Основной, центральной идеей как пяти книг Моисея, так и всех библейских писаний, идеей, вокруг которой сосредоточиваютс все остальные, которая сообщает им значение и силу и вне которой было бы немыслимо единство и красота Библии, является учение о Мессии, Иисусе Христе, Сыне Божием. Как предмет чаяний Ветхого Завета, как альфа и омега всего Невого Завета, Иисус Христос, по слову апостола, явился тем краеугольным камнем, на основе которого, при посредстве апостолов и пророков, было заложено и совершено здание нашего спасения (Ефес. 2:20). Иисус Христос - предмет обоих Заветов: Ветхого - как Его ожидание, Нового - как исполнение этого ожидания, обоих же вместе - как единая, внутренняя связь.
Это может быть раскрыто и подтверждено в целом ряде внешних и внутренних доказательств.
К доказательствам первого рода, внешним, принадлежат свидетельства нашего Господа о самом Себе, свидетельства Его учеников, традиция иудейская и традиция христианская.
Обличая неверие и жестокосердие еврейских книжников и фарисеев, Господь наш Иисус Христос неоднократно ссылался на свидетельство о Нем "закона и пророков" т.е., вообще ветхозаветных св. писаний: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную: а они свидетельствуют о Мне (Ио.5:39) ... Ибо если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он написал о Мне" (Лук. 5:46), - говорил Господь иудейским законникам.
Еще яснее и подробнее раскрывал эту истину Господь Своим ученикам, явившись им по воскресении, как свидетельствует ев. Лука: "И начав от Моисея , из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании...И сказал им: вот то, о чем Я говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах" (Лук. 24:27,44).
Кроме такого общего заявления, Господь указывает нередко и частные случаи ветхозаветных образов и пророчеств, имевших отношение к Его жизни, учению, крестным страданиям и смерти. Так, напр., Он отмечает прообразовательное значение медного змея, повешенного Моисеем в пустыне (Ио.3:14), указывает на исполнение пророчества Исаии о "лете Господнем благоприятном" (Лук. 4:17-21; Ис. 61:1-2), говорит об осуществлении всех древних пророчеств, касавшихся Его искупительной жертвы (Мф. 26:54, Лук. 22:37) и даже на самом кресте, перед Своей искупительной смерти восклицает: "Совершилось!" (Ио. 19:30), указывая, что исполнилось всё то, что "многократно и многообразно было говорено через пророков" (Евр. 1:1).
Подобно своему божественному Учителю, евангелисты и апостолы беспрестанно ссылаются на Библию, черпая полной рукой из богатства ее мессианских сокровищ и устанавливая тем самым полную гармонию обоих Заветов, объединенных вокруг Лица Мессии - Христа. Так, все евангелисты - эти четыре независимых друг от друга жизнеописателя Иисуса Христа - настолько часто ссылаются на исполнение ветхозаветных пророчеств, что выработали даже для этого специальные формулы: "а все это произошло да сбудется реченное Господом через пророка," или просто: "тогда сбылось реченное через пророка..., да сбудется реченное через пророков," или же еще: "и сбылось слово Писания," и целый ряд других, аналогичных выражений.
Не менее часто ссылаются на ветхозаветное Писание и тем устанавливают его теснейшую, внутреннюю связь с новозаветным и все остальные новозаветные писатели, начиная с кн, Деяний и кончая Апокалипсисом. Не имея возможности исчерпать здесь всего обилия таких определенных и ясных ссылок, укажем для примера лишь некоторые из них, наиболее характерные, таковы, например, две речи ап. Петра - одна после сошествия Св. Духа, другая после исцеления хромого, о которых повествуется во второй и третьей главах кн. Деяний и которые полны ветхозаветными цитатами (Иоиль - Деян. 2:16-21; Давид 2:25-28, 34-35; Моисей 3:22-23); в особенности замечательно заключение последней речи: "И все пророки, начиная от Самуила и после него, также предвозвестили эти дни" (Деян. 3:24). Не менее важна в этом отношении и речь архидиакона Стефана, дающая в сжатом очерке всю ветхозаветную историю приготовления евреев к принятию Мессии-Христа (Деян. 7:2-56). В той же книге Деяний заключено великое множество и других подобных же свидетельств: "И мы благовествуем вам то, что Бог обещал отцам нашим и что исполнил нам, детям их, воздвигши Иисуса" (Деян. 13:32). Мы проповедуем вам, - говорили апостолы, - "свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем предвозвещали Моисей и пророки" (Деян. 26:22). Словом, все учение апостолов о новозаветном Царстве Божием сводилось главным образом к тому, что они "уверяли о Христе от закона Моисеева и пророков" (Деян. 28:23).
