До начала великой вечерни Святой Крест полагается на жертвеннике, на блюдо, покрытое покровцем. Крест может быть украшен венком только из живых цветов. Иерей с кадилом, диакон со свечой стоят у жертвенника. Диакон произносит: "Благослови, владыко". Иерей - "Благословен Бог наш". Диакон - "Аминь", и вместе поют Трисвятое. В это время иерей кадит Святой Крест. По "Отче наш" и обычном возгласе поют "Спаси, Господи, люди Твоя", "Слава, и ныне" - кондак Креста "Не ктому пламенное оружие". Иерей во время пения тропаря взимает Честны΄й Крест с блюдом на главу и в предшествии диакона с кадилом и со свечой переносит его на престол и полагает на евангельское место, а Евангелие заранее поставляет на горнем месте престола (как после чтения Евангелия на Литургии). Пред престолом ставится свещник с возжженной свечой.
На великой вечерне, на "Господи, воззвах" - стихиры на 10: воскресные - 6 и Триоди (Креста) 4. "Слава" - Триоди, "И ныне" - догматик рядового гласа. Вход. "Свете Тихий". Прокимен дня, глас 8-й - "Господь воцарися". На литии стихира храма, "Слава, и ныне" - Триоди, глас 5-й - "Зрящи Тя тварь". На стиховне стихиры Октоиха, "Слава, и ныне" - Триоди, глас 4-й - "Пособи΄вый, Господи, кроткому Давиду". По "Ныне отпущаеши" - "Богородице, Дево" (дважды) и "Спаси, Господи, люди Твоя" (единожды).
На утрене, на "Бог Господь" - тропарь воскресный (дважды). "Слава" - тропарь Креста, "И ныне" - Богородичен воскресный 1-го гласа: "Гавриилу веща́вшу". По кафизмах - седальны воскресные с Богородичными их. Степенна и прокимен текущего гласа. Евангелие воскресное. "Воскресение Христово видевше", "Покаяния отверзи ми двери" и прочее, как в прошедшие Недели, только Евангелие для целования не выносится. Канон воскресный с ирмосом на 4, Богородицы на 2 и Креста на 8. К тропарям канона Креста припев "Слава, Господи, Кресту Твоему Честно́му". Катавасия Триоди: "Божественнейший прообрази΄". В некоторых храмах, основываясь на том, что перед тропарями канона Триоди стоят первые слова ирмосов пасхального канона, поют эти ирмосы как катавасию. На это нет никаких оснований. Церковный Устав указует иную катавасию на сей день и полный текст всех ирмосов ее помещает полностью в Триодь. Ирмосы, обозначаемые в начале каждой песни, указывают музыкальный размер данной песни и имеют то же значение, что́ надписания подобных над стихирами.
По 3-й песни канона - седальны Креста. По 6-й песни - кондак, глас 7-й:
"Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских, на ты΄я бо на́йде преславный соуз - древо крестное: смертное жало и адова победа прогна́ся. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай". И икос Креста. По 9-й песни - светилен воскресный, "Слава" - Триоди (Креста), "И ныне" - Богородичен Триоди. На "Хвалите" - стихиры воскресные - 4 и Триоди - 3. По исполнении их первая повторяется. Посем самогласен Триоди, глас 8-й - "Высокомудраго разума", "Слава" - тот же самогласен, "И ныне" - "Преблагословенна еси".
Иерей, а в соборных храмах только предстоятель, облачившись пред великим славословием во все священные одежды, возглашает: "Слава Тебе, показавшему нам свет". Во время пения великого славословия он совершает в предшествии диакона каждение трижды вокруг престола. По окончании славословия предстоятель творит пред престолом три земных поклона и во время пения последнего Трисвятого возлагает на свою главу Святой Крест на покровце и, в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом, исходит через горнее место к северным дверям и затем по солее - к царским вратам. Остановившись в них, лицом к престолу, предстоятель возглашает: "Премудрость, про́сти" и несет Крест к аналою, поставленному на обычном месте среди церкви. Певцы поют тропарь "Спаси, Господи, люди Твоя" (трижды).
Когда иерей выносит Святой Крест из алтаря, бывает перезвон, когда же он возгласит "Премудрость, про́сти" - трезвон.
Положив Крест на аналой, иерей с диаконом совершают окрест аналоя троекратное каждение. После каждения священнослужители поют тропарь, глас 6-й - "Кресту Твоему покланя΄емся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим", трижды, и трижды совершают земной поклон. Затем певцы поют трижды "Кресту Твоему". В это время священнослужители совершают два поясных поклона, целуют Крест и снова творят поясной поклон един. Поклоняются Кресту все присутствующие в храме. Во время поклонения Кресту поются стихиры на поклонение.
Ектении и отпуст - "Воскресы΄й из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честна́го и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол (здесь иерей поминает святых храма и дня), святых праведных Богоотец". (На отпусте во всю 4-ю седмицу до пятка включительно возглашается "Силою Честна́го и Животворящаго Креста".)
По отпусте - "Слава, и ныне" и стихира евангельская.
Церковный Устав умалчивает, где должен оставаться Святой Крест после поклонения ему до пятка. Древние соборные Чиновники΄ дают по этому вопросу определенные указания, что Крест поставляется "на месте, идеже ставят аналой с праздничною иконою" (Чиновни΄к Холмогорского собора, с. 82), "к поклонным иконам", то есть иконам в иконостасе (Чиновни΄к Новгородского собора, с. 173), "против патриархова места" (Чиновни΄к Московского Успенского собора, с. 97). А на поклонение в понедельник, среду и пяток Святой Крест износится с этого места на середину храма священником (порядок изнесения см. далее, в понедельник).
На часах тропарь воскресный, "Слава" - Креста, по Трисвятом - кондак Креста.
Литургия святого Василия Великого. Блаженны гласа на 6 и от канона Креста песнь 6-я на 4. По входе тропари - воскресный и Креста, "Слава, и ныне" - кондак Креста. Вместо Трисвятого поется "Кресту Твоему покланя΄емся, Владыко". Прокимен, глас 6-й - "Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое". Стих - "К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчи΄ши от мене". Апостол - Евр., зач. 311, Евангелие - Мк., зач. 37. За "Достойно" - "О Тебе радуется". Причастен "Зна́менася на нас свет Лица Твоего, Господи".
В Неделю вечера на вечерне - прокимен великий, глас 8-й - "Дал еси достояние".
Окончание вечерни, как и в предыдущие Недели поста.