Святой апостол Петр в Православии

Святой апостол Петр

Когда в день Пятидесятницы на апостолов сошел Дух Святой, тогда они заговорили на разных языках. Некоторые из свидетелей этого чудесного события насмехались над ними, говоря: "Они напились сладкого вина". Тогда ап. Петр первый выступил вперед и громко сказал: "Иудеи и жители Иерусалима! Мы не пьяны, как вы думаете, потому что теперь еще девятый час утра. Но это исполнилось обетование Божие, данное через пророка Иоиля: излию на рабов Моих и на рабынь Моих Духа Святого и будут пророчествовать. Израильтяне! Выслушайте, что я скажу вам: вы убили и пригвоздили ко кресту Иисуса Назорея. Но Бог воскресил Его, и Он, быв вознесен десницею Божиею, излил на нас Духа Святого, что вы ныне видите и слышите". Иудеи умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: "Что же нам делать?" Петр сказал им: "Покайтесь, и пусть каждый из вас крестится во имя Иисуса Христа". Вследствие проповеди апостола в этот день присоединилось к Церкви Христовой около трех тысяч человек.

Идя однажды в храм с ап. Иоанном, Петр у дверей его увидел хромого от рождения, просящего милостыню. Петр сказал ему: "Серебра и золота у меня нет, а что имею, то и даю тебе: во имя Иисуса Назорея встань и ходи". Хромой тотчас встал и пошел, прославляя Бога. Народ с ужасом обступил апостолов. А Петр сказал ему: "Мужи израильские! Что вы дивитесь сему и смотрите на нас, как-будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что сей ходит. Бог отцов наших прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы убили. Его Бог воскресил из мертвых. Вера в Него и хромого укрепила и даровала ему исцеление. Итак, покайтесь и веруйте во Христа Иисуса, и получите прощение грехов". После этой проповеди уверовало во Христа пять тысяч человек. Начальники иудейские, услышав об успехах проповеди апостолов, потребовали их к себе и спросили, какою силою или каким именем они творят чудеса. Апостол Петр отвечал: "Именем Иисуса Назорея, Которого вы распяли, но Которого Бог воскресил из мертвых". Члены синедриона сказали им, чтобы они отнюдь не говорили об имени Иисуса. Петр и Иоанн возразили им: "Судите сами, справедливо ли вас слушать более, нежели Бога? Мы не можем не говорить о том, что видели и слышали". Начальники, пригрозив, отпустили их.

Верующих было уже весьма значительное число; несмотря на то, между ними было одно сердце и одна душа. Из имения своего никто ничего не называл своим, а все было у них общее. Не было между ними бедных: потому что все владельцы земель или домов, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов, и каждому давали, в чем кто имел нужду.

Но некто Анания, с женою своею Сапфирою, продавши имение, утаил несколько из цены, с ведома жены своей, а часть принес и положил к ногам апостолов. Тогда Петр сказал: "Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль обмануть Духа Святого и утаить часть из цены поместья? Когда оно еще не было продано, разве оно не твое было? И когда уже продано, разве цена не в твоих была руках? Как тебе пришло на мысль такое дело? Ты солгал не человекам, но Богу". Услышавши эти слова, Анания пал бездыханным. Все присутствовавшие ужаснулись. Юноши, вставши, приготовили его к погребению, и, вынесши, похоронили. Спустя часа три, пришла его жена, не зная ничего, что случилось. Петр спросил ее: "Скажи мне, за столько ли продали вы поместье?" Она сказала: "да, за столько". Тогда Петр сказал ей: "Что это вы согласились искусить Духа Господня? Вот входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут". Вдруг она пала у ног его и испустила дух. Юноши, вошедши, нашли ее мертвою и, вынесши, похоронили подле мужа ее. Ужас объял всю Церковь, и всех, кто слышал об этом происшествии.

