"Тому, кто пожелает истинно честно служить России, нужно иметь очень много любви к ней, которая бы поглотила уже все другие чувства, - нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином во всем смысле этого слова." (Н. В. Гоголь)
Долгие годы мы не знали о нем ничего. Даже имя его не упоминалось. Лишь память многих русских людей хранила его. Нам еще предстоит осмыслить значение всего сделанного им для того, чтобы наш народ мог сохранить душу живу, когда именно на душу-то эту и ополчилась самая яростная брань, какую только знала мировая история.
Горе - разрушить города, разорить деревни, вырубить леса, отравить реки, обесплодить землю. Но главная ценность - душа народа, ее способность любить. Будет жива душа - все будет. Без ее высоты и чистоты ничто не радость, ничто не достижение.
Этот человек встал за душу народа, за его веру, за его совесть. За сохранение главной святыни - нашей тысячелетней духовной традиции. Кто же он, этот самый близкий к нам по времени русский святой, первый канонизированный нашей Церковью, святой советского времени?
В 1884 году в Петербургскую Духовную Академию был принят девятнадцатилетний высокий белокурый студент - хотя обычно полагалось принимать двадцатилетних. Им был Василий Белавин, сын сельского священника отца Иоанна, из старинного русского города Торопца, что на границе Псковской и Тверской земель. Вскоре однокурсники прозвали его "Патриархом" - степенного, добросовестного, углубленно веровавшего. Это было все-таки странно - ведь Патриарха на Руси давно уже не было. После смерти Патриарха Адриана в 1700 г. патриарх у нас не избирался. Петру I не понравилось, что Святейший Адриан выступил против ломки исторической и духовной русской традиции. Появился Синод, который способствовал делу управления церковью, как обычным государственным институтом. И все-таки те студенты оказались правы. В 1917 г. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество, и именно их однокурсник стал Святейшим Патриархом Московским и всея России Тихоном. В 26 лет с именем Тихона он принял монашество.
На 33-м году Белавин стал епископом, а через год получил в управление далекую епархию - Алеутско-Аляскинскую и семь лет прослужил в Северной Америке. Молодой архиерей много сделал там для распространения православия, для постройки храмов, открыл дом для бесплатного приюта бедных переселенцев из России. Американцы избрали его почетным гражданином Соединенных Штатов.
В 1907 году архиепископ Тихон вернулся в Россию и почти столько же лет возглавлял Ярославскую епархию, одновременно был главой местного отделения Союза русского народа.
Затем - служба в Вильно, война, а в июне 1917 г. владыка избран главой Московской кафедры, 13-го августа возведен в сан митрополита.
15 августа 1917 г., в труднейшее для страны время, в день Успения Божией Матери, в Успенском соборе Московского Кремля открылся Всероссийский Поместный Собор Российской Православной Церкви.
Неожиданным было избрание Председателя Собора. "Подавляющее большинство остановило свое внимание не на звездах первой величины в иерархии..." - вспоминал участник Собора А. В. Карташов, - "а на скромном, добродушном, не ученом и не гордом, а сиявшем русской народной простотой и смирением, новом Митрополите Московском Тихоне."
Собор в заседании 4-го ноября принял церемониал избрания и наречения Патриарха и решил, не откладывая, исполнить его на следующий же день... Торжество назначено было в храме Христа Спасителя. Но, для связи со старомосковскими святынями, сюда, не без больших препятствий, привезена была из Успенского кремлевского собора древняя чудотворная Владимирская икона Богоматери... 5-го ноября торжество состоялось. Литургию совершил Митрополит Киевский Владимир. Перед началом ее он, при особых соборных свидетелях, вписал имена трех избранных кандидатов на патриаршество, вложил их в специальный ковчежец... "
"Все с трепетом ждали, кого Господь назовет... - вспоминал об этом событии митрополит Евлогий. - По окончании молебна митрополит Владимир подошел к аналою, взял ларец, благословил им народ, разорвал шнур, которым ларец был перевязан, и снял печати. Из алтаря вышел глубокий старец - иеросхимонах Алексий, затворник Зосимовой пустыни (неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры), ради церковного послушания участвовавший в Соборе. Он трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку, Митрополит Владимир внятно прочел: "Тихон, митрополит Московский." Словно электрическая искра пробежала по молящимся... Раздался возглас митрополита: "Аксиос!," который потонул в единодушном Аксиос! Аксиос! духовенства и народа."
