Часть 2
Явно предавшиеся страстям своим не только не ужасаются наказания, определяемого священными правилами, но дерзнули даже насмехаться над оными. Ибо они изменяют оные и, ради страстной воли своей, искажают смысл их, дабы, по избытку страстного обольщения, как речено Григорием Богословом, зло казалось у них не только не осудительным, но даже божественным (Св. Григ. Нисс. Прав. 8). Апостольское правило глаголет: сосуд златый или сребряный освященный или завесу никто уже да не возьмет на свое употребление: ибо беззаконно есть. Если же кто в сем усмотрен будет, — таковой да накажется отлучением (Ап. пр. 73). Сие правило излагая к своему оправданию в беззакониях, они глаголют, что не следует считать достойными извержения тех, кои досточтимое облачение Святой Трапезы претворяют в собственный хитон или в некую иную одежду, ни даже тех, кои Святую Чашу, о нечестия! или священный Дискос, или подобное сему, иждивают на свою потребу, или оскверняют.
Ибо, глаголют они, правило справедливым признает впадающих в сие преступление подвергать отлучению, а не извержению. Но кто может снести столь великое кощунство и нечестие? Ибо правило подвергает отлучению взимающих освященное только для употребления, а не совершенно похищающих; а они и расхищающих Святая Святых, и святотатствующих освобождают от извержения, также оскверняющих досточтимые Дискосы или Святые Чаши употреблением для обыкновенных брашен по своему рассуждению, признают не подлежащими извержению, тогда как сие есть явное осквернение, и, очевидно, что сие делающие подлежат не только извержению, но и вине крайнего нечестия. Того ради святой Собор определил: те, кои Святую Чашу или Дискос, или Лжицу, или досточтимое облачение Трапезы, или глаголемый Покров, или какой бы то ни было из находящихся в алтаре священных и святых сосудов или одежд восхитят для собственной корысти или обратят в употребление не священное, да подвергнутся совершенному извержению из своего чина. Ибо одно из сих есть осквернение святыни, а другое — святотатство. А взимающих для себя или для других, на несвященное употребление, сосуды или одежды, вне алтаря употребляемые, и правило отлучает, и мы купно отлучаем; совершенно же похищающих оные подвергаем осуждению святотатцев.
Правило повторяет указание 72 и 73 Ап. правил. В настоящее время оно приложимо к тем, кто как-либо получив предметы церковной утвари, бывшей или предназначенной для богослужебного употребления, как напр., священные сосуды, держит их у себя, иногда даже употребляя их неблагоговейно для украшения своего жилища или иначе. Хорошо делают те, кто приобретая такие предметы, жертвуют их Церкви. Ср. Ап. 25, 72 и 73; Григория Нисс. 8; Карилла Алекс. 2.
Пресвитеров или диаконов, приемлющих на себя Мирские начальственные должности или попечения, или в домах мирских начальственных лиц звание управителей, Божественные и священные правила подвергают извержению. То же и мы подтверждая и о прочих, принадлежащих к клиру, определяем: если кто из них вступит в мирские начальственные должности или в домах начальственных лиц, или в градских предместьях примет на себя звание управителя, — таковой да изженется из своего клира. Ибо, по реченному от Самого Христа, истинного Бога нашего, и неложному слову, никто же может двум господам работать (Мф. 6:24).
Ср. Ап. 81 и 83; IV Всел. 3 и 7; VII Всел. 10; Двукр. 10.
Святой и Вселенский VI Собор подвергает извержению тех из клира, которые, без соизволения епископа, литургисают или крещают в молитвенных храминах, внутри дома находящихся (6 Всел. Соб. Пр. 31); согласно с сим и мы определяем. Ибо тогда, как Святая Церковь право правит слово истины и оное преподает и защищает, и соблюдает честность жития, и поучает оной, — неприлично и преступно было бы попустить живущим в безначалии и ненаказанности вкрадываться в дома и разрушать благочиние Церкви, и исполнять оную многим смущением и соблазнами. Того ради, настоящий священный и Богосодействуемый Собор, согласно с святым Вселенским VI Собором, определил: да будут назначаемы литургисающие в молитвенных храминах, в доме находящихся; явно же есть, что назначение сие дается им от епископа того места. Если же кто, кроме сих, без соизволения епископа, вторгаясь в дома, дерзнет коснуться совершения Литургии, — таковой да извержется, а бывшие с ним в общении да подвергнутся отлучению.
