карф. 65 и 101.
Монастырям, однажды освященным по решению епископа, пребывать монастырями навсегда; принадлежащие им вещи надо сохранять, и впредь не превращать их в жилища. Лица же, попускающие этому случаться, да подлежат наказаниям по правилам.
Ср. IV Всел. 4 и 24; VI Всел. 49; VII Всел. 13; Двукр. 1.
Поскольку некоторые митрополиты, как нам стало известным, небрегут о ввереных им паствах и отлагают поставления новых епископов: то святый Собор определил, чтобы поставления епископов были совершаемы в срок трех месяцев — разве только неизбежная необходимость заставит продлить этот срок. Не творящий сего подлежит церковной епитимии. Между тем доходы вдовствующия церкви да сохраняются в целости её экономом.
Одной из обязанностей Митрополита области является забота о замещении овдовевших кафедр. Он должен созывать Собор для избрания нового епископа (Антиох. 19), утверждать акт избрания и совершать хиротонию (I Всел. 4). Правило говорит о наложении епитимьи в случае невыполнения этих обязанностей, но не говорит какова она должна быть. Вальсамон отвечает на этот вопрос так: "Думаю, что такая, какая будет определена Собором".
Поскольку, как нам стало известным, в некоторых церквах епископы без экономов управляют церковным имуществом, то решено, чтобы всякой церкви, имеющей епископа, иметь эконома из среды собственного клира, который бы, по указанию своего епископа, распоряжался церковным имуществом, — чтобы церковное домостроительство велось бы не без свидетелей, чтобы из-за этого не расточалось бы её имущество, и чтобы на священство не падали нарекания. Если же кто-либо этого не сделает: то да будет повинен Божественным правилам.
38 и 41 пр. Апост. повелевают епископу иметь власть над церковным имуществом. Настоящее правило, подтверждая, что управление этим имуществом должно быть в руках епископов, указывает, что для ведения связанных с этим дел епископ должен назначать эконома из числа подведомых ему клириков. Во время вдовства епархии эконом, согласно 25 пр. того же Собора, сам заведовал церковным имуществом, предоставляя отчет новому епископу. Ср. VII Всел. 11; Феофила Алекс. 10.
Лиц, похищающих женщин для супружества, а также лиц, содействующих или соизволяющих похитителям, святый Собор определил: если будут клирики — низлагать с их степени, если же миряне — предавать анафеме.
Ср. Ап. 67; VI Всел. 92; Анкир. 11; Василия Вел. 22, 30 и 42.
Во всем следуя определениям святых отцов и признавая читаемое ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в Соборе во дни благочестивые памяти Феодосия, в царствующем городе Константинополе, новом Риме, то же и мы определяем и постановляем относительно преимуществ святейшей церкви Константинополя, нового Рима. Ибо отцы справедливо дали преимущества престолу ветхого Рима, посколько он был царствующим городом. Следуя тому же принципу и сто пятьдесят боголюбезных епископов святейшему престолу нового Рима предоставили равные преимущества, праведно рассудив, чтобы город, получивший честь быть городом царя и синклита и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, также и в церковных делах был возвеличен подобно тому и чтобы был вторым после него. Поэтому только митрополиты областей Понтийской, Ассийской и Фракийской, а также епископы иноплеменников вышеназванных областей, да поставляются вышеуказанным святейшим престолом святой Константинопольской церкви. Каждый митрополит вышеупомянутых областей, вместе с епископами своей области, должны поставлять епархиальных епископов, как предписано Божественными правилами. Самые же митрополиты этих областей должны быть поставляемы, как уже сказано, Константинопольским архиепископом — после проведения избрания согласно установленному обычаю и после представления ему кандидата [в митрополиты].
Права Константинопольской кафедры, указанные в 3 пр. II Всел. Собора, более подробно определяются в настоящем правиле, а позднее были подтверждены 36 пр. VI Всел. Собора. Важно, что Собор признал, что преимущества Римской кафедры определяются не преемством от Ап. Петра и не догматическими основаниями, а "поскольку то был царствующий город". Папские легаты на Халкидонском Соборе пробовали возражать против этого правила и добились вторичного рассмотрения его, но на вторичном заседании правило было снова принято, и они более не возражали, хотя Лукентий потребовал внесения в протокол своего протеста. Протестовал и папа Лев Великий, но главным образом против мотивировки правила, ибо он исходил из принципа старшинства, т.н. апостольских кафедр. VII Всел. Собор с участием и согласием Папских легатов подтвердил все каноны Халкидонского Собора, в том числе и 28. Позднее 4 Латеранский Собор (когда Константинополь был в руках латинян) в 5 правиле признал старшинство Константинопольской кафедры непосредственно после Римского Папы.
Епископа низводить на пресвитерскую степень — святотатство. Если же некая праведная причина отстраняет его от епископского действа, то не должен он занимать и пресвитерского места. Но если без всякой вины отстранен от своего достоинства, то да будет восстановлен в достоинство епископа.
Ср. VI Всел. 3 и 26; Василия Вел. 27.
Поскольку благоговейнейшие египетские епископы в настоящее время воздержались от подписания послания святейшего архиепископа Льва — не потому, что противятся Кафолической вере, но потому, что следуют обычаю, существующему в египетской области, а именно: ничего такого не делать без соизволения и определения своего епископа, и просят отсрочить им до поставления будущего епископа великого города Александрии — поэтому за праведное и человеколюбное дело мы признали: оставить их в своем сане в царствующем городе и дать им нужное время до поставления архиепископа великого города Александрии. Поэтому, пребывая в своем сане пусть они: или да представят поручителей, если это им возможно, или клятвенным обещанием да отвратят сомнение.
Александрийская Церковь в то время не имела главы, потому что на третьем заседании Халкидонского Собора был осужден Архиепископ Александрийский Диоскор, председатель т.н. Разбойничьего Собора в Ефесе в 449 г.