... У Бога - свой счет. Духовное зрение видит происходящее иначе, чем обычный наш взгляд. То, что на первый взгляд кажется гибелью, катастрофой, историческим тупиком, исполнено глубочайшего спасительного смысла, все устремлено в будущее, в очищение, оздоровление. Именно так видел Патриарх происходящее в нашей стране, прямо тогда, в те дни, как никто ощущая весь трагизм событий.
В первый день 1918 г., когда в храме Христа Спасителя был отслужен новогодний молебен, он предсказал: " Вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство... Церковь осуждает такое строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге."
Пророческое слово Патриарха было сказано и о Брестском мире. "Этот мир, подписанный от имени русского народа, не приведет к братскому сожительству народов... "
Слово правды всегда раздавалось на русской земле. Одно из самых ярких тому свидетельств - послание патриарха Тихона, направленное Совету Народных Комиссаров к первой годовщине Октябрьской революции.
"Не наше дело судить о земной власти, - говорилось в нем, - всякая власть, от Бога допущенная, привлекла бы на себя Наше благословение, если бы она воистину явилась "Божиим слугой," на благо подчиненных и была "страшна не для добрых дел, но для злых" (Рим. 13:3). Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних, истребление невинных, простираем Мы Наше слово увещания: отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лк. 11:51), и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мт. 26:52)."
Патриарх не хотел видеть причину бед народных в действиях какого-то одного, двух, десяти, ста человек. Он во всеуслышание сказал "обольщенному, несчастному русскому народу" в чем причина его бед - и в чем выход из них. Причина эта - грех. "Грех рстлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей... Грех разжег всюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата...
Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу."
Выход?
Выход есть всегда. Как бы далеко не зашло беззаконие. Выход - покаяние. Очищение.
Патриарх был непоколебим в отстаивании правды, не жалея для этого жизни самой. И в любую минуту, среди самых яростных схваток он призывал к одному: к народному согласию. Еще 11 ноября 1917 г. возглавляемый им Поместный Собор принял решение об отпевании погибших обеих сражавшихся сторон и вовсеуслышание заявил:
"Довольно братской крови, довольно злобы и мести. Мести не должно быть нигде и никогда. Не причиняйте нового горя и позора истерзанной Родине, и без того слишком обагренной кровью своих сынов!"
Святейший не благословил ни Белое, ни Красное движение.
В 1918 г., когда Патриарх приехал в Петроград, толпы народа встречали его. В Казанском соборе Святейший сказал:
"На днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... и высшее наше правительство - Исполнительный Комитет - одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководясь словом Божиим, не может согласиться с этим... Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заточат в тюрьму."
1918 год - год обильно политый кровью священников, епископов. Расстрелы крестных ходов, групп верующих при отнятии церковного имущества. Осквернение мощей святых угодников Божиих. В этот год Патриарх в своем послании анафемствовал (отлучил от Церкви) участников расправы над невинными людьми и гонителей Церкви.
Однажды поздно ночью к Патриарху пришла депутация с предложением уехать от опасности - все, мол, готово для этого. Патриарх, который уже лег было спать, вышел спокойный, улыбающийся, внимательно выслушал все, что ему сообщили об опасности, и наотрез отказался.
- Бегство Патриарха, - говорил он, - было бы слишком на руку врагам Церкви, они использовали бы это в своих видах. Пусть делают все, что угодно.
Летом 1919 г. произошло первое покушение на Патриарха. Месяцем позже датировано его обращение с призывом отказаться от актов мести по отношению к гонителям Церкви:
".. Зажигаются страсти. Вспыхивают мятежи. Создаются новые и новые лагеря. Разрастается пожар сведения счетов. Враждебные действия переходят в человеконенавистничество. Организованное взаимоистребление - в партизанство, со всеми его ужасами. Вся Россия - поле сражения! Но это еще не все. Дальше еще ужас. Доносятся вести о еврейских погромах, избиении племени без разбора возраста, вины, пола, убеждений. Озлобленный обстоятельствами жизни человек ищет виновников своих неудач и, чтобы сорвать на них свои обиды, горе и страдания, размахивается так, что под ударами его ослепленной жаждой мести руки падает масса невинных жертв. Он слил в своем сознании свои несчастья с злой для него деятельностью какой либо партии и с некоторых перенес свою озлобленность на всех...