Из множества новозаветных ссылок, устанавливающих связь с ветхозаветными событиями и пророчествами, заключавшихся в посланиях свв. Апостолов, приведем несколько примеров лишь из посланий ап. Павла, того самого Павла, который в качестве Савла, был сам раньше фарисеем, ревнителем отеческих преданий и глубоким знатоком ветхозаветного закона. И вот этот-то св. апостол говорит, что "конец закона - Христос" (Рим. 10:4), что "закон был для нас детоводителем ко Христу" (Гал. 3:24), что верующие "быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем" (Ефес. 2:20), что все ветхозаветные проблемы "писаны были в наставлении нам" (1 Кор. 10:11), что весь Ветхий Завет со всеми его религиозными церемониями и культом был лишь "тень будущего, а тело во Христе" (Кол. 2:17), "закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей" (Евр. 10:1) и что, наконец, в основе всей истории домостроительства нашего спасения лежит "Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки тот же" (Евр.13:8).
Если от священных книг Нового Завета мы перейдем к древнеиудейским толкованиям Писания, к Таргумам, Талмуду, Мидраше и сочинениям первых раввинов, до 12 века включительно, что постоянной и неизменной иудейской традицией толкования Библии было стремление всюду искать и находить указания на Мессию и Его время. Такое увлечение доходило иногда даже до крайности, как это можно видеть из следующего раввинского изречения: "пророки исключительно проповедовали о радости дней Мессии" (забывалась идея страждущего Мессии-Искупителя); но оно глубоко верно понимало ту истину, что, действительно, в основе всего Писания лежит идея Мессии-Христа. "Нельзя желать прилагать все непосредственно к Мессии, - говорит бл. Августин, - но места, которые не относятся к Нему прямо, служат основанием для тех, которые Его возвещают. Как в лире все струны звучат сообразно их природе и однако дерево, на котором они натянуты, сообщает им свой особый колорит звука, так и Ветхий Завет: он звучит гармоничная лира об имени и царстве Иисуса Христа".
Приведенное тонкое сравнение бл. Августина прекрасно характеризует святоотеческий взгляд на соотношение Ветхого и Нового Завета. Свидетельства об их тесной, неразрывной связи, основанной на Лице Христа-Мессии, идут непрерывным рядом с самых же первых веков христианства: об этом писал ап. Варнава в своем "Послании," св. Иустин Философ в "Разговоре с Трифоном иудеянином," Тертуллиан в сочинении "Против иудеев," св. Ириней Лионский в сочинении "Против ересей," апологеты Аристид, Афиногор и др. В особенности обстоятельно и глубоко раскрывали эту связь писатели александрийской школы, а из их среды выделялся Ориген, который, например, говорил, что "изречения Писания это одежды Слова... что в Писаниях Слово (Logos-Сын Божий) стало плотью, чтобы жить среди нас." Из последующих отцов эти мысли развивали в своих замечательных комментариях свв. И. Златоуст, Василий Великий, Ефрем Сирин, бл. Иероним, бл. Августин, св. Амвросий Медиоланский. Последний, например, писал: "Чаша премудрости в ваших руках. Эта чаша двойная - Ветхий и Новый Завет. Пейте их потому что в обоих вы пьете Христа. Пейте Христа, потому что Он - источник жизни."
Переходя теперь ко внутренним доказательствам, к самому содержанию священных книг, мы окончательно убеждаемся, что Господь наш Иисус Христос составляет главный пункт и центральную идею всей Библии. Эта великая книга, составленная столь многочисленными и разнообразными авторами, разделяемыми между собой весьма значительными периодами времени, стоявшими под влиянием самых различных цивилизаций, представляют в то же время замечательное единство и удивительную цельность, благодаря, главным образом, постепенному развитию в ней одной и той же мессианской идеи. "Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий - в Новом открывается," говорили средневековые богословы, основываясь на словах бл. Августина.
Что Иисус Христос и Его дело составляет единственную тему всех новозаветных Писаний, это ясно само по себе и не требует доказательств. Но что вся новозаветная история основывается на ветхозаветной, это, быть может, не так очевидно. И, однако, это столь же несомненно, для доказательства чего достаточно сослаться лишь на две евангельских генеалогии Христа, в которых дано сокращение всей ветхозаветной истории в ее отношении к личности обетованного Мессии-Христа (Мф. 1:1-16 и Лук. 3:23-38).
