Предисловие
Дочь Петра I Елизавета царствовала с 1741 по 1762 год. Именно в ее царствование прославился первый великий русский ученый и поэт Ломоносов. Придворный вельможа Елизаветы И. И. Шувалов известен тем, что его заботами были открыты первый в России Московский университет и Академия художеств, задуманная еще Петром Великим.
Елизавета назначила наследником престола своего племянника Петра III, он был вызван из Голшти-нии и в России принял православие. Его супругой вскоре стала немецкая княжна, при обращении в православие принявшая имя Екатерина Алексеевна. Екатерина славилась своим светлым умом и по прибытии в Россию хорошо ознакомилась с религией и с историей великой державы. Она настолько прекрасно освоила русский язык, что в пример другим могла легко использовать в приватной беседе весьма к месту какую угодно русскую поговорку или пословицу. В этом отношении Екатерина II превзошла своего супруга, который так и остался непросвещенным человеком в вопросах русской культуры. Вскоре он скончался, и трон остался его супруге.
Многими военными победами отмечены годы правления императрицы. Россия расширяла свои границы, крепла и превращалась в мощнейшее государство мира. Внутренние дела Екатерины II принесли ей немалую славу, но более всего она заботилась о смягчении нравов русского народа: при ней были сокращены пытки при суде, упростились официальные обращения, но главное — она ратовала за повсеместное просвещение и воспитание. Так, при Воскресенском (Смольном) монастыре было организовано училище для благородных девиц и такое же училище для девиц мещанского сословия. Эти училища позднее служили настоящим образцом при устройстве такого рода учебных женских заведений закрытого типа.
После Екатерины II правил ее единственный с Петром III сын — Павел I. Павел Петрович первым из государей официально ограничил власть дворян над крепостными крестьянами. Одно из постановлений гласило, что крепостные освобождались от работ в праздничные дни, а на своих господ они должны были работать не больше трех дней в неделю.
При императрице Елизавете Россия находилась в союзе с Францией и Австрией и вела Семилетнюю войну с Пруссией. В то время прусская армия считалась образцовой, но русские не раз одерживали над ней победу, даже без помощи союзников. Однако при Павле I русская армия была преобразована по прусскому образцу, что вызвало недовольство не только среди военачальников, но и среди простых солдат. Суворов, не одобряя такой перемены, часто говаривал: «Русские прусских всегда били — что же тут перенять?» Император за такие слова отстранил Суворова от службы и выслал на жительство в его собственную деревню. Однако обстоятельства вынудили Павла вскоре призвать военачальника обратно. Когда тот явился из деревни к императору, то упал на колени и воскликнул: «Боже, спаси царя!» На что Павел ответил: «Иди ты спасать царей!»
За победы в Италии император пожаловал Суворову титул князя Итальянского, а за подвиги в Швейцарии — военный титул генералиссимуса. Суворов отличался глубокой набожностью и всегда говорил: «Мне надобны деревенская изба, молитва, баня, кашица да квас». Военачальник строго исполнял церковные уставы и посты, и даже перед смертью, когда был истощен болезнью, он по три раза в день бывал на богослужениях, заставляя самого лейб-медика Вейкарта ходить в церковь вместе с ним и бить земные поклоны.
После Павла I на царский престол взошел его старший сын Александр I, любимый внук Екатерины II. Александр совсем отменил пытки при суде, запретил продавать крепостных без земли, заботился об образовании: при нем были открыты несколько университетов, Медико-хирургическая академия, в губерниях учреждены семинарии и гимназии, а в уездах — уездные и духовные училища.
Но многим заботам императора о благоустройстве государства мешали войны. Самое важное событие тех лет — Отечественная война с Наполеоном 1812 года.
О поражении Наполеона и победе России предрекал великий святой тех лет — Тихон Задонский, епископ Воронежский, хотя русские боялись сильной армии Наполеона, по количеству во много раз превышавшую русскую армию. После Бородинского сражения Наполеон произнес знаменитую фразу: «Из пятидесяти сражений, данных мною, Бородинское было самое упорное и безуспешное: русские приобрели в нем право называться непобедимыми». Когда сданная французам без боя Москва полыхала пожаром, Александр издал манифест, в котором обращался ко всем русским гражданам: «Да встретит неприятель в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном — Палицына, в каждом гражданине — Минина!»
Отступая из Москвы, Наполеон приказал взорвать Кремль, и хотя тот сильно пострадал, но, к счастью, все кремлевские соборы уцелели. С позором отступали французы, Наполеон же, тайно убегая из местечка Сморгон за границу и оставляя свою разоренную армию, сказал: «Лучше бы всем нам сидеть дома!» В память о победе над французами было установлено празднование на 25 декабря, в Москве был сооружен храм Христа Спасителя, а многим военачальникам воздвигнуты памятники.
Когда в ноябре 1824 года в Петербурге случилось сильное наводнение, картина народного бедствия потрясла императора. На следующий год он предпринял путешествие на юг России и перед дорогой попросил митрополита Александро-Невской лавры отслужить заупокойную литургию (как рассказывали позже свидетели). Во время путешествия на 48 году жизни, 19 ноября 1825 года, император Александр I скончался. Эта скоропостижная смерть вызвала много толков в народе; некоторые считали, что император, решив оставить престол и посвятить себя истинному служению Богу, принял схиму и, как странник, до глубокой старости бродил по дорогам бескрайней России. Возможно, такая чудесная легенда родилась в народе из большой любви к милостивому императору, ведь недаром его звали Благословенным. В его честь напротив Зимнего дворца установлен памятник из цельного гранитного камня — это самый крупный в мире монолитный памятник. Монументальная Александровская колонна увенчана ангелом с крестом в руках.
Известен случай из жизни Александра I, свидетельствующий о его глубоком почитании русских православных святых. 9 сентября 1816 года он посетил Киево-Печерскую лавру.
В то время наместником обители был будущий архиепископ Воронежский Антоний. Он рассказывал, что во время посещения императором Киевских пещер государь с великим вниманием слушал рассказы о жизни святых и их подвигах, прикладывался с благоговением к мощам. Когда они дошли до места упокоения святого Нестора, архимандрит объяснил, что здесь покоятся мощи Нестора Некнижного. «Как это — Некнижного? В ближайших пещерах покоится Нестор-летописец — отец русской истории. А Некнижный, значит, не знал грамоты?» — воскликнул государь. На что Антоний ответил: «Да, так оно и было — преподобный не знал грамоты. Но зато он знал слово Божие, научившее его высшей премудрости. Когда он молился, он видел ангелов. Он также знал наперед и время своей кончины». После этих слов Александр 1 перекрестился, низко поклонился мощам и произнес: «Преподобный отче Несторе Некнижный, моли Бога о нас!» С этими словами он приложился к руке святого, выражая свое почтение и благоговение.
Александр I не оставил детей, потому на царский престол после него взошел его брат Николай I. В день присяги новому императору, 14 декабря 1825 года, произошло восстание декабристов, которое было жестко подавлено Николаем I. Многие виновники возмущения были отправлены в ссылку, а некоторые казнены.
Из внутренних дел наиболее важным при Николае I было появление замечательного издания «Свод законов», составленное Сперанским. Сперанский — сын священника, получивший образование в Петербургской семинарии, по окончании стал профессором, а позже из духовного звания перешел на гражданскую службу и, благодаря яркому дарованию и усердию, вскоре сделался главным советником при дворе (еще при Александре I).
При Николае I в Западной России была отменена уния (1839 год); в результате победы в войне с Турцией Греция получила полную свободу, касавшуюся и выбора вероисповедания, а те христиане, что остались под властью Турции, получили некоторые послабления со стороны притеснителей. В ходе Крымской кампании Россия лишилась арсенала и военного флота на Черном море.
При обороне Севастополя сложили головы многие герои. Адмиралы, погибшие во время обороны города, были похоронены в Севастопольском соборном храме Святого Владимира, могилы простых солдат на общем кладбище украшены крестами, памятниками и надгробными плитами. Среди них выделяется общий для всех памятник в виде пирамиды — храм Святого Николая, где на стенах внутри начертаны имена погибших.
Александр II — сын Николая I — наследовал царский престол после смерти отца. Интересен тот факт, что новый император родился в день Святой Пасхи. Среди наставников юного цесаревича был и всем известный поэт Жуковский. В день восшествия на царский престол Александр II подписал манифест об отмене крепостного права, которое продолжалось в России более 250 лет.