Православная Русь, да идет мимо тебя этот позор. Да не постигнет тебя это проклятие... Пролитая кровь всегда взывает к новой крови. И отмщение - к новому возмездию. Строительство на вражде - строительство на вулкане. Взрыв - и снова царство смерти и разрушения...
Нам ли христианам, идти по этому пути. О, да не будет! Даже если бы сердца наши разрывались от горя и утеснений, наносимых нашим религиозным чувствам, нашей любви к родной земле, нашему временному благополучию, даже если бы чувство наше безошибочно подсказывало нам, кто и где наш обидчик. Нет, пусть лучше нам наносят кровоточащие раны, чем нам обратиться к мщению, тем более погромному, против наших врагов или тех, кто кажется нам источником наших бед. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению. Не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром (Рим. 12:21)."
Осенью 1920 года, когда на страну пришло новое страшное бедствие - голод, Патриарх обратился ко всем русским людям и народам Вселенной с исключительным по силе мысли и чувства посланием о помощи голодающим. В короткий срок было собрано около 9 миллионов рублей. Но власти поняли, что эта помощь только поднимет авторитет Церкви в глазах народа. И тогда под предлогом помощи голодающим начали насильное изъятие церковных ценностей.
В этой борьбе произошло до двух тысяч кровавых эксцессов по России, было расстреляно до десяти тысяч верующих. Среди них и митрополит Петроградский Вениамин. Были отобраны ценности на астрономическую сумму. Лишь малая часть из них пошла на хлеб голодающим.
В апреле 1922 г. начался "судебный процесс" над Патриархом Тихоном. Вскоре ему было объявлено, что он находится под домашним арестом. Однажды Патриарх пришел из ЧеКа поздно ночью. Это было перед его последней службой на свободе. Келейникам, измученным ожиданием, он только и сказал: - Уж очень строго допрашивали... - Что же вам будет? - Обещали голову срубить - ответил Патриарх с неизменным своим благодушием.
Литургию он служил, как всегда: ни малейшего напряжения в молитве.
В ночь на 19-го мая Патриарха перевезли с его Троицкого подворья (возле Самотеки) в Донской монастырь. Здесь под охраной, в полной изоляции от мира, ему предстояло пробыть год, затем - месяц в ГПУ на Лубянке. Это были труднейшие времена для Церкви, а, значит, и для всей духовной жизни народа. Некоторым казалось: уступим - но зато сохраним церковную жизнь. Так появились обновленцы в Церкви.
Когда нависла эта угроза, Патриарх призвал хранить живую чистоту веры: "Божественная красота нашего, истинно назидательного в своем содержании и благодатно-действенного церковного богослужения, как оно создано веками Апостольской верности, молитвенного горения, подвижнического труда и святоотеческой мудрости и запечатлено Церковью в чинопоследованиях, правилах и уставе, должно сохраниться в Св. Православной Русской Церкви неприкосновенно, как величайшее и священнейшее ее достояние... "
В июне 1923 г. Патриарх был освобожден - с заявлением от его имени, что он "Советской власти не враг." Началось возвращение обновленцев и их прихожан в православие...
В советской историографии была такая картина: Патриарх Тихон был, мол, сначала против Советской власти, а потом покаялся, признал ее.
