Освящение Мира

Освящение Мира

Среди многих священнодействий и молитвенных последований, которыми Церковь Христова сообщает благодатные дары своим чадам, есть одно священнодействие, совершаемое один раз в несколько лет самим Патриархом Московским и всея Руси. Это - приготовление Мира (мироварение) и освящение его. Это священнодействие имеет чрезвычайно важное значение, ибо через Святое Миро в Таинстве Миропома́зания Церковь сообщает своим новым членам благодатный дар Духа Святого.

Еще пророк Моисей, по глаголу Божию, впервые излил Миро на главу брата своего Аарона, возводя его в сан Израильского первосвященника, и пророк Самуил совершил то же действие над Саулом и Давидом, помазу́я их на царство. Первосвященники и цари, по закону, а пророки по чрезвычайному повелению Божию принимали это таинственное помаза́ние от руки других пророков или первосвященников в зна́мение нисходящего на них Духа Божия, которым священнодействуют святители и вещают пророки. Еврейское слово "Мессия" и греческое "Христос" означают в переводе на русский язык - Пома́занник. В трояком смысле оно было дано на земле Сыну Божию, явившемуся в образе Сына Человеческого, как Пророку Своего Небесного Отца, как Царю Израиля и Вселенной от колена Давидова и, наконец, как Первосвященнику Бога Всевышнего, Который Сам принес Себя в жертву за грехи мира.

Потому в Новом Завете, заключенном Богом с людьми в крови Агнца, Святое Миро служит нетленной печатью дара Духа Святого выходящему из купели и самого имени христианина. Оно освящает все престолы и антиминсы храмов, на которых должна совершаться таинственная Жертва Христова.

Приготовление Святого Мира начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста с подбора масла и вина, благовонных трав и ароматов, необходимых для варения Мира. В первый же день Страстной седмицы духовенство собирается в особой мироваренной палате, где приготовлены серебряные котлы и сосуды. Патриарх, благословляя начало обычных молитв, освящает воду, при пении тропарей на сошествие Святого Духа и Успения Пресвятой Богородицы, и кропит все вещества, из которых должно образоваться Миро. Он вливает эту воду в котлы, а священники льют масло и вино, и кладут горящие угли. Первосвятитель же, после молитвы к Господу Иисусу Христу о совершении начинаемого дела, которое благословляет именем Пресвятой Троицы, отходит, оставив диаконов и священников, продолжающих мироварение в течение трех дней при непрерывном чтении Святого Евангелия. В Великую среду в приготовляемое Миро кладут ароматы и разливают его в двенадцать больших сосудов по числу апостолов Христовых.

Самое освящение совершается во время Литургии Великого четверга. Перед чтением часов Патриарх со всем духовенством идет в мироваренную палату за приготовленными сосудами Мира, и священники торжественно несут их в соборный алтарь, где ставят вокруг жертвенника, а хор поет во время шествия: "Благословен еси, Христе Боже наш, Иже прему́дры ловцы΄ явле́й, ниспослав им Духа Святаго и теми уловле́й вселенную! Человеколюбче, слава Тебе".

Это торжественное перенесение двенадцати сосудов руками иереев повторяется на великом входе перед Святыми Дарами, ибо подобно им Миро должно быть освящено на престоле. Впереди всего шествия идет старший архимандрит или епископ и несет под осенением двух рипид, как бы под крыльями Херувимов, драгоценный алавастровый сосуд, исполненный прежде освященного, от древних времен русского христианства, Мира. Он напоминает о том алавастре с драгоценным Миром, который излила на голову и ноги Иисуса кающаяся жена, исполненная любви к Спасителю. За ним несут прочие сосуды и ставят по сторонам престола, а первый алавастр Патриарх приемлет в царских вратах и ставит на престол. Когда совершится освящение Святых Даров, он открывает постепенно каждый сосуд и благословляет его крестным знамением во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Потом вслух всей церкви произносит молитву освящения над Миром, взывая к Господу Милосердному и Отцу Светов, "да даст ему благодать тайнодейственнаго служения, подобно Моисею, Самуилу и апостолам, и ниспосле́т Духа Святаго на Миро сие, сотворив его пома́занием духовным, хранилищем жизни, - освящением душ и телес и елеем радования, воссиявшаго из Ветхаго Завета в Новом". Он молит, чтобы через эту печать духовного совершенства все выходящие из купели Крещения были признаны гражданами и домашними Божиими от святых ангелов и страшны были демонам, да будут они людьми избра́нными, царским священством, народом святым, запечатленным Таинством и носящим в сердцах своих Христа, дабы сотворилась в них обитель Пресвятой Троицы.

Затем Патриарх обращается к молящимся с пожеланием благодатного мира: " Мир всем!" и после призыва диакона преклонить главы΄ опять приступает к престолу и в тайной молитве благодарит Бога, даровавшего ему благодать служения. Он просит об излиянии и на него самого освящения, подобно Миру, ибо Миро излиянное есть само Имя Христа, Единородного Сына Божия, о Котором благоухает весь видимый и невидимый мир. По возглашении славы Пресвятой Троице он еще трижды благословляет крестным зна́мением каждый из сосудов, вливая от них в ...................(?), и сосуды после Литургии торжественно переносятся в хранилище при пении псалма: "Отры΄гну сердце мое слово бла́го...", изображающего таинственно пома́зание и славу Сына Божия.

Все эти молитвы и действия освящения Мира принадлежат собственно к таинству Миропома́зания, ибо только епископы, имея высшую власть запечатлевать христиан в вере по примеру апостолов, освящают Миро для всей Церкви, дабы впоследствии священники могли сообщать при самом Миропома́зании благодатный дар Духа Святого. Святое Миро, разливаясь по всей Церкви из одного благодатного источника, содержит ее в неразрывном союзе мира печатью Имени Христова, в залог общего спасения во Едином Господе Иисусе Христе.

Дорогие друзья! Обращаемся к вам с просьбой о помощи. Мы благодарны за любое проявление сострадания к тем, кто нуждается в нем куда больше, чем большинство из нас. Обо всех наших жертвователях мы помним и молимся за них! Во славу Божию!

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here