В 1864 году император утвердил судебный устав, по которому впервые суд стал гласным, скорым и общим (то есть для всех сословий государства). Александр II также заботился о народном образовании: при его правлении было открыто много учебных заведений. Немало военных завоеваний свершилось в годы правления этого императора, но, несмотря на то что преобразования и добрые деяния государя позволили улучшить жизнь русского народа, в то время в России уже появились смутьяны, так называемые народовольцы, которые несколько раз покушались на жизнь императора. Во время шестого покушения, произошедшего 1 марта 1881 года, Александр II был смертельно поражен разорвавшимся снарядом, брошенным злодеями к ногам императора. Убийц задержали и казнили, но главные заговорщики скрылись за границей. Мученическая кончина царя-освободителя повергла в ужас всех его подданных. В память об этом страшном событии повсеместно основывались школы и разные благотворительные учреждения, а на месте смерти Александра II был сооружен храм Воскресения Христова, освященный 19 августа 1907 года.
Сын императора — Александр III Александрович — правил около 14 лет. Он не был сторонником войн, но противников в то время у России оставалось по-прежнему немало.
Александр III отличался не только твердой волей и правдивостью, он был глубоко верующим человеком и на протяжении всей своей жизни совершал самые разнообразные благотворительные акции: посещал вместе с государыней (Марией Федоровной) больницы, не боясь заходить даже в заразные отделения. Кроме того, Александр III первым после Федора и Иоанна Алексеевича стал носить бороду и вообще любил все русское: говорить предпочитал только на русском языке, читал русские газеты, общался с русскими писателями, учеными, историками, любил русскую культуру, музыку и архитектуру. Храмы, строившиеся при нем, отличались красотой и изяществом древнерусских и византийских церквей. Среди прочих особенно замечательным считается храм Христа Спасителя в Борках (Харьковская губерния), построенный в память о чудесном спасении всей августейшей семьи во время крушения царского поезда 17 октября 1888 года.
Скончался император-труженик, названный впоследствии Миротворцем, от тяжкой болезни в возрасте 49 лет 20 октября 1894 года.
Императора Александра III сменил цесаревич Николай II Александрович. 14 мая 1896 года в Москве было совершено священное коронование государя и его супруги, императрицы Александры Федоровны.
Но подробнее о жизни царя и его деяниях мы расскажем в последней, заключительной части книги. А теперь обратимся к тем, чьими молитвами жила Россия, кто держал за Отечество слово перед Богом и чьи имена вошли в списки православных святых, чтимых Русской церковью, любимых великими царями и простыми крестьянами. Именно эти праведники пронесли светоч духовности через века, сохранив традиции русского Православия и возвеличив его.
Иоанн Русский
Точная дата рождения Иоанна неизвестна, но некоторые источники относят ее к 1690 или 1691 году. Будучи солдатом в армии Петра I, Иоанн участвовал в турецкой войне, попал в плен и был переправлен в Константинополь. Юноша оказался в руках турок, которые продали его оттоманскому начальнику конницы.
В те времена достаточно часто православные военнопленные вынуждены были под давлением принимать мусульманство, но Иоанн нашел в себе мужество не отказаться от веры. Турки пытками старались склонить Иоанна отказаться от Христа: он сносил постоянные побои, ему сожгли все волосы и кожу на голове. Но, несмотря на издевательства и насмешки, Иоанн оставался кротким и трудолюбивым, вскоре хозяин несколько изменил свое отношение к пленнику и отправил его работать в конюшню.
Не раз хозяин наблюдал, как, выполнив всю работу в конюшне, Иоанн часами молился, а если у него не оставалось времени днем, то юноша мог молиться всю ночь напролет. Приблизительно в это же время Ага по счастливой случайности разбогател и решил, что богатство ему досталось благодаря молитвам пленника.
Через некоторое время Ага решил совершить паломничество в Мекку и отправился в путь. После отъезда хозяина в его доме собрались родственники, которых его жена угощала пловом; в столовой прислуживал Иоанн. Жена Аги стала вздыхать: так жаль, что ее муж не может сейчас разделить с ними трапезу. Тогда Иоанн сказал, что может отослать блюдо с пловом хозяину в Мекку.
Все гости стали смеяться, но дали блюдо рабу, решив, что он хочет накормить какую-нибудь бедную семью, как он частенько делал, когда оставалась какая-либо пища с хозяйского стола. Иоанн молча ушел с блюдом в конюшню, поставил плов на солому и стал страстно молиться. Вдруг блюдо с пловом исчезло прямо у него на глазах.
Пленник вернулся в столовую и с серьезным видом сообщил, что его хозяин, вероятно, в этот самый момент лакомится пловом. Гости долго еще смеялись над глупым рабом. Через некоторое время Ага вернулся из Мекки и привез из поездки фамильное блюдо. Он рассказал, что в один из дней зашел в свою комнату и увидел, что на столе стоит блюдо с пловом, который еще дымится. Съев весь плов, он вдруг увидел, что на посуде выгравировано его имя. Жена и родственники рассказали Aгe про поступок Иоанна в тот день и про то, как они смеялись, не поверив рабу.
После этого чуда уже никто не смел смеяться над Иоанном. Ага даже попросил его перейти жить из конюшни в специально построенный для него домик, но тот отказался.
Через несколько лет Иоанн сильно заболел и умер. Было это в 1730 году. Похоронили его с великими почестями в местной церкви во имя Святого великомученика Георгия, и вскоре среди местных греков началось почитание святого Иоанна.
Через три года над могилой Иоанна появился огненный столп, после чего вскрыли могилу и обнаружили тело нетленным. Сразу после этого у могилы святого стали происходить чудеса; считается, он помогает тому, кто искренне кается в своих грехах и взывает о помощи.
В одной греческой семье заболела маленькая девочка, и ее привезли в больницу в коматозном состоянии.
Энцефалограмма показывала, что в сосудах образовались тромбы и смерть неизбежна. Мать в отчаянии стала молиться святому Иоанну Русскому, чтобы тот спас ее единственную дочку. В тот же момент и врач, и мать девочки увидели, как чья-то незримая рука растворяет тромбы в сосудах своим прикосновением.
В результате девочка осталась жива, а через несколько минут она вышла из комы и улыбнулась своей матери.
Другая история рассказывает, как одна гречанка Архондула на протяжении восьми лет молилась святому Иоанну. У гречанки не было детей, и она просила святого, чтобы тот помог ее семье наполниться детскими голосами. Однажды женщина в отчаянии воскликнула: «Почему ты ненавидишь меня, Иоанн? Почему Господь не посылает мне детей?»
Ночью Архондула и ее муж проснулись, услышав чьи-то шаги. Входная дверь неожиданно открылась, и супруги увидели яркий свет, сквозь который можно было разглядеть образ Иоанна Русского. С улыбкой святой сказал: «Архондула, святые не умеют ненавидеть. Пока нет воли Божией на то, чтобы у тебя были дети. Потерпи еще два года». Через два года в этой семье появился первый ребенок, а затем Архондула родила еще двоих детей.
Греческий врач-атеист Матзорос тяжело заболел, диагноз ему поставили страшный: рак прямой кишки. Все анализы подтверждали, что метастазы распространились на другие органы и он скоро должен умереть. Матзороса положили в онкологическое отделение. Несчастный больной, понимая, что никакая медицина уже ему не поможет, вдруг стал молиться, чего никогда в жизни не делал. Молился Матзорос Иоанну Русскому, прося святого об исцелении от страшной болезни и искренне каясь во всех своих грехах.
Вдруг к нему в палату вошел молодой красивый врач. «Как дела, коллега?» — спросил он больного. «Умираю», — ответил Матзорос. «Ты не умрешь, — неожиданно произнес молодой врач. — Твою болезнь я беру на себя». — «Я слишком хорошо знаю, что моя болезнь неизлечима, — возразил больной. — Кто вы, доктор?» — «Я тот, к кому ты взывал о помощи», — сказал врач и быстро вышел из палаты.
Матзорос пошел вслед за ним, но врача нигде не было, он стал расспрашивать своих коллег, но те сказали, что в палату к нему никто не входил. Тогда Матзорос вдруг четко осознал, кто приходил к нему, и стал настаивать на повторном анализе. Новый диагноз был неожиданным для его коллег, но ожидаемым для Матзороса: абсолютно здоров.
Святитель Софроний
Стефан Кристалевский (будущий святитель Софроний) родился в 1704 году. Закончив Киевскую духовную академию, он поступил в Красногорский Преображенский монастырь, а в 1730 году принял постриг с именем Софроний.