Но еще в 1919 г., находясь на свободе, Святейший обратился к архипастырям Русской Церкви с призывом о невмешательстве в политическую борьбу: "установление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа... "."Патриарх, может быть, был самым бесстрашным, мужественным и спокойным перед лицом смерти человеком в России, - писал протоиерей М. Польский. - Все его существо, его лицо и само сердце излучало всегда и неизменно обаяние глубокого покоя и простоты. Для него умереть было бы слишком легко... Самым мучительным вопросом для него могло быть только - как управлять Церковью, что сделать для облегчения ее положения и устроения ее жизни в безбожном государстве, которое, как будто, предлагает известные условия существования. Надо было исчерпать со своей стороны, жертвуя, если это потребуется, своим престижем и славой, все возможности для блага Церкви... "
25-го марта (7 апреля) 1925 г. день Благовещения Пресвятой Богородицы. "Святейший лежал с закрытыми глазами. После маленького забытья Святейший открыл глаза и спросил: - который час? - без четверти двенадцать. - Ну, слава Богу, - сказал Святейший, точно только этого часа и ждал... - Слава Тебе, Господи, - сказал он и перекрестился. - Слава Тебе, Господи, - повторил он и снова перекрестился. - Слава Тебе, Господи! - сказал он и занес руку для третьего крестного знамения...
Патриарх всея России, новый священномученик за веру Православную и Русскую Церковь, тихо отошел ко Господу" (Из рукописи прот. Н. "Кончина и погребение Патриарха Тихона").
На Вербное воскресение - в праздник Входа Господня в Иерусалим - состоялось погребение Патриарха.
.".. Патриарх был," - писал о. Сергей Булгаков, - "хранителем и стражем достоинства верховной власти и свободы Церкви... Патриарх был хранителем чистоты веры и неодолимости церковного здания, ограждая Церковь одновременно от националистических страстей и от социалистической демагогии... Ныне он молится за народ, страдающий и ослепленный, чтобы он стал верным... чтобы он мог возлюбить Бога более, чем свою собственную жизнь.
Патриарх в узах во главе России, в узах стал светом мира. Никогда от начала истории Русская Церковь не была столь возвышена в своей Главе, как она была возвышена в эти прискорбные дни испытаний... "
9-го октября минувшего года в самом старом и единственном ныне действующем московском монастыре, Свято-Даниловом, состоялось важнейшее событие Архиерейского Собора, посвященного 400-летию установления Патриаршества на Руси - канонизация новых русских святых. Торжественная служба началась с заупокойной молитвы - той, которую всегда служат по усопшим: "Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих... И сотвори им Вечную память... " В последний раз молились мы за упокой душ усопших рабов Божиих Патриархов Всероссийских Иова и Тихона.
И сразу же - служба им, как святым! Так будет отныне и до века.
Н. Булгаков
Мысли о Церкви Святейшего Патриарха Тихона
"В последние дни гора дома Господня будет поставлена во главу гор... и потекут к ней все народы... и перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы... и не будут более учиться воевать; но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и никто не будет устрашать их." (Ис. 2:4; 4:6; Мих. 4:2-4 ).
Это царство мира на земле, о котором предвозвещали ветхозаветные пророки, и есть Церковь Христова, и в ней-то и нужно искать мира. Здесь человеку дается мир с Богом, так как в таинствах он очищается от грехов и становится любезным Господу чадом Его. Здесь же в богослужении, в таинствах, в строе и жизни церковной христианин почерпает мир и отраду и успокоение для своего сердца; природа человека перерождается и обновляется, и в душе его кроткой, незлобивой, благопокорной, милостивой и любящей водворяется Бог мира и любви; и христианин тогда испытывает высокое блаженство, выше которого нет ничего на земле. Никакие действия и страдания не могут омрачить в христианине этого блаженного мира, напротив, мы знаем, из истории Церкви Хриcтовой, что святые люди даже радовались в страданиях и хвалились в скорбях, узах и темницах, в пустынях и вертепах при всех лишениях, они были так благодушны и спокойны, как, быть может, никогда не чувствуют себя люди, живущие со всеми удобствами и в довольстве; самая смерть не страшна им; благодушно ожидают они приближения ее и с миром отходят ко Господу.
В Церкви Христовой повсюду разлит мир. Здесь молятся о мире всего мира, о соединении всех; здесь все называют друг друга братьями, друг другу помогают; здесь любят всех, даже врагам прощают и благотворят. И когда христиане послушны гласу Церкви и живут по ее велениям, тогда у них действительно мир и любовь; припомните первых христиан, у которых было одно сердце и одна душа, у которых даже имение было общее (Деяния Ап. 4:32), а когда, напротив, люди отдаляются от св. Церкви и живут по своей воле, тогда над ними господствует себялюбие, раздор, несогласие, войны.