Ср. Ап. 31; II Всел. 6; VI Всел. 31; Гангр. 6; Антиох. 5; Карф. 10 и 11; Двукр. 13 и 14.
Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел, и видя, что они мечом Духа подсекаются под корень, вступив на другой путь козней, покушается безумием раскольников рассекать тело Христово, но и сей его навет совершенно предотвращая, святой Собор определил ныне: если какой-нибудь пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде Соборного исследования и рассмотрения, и совершенного осуждения его, дерзнет отступить от общения с ним и не будет возносить имя его в священных молитвах на Литургиях, по церковному преданию, — таковой да подвергнется извержению и да лишится всякой священнической чести. Ибо поставленный в чине пресвитера и восхищающий себе суд, Митрополитам предоставленный, и, прежде суда, сам собою осуждать своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ни наименования пресвитера. Последующие же таковому, если суть некие от священных, также да лишены будут своей чести; если же монахи или миряне, да отлучатся вовсе от Церкви, доколе не отвергнут сообщения с раскольниками и не обратятся к своему епископу.
Многие правила утверждают каноническое послушание клира своему епископу. Настоящее правило имеет в виду случай, когда в качестве оправдания для своего непослушания или прекращения общения со своим епископом клирик выдвинул бы против него разные обвинения. Клирики освобождаются от подчинения своему епископу, только если последний осужден Собором под председательством Митрополита. Поэтому самочинное прекращение клириком общения с епископом правило называет присвоением им суда "митрополитам предоставленного" и повелевает лишать его сана. Единственным исключением является основание, указанное в 15 правили Двукратного Собора. Ср. Ап. 31; II Всел. 6; VI Всел. 34; Антиох. 5; Карф. 10 и 11; Двукр. 14 и 15.
Если какой-нибудь епископ, поставляя предлогом вину своего Митрополита, прежде соборного рассмотрения отступит от общения с ним и не будет возносить имя его, по обычаю, в Божественном тайнодействии, — о таковом святой Собор определил; да будет низложен, если только обличен будет, что отступил от своего Митрополита и сотворил раскол. Ибо каждый должен знать свою меру: и ни пресвитер да не пренебрегает своим епископом, ни епископ своим Митрополитом.
К тому, что сказано в 13 правиле об отношении клириков к своему епископу, настоящее правило добавляет, что то же относится и к отношению епископа к своему митрополиту. Поэтому и параллельные правила здесь те же, что и указанные выше.
Что определено о пресвитерах и епископах, и Митрополитах, то самое, и тем более, приличествует Патриархам. Посему, если какой-нибудь пресвитер или епископ, или Митрополит дерзнет отступить от общения с своим Патриархом, и не будет возносить имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но, прежде Соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол, — таковому святой Собор определил быть совершенно чуждым всякого священства, если только обличен будет в сем беззаконии. Впрочем, сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые если и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде Соборного рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимий, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но постарались сохранить Церковь от расколов и разделений.
