Подобает со всякою точностью и тщанием наблюдать, да богатый кто-либо или ученый, от светского служения удостаиваемый епископом быть, не прежде поставляется, а лишь когда совершит служения чтеца или диакона и пресвитера, дабы проходя чрез каждую степень, если достойным признан будет, мог взойти на высоту епископства. Очевидно же, что для каждой степени чина должно быть предоставлено не слишком малое время, в продолжение которого могли бы усмотрены быть его вера, благонравие, постоянство и кротость, и он, быв признан достойным Божественного священства, получил бы величайшую честь. Ибо неприлично, дерзновенно и легкомысленно приступать к тому, чтобы поспешно поставлять или епископа, или пресвитера, или диакона; и ни знание, ни поведение не дает на сие права. Потому что такого, по справедливости, почли бы весьма новым и не утвержденным, тем более, что и блаженнейший Апостол. который учителем народов был, является возбраняющим скорые поставления в церковные степени, поскольку дознание в продолжительное время достовернее показать может и поведение, и нрав каждого. Сказали все, что им сие угодно, и сего нарушать отнюдь не должно.
Правило указывает постепенность в прохождении степеней иерархического служения. Никто не может быть поставлен епископом, не пройдя предварительно другие степени священства. Сколько времени надо находиться в каждой степени правила не указывают. Решение об этом в каждом отдельном случае зависит от церковной власти. Установлен правилами только возрастный ценз: чтец 18 лет, иподиакон 20, диакон 25, пресвитер 30 и епископ 35. Ср. VI Всел. 14 и 15.
Епископ, когда от одного града переходит в другой град или от одной области в другую область, ради тщеславия подвизаясь о собственной похвале или о совершении Богослужения с большей важностью, и хочет пребыть там долгое время, тогда как епископ того града неискусен в учении, то да не пренебрегает его и да не проповедует часто, стараясь постыдить и уничижить лицо местного епископа. Ибо сей предлог обыкновенно производит смятения, и таковою хитростью епископ старается чужой престол себе преобручить и восхитить, не колеблясь оставить порученную себе церковь и перейти во иную. Итак, должно на сие определить известное время, поскольку и не принимать епископа показалось бы делом нечеловеколюбным и жестоким. При сем воспомяните, что в предшествовавшее время Отцы наши определили: если кто мирянин, пребывая во граде, в три воскресных дня, в продолжение трех седмиц, не придет в собрание, да будет удален от общения церковного. Итак, если сие постановлено о мирянах, то не должно, не прилично и не полезно епископу, не имеющему никакой важной нужды или дела трудного, оставлять церковь свою на время более продолжительное и огорчать вверенный ему народ. Все епископы сказали: и сие мнение весьма прилично.
Кроме повторения требования правил, ограждающих епархии от вмешательства иноепархиальных архиереев, настоящее правило ограничивает длительность отсутствия епископа из своей епархии. Двукр. Константинопольский Собор в 16 пр. ставит максимальный срок отсутствия епископа из своей епархии в 6 месяцев.
Некоторые из братии и соепископов во градах, в которые они поставляются во епископы, имеют, по-видимому, очень малую собственность, им принадлежащую, а в других местах — стяжания великие, из которых могут вспомоществовать бедным. Полагаю, что если они восхотят прийти в свои владения и произвести собрание плодов, то надлежит позволить им сие с тем, чтобы они три воскресных дня, то есть три седмицы, пребывали в своих владениях, но чтобы в ближайшей церкви, в которой совершает службу пресвитер, присутствовали и служили, да не явятся остающимися без церковного Богослужения. И чтобы нечасто приходили во град, в котором есть епископ. Ибо таковым образом и собственные их дела не потерпят никакого вреда от их отсутствия, и очевидно, избегнут они обвинения в гордости и тщеславии. Все епископы сказали; угодно и сие постановление.
Дополняя предыдущее правило, настоящее правило указывает трехнедельных срок для пребывания епископа в стольном граде другой епархии. Сопоставляя это с 16 пр. Двукр., можно сделать вывод, что епископ может отсутствовать из своей епархии до 6 месяцев, но в кафедральном граде чужой епархии не должен жить дольше трех недель. На практике эти сроки варьируются по соглашению между епископами и согласию митрополита области.
Осий епископ рек: если кто, диакон или пресвитер, или кто-либо из причетников, будет лишен общения церковного и прибегнет к иному епископу, знающему его, знающему и то, что он своим епископом удален от общения, то не подобает, с обидою для епископа и брата своего, подавать ему общение. Если же дерзнет сие сотворить, да знает, что подвергает себя ответу пред епископами, когда они соберутся.
Ср. Ап. 32 и 33; Антиох. 6; Карф. 147.
Если обрящется некий епископ, склонный ко гневу (что в таковом муже не должно иметь места), и внезапно быв раздражен на пресвитера или диакона, восхочет изринуть некоего из Церкви, то подобает предохранение употребить, да не тотчас таковой будет осуждаем и лишаем общения. Все епископы сказали: извергаемый да имеет право прибегнуть к епископу Митрополии той же области. Если же епископа Митрополии нет на месте, — прибегнуть к соседнему епископу и просить, да со тщанием исследует дело. Ибо не должно заграждать слуха от просящих. А епископ оный, праведно или неправедно извергший такового, благодушно сносить должен, да будет исследование дела, и приговор его или подтвержден будет, или получит исправление. Но прежде, нежели и верно исследованы все обстоятельства, отлученный от общения до рассмотрения дела не должен присваивать себе общения. Если же, сошедшись, некоторые из клира увидят в нем пренебрежение власти и надменность, то (поскольку неприлично попускать обиду или неправедное порицание) долженствуют несколько суровыми и тяжкими словами обращать его к порядку, да соблюдается покорность и повиновение повелевающему должное. Ибо, как епископ обязан являть подчиненным искреннюю любовь и расположение, таковым же образом и служащие обязаны непритворно исполнять долг служения епископам.