В 1732 году он был рукоположен в сан иеродиакона, а затем — иеромонаха. Вскоре его вызвали в Алек-сандро-Невский монастырь в Петербурге, а в 1746 году Софроний получил должность наместника обители.
После того как в 1747 году скончался иркутский епископ Иннокентий, огромная по территории Иркутская епархия целых шесть лет была без духовного руководства. Императрица Елизавета Петровна в 1753 году своим указом порекомендовала Святейшему синоду назначить на эту должность Софрония. В этом же году в Успенском соборе Московского Кремля святитель был рукоположен в епископа Иркутского.
За время своего епископства Софроний много сделал для своей епархии: провел ряд преобразований в монастырях и приходах, обязал духовенство учить своих детей чтению Часослова, Псалтырей, букваря, «дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим». Святитель вел просветительскую работу среди язычников: множество людей, благодаря епископу, приняли православную веру. Каждый день к святителю приходили посетители, и он никому не отказывал в помощи и совете.
В 1771 году святитель Софроний скончался, а на Поместном соборе Русской Православной Церкви была утверждена служба святому Софронию.
Ксения Петербуржская
Никаких сведений о детстве и юности блаженной Ксении Петербуржской источники не дают. Даже год рождения святой никто не может назвать с точностью. Согласно одним источникам, она родилась в 1719 — 1720 году, а если верить другим, то в 1728—1730 году. Всю свою жизнь святая прожила в Петербурге.
Ксения рано вышла замуж за Андрея Федоровича Петрова, а в 26 лет уже осталась вдовой: ее муж внезапно умер. Смерть любимого настолько потрясла женщину (а еще более ее потрясло то, что Андрей умер, не покаявшись и не причастившись), что она отреклась от самой себя.
Был ли это подвиг юродства или же Ксения видела лишь один путь для спасения души своего мужа, но факт остается фактом — молодая и красивая женщина отреклась от своего имени и приняла имя мужа.
Сначала Ксения удивила своих родственников, явившись на похороны в мужниной одежде. Родственники расстроились, но искренне пожалели бедную женщину, решив, что горе временно помрачило ее рассудок. Однако Ксения твердо заявила: «Не зовите меня больше Ксенией, потому что она умерла. Мое имя — Андрей Федорович». После похорон Ксения пошла бесцельно по улицам, говоря всем, кого встречала на своем пути: «Ксюшенька моя умерла, она лежит теперь на кладбище, а я же, грешный, весь тут».
Вскоре Ксения сообщила родственникам, что продаст свой дом, а деньги и все имущество раздаст беднякам. Родственники стали уговаривать вдову не совершать необдуманного поступка, на что она отвечала: «Ксюшенька умерла, а мне уже ничего и не нужно. Я продам дом и отнесу деньги в церковь, пусть там молятся за упокой души моей жены». Но родные Ксении, понимая, что она останется без крыши над головой и без средств к существованию, решили обратиться к начальству Андрея Петрова с просьбой воспрепятствовать поступку неутешной вдовы. Вскоре Ксения была вызвана комиссией на специальное освидетельствование. Комиссия, поговорив с женщиной, признала ее полностью вменяемой, то есть способной отвечать за свои поступки и, соответственно, распоряжаться имуществом и деньгами.
Ксении потребовалось всего лишь несколько дней, чтобы распорядиться своим имуществом: она, как и обещала, раздала все бедным. После этого вдова надела мужской костюм и отправилась скитаться по городу. Ее узнавали и часто окликали по имени, на что она с обидой в голосе отвечала: «Ну что вам за дело до покойницы Ксении, она же вам ничего плохого не сделала».
Прошло несколько лет, прежде чем люди привыкли к странному поведению еще недавно нормальной женщины, а ныне блаженной скиталицы в мужском костюме. Надо сказать, что Ксения отличалась довольно странным поведением. Когда на Смоленском кладбище стали строить церковь, блаженная решила помочь рабочим. Не желая открыто проявлять свое усердие, ночью она стала тайно укладывать кирпичи на леса. Утром же рабочие искренне удивлялись, не понимая, кто это выполняет за них такую тяжелую работу. Только через несколько дней случайно выяснили, что этот тяжелейший труд взяла на себя хрупкая вдова в мужском костюме.
Скоро горожане заметили, что когда Ксения просила что-нибудь у кого-либо, то этого человека обязательно ждало неприятное событие, а если женщина просила много, то постигало несчастье. И наоборот: если блаженная что-то подавала, то это всегда было предвестием грядущего счастливого события. Приняв к сведению последствия различного поведения Ксении, торговцы на рынке раскладывали перед ней свой товар и старались лично предложить ей все что угодно, лишь бы она ничего не просила. При этом купцы почтительно называли блаженную Андреем Федоровичем.
Как и все блаженные, Ксения была прозорливицей. Примером тому может послужить множество случаев, произошедших с горожанами после ее предсказаний. Так, зайдя однажды к своей знакомой Параскеве, Ксения неожиданно сказала: «Вот ты сидишь тут и не знаешь, что Бог послал тебе сына. Скорее иди на Смоленское кладбище». Бездетная, но мечтавшая о ребенке Параскева не знала, что и думать, однако поспешила на кладбище. Перед самыми воротами кладбища женщина увидела толпу народа и подошла посмотреть, что происходит. Оказалось, что извозчик сбил беременную женщину, которая тут же родила ребенка и умерла. Новорожденный оказался здоровым и красивым мальчиком, родственников, согласных воспитывать ребенка, не нашлось, поэтому Параскева усыновила мальчика и воспитала как собственного сына. Впоследствии она никогда не жалела о своем поступке, потому что сын любил ее и был ее единственной опорой в старости. Всю жизнь Параскева вспоминала блаженную Ксению, повторяя, что именно благодаря ей у нее появился сын.
Был и такой случай. Ксении очень нравилась одна девушка из семьи Голубевых. Однажды, придя к ним в дом, блаженная сказала: «Милая моя, ты кофе варишь, а твой муж в это время хоронит свою жену на Охте. Скорее иди туда!» На что девушка ответила с удивлением: «У меня не то что мужа, но и жениха-то нет!» Однако Ксения стала настаивать, чтобы она шла на кладбище. Девушка не соглашалась, и блаженная стала сердиться. Решив, что лучше не гневить Ксению, дочь с матерью отправились на кладбище, где увидели, что какой-то доктор хоронит свою жену. Доктор был красив и молод, а к тому же он так безутешно рыдал над телом своей жены, что Голубевы подошли к похоронной процессии и стали утешать вдовца. Именно таким необычным оказалось их знакомство. Врач стал часто бывать в доме Голубевых, а через некоторое время сделал девушке предложение. Брак их оказался счастливым, и они прожили вместе до самой смерти, всю жизнь благословляя Ксению.
Умерла блаженная около 1803 года и была похоронена в Петербурге на Смоленском кладбище.
На могиле Ксении сразу после ее похорон стали происходить чудеса. Так, две несчастные женщины часто молились на могиле святой. Одна из них была мать горького пьяницы, а другая — его жена. Женщины почти ежедневно приходили на могилу Ксении и рыдали, прося святую о помощи. Как-то ночью Ксения явилась к пьянице и сурово сказала: «Прекрати пить и буйствовать! Слезы твоей матери и жены уже затопили мою могилу!» Через некоторое время те же женщины приходили на могилу святой, но уже для того, чтобы поблагодарить Ксению: бывший пьяница стал заботливым сыном и любящим мужем, навсегда распростившись с пагубной привычкой.
Говорят, что если от чистого сердца или в отчаянии молиться Ксении Петербуржской, то она обязательно придет на помощь. Так и случилось в одной семье, где было двое детей. Глава семьи тяжело заболел, и врач, навестив больного, сказал, что болезнь неизлечима и жить ему осталось не более одного дня. Отчаянию жены несчастного не было предела. Отведя детей к соседям, она села у постели умирающего и стала молиться Ксении Петербуржской, умоляя святую помочь ее мужу.
Вдруг в дом вошла незнакомая женщина в теплой зимней одежде (на улице был июль). Подойдя к умирающему и возложив прохладные руки на его разгоряченный лоб, она посоветовала поить мужа водой из ложечки каждые полчаса, после этого тихо вышла и исчезла. Больной, который несколько дней не приходил в сознание, вдруг открыл глаза и попросил пить. Жена стала поить его из ложечки, как посоветовала ей незнакомая женщина. Больной спросил, кто приходил к нему, а его жена ответила, что не знает, но это была странная женщина в зимней одежде. Еще недавно находящийся при смерти мужчина улыбнулся и сказал» что ему стало намного лучше.