Разве мы не должны радоваться и благодарить Господа за то, что Он, Милосердный, заботится о Своей Церкви, сохраняя ее непобедимой даже и до настоящего дня? Ведь не в первые только века Церковь Христова терпела разные беды и подвергалась гонениям, и не только во времена Вселенских Соборов нападали на нее лжеучители, свой разум противопоставляющие разуму Божию. С первых дней и до кончины мира она будет употребляться кораблю с пловцами, плавающему среди разъяренного бушующего моря, ежеминутно готового низвергнуть пловцов с корабля и потопить в волнах и самый корабль. И кажется, чем дальше плывет этот корабль, тем сильнее хлещут по нему волны, тем яростнее нападают они на него. В первые века были гонения на христиан внешние, со стороны язычников. А когда Церковь восторжествовала над ними, является опасность еще более грозная, но уже с другой стороны: оканчиваются беды от язычников, но зато начинаются беды от сродников, беды от лжебратий, внутренние конфликты, в недрах самого христианства появляются одна за другой ереси и расколы. Конечно, истина Божия восторжествовала над ложью человеческой, но членам Церкви не приходится складывать своего победного оружия. Им предстоит вести борьбу уже не с древними еретиками, а с новыми врагами: с неверующими, с разными отрицателями и мнимыми представителями могучей науки. И нельзя сказать, чтобы с течением времени борьба эта утихла; лишь Церковь успеет одержать победу над одним врагом, как появляется новый противник. Зло - как будто гидра, у которой на месте отрубленной главы вырастает новая. В последние же времена зло напряжет все свои силы и в лице антихриста вступит в ожесточенную борьбу с Церковью Божией, и для Церкви в те дни будет великая скорбь, какой не было от начала мира, (Мт. 24:31 ). И в прошлые времена иные цветущие и некогда славные поместные церкви беднели и пустели, а под конец будет еще больше отпадений. Но не было, и мы верим, по слову Христа, и не будет времени, когда бы вся вселенская Церковь Христова исчезла с лица земли. Нет, "твердо стоит основание Божие" (2 Тим. 2:19 ), на недвижном камне создана Церковь Христова и "врата адовы не одолеют ее." (Мт. 16:18 ). Чем яростнее бьют волны в эту скалу неподвижную, тем дальше отскакивают они от нее. Иногда враги Церкви Христовой готовы праздновать полную победу над Церковью, им кажется, что они покончили с ней. Но что же? Как вздувшиеся волны, ударив о корабль, снова сливаются с морем, и не видно их, и не отличить их от других волн, так и враги Христовы, восстав на Церковь Божию, снова возвращаются в ничтожество, из которого вышли, а корабль церковный по прежнему продолжает свое победное шествие вперед. Каждый вновь прожитый год все более утверждает несомненность того, что "истина Господня пребывает вовек," и что Церковь Христову и "врата адовы не одолеют."
Как не торжествовать при виде того, что Церковь Христова - царство не от мира сего, не располагающее никакими мирскими средствами и земными приманками, царство уничиженное, гонимое, бессильное - не только не погибло в мире, но возросло и победило мир. Как не торжествовать при мысли о том, что несмотря на всяческие насилия, нападения и противодействия, Православная Церковь сохранила веру Христову, как драгоценное сокровище, в первоначальной чистоте, целости и неповрежденности, так что вера наша есть вера Апостольская, вера отеческая, вера Православная...
Церковь Христову св. Апостол Павел мудро сравнивает с телом, а в теле не один член, но много, и они имеют не одно и тоже делание, но каждый свое: око - свое, рука - свое, и каждый член необходим и не может обойтись без другого, все они пекутся друг о друге, и нет распри в теле; так и вы, братия, "тело Христово, а порознь - члены." "Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова... к совершению (совершенствованию) святых, на дело служения, для созидания тела Христова."
Посему вы с истинной любовью возрастайте Тем, от Которого все Тело (Церкви) составляемое и совокупляемое посредством "взаимно скрепляемых связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви." Еще св. Златоуст говорил: "Не слагайте все на духовных. Вы и сами много можете. Вы знаете друг друга лучше нас." Посему и вы, братия, наставляйте друг друга, "вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем." Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да сделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.