В главных чертах это правило повторяет норму 5 пр. I Всел. Собора. Однако обращение клирика за судом к соседнему митрополиту противоречило бы 9 и 17 пр. VI Всел. Собора и др. Вальсамон полагает, что согласно настоящему правилу Митрополит, в случае своего отсутствия, может уполномочить соседнего Митрополита разобрать дело.
Если какой-нибудь епископ из иного предела чуждого служителя церкви восхочет поставить на какую-либо степень, без соизволения его епископа, то таковое поставление да почитается недействительным и нетвердым. Если же некоторые сие позволят себе, то от братии и соепископов должны быть увещаемы и исправляемы. Сказали все: и сие определение да будет непоколебимо.
Ср. Ап. 35; I Всел. 16; II Всел. 2; III Всел. 8; IV Всел. 20; Антиох. 13 и 22; Карф. 65 и 101.
Аетий епископ рек: не безызвестно вам, какова и сколь велика Фессалоникийская Митрополия. Часто приходят в оную из иных епархий пресвитеры и диаконы, и не довольствуясь кратковременным пребыванием, остаются и всегдашнее жительство там имеют или едва после весьма долгого времени принуждены бывают возвратиться к своим церквам. Итак, и о сих определению быть должно. Осий епископ сказал: те определения, какие постановлены относительно епископов, да сохраняются и относительно сих лиц.
"Определения, какие постановлены относительно епископов" есть пр. 11 и 12 Сардик. Ср. Ап. 15 и 16 с параллельными правилами.
Если какой-нибудь епископ, претерпев насилие, неправедно извержен будет, или за свои познания, или за исповедание Кафолической Церкви, или за то, что защищал истину, и избегая опасности, будучи невинен и обвинению подвержен, приидет во иной град, — то заблагорассуждено, да не возбраняется ему пребывать там, доколе не возвратится, или возможет обрести избавление от нанесенной ему обиды. Ибо жестоко и весьма тяжко было бы не принимать нам претерпевшего неправедное изгнание, напротив того, с особенным благорасположением и дружелюбием должно принимать такового.
Это правило дополняет 11 и 12 правила Сардикийского Собора. Существует мнение, что оно было принято имея в виду Св. Афанасия Вел., который еретиками был изгнан из своей области и поневоле вынужден был проживать в чужих епархиях.
Гавдентий епископ рек: "Знаешь, брате Аетие, что при поставлении твоем во епископа процветал мир. Дабы не осталось некиих следов разномыслия о служителях Церкви, представляется благим, и поставленных Мусеем и Евтихианом, поскольку в оных никакой вины не обреталось, всех принимать".
Осий епископ рек: "Моей мерности мнение таково: поскольку долженствуем быть миролюбивы и терпеливы, и довольное ко всем иметь милосердие, то произведенных однажды в причт церковный некоторыми братьями нашими тогда только не принимать, когда не восхотят возвратиться к церквам, к которым наречены были. Евтихиан же да не присваивает себе имени епископа, Мусей да не почитается епископом. Если же общения в чине мирян просить будут, то в сем не должно им отказывать". Сказали все: "Согласны".
Мусей и Евтихиан, упомянутые в этом правиле, присвоили себе звание епископов, без рукоположения в этот сан. Епископ Гавдентий ради мира хотел чтобы Собор принял в общение как клириков лиц, рукоположенных Мусеем и Евтихианом. Однако признавая их не имеющими епископского сана самозванцами, Собор согласился с Осием Кордубским, что их можно принять в общение только как мирян. Нечто подобное можно усмотреть в деле Максима Киника с той разницей, что он, хотя и незаконно, все-таки был хиротонисан епископами.
Гавдентий епископ рек: "Сии спасительные и благорассудные постановления, и нашему священническому достоинству приличные, и угодные Богу и человекам, не возмогут удержать силы и крепости своей, если произнесенные решения не будут сопровождены страхом. Ибо мы и сами знаем, что нередко, по причине бесстыдства немногих, Божественное и досточтимое имя священства подвергалось пренебрежению. Итак, если кто, в противность признанному всеми, дерзнет что-либо иное творить, стараясь угождать гордости и тщеславию более, нежели Богу, — тот да знает уже, что он поставляет себя повинным судебному ответу и теряет честь и достоинство епископа". Все отвечали: "Сие мнение прилично и нам угодно".
Сие же с особым вниманием дознано и исполнено будет таковым образом: если каждый из нас, поставленных епископами на местах при дороге или на путях водных, увидев епископа, вопрошать будет о причине мимошествия, и куда направляет он путь, и если узнает, что он шествует в воинский стан, то да вопросит по разрядам, выше постановленным. И если идет, будучи зван, то идущему ему никакого препятствия да не будет. Если же по тщеславию, как прежде речено любви вашей, или по просьбам некоторых поспешает в воинский стан, то ни на грамотах его да не подпишет, и да совсем не сообщается с таковым. Все ответствовали; да будет определено сие.
Читайте также
- Каноны Православной Церкви: правила Сардикийского Собора (Часть 1)
- Каноны Православной Церкви: правила Лаодикийского Собора продолжение
- Каноны Православной Церкви: правила Лаодикийского Собора (Часть 1)
- Каноны Православной Церкви: правила Антиохийского Собора
- Каноны Православной Церкви: правила Гангрского Собора