Пришедший врач был сильно удивлен: смертельно больной сидел на кровати, а на щеках его играл здоровый румянец. Через несколько дней муж совсем оправился и спросил у жены: «А кому ты молилась, когда я умирал?» «Ксении Петербуржской», — ответила жена. Супруги переглянулись — они поняли, что их посетила святая Ксения.
Паисий Величковский
Паисий Величковский почитается христианами во всем мире. Он родился в 1722 году в Полтаве в семье потомственного священника. Когда ему исполнился 21 год, он принял постриг и отправился в странствие по государству, посещая скиты, пустыни и святые места. Так, странствуя, он дошел и до великой горы Афон. Здесь, зная об усердном служении Богу и подвиге подвижничества Паисия, его посвятили в сан иерея. К тому моменту Паисий достиг 36 лет, а через 17 лет строгой монашеской жизни в связи с сильными притеснениями мусульман преподобный вынужден был покинуть святую гору. Вместе с братией он остановился в Молдавии и создал обитель. Для того времени образ жизни Паисия и его братства выглядел весьма необычно: монахи вели общежитийную жизнь, переписывались и читали святоотеческие книги, каждый день они исповедовались духовникам, раскрывая перед ними все свои помыслы. Так было принято в глубокой древности, и традиции старины стали вновь действовать в братстве Паисия. В свободное от молитв время преподобный занимался переводами святоотеческих сочинений; его стараниями был создан первый славянский свод «Добротолюбие».
Своими усердием, кротостью, смирением и добротой Паисий стяжал общеизвестную славу и в 1790 году был удостоен сана архимандрита. Великие деяния старца Паисия оказали огромное влияние на последующих монахов братства, а также на духовную историю российских монастырей. Старец скончался в возрасте 72 лет, а в 1988 году преподобный Паисий Величковский был канонизирован. В 1992 году все страны мира по постановлению ЮНЕСКО отмечали 200-летний юбилей великого подвижника. Так заслуги святого были признаны во всем мире.
Тихон Задонский
Тихон Задонский, епископ Воронежский, был прозорливцем, то есть видел состояние души любого человека, знал его мысли. Он, кроме этого, мог предвидеть будущее. Например, им было предсказано наводнение в Петербурге в 1777 году, он предрек рождение императора Александра I и многие важные события, произошедшие за годы его царствования.
Во время войны с Наполеоном в 1812 году ученик и друг святителя Н. А. Бехтеев — послушник Задонского монастыря — со слов Тихона говорил, что Россия будет спасена, а Наполеон погибнет.
Келейник Тихона Задонского писал о нем: «Господь Бог во многих случаях его слушал!» Самого келейника Тихон исцелил от опасной болезни, сказав только: «Иди, Бог тебя помилует». Но все свои благостные дары он скрывал, опасаясь превозношений и избегая славы мирской.
Святитель обладал великим милосердием: почти все свои деньги он тратил на благотворительность, часто посещал узников в тюрьмах. Он снискал всеобщую любовь и уважение. Незлобивость и смирение Тихона вызывали восхищение у современников. Однажды между святителем и дворянином, воспитанным в неверии, возник спор. Когда у дворянина не нашлось слов для возражения, он в сердцах ударил архипастыря по щеке. Но тот упал обидчику в ноги и воскликнул: «Простите меня, бога ради, что я ввел вас в искушение». Безбожник не вынес такого обращения, зарыдал, поднял архипастыря на ноги и сам стал просить у него прощения. Впоследствии он стал добрым христианином.
В России святителю Тихону Задонскому всегда молились об избавлении от беснования.
Родился Тихон в 1724 году в селе Корецке Болдайского уезда в бедной семье дьяка Савелия Кириллова. При крещении его нарекли Тимофеем. Когда семья лишилась кормильца, мать решила отдать Тимофея некоему бездетному ямщику, но старший брат мальчика, узнав о том, бросился матери в ноги и стал просить: «Ямщику его отдадите — ямщиком он и будет. Лучше я сам с сумою по миру пойду, но все сделаю, чтобы воспитать его. Не отдавайте брата». Так Тимофей остался в своей семье. Позже он вспоминал, что в их доме царила беспросветная нищета и детям самим приходилось бороновать землю у какого-нибудь богатого соседа, зарабатывая немного денег на черный хлеб.
Через 14 лет Тимофея хотели отправить на военную службу, но снова вмешался его старший брат Евфимий и взял мальчика себе на содержание, хотя и сам находился в весьма стесненном положении. Невзирая на бедность, 11 декабря 1738 года Тимофей поступил в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме. А в 1740 году школа была преобразована в семинарию.
Тимофей учился за казенный счет, потому что считался одним из самых способных учеников семинарии, в это время у него появилась новая фамилия — Сокольский. В 1754 году он закончил семинарию и сразу же приступил к работе преподавателя греческого языка. Здесь же, в семинарии, немного позже он преподавал риторику с философией. Как учитель Тимофей завоевал любовь не только начальства, но и учеников. Его доброта, скромность и сердечность привлекали к нему многих, но в это время он впервые начал задумываться о более уединенном служении Богу.
16 апреля 1758 года Тимофей принял постриг с именем Тихон. Его сразу же назначили иеродиаконом, а потом — иеромонахом. А через год, в 1759 году, Тихон был рукоположен в архимандриты, став настоятелем Желтикова монастыря в Тверской губернии. В семинарии он по-прежнему остался преподавателем, но теперь его предметом было богословие.
Однажды во время богослужения произошел пророческий случай. На праздник Пасхи Тихон подошел к владыке с обычными словами прошения: «Помяни мя, владыко святый», на что архиерей Афанасий ответил, вероятно забывшись: «Епископство твое да помянет Господь во царствии своем». Тихон смутился и не знал, как исправить положение, но мудрый владыка с улыбкой сказал: «Дай вам Бог быть епископом».
Так и случилось: 13 мая 1761 года Тихон стал епископом в Новгородской епархии, а в 1763 году — в Воронежской.
В то время в Воронежской губернии было настоящее бедствие — раскольничество процветало в этом краю, как нигде. На Дону скрывались старообрядцы и сектанты, которые спасались от правительства. Тихон, как глава епархии, неустанно боролся с расколом в церковной жизни.
В бедственном положении находились и сами церкви, многие из них в связи с нехваткой средств пришли в крайнее запустение и разрушение. Из-за этого страдало духовное образование. Благодаря заботам святителя Тихона вскоре началось строительство новых храмов; на свои собственные средства он поддерживал семинарию, выписав для нее лучших учителей из Киева и Харькова. Епископ лично обходил школы и знакомился с учениками; для детей бедного духовенства организовывал школы.
Зная нужду простого народа по своему опыту, святой всегда оставался близок людям низкого сословия, понимая их беды и заботы. В ответ люди платили ему искренней любовью и почтением. Это позволило святителю успешно бороться с язычеством, которое все еще было распространено в Воронежском крае.
Однажды Тихон лично явился на праздник в честь Ярилы; все участники этого празднования крайне смутились и, будучи в миру прилежными прихожанами, упали в ноги своему пастырю, моля о прощении. Сразу после этого люди сами разрушили все торговые палатки.
Тихон же устроил вскоре всенародное собрание в кафедральном соборе, где кротко призывал и увещевал прихожан не участвовать в бесовских сборищах и не кощунствовать над Церковью. Тихон обладал даром красноречия, и многие собравшиеся в кафедральном соборе рыдали так, что заглушали голос проповедника. С тех пор языческие обряды были забыты народом, и даже те, кто был этим недоволен, все же побаивались обидеть владыку, при этом говоря: «Если ослушаемся, батюшка Богу пожалуется». О том, что Бог слышит молитвы Тихона, знали многие.
Однажды случилось, что некие недобрые люди пожалели для Тихона лошадей, когда святитель спешил на погребение. Они сказали, что очень бедны. Ничего не ответил им Тихон, но пошел дальше своей дорогой. А спустя некоторое время слова этих обманщиков исполнились в полной мере: их лошади пали одна за другой, а потом эти люди совсем обеднели. Тогда пошли они к владыке на покаяние, стали просить у него прощения и избавления от проклятия. Тихон в то время был болен и даже не мог подняться со своего ложа, он простил их и сказал, что никого не проклинал, сам Господь наказал их за скупость.
