Вся служба по Триоди
На всено́щном бдении по возгла́се "Слава Святей, и Единосущней" поется "Христос воскресе" (трижды). (В некоторых храмах тропарь "Христос воскресе" поют священнослужители единожды, а затем повторяют его оба лика по единожды. В иных же храмах священнослужители поют тропарь два раза и в третий до половины, а певцы доканчивают: "и сущим во гробех живот даровав".) "Приидите, поклонимся" обычно не поем, но тотчас псалом 103-й: "Благослови, душе́ моя, Господа". Так начинается всенощное бдение до отдания Святой Пасхи. Кафизма 1-я "Блажен муж", вся. На "Господи, воззвах" стихиры Триоди на 10, глас 1-й, "Слава, и ныне", глас 6-й - "Дверем заключенным пришел еси, Христе". Вход. "Свете Тихий". Прокимен "Господь воцарися". На литии и на стиховне - стихиры праздника. Стихиры Пасхи не поются. По "Ныне отпущаеши" тропарь, глас 8-й:
"Запечатану гробу, Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение, дух правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости" (трижды).
На утрене, на "Бог Господь" - тропарь "Запечатану гробу" (трижды). Кафизмы. Седальны праздника. Полиелей. Тропари "Ангельский собор" не поются.
Величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго".
Степенны - 1-й антифон 4-го гласа: "От юности моея". Прокимен, глас 4-й - "Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе". Стих "Яко укрепи вереи΄ врат Твоих, благослови сы΄ны Твоя в Тебе". Евангелие воскресное - Мф., зач. 116. "Воскресение Христово" (трижды), псалом 50-й. "Слава" - "Молитвами апостолов". "И ныне" - "Молитвами Богородицы". "Помилуй мя, Боже". Стихира "Воскрес Иисус" (единожды). Молитва "Спаси, Боже, люди Твоя". Обычное целование Евангелия. Канон праздника, но не Пасхи, глас 1-й - "Поим, вси людие", с ирмосом на 12, ирмосы дважды. К тропарям канона припев: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Катавасия "Воскресения день". По 3-й песни - ипакои΄. По 6-й песни - кондак, глас 8-й:
"Любопытною десницею жизноподательная Твоя ре́бра Фома испыта́, Христе Боже, созаключенным бо дверем яко вшел еси, с прочими апостолы вопия΄ше Тебе: Господь еси и Бог мой", и икос. На 9-й песни - "Честнейшую" не поем, как и во все воскресные дни до отдания Пасхи. По 9-й песни и ектении - "Свят Господь Бог наш", на глас 1-й, и светильны праздника. На "Хвалите" - стихиры на 4, глас 1-й, "Слава", глас 6-й - "По днех осмих востания Твоего", "И ныне" - "Преблагословенна еси". По великом славословии - тропарь праздника "Запечатану гробу". Ектения и отпуст: "Воскресый из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго славнаго апостола Фомы и всех святых" (святой храма и дня не поминаются).
Пред 1-м часом - стихира евангельская 1-я.
Часы читаются обычные, трехпсалмные, начинаются троекратным "Христос воскресе". ("Царю Небесный" не читается до Пятидесятницы.) На часах тропарь и кондак - праздника.
Литургия святого Иоанна Златоустого. По возгласе "Благословено Царство" - "Христос воскресе", трижды, без стихов. На пение тропаря отверзаются царские врата. Блаженна праздника, песни 3-я и 6-я. После "Премудрость, про́сти" - "Приидите, поклони΄мся... воскресый из мертвых, поющия Ти". По входе - тропарь "Запечатану гробу", "Слава, и ныне" - кондак "Любопытною десницею". Прокимен, глас 3-й - "Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа". Стих "Хвали΄те Бога, яко благ псалом, Бо́гови нашему да усладится хваление". Апостол: Деян., зач. 14. Евангелие: Ин., зач. 65. За "Достойно" - "Ангел вопияше" и "Светися, светися". Причастен "Похвали, Иерусалиме". По возгласе иерея "Со страхом Божиим" певцы - "Благословен Грядый". Иерей - "Спаси Боже, люди Твоя". Певцы вместо "Видехом" поют "Христос воскресе" (единожды). По возгласе иерея "Всегда, ныне и присно" певцы поют "Да исполнятся уста наша". По возгласе "Слава Тебе, Христе Боже" поется "Христос воскресе" (трижды). Отпуст, как и на утрени, но с упоминанием имени святого Иоанна Златоустого.
См. Во все время до отдания Пасхи Литургия совершается с теми особенностями, которые указаны в Неделю Фомину.
Попразднство Антипасхи продолжается до субботы.
О служении в Неделю о Фоме со службой святого с бдением или храму см. том 1, с. 110, 111.
Общие замечания
В состав воскресных богослужений от Пасхи до Пятидесятницы входят песнопения пасхальные, воскресные и Триоди цветной.
Пасхальные песнопения обозначаются в богослужебных книгах словом Пасха, например - канон Пасхи.
Песнопения Триоди обозначаются словами: Триоди, праздника, праздника Триоди, настоящия Недели, Недели слепого, мироносиц, разслабленного, дне.
В Неделю о самаряныне и в дни попразднства Преполовения слово "праздника" указывает на песнопения праздника Преполовения, но не самаряныни.
Во все Недели (воскресенья) Триоди цветной Минея не поется, за исключением служб великомученика Георгия, апостола и евангелиста Иоанна Богослова и храмового святого.
Земные поклоны до дня Святой Троицы Устав отменяет.
"Царю Небесный" не читается и не поется до Троицы.
От Фоминой Недели до отдания Пасхи все службы начинаются троекратным пением или чтением тропаря "Христос воскресе", причем чтение тропаря "Христос воскресе" не упраздняет чтения "Прииди΄те, поклони΄мся" (где оно положено) ни на келейном правиле, ни на молитвах.