Утверждая тот же порядок верности иерархическому порядку, какой указан в двух предыдущих правилах, настоящее правило указывает единственный случай, когда оправдывается нарушение послушания патриарху, митрополиту или епископу, а именно когда кто-нибудь из вышеуказанных иерархов всенародно проповедует ересь, осужденную святыми соборами. В этом случае выход из послушания выше стоящему иерарху не только не осуждается, но и одобряется как проявление верности Православию. Архим., впоследствии епископ Иоанн Смоленский в своем "Опыте Курса Церковного Законоведения" (СПБ. 1851) поясняет, что правило это относится к тем случаям, когда епископ: а) проповедует учение, явно противное учению кафолической Церкви и уже осужденное св. отцами или соборами, а не частную какую-либо мысль, которая могла бы показаться кому-либо неправильной и особенной важности в себе не заключает, так что легко может быть и исправлено без обвинения в преднамеренном неправославии; затем б) если лжеучение проповедуется им открыто и всенародно в церкви, когда т.е., оно является уже обдуманным и направляется к явному противоречию Церкви, а не частным только образом высказывается, когда еще таким же частным образом оно может быть обличено и отвергнуто, без нарушения мира Церкви" (Т. 2, стр. 567-8). В наше время на основании этого правила Афонские монастыри прекратили поминовение Константинопольского Патриарха Афинагора и некоторые греческие клирики нашли себя вынужденными присоединиться к Русской Православной Церкви Заграницей, чтобы не оставаться без православного канонического священноначалия. Параллельные правила те же, что к правилам 13 и 14.
По причине случающихся в Церкви Божией распрей и смятений необходимо и сие определить: отнюдь да не поставляется епископ в той Церкви, предстоятель которой жив еще и пребывает в своем достоинстве, разве если сам добровольно отречется от епископства, ибо надлежит прежде привести к концу законное исследование вины, за которую он может быть удален от епископства, и тогда уже, по его низложению, возвести на епископство другого, вместо него. Если же кто из епископов, пребывая в своем достоинстве, и не хочет отречься, и не желает пасти народ свой, но, удаляясь из своей епископии, более шести месяцев остается в другом месте, не быв удерживаем ни царским повелением, ни исполнением поручений своего Патриарха, не быв одержим тяжкою болезнью, делающею его совершенно недвижимым, — таковой ни единою из реченных причин не оправдываемый, но удалившийся от своей епископии и в ином месте долее шестимесячного времени пребывающий, да будет совершенно чужд епископской чести и достоинства. Ибо нерадящему о врученной ему пастве и в ином месте более шести месяцев закосневающему святой Собор определил совершенно быть чуждым и архиерейства, в которое поставлен, дабы пасти, и на его епископию возводить другого, вместо его.
Правило отвечает на два вопроса: об отречении епископа от кафедры и о допустимой длительности его отсутствия из своей епархии.
В первом случае речь идет о епископе, который пренебрегая своими обязанностями, отсутствовал бы из епархии больше шести месяцев. Если его отсутствие неоправданно, он подлежит удалению с кафедры постановлением собора. Тогда только кафедра делается свободной, и на нее может быть поставлен новый епископ.
Относительно возможности добровольного отречения от кафедры см. толкование на Послание III Всел. собора к Собору Памфилийскому.
Прилагая попечение о соблюдении во всем церковного благочиния, мы признали необходимым и сие определить; чтобы впредь никто из мирян или монахов не был внезапно возводим на высоту епископства, но чтобы каждый, по испытанию прежде в церковных степенях, воспринимал рукоположение во епископа. Ибо хотя доныне некоторые из монашествующих или мирских, по требованию нужды, и были вскоре удостаиваемы епископской чести и превзошли других добродетелью, и возвысили порученные им Церкви, однако редко бывающего не поставляя в закон Церкви, определяем: отныне сему уже не быть, но правильно рукополагаемый да пройдет чрез все степени священства, исполняя в каждом положенное законом время.
Ср. Ап. 80; VI Всел. Соб. 14 и 15; VII Всел. Соб. 2; Лаод. 3 и 12; Сард. 10; Кирилла Алекс. 4.
Читайте также
- Каноны Православной Церкви: правила Константинопольского Двукратного Собора
- Каноны Православной Церкви: правило Константинопольского Собора
- Каноны Православной Церкви: послание Африканского Собора к Папе Келестину
- Каноны Православной Церкви: правило Карфагенского Собора (Часть 8)
- Каноны Православной Церкви: правило Карфагенского Собора (Часть 7)