Многие заботы сильно подточили здоровье владыки, и в 1767 году он был вынужден оставить епископство и удалиться на покой. Последующие 15 лет он провел в различных монастырях: до 1769 года находился в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре, после — в Задонской обители.
В последнем монастыре он и написал свои лучшие сочинения: «Правила монашеского жития», «Наставления к обратившимся от суетного мира».
Простые люди по-прежнему шли к святителю: кто за духовным наставлением, а кто за денежной помощью — и никому не отказывал Тихон. Нищие часто приходили к нему, ища поддержку и находя ее. Даже в болезни Тихон давал наставления братии и богомольцам, вел активную переписку с другими духовными лицами.
Владея даром предсказания, провидец сумел предугадать и день своей смерти. Он пригласил за три дня до кончины всех близких, чтобы попрощаться, а 13 августа 1783 года святитель Тихон Задонский в возрасте 59 лет тихо и мирно отошел, словно уснул.
Многие чудеса исцеления и знамения происходили и после смерти святого на его могиле. Русская Православная Церковь причислила Тихона Задонского к лику святых 12 августа 1861 года.
Преподобный Герман Аляскинский
Преподобный Герман родился в 1757 году в подмосковном городе Серпухово, в семье купца. Когда юноше исполнилось 16 лет, он ушел в Троице-Сергиеву пустынь, расположенную около Петербурга. Через несколько лет Герман решил жить в уединении и безмолвии и ушел на Валаам, поселившись в лесу. В монастырь юноша приходил только по праздникам. Так Герман прожил 15 лет, а затем посвятил себя миссионерской деятельности. Монах стал проповедовать Евангелие и крестить язычников Аляски.
На острове Кадьяк в 1793 году была образована кадьякская миссия, в числе сотрудников которой находился и преподобный Герман. Прибыв на остров, миссионеры построили храм и стали проповедовать христианство среди язычников. Уже за год они окрестили около 800 американцев. С 1807 года и до конца жизни на посту руководителя миссии пребывал преподобный Герман. Отказавшись от сана иеромонаха, он всю жизнь оставался простым монахом.
Преподобный Герман заранее знал день и даже час своей смерти, предупредив об этом своих духовных детей. Шел 1837 год. Преподобный в то время жил на острове Еловый, который называл Новым Валаамом. 13 декабря Герман велел зажечь перед иконами свечи и читать Деяния апостолов. Во время чтения преподобный скончался с улыбкой на устах. Похоронив старца, его духовные дети поставили над его могилой небольшую деревянную церковь во имя Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
Прославление преподобного Германа произошло более чем через столетие после его смерти, в марте 1969 года, а 9 августа 1970 года состоялось открытие мощей и прославление нового святого.
Митрополит Московский Филарет
Митрополит Московский Филарет (Дроздов) соединил в себе удивительные качества церковного иерарха и ученого богослова, подвижника благочестия и государственного мужа, поэта и проповедника. Свидетели его великого подвига утверждали, что он был одним из тех людей, которых избирает сам Бог и возлагает на них миссию высшего духовного руководительства.
Это один из самых ярких и крупнейших деятелей в истории Русской церкви XIX века. На Московской кафедре служение Филарета продолжалось около полувека (с 1821 по 1867 год).
Авторитет митрополита к концу его жизненного пути был настолько велик, что современники называли Филарета митрополитом Всероссийским, природным патриархом Русской церкви.
Несколько биографов отразили на страницах своих сочинений жизнь святителя Филарета, а один из них назвал биографию митрополита священной эпопеей. И это была действительно эпопея по гармоничности и стройности пройденного пути.
Преподобный Серафим Саровский
Серафим Саровский родился 20 июля 1759 года. Младенца нарекли Прохором. Его отец, Исидор Мошнин, был богатым купцом, пожертвовавшим часть своего состояния на церковь. Когда Прохору было шесть лет, его отец умер, не закончив строительство храма, которое пришлось продолжать его жене Агафье.
Храм строился в Курске, где в то время жила семья Прохора. Однажды Агафья решила осмотреть недостроенную колокольню храма и взяла с собой маленького сына. С мальчиком произошел несчастный случай: он сорвался с огромной высоты. Мать в ужасе сбежала по лестнице, уверенная в том, что ее сын погиб — человек просто не мог выжить, упав с такой головокружительной высоты. Каково же было удивление и счастье матери, когда она увидела, что ее сын не только жив, но и не получил никаких серьезных повреждений.
Через четыре года (Прохору было уже десять лет) ребенок серьезно заболел, надежды на выздоровление практически не было. Врачи в один голос утверждали, что этот мальчик не выживет. Во время болезни Прохору впервые явилась Богородица, которая сказала, что он обязательно будет жить. Вскоре мальчик выздоровел, но это событие совершенно изменило его жизнь и мировоззрение.
Прохора совсем не интересовали торговые дела, большую часть времени он проводил за чтением святых книг и в церкви. Познакомившись с курским юродивым, Прохор часами разговаривал с ним на различные темы. В 17 лет он принял решение посвятить свою жизнь служению Богу. Получив благословение от матери, которая не стала препятствовать выбору сына, Прохор пошел в Киево-Печерскую пустынь, где старец Досифей благословил юношу отправиться в Саровскую обитель и оставаться там до конца жизни.
Прохор пришел в Саров в 1778 году, 20 ноября, накануне праздника Введения во храм Богоматери. Восемь лет Прохор Мошнин был послушником, поражая монахов своими подвигами: юноша очень мало спал, большую часть суток посвящая молитвам; соблюдал строжайший пост; заболев, отвергал помощь врачей, говоря, что ему помогает справиться с болезнью Богородица.
В 1786 году Прохор был пострижен в монахи с именем Серафим, а через год стал уже иеродиаконом.
Став иеромонахом, Серафим решил, что настало время ему жить в уединении. Тогда он пошел в лес и поселился в деревянной келье на берегу реки Саровки. Монах разбил огород и развел пчел. Питался Серафим только черствым хлебом, который брал в монастыре один раз в неделю, да и то делился своей пищей с лесными обитателями. Птицы и звери совершенно не боялись лесного отшельника, а прохожие рассказывали, что видели, как Серафим кормил из своих рук медведя.
Одежда отшельника состояла из одного балахона, на котором висел медный крест — благословение матери. За плечами Серафима всегда висела сумка, где находилось Евангелие — с этой книгой монах не расставался никогда. В одно из воскресений Серафим не пришел в монастырь за очередной порцией хлеба, позже он сказал монахам, что будет питаться овощами со своего огорода, которых ему вполне достаточно. Но никто до самой смерти отшельника не догадывался, что два с половиной года он отказывался и от этой роскоши, питаясь отваром из травы сныть.
Серафим Саровский прожил три года в лесу в полном одиночестве и молчании. Он целыми днями и ночами стоял на камне, твердя молитву: «Боже, милостив буди мне, грешному».
Серафим говорил, что по ночам вокруг его кельи ревели бесы, выламывая дверные косяки. Возможно, это был просто ветер, но один случай все же подтверждает правдивость слов святого. Несколько раз на его пути падали деревья, и часто отшельник был на волосок от смерти. Так, однажды прямо к ногам монаха, едва не придавив его, упало огромное дерево; потом его не смогли поднять восемь человек.
Был случай, когда к Серафиму, рубившему в лесу дрова, подошли два крестьянина и настойчиво потребовали денег, которых, конечно, у него не было. Вероятно, сначала крестьяне побоялись напасть на отшельника: Серафим был высок ростом, силен и в тот момент держал в руке топор. К удивлению разбойников, монах вдруг положил топор на землю, смиренно опустил руки и сказал: «Исполняйте, что вам надобно». Крестьяне сильно избили его, затем связали и побежали в келью, чтобы унести хоть что-нибудь, если не найдут денег. На стене висела икона, которая почему-то внушила разбойникам мистический ужас. Крестьяне в страхе выбежали из кельи и, бросив на произвол судьбы связанного монаха, углубились в лес.
Немного придя в себя, израненный Серафим каким-то образом снял веревки и чуть ли не ползком Добрался до обители. Монахи обнаружили отшельника в тяжелейшем состоянии: у него были сломаны ребра проломлена голова, по всему телу были глубокие раны, к тому же он потерял очень много крови. Надежды на то, что Серафим выживет, не было никакой. Несколько врачей, осматривая преподобного, вынесли безрадостный приговор — жить Серафиму осталось считанные дни, а то и часы. В то время, когда врачи, собравшись у постели умирающего, выносили ему приговор, появилась Богородица и, посмотрев в их сторону, сказала: «Что вы трудитесь? Сей — от рода моего». С этого дня преподобный стал поправляться и вскоре встал на ноги.