Но мы можем последовательно проследить развитие мессианской идеи и в книгах Ветхого Завета. Обетование Избавителя, данное падшим прародителям еще в раю, вот первое звено той непрерывной цепи ветхозаветных мессианских пророчеств, которые начались Адамом и кончились Захарией, отцом Иоанна Крестителя. Поэтому-то оно и называется "первоевангелием" (Быт. 3:15). С эпохи Ноя это обетование определяется несколько ближе и точнее: семенем жены называются лишь дети Сима, к которым и приурочивается история искупления (Быт. 9:26). Этот круг еще больше сужается с эпохи Авраама, отца богоизбранного еврейского народа, в Семени которого (т.е. Иисусе Христе, по толкованию ап. Павла - Гал. 3:16) возвещается спасение и всех остальных наций (Быт. 12:3; 18:18).
Впоследствии и из потомства Авраамова выделена была раса Иакова (Быт. 27:27), позднее сам Иаков, в духе пророческого прозрения, дает особое благословение своему сыну Иуде (Быт. 49:8 и след.). И чем дальше шло время, тем ближе и частнее определялись различные черты мессианского служения: так пр. Валаам говорит об Его царственной власти (Чис. 24:17), Моисей - о трояком Его служении: царском, первосвященническом и пророческом (Втор.18:18-19), о происхождении Мессии из царского рода Давидова (2 Цар. 7:12-14), о рождении Его в Вифлееме (Мих. 5:2) и от Девы матери (Ис. 7:14), о торжественном входе Его в храм Иерусалимский (Малах. 3:1), о разных , даже мелких обстоятельствах Его крестных страданий и смерти (Ис. 53 гл.; Пс. 21:17-19; 39:7-9; 40:9-19; 68:22; Зах. 11:12 и др.), об Его славном воскресении (Ис. 53:9-21; Пс. 15:10; 19:6-7; 40:11;67:7,14-17; 71:7-19; Иоиль 2:28; Ис. 2 гл., Ис. 35:1-2,10; 61:1-2) и Его грозного второго пришествия (Дан. 7: 25 и 12:7; Зах. 14: 2-3, 9 и др.).
Можно положительно сказать, что нет ни одной важной черты из эпохи и жизни Мессии, которая не были бы тем или иным путем предуказанна в Ветхом Завете, или в форме ясного пророчества или под покровом символов и прообразов; а пр. Исаия получил даже наименование "ветхозаветного евангелиста," за поразительную точность и полноту своих пророчественных изображений жизни Господа Иисуса Христа.
Не менее ясно это единство мессианской идеи сквозит и в общем плане Библии. По своему характеру и содержанию все ветхозаветные книги могут быть разделены на три главных группы: книги законоположительные, исторические, книги пророческие и книги поэтическо-назидательные. Первый класс излагает историю теократии, т.е. правления Иеговы над Израилем. Но с какой целью Господь употребляет столь различные методы воспитания Своего народа? Завет на Синае, Моисеево законодательство, бедствия пустыни, завоевание земли обетованной, победы и поражения, отчуждение от других народов, наконец, тягость вавилонского плена и радость возвращения из него - все это имело очевидной своей целью сформировать еврейскую нацию в известном духе, в духе сохранения и распространения мессианской идеи. Еще очевиднее этот мотив в пророческих книгах, где то через угрозы, то через обещания наград, народ еврейский постоянно поддерживался на известной нравственной высоте и приготовлялся в духе чистой веры и правой жизни, в виду грядущего Мессии. Что касается, наконец, до книг последней группы - поэтическо-назидательных, то одни из них, как напр., Псалмы, были прямо мессианскими молитвами еврейской нации; другие, как Песнь песней, под формой аллегории изображала союз Израиля со Христом; третьи, как кн. Премудрости, Екклесиаст и др., раскрывали различные черты Божественной Премудрости, лучи того Божественного Слова (Sofia, Logos), которые сияли среди мрака язычества и в дохристианском мире.
Таким образом, с полным убеждением можно сказать, что главным и основным предметом Библии, начиная с первых глав книги Бытия (3:15) и кончая последними главами Апокалипсиса (21:6,21 и 22:20), служит Богочеловек, Господь наш Иисус Христос.
В рассматриваемых нами книгах прор. Моисея находятся следующие пять пророчеств о Мессии-Христе: О "Семени Жены," Которое сокрушит главу змия-диавола (Быт. 3:15); О том, что в Потомке Авраама благословятся все народы (Быт. 22:16-18); О том, что Мессия придет во время, когда колено Иудино утратит свою гражданскую власть (Быт. 49:10); О Мессии, в образе восходящей звезды (Числ. 24:17); И, наконец, о Мессии, как величайшем Пророке (Втор. 18:15-19).ностями события, о которых рассказывалось в предыдущих книгах.