Пострижение волос с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Примером может служить ветхозаветное повествование о Сампсоне. Этот обряд встречается и в чине посвящения в "ангельский", монашеский чин и в посвящении членов клира - чтецов.
Послекрещальное острижение власов начинается торжественной молитвой, которая указывает на существо Таинств Крещения и Миропома́зания: восстановление человека как самого совершенного, самого прекрасного творения Божия:
"Владыко Господи Боже наш, Иже образом Твоим почти΄вый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устро́ивый его, яко да тело служит словесной души: главу у́бо на высочайших положи΄вый и в ней мно́жайшыя чувств водрузивый, не запинающыя друг другу: власы же главу покрыл еси... и вся у́ды его потребно насади΄вый, да всеми благодарит Тя Изряднохудожника..."
Человек - образ Божественной неизреченной славы и красоты, и созерцать человеческую красоту, радоваться ей значит возносить благодарение Самому Творцу.
В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, то есть с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты - волос. Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому мы отрезаем у него несколько скудных волосинок с головы, со словами: "Постригается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь".
Сначала постригается затылок, потом передняя часть головы, затем правая и, наконец, - левая, то есть в том же порядке, в котором совершается благословение. Остриженные волосы священник собирает и отдает одному из восприемников, который закатывает их в комочек воска и опускает в купель.
Присутствующие иногда с напряжением смотрят в купель, желая увидеть - не потонул ли брошенный в купель воск с волосами. По суеверным приметам, это означает недолгую жизнь новокрещенного. Хотя воск, по физическим законам, будучи легче воды, не тонет, однако брошенный с некоторой силой, он погружается в воду, что вызывает иногда смущение у присутствующих при Крещении и отвлекает их от существа Божественного Таинства. Поэтому священнику рекомендуется самому тихо опускать комочек воска в купель, не привлекая внимания родителей и восприемников к этому действию.