Крестьян, избивших святого, нашли и хотели предать суду. Но Серафим ходатайствовал, чтобы их отпустили с миром. Правда, через некоторое время их дома и имущество уничтожил пожар, после чего разбойники пришли к Серафиму просить прощение, которое, конечно же, получили.
В 1810 году, после шестнадцатилетнего подвига отшельничества, преподобный навсегда ушел из своей лесной кельи и вернулся в обитель, где семнадцать лет прожил в полном затворе, ни с кем не общаясь. Вся обстановка его кельи состояла из небольшого пня, иконы и некрашеного гроба, возле которого Серафим молился.
Имя Серафима Саровского в эти годы уже было известно по всей России. Со всех концов страны к нему устремлялись паломники, ищущие совета, утешения или же исцеления. На глазах прихожан совершались чудеса: Серафим исцелял больных, помазав их маслом из лампады, которая горела перед иконой Божией Матери «Умиление». Почти за два года до смерти Серафима к нему в последний раз явилась Богородица, которую на этот раз сопровождали святые. Она сказала Серафиму: «Скоро будешь с нами...»
2 января 1883 года монахи зашли в комнату преподобного и увидели его стоящим на коленях перед аналоем, лицо его было спокойно, будто он спал. Иноки пытались разбудить Серафима, но так и не смогли — на этот раз преподобный уснул вечным сном.
В 1902 году Серафим Саровский был канонизирован комиссией Святейшего синода, а в 1903 году состоялось открытие мощей святого.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) происходил из известного дворянского рода. Согласно летописям, родоначальник этой фамилии — Михаил Брянко — был оруженосцем у Дмитрия Донского. И, судя по тем же летописям, именно он был тем воином, который в одежде великого князя и под княжеским знаменем погиб на Куликовом поле.
Дмитрий Брянчанинов родился в 1807 году в селе Покровском Вологодской губернии, образование мальчик получил в доме родителей, как и было принято в дворянских семьях. Когда юноше исполнилось 15 лет, отец повез его в Петербург, желая, чтобы сын продолжил образование. Дмитрий со слезами признался отцу, что мечтает уйти в монастырь и посвятить свою жизнь служению Господу. Отец же был непреклонен и заставил сына поступить в Военное инженерное училище. За все время учебы юноша ни разу не отлынивал от занятий и был одним из первых по успеваемости и прилежанию учеников.
Во время своей учебы в училище Дмитрий познакомился с монахами из Валаама и Александро-Невской лавры. Духовная литература, которой снабжали его монахи, а также продолжительные беседы с ними окончательно укрепили в юноше желание посвятить свою жизнь Богу. После окончания училища Дмитрий сразу же подал прошение об отставке, но ему по каким-то причинам отказали. Он должен был в 24 часа выехать к месту своего назначения. Дмитрий молился, чтобы Господь указал ему путь, и... заболел, получив во время болезни добро на прошение об отставке.
Выздоровев, Дмитрий отправился в Оптину пустынь, а в 1831 году был пострижен в монахи с именем Игнатий. В том же году Игнатия рукоположили в иеродиакона, а затем — в иеромонаха. Сразу после принятия сана Игнатий стал настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря, который находился в то время в полном упадке и подлежал закрытию. Буквально за год под руководством отца Игнатия обитель возродилась как в духовном, так и в хозяйственном отношении, а в 1833 году иеромонах был возведен в сан игумена, I а затем — архимандрита. В этом же году Игнатий получил назначение руководить Троице-Сергиевой пустынью, находившейся недалеко от Петербурга.
Отец Игнатий был хорошо известен в России. Композитор Глинка помогал в обучении монастырского хора его обители, а композитор Турчанинов даже написал ряд произведений специально для этого хора.
Отец Игнатий вел переписку с К. И. Брюлловым и Н. В. Гоголем, а адмиралу Нахимову собственноручно послал в Севастополь икону святителя Митрофана Воронежского. В 1857 году архимандрит Игнатий был посвящен в сан епископа Кавказского и Черноморского и последующие четыре года управлял Кавказской епархией. По прошествии этих лет епископ подал прошение об отставке по причине тяжелой болезни.
После отставки Игнатий направился в Николо-Бабаевский монастырь, где последующие годы вел уединенную жизнь, проводя время в посте и молитвах.. Он также перечитывал свои сочинения и писал новые. Особенно впечатляют записи Игнатия, сделанные им незадолго до смерти: «Бывали в жизни моей минуты, когда... появлялось в сердце моем слово. Это слово было не мое. Оно утешало меня, наставляло, исполняло нетленной жизни и радости, потом отходило». Умер епископ Игнатий в 1867 году. Святитель был канонизирован Русской Православной Церковью за святость своей жизни и за сочинения, которые помогают людям стать на путь истинный.
Амвросий Оптинский
Александр Гренков — будущий оптинский старец Амвросий — родился в 1812 году в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Отец мальчика был пономарем, а дед — священником. Когда Александру исполнилось 12 лет, отец определил его в Тамбовское духовное училище, после окончания которого юноша сразу же поступил в семинарию. Александр был настолько живым, жизнерадостным и общительным человеком, что, если бы кто-нибудь во время его учебы сказал, что этот юноша — будущий монах, никто бы не поверил. Да и сам Александр даже и не помышлял о монастырской жизни, если бы не случай, произошедший с ним в последний год учебы. Александр тяжело заболел, надежды на выздоровление практически не было. Юноша в отчаянии молился, во время молитвы он дал обет Господу, что если выздоровеет, то уйдет в монастырь, и, ко всеобщему удивлению, вскоре поправился и встал на ноги. Закончив обучение, Александр никак не мог решиться выполнить обещание, данное Господу, и полтора года давал частные уроки в доме помещика, а затем стал наставником в духовном училище в городе Липецке. Правда, молодого человека постоянно мучили угрызения совести. Так прожил он четыре года.
Лишь летом 1839 года по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву лавру Александр решился заехать к известному затворнику отцу Иллариону. Когда он все рассказал старцу, тот ответил ему: «Иди в Оптину, ты там нужен». После разговора со старцем Александр пошел к гробу преподобного Сергия Радонежского и долго молился возле него, испрашивая благословения на новую жизнь. Но, вернувшись в Липецк, он стал вести прежнюю жизнь. Однако теперь продолжалось это недолго, вскоре Александр ушел в Оптину пустынь. Ушел он тайно, не спросив даже разрешения епархиального начальства, будто боялся, что кто-нибудь помешает ему исполнить священный обет.
Через полгода Александр уже надел монашеские одежды, а в 1842 году был пострижен с именем Амвросий. Затем монаха рукоположили в иеродиаконы, а в конце 1845 года представили к посвящению в иеромонахи. С этой целью Амвросий отправился в Калугу, но по дороге тяжело заболел и с тех самых пор уже никогда по-настоящему не выздоравливал. По этой причине в 34 года он был вынужден уйти за штат и стал числиться на иждивении обители, будучи неспособным к послушанию.
После смерти старца Макария Амвросий занял его место. Несмотря на все свои болезни, он вставал в 4 часа утра и читал келейное правило, а после молитвы и непродолжительного чаепития начинался его трудовой день с небольшим перерывом на трапезу. Но и во время обеда старец принимал келейников, которые приходили к нему с вопросами по поручению посетителей. Через два года он опять тяжело заболел и уже не мог самостоятельно ходить в церковь, причащаясь в своей келье. Даже в таком тяжелейшем состоянии Амвросий принимал посетителей, никому не отказывая в благословении и совете.
Говорят, что для Амвросия не существовало тайн — он был прозорливцем. Он знал все о каждом своем посетителе, всегда давал дельные советы, мог успокоить человека в несчастье и своим смирением показывал пример добродетельной жизни. Именно смирение было основой всей подвижнической жизни отца Амвросия. Свои подвиги и труды он всегда скрывал за шуткой или молчанием, поэтому многим прихожанам старец поначалу казался самым обыкновенным человеком. Но, побеседовав с ним, посетители всегда уходили с ощущением легкости в душе и верой в лучшую жизнь. И эту веру им давал Амвросий.
Старец ходатайствовал об устройстве женских монастырей. Так, по его прошению были возведены женская обитель в Орловской губернии, Гусевская — в Саратовской, Козелыцанская — в Полтавской и Пятницкая — в Воронежской. Но больше всего сил старец вложил в устройство Шамординской Казанской общины. Уже в самом начале 1891 года Амвросий почувствовал, что вскоре должен умереть. Последние дни своей жизни он решил провести в Шамординской обители. 10 октября 1891 года почтенный старец скончался. Его смерть была всероссийским горем, а для Оптиной и Шамординской обители это горе стало поистине безмерным.
Амвросия похоронили в Оптином монастыре рядом со старцами Макарием и Леонидом. В 1988 году старец Амвросий был причислен к лику святых на Поместном соборе Русской Православной Церкви.
Иоанн Кронштадтский
Иоанн родился в 1829 году в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Ребенок был очень слабым и болезненным, а потому родители решили не медлить с крещением.
После крещения Иоанн сразу же пошел на поправку. Отец Иоанна был сельским дьячком и часто брал подрастающего сына в церковь. Именно это способствовало дальнейшему выбору Иоанна.
Юноша окончил Архангельскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Учась в академии, Иоанн видел себя после ее окончания миссионером в Сибири и Северной Америке, но однажды ему приснился сон, который, как оказалось, стал вещим. Снилось Иоанну, будто он священник в Кронштадтском Андреевском соборе. На самом деле юноша никогда не был в этом соборе. Но сон сбылся. В 1855 году после окончания академии Иоанн вступил в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского собора Елизаветой Несвитской. Вскоре он принял сан священника и стал служить в том же соборе.
Когда священник впервые вошел в Андреевский собор, у него даже в глазах потемнело — это было именно то место, которое он видел во сне.
Интересно, что и в браке Иоанн оставался девственником. Священник жил со своей женой как брат с сестрой, женщина была предупреждена о намерениях Иоанна еще до вступления в брак и согласилась на такую жизнь.
Незадолго до бракосочетания священник сказал невесте: «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобой давай посвятим себя на служение Богу».
В те годы в Кронштадте была тяжелая обстановка. Город являлся местом ссылки: множество чернорабочих жили в грязных и убогих лачугах, работали в порту, а заработанные гроши тут же пропивали.
Отец Иоанн ежедневно посещал жилища бедняков, Праведник помогая нуждающимся и ухаживая за больными. Он вел долгие беседы с опустившимися людьми, многие из которых начали новую жизнь после разговора со священником.
Горожане любили Иоанна, но находились и такие, кто клеветал на священника. Однажды даже епархиальное начальство запретило выдавать Иоанну жалование, потому что он все деньги без остатка раздавал нищим. Часто народ, не понимая благотворительности священника, называл его юродивым.
Отец Иоанн обладал чудесными исцеляющими способностями: он излечивал самые тяжелые болезни, перед которыми медицина была бессильна. Скоро по всей России узнали о великом чудотворце, который мог исцелить человека даже посредством телеграммы. К нему стало стекаться огромное количество народа; Иоанн никому не отказывал в помощи: иудеи и мусульмане, католики и атеисты — все получали то, за чем приходили к чудотворцу. В Кронштадт приезжали люди даже просто ради того, чтобы увидеть батюшку; на его имя приходили огромные суммы денег от благотворительных организаций и частных лиц — эти деньги отец Иоанн неизменно пускал на благотворительные нужды. Почта Кронштадта вынуждена была открыть особое отделение, специально предназначавшееся для переписки Иоанна.
День священника обычно начинался с трех часов утра, когда он поднимался, молился и после чаепития, около четырех часов утра, отправлялся в собор служить литургию. Его встречали огромные толпы паломников; по дороге в храм отец Иоанн раздавал милостыню нищим.
Перед литургией всегда происходила исповедь. Но дело в том, что из-за огромного скопления желающих исповедоваться Иоанну индивидуальная исповедь стала невозможной. Тогда Иоанн предложил вести общую исповедь. Прихожане были согласны даже на это: люди каялись вслух, никого не стесняясь. Причащение обычно шло долго, и раньше полудня литургия никогда не оканчивалась. Также во время службы батюшке прямо в алтарь клали телеграммы, которые он тут же читал и совершал молитвы за просящих.
После литургии отец Иоанн сразу же отправлялся к больным; обычно его сопровождали большие толпы народа. Домой священник раньше полуночи не возвращался, были и такие ночи, когда он вообще не ложился спать.
Известно, что Иоанн Кронштадтский присутствовал во время кончины императора Александра III. Царь просил священника держать у него руки на голове, чувствуя при этом облегчение. Когда в очередной раз Иоанн возложил императору руки на голову, Александр спокойно закрыл глаза и умер.
Иоанн Кронштадтский в свои последние годы жизни мучился от тяжелой болезни. Узнав о своем диагнозе, он не принимал помощь врачей и спокойно терпел муки, никому не жалуясь.
В 1908 году священник скончался; он был похоронен в церкви-усыпальнице при монастыре на Карповке. После смерти Иоанна Кронштадтского к его гробу стали съезжаться паломники со всех концов России. Ив настоящее время к его гробу приходят страждущие, ища помощи и исцеления.
Преподобный Агапий Валаамский
Преподобный Агапий (в миру Александр Молодяшин) родился в 1838 году в одной деревне Ярославской губернии. Страдавший тяжелой болезнью глаз, ребенок был обузой для семьи и, подрастая, стал всерьез задумываться о монастырской жизни. В 22 года Александр пришел в Валаамский монастырь, попросив у настоятеля для начала немного пожить в обители, чтобы присмотреться к жизни монахов.
Известно, что Валаамская обитель отличалась своим строгим уставом. Управлял монастырем в те годы отец Дамаскин, предъявлявший к монахам особо строгие правила. Даже Александру, привыкшему с детства к тяжелой крестьянской работе, показался непосильным монашеский труд, к тому же юноше очень мешала работать прогрессирующая болезнь глаз. Но, несмотря на трудности, Александр увидел в монашеской жизни свое призвание и вскоре, возвратившись в свою деревню, уговорил своего брата внести за него денежный вклад на нужды монастыря. Он убедил брата, что этот вклад хоть немного покроет его неспособность самому работать на благосостояние монастыря, так как из-за слабого здоровья и болезни глаз Александр не мог, подобно другим монахам, трудиться каждый день сутра до вечера. Брат выполнил просьбу Александра, и в 1860 году последний навсегда оставил мирскую жизнь, удалившись в Валаамскую обитель. Уже через четыре года юноша принял иноческий постриг с именем Агапий. Сначала он работал на огороде по мере своих сил, но через несколько лет совершенно ослеп и был назначен в ученики к преподобному Антипе Валаамскому. Старец сам постриг Агапия в схиму. После смерти Антипы в 1882 году настоятелем монастыря стал Агапий.
Устав Валаамской обители запрещал принимать мирян в стенах монастыря, но, несмотря на это, к старцу Агапию вереницей шли люди, и с этим никто ничего не мог поделать. Священник сразу завоевал сердца богомольцев. Ежедневно весь коридор перед его кельей был заполнен людьми. Иногда Агапий называл являвшихся к нему для беседы людей по именам, хотя до этого никогда их не видел. Бывало и такое, что прозорливец с порога заговаривал с посетителем о том деле, по поводу которого он явился к преподобному.
Скончался старец Агапий в 1905 году. Преподобный до самых последних дней жизни исполнял келейное правило и не отказывал в просьбах посетителям.
Старец был похоронен на братском монастырском кладбище, где и по сей день происходят чудесные исцеления у его могилы.
Афонский молитвенник Силуан
Силуан Афонский родился в 1866 году в Тамбовской губернии. Он был простым крестьянином, но однажды ему было видение, которое разом изменило всю жизнь Силуана. После этого он удалился на святую гору Афон, где жил в течение 46 лет.
Силуан стяжал славу великого молитвенника, мужа гигантской силы духа, он возносил молитву с неудержимым плачем и просил Бога: «Помилуй меня», но долгое время Бог не слышал его. Многие месяцы Силуан предавался такой молитве, его душевные силы истощились, и он дошел почти до отчаяния. Тогда он воззвал к Отцу Небесному: «Ты неумолим!» В его надорванной душе что-то изменилось в тот же миг, и на мгновение он увидел живого Христа. Пламень небывалой силы ворвался в его сердце, опалил душу и тело. Настолько мощным было видение, что, продлись оно еще хоть одну секунду, Силуан не вынес бы силы Божией и погиб. С тех пор молитвенник никак не мог забыть неземной взгляд Христа, исполненный такой любви, кротости и радости, что простому человеку трудно это представить. Именно после этого видения, краткого, мимолетного, но настолько великого, что никакими силами не вырвать его из памяти, Силуан неустанно свидетельствовал перед всеми, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая...
Только смиренная жизнь на святой горе помогла Силуану достичь внутренней гармонии. Вся его жизнь стала подвигом высокого служения Богу, любви к Нему и сердечной молитвы до слез. В 1988 году афонский молитвенник был причислен к лику святых.
Преподобный Варнава Гефсиманский
Еще при жизни старец Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры отец Варнава был назван старцем-утешителем.
Родился святой в 1831 году в Тульской губернии, в селе Прудищах, в семье крепостных крестьян Меркуловых. При крещении мальчика назвали Василием в честь святителя Василия Великого.
В 1840 году семья Меркуловых была продана другому помещику, который жил в селе Наро-Фоминское Московской губернии. Неподалеку от этого села располагалась Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь, вблизи которой в то время жил монах Геронтий, ставший первым духовным наставником юного Василия.
На всю дальнейшую судьбу этого молодого человека повлиял случай, произошедший с ним в 1850 году. Осенью 19-летний Василий со своей матерью отправились в Троице-Сергиеву лавру. Когда после службы юноша приложился к мощам преподобного Сергия, то ощутил необъяснимую радость. Василий почувствовал благословение Божие на иноческий путь и в тот же миг решил: если будет на то воля Божия, он поступит в обитель. Через год 20-летний юноша, получив благословение отца Геронтия и своих родителей, пришел в Троице-Сергиеву лавру. Вскоре сюда же пришел и отец Геронтий, приняв схиму с именем Григорий. Через месяц, осознав, что в этой обители он не найдет желанного уединения (ежедневно в лавру приходило множество богомольцев), Василий стал проситься в более уединенное место — Гефсиманский скит, расположенный в лесу Корбухе в трех верстах от лавры.
Получив благословение своего наставника и разрешение наместника лавры, он отправился в скит, где получил послушание слесаря. Схимонах Григорий отдал Василия в послушание монаху отцу Даниилу.
В 1854 году послушник Василий был пострижен в рясофор. Отец Василий очень расстроился, когда его перевели из основного Гефсиманского скита в Пещерное отделение того же скита. Дело в том, что Пещерное отделение жило по своему собственному уставу и являлось более открытым для посетителей. Уединение отца Василия, к которому он стремился, было нарушено. Живя в Пещерном отделении, он проводил все свое свободное время в лесу у отца Даниила, кроме того, посещал и своего первого наставника, схимонаха Григория. В одно из таких посещений Василий застал отца Григория на смертном одре. Наставник объявил ученику волю Божию: Василию необходимо было принять на себя подвиг старчества (в то время ему было всего 30 лет).
Старец завещал ему с любовью принимать всех приходящих и никому не отказывать в советах и наставлениях. Подвиг старчества Василий должен был принять после смерти обоих наставников. В заключение беседы схимонах Григорий сказал, что Василию по воле Божией предстоит основать женскую обитель недалеко от Москвы. «Обитель эта, — говорил старец, — должна послужить светочем для заблудших чад Православной Церкви. Сама Матерь Божия попечется об этом, укажет и место обители. Во имя Ея и должна быть освящена обитель».
Василий решил, что сие бремя превышает его возможности, и со слезами просил наставника выбрать кого-нибудь другого для этого подвига. Но старец был непреклонен: «Чадо, не моя воля есть на сие, но Божия воля да совершится над тобой. Не сетуй на тяжесть креста: тебе будет Господь помощник...»
В тот же день Василий пошел к своему другому наставнику — отцу Даниилу, чтобы поделиться с ним своим недоумением. Но от Даниила он услышал то же самое: возложенный на него завет он должен принять с покорностью.
Так получилось, что уже через год отец Василий приступил к основанию женской обители в Нижегородской губернии, в месте, указанном ему свыше. А уже через два года после смерти наставника он выполнил и второй завет старца.
По словам митрополита Филарета, Василий готовился «созидать обитель и руководить ею всегда». Но была еще и первая заповедь старца — «крест наставничества народного» (так именует этот подвиг Иверская летопись). Когда отец Василий с последней надеждой Я умолял отца Даниила «снять с него это неудобоносимое бремя», у старца пошла горлом кровь, и он умер на руках своего ученика.
После этого свидетельства воли Божией отец Василий уже не мог сомневаться, что именно ему предстоит принять этот подвиг. В 1866 году он был пострижен в мантию с именем Варнава, (в переводе с древнегреческого это имя означает «сын утешения»).
В 1871 году отца Варнаву посвятили в сан иеромонаха, а через год братия избрала его народным духовником Пещерного отделения скита. В это же время отец Варнава впервые встретился со своим будущим любимым учеником.
Юноша по имени Захария (в будущем схиархимандрит Захария) подошел к порогу кельи Варнавы и встал позади большой толпы народа. Но обладавший даром прозорливости Варнава сказал: «Поди сюда, лаврский монах». В толпе не было ни одного лаврского монаха, но люди расступились, пропуская Варнаву, который подошел к юноше и подвел его к крыльцу. Захария в то время был послушником в Белобережской пустыни, но его наставник повелел поступить ему в лавру. Отец Варнава благословил юношу пребывать в лавре и принял его на духовное попечение. Он предсказал Захарию, что, несмотря на все гонения и лишения, он станет духовником всей лаврской братии и уйдет из лавры последним. Именно это и случилось впоследствии.
В 1905 году старца-утешителя посетил государь Николай II. О подробностях этого свидания практически ничего не известно, зато о многом говорит сам год этой встречи — 1905. Известно, что государю хотелось покаяться после Кровавого воскресенья, совершенного без его ведома.
Старец Варнава подтвердил уже известное царю пророчество преподобного Серафима о мученической кончине того царя, который прославит преподобного. Кроме того, отец Варнава благословил Николая II на принятие мученичества, укрепив в нем тем самым сознательную волю к несению своего креста, «когда будет угодно Господу сей крест возложить...»
Известно, что именно старец Варнава предсказал мученическую смерть будущему протоиерею отцу Илии Четверухину, когда он, будучи еще студентом, пришел просить благословения у старца поступить в духовную академию. Отец Варнава встретил его такими словами: «Милый ты мой подвижник, исповедник ты Божий». Исполнилось предсказание старца-утешителя: в 1932 году отец Илия принял мученический венец. Тогда 200 человек (в основном все были священники) большевики собрали и сожгли живыми, заперев в здании лагерного клуба в поселке Красная Вешера.
Старец Варнава известен тем, что предсказал будущее многих людей, а кроме того, он всегда говорил, как поступать в затруднительных случаях. Своим духовным детям он оставил много завещаний. Известно, что ученики жили по его заповедям и в 1930—1960 годах, когда отца Варнавы уже не было в живых и им не у кого было спросить совета. Эти пророческие назидания и указания, в свое время непонятные, впоследствии, после революции, помогали людям правильно жить, а иногда даже просто выживать.
Свою смерть отец Варнава предчувствовал за несколько лет. В 1905 году он уже знал год и месяц своей кончины. 17 февраля (по старому стилю) 1906 года старец приехал в Сергиево-Посадский дом призрения. В церкви он исповедовал начальницу, а после исповеди с крестом в руках вошел в алтарь, низко поклонился и уже не встал...
Старец-утешитель скончался в святом алтаре на глазах у людей и в то же время втайне от них.
В 1995 году Варнава был причислен к лику местночтимых радонежских святых, мощи же его покоятся в Черниговском скиту — Пещерном отделении бывшего Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой лавре.
XX век стал веком больших перемен и великих испытаний для всего русского народа: вначале разразилась кровавая революция 1917 года, после которой к власти пришли большевики-безбожники, а затем страну и весь мир потрясла Вторая мировая война. Однако два этих эпохальных события привели к прямо противоположным результатам в жизни России. Первое обернулось трагедией для православных христиан, разожгло пламя ненависти отца к сыну и брата к брату; второе же позволило сплотиться всему народу воедино и дать отпор более страшному врагу, пришедшему извне.
С первых же дней захвата власти большевиками начались гонения на христиан, на саму веру, на Церковь Христову. По масштабу и жестокости эти времена можно сравнить лишь со временем гонений ранних христиан, мучимых римскими императорами-изуверами Нероном, Декией, Максимилианом и другими. Но по изощренности пыток и мучений большевики превзошли даже их.