Апостолы совершали в народе великие чудеса, так что выносили больных на улицы и клали на постелях, дабы хоть тень проходящего Петра осенила кого из них. Первосвященник (Каиафа) и все его единомышленники на все это смотрели с завистью. Наконец, они наложили руки на Петра и Иоанна и заключили их в темницу. Но ангел Господень ночью отворил двери темницы, вывел их и сказал: "Подите во храм, и там проповедуйте учение о вечной жизни". Они вошли утром в храм и стали учить. Между тем, первосвященник (Каиафа) с единомышленниками созвали весь синедрион и послали в темницу за апостолами. Но служители, тотчас же воротившись в собрание, донесли: "Темницу мы нашли запертою со всею предосторожностию и стражей при дверях; но когда отворили, не нашли в ней никого". Это известие привело в недоумение всех присутствующих. Тут пришел кто-то и сказал: "Те, которых вы заключили в темницу, теперь во храме и учат народ". Тогда начальник стражи при храме пошел со служителями, и привел их, впрочем, не употребляя насилия, - боялись, чтобы за насилие народ не побил их камнями. Когда же представили апостолов в синедрион, первосвященник сказал им: "не запретили ли мы вам накрепко учить и упоминать имя Иисуса. И вот вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека". Петр, от лица всех апостолов, отвечал: "Богу повиноваться надобно больше, чем людям". У иудеев рвалось сердце, и они умышляли убить апостолов. Тут встал в синедрионе один фарисей, по имени Гамалиил, учитель закона, пользовавшийся уважением в народе; он приказал на короткое время вывести апостолов и сказал собранию: "Израильтяне! Будьте осмотрительны с этими людьми. Не так давно явился было Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек, но он убит, и все, которые верили ему, рассеялись и исчезли. После него, во время переписи, явился Иуда галилеянин и привлек к себе довольно народа; но он погиб, и все, которые верили ему, рассыпались. Поэтому я теперь вам и советую оставить этих людей в покое: потому что ежели их предприятие есть не более, как человеческое, то оно разрушится; а ежели оно от Бога, то вам не разрушить его, напротив, берегитесь, чтобы вам не сделаться противниками Богу". Совет был принят, и апостолы отпущены.

Когда число верующих стало значительно распространяться, произошел у эллинистовТак назывались евреи из стран языческих ропот на евреев за то, что (будто бы) вдовицы их были пренебрегаемы в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: "Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слову".

И одобрено было это предложение всем собранием и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена и Николая Антиохийца.

Их поставили пред апостолами, и они, помолясь, возложили на них руки. Эти-то вновь поставленные первые диаконы христианской Церкви и называются архидиаконами. Должность их сперва состояла в содержании бедных, а потом - в проповедании и в служении при совершении таинств. И между ними "Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе", что и содействовало распространению веры в Иисуса Христа, о Котором он благовествовал иудеям, обличая вместе с тем неверие их. Тогда "некоторые из так называемой синагоги либертинцев и киринейцев и александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил". И, вознегодовав на него, научили некоторых сказать: "Мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога". И возбудили народ и старейшин и книжников и, нападши, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: "Этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место это и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место это, и переменит обычаи, которые предал нам Моисей".

И все, сидящие в синедрионе, смотря на Стефана, видели лицо его, как лицо ангела...

Тогда сказал первосвященник: "Так ли это?"

Стефан же, вместо ответа напомнив судьям своим о всех благодеяниях Божиих народу израильскому, об обетовании Бога Аврааму, о чудесном избавлении народа из Египта, о законе, данном в Синае, и о непокорности израильтян, забывших Бога и побивавших пророков Его, об "обретшем благодать пред Богом Давиде, молившем, чтобы найти жилище Богу Иакова, о Соломоне, построившем дом Ему" продолжал:

"Но Всевышний не в рукотворных храмах живет, как говорит пророк: небо - престол Мой, и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все это (Исаии LXVI, 1, 2).

Вы же, люди жестоковыйные! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы... Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, - вы, которые приняли закон при служении ангелов, и не сохранили..."

Слушая это, собравшиеся судить Стефана рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами...

Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: "Вот, я вижу небеса отверстыя и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога..."

Но они, закричав громким голосом и заткнув уши свои, единодушно устремились на него и, выведши за город, стали побивать его каменьями. Стефан же молился и говорил: "Господи Иисусе! Приими дух мой". И, преклонив колена, воскликнул громким голосом: "Господи! Не вмени им греха сего!" И сказав это, почил.

И погребли его мужи благоговейные и сделали великий плач по нем.

В это время Филипп, один из семи диаконов, пришел в главный город Самарии, в Севастию, и проповедовал жителям о Христе. Народ единодушно внимал его проповеди, особенно когда видел, какие он совершал чудеса: именно, нечистые духи выходили из многих с великим воплем, и многие расслабленные и хромые исцелялись. Город был в большой радости. Тут же, в городе, находился некто Симон, который не малое время перед тем изумлял самарян волхвованием, выдавая себя за кого-то великого, так что все от малого до большого говорили о нем: "Это великая сила Божия!" Но когда услышали благовестие Филиппа о царствии Божием и об Иисусе Христе, то поверили ему и крестились. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа, изумляясь великим чудесам, какие совершал Филипп. Апостолы в Иерусалиме, услышавши, что жители Самарии приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, чтобы помолиться о ниспослании Святого Духа на новокрещенных. Петр и Иоанн, пришедши, помолились о них и возложили на них руки, и они получили Святого Духа. Симон, увидавши, что через возложение апостольских рук крещенные приемлют Духа Святого и начинают говорить иными языками и пророчествовать, принес Петру и Иоанну денег и сказал: "Дайте и мне такую власть, чтобы тот, на кого я возложу руки, получил Святого Духа". На это Петр сказал ему: "Да погибнет с тобою серебро твое, если ты думаешь за деньги получить дар Божий. Не иметь тебе в этом участия и жребия, потому что сердце твое неискренне пред Богом. Покайся лучше в этом лукавстве твоем и молись Богу; может быть простится тебе твое лукавое намерение. Я вижу, что ты имеешь испорченное сердце и опутан злодеяниями". Симон отвечал: "Помолитесь вы за меня Господу, чтобы не постигло меня сказанное вами". После этого апостолы, преподавши нужные наставления, пошли обратно в Иерусалим.

Между тем, Филиппу ангел Господень сказал: "Встань и поди к полудню на дорогу, которая ведет из Иерусалима в Газу". Он пошел. И вот едет эфиоплянин, вельможа эфиопской царицы Кандакии, хранитель всех ее сокровищ. Он приезжал в Иерусалим для поклонения. Возвращаясь оттуда, он сидел на колеснице своей и читал вслух пророка Исаию. Тут Дух сказал Филиппу: "Подойди, и не отставай от этой колесницы". Филипп подбежал и, услышавши, что он читает Исаию, спросил: "Понятно ли тебе, что ты читаешь?" Тот сказал: "Как же мне понять, если мне не растолкуют"? - и просил Филиппа сесть с ним. Место из писания, которое он читал, было следующее: "Яко овча на заколение ведеся, и яко агнец прямо стригущим его безгласен: тако не отверзает уст Своих. Во смирение Его суд Его взятся (совершился). Род же Его кто исповесть? Яко (несмотря на то, что) вземлется от земли живот Его". Вельможа спросил Филиппа: "Прошу тебя, скажи, о ком это говорит пророк? О себе или о ком-нибудь другом?" Филипп, воспользовавшись этим пророчеством Исаии, в котором предречено о ведении на крестную смерть Иисуса Христа, и в то же время указано на Его Божественное происхождение, преподал ему сущность христианского учения. Между тем, продолжая путь, они приехали к потоку. Вельможа сказал: "Вот вода, что препятствует мне креститься?" Филипп ответил: "Можно, если веруешь от всего сердца". Тот отвечал: "Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий". И приказал остановить колесницу. Оба сошли на воду, и Филипп окрестил вельможу. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на новокрещенного, между тем как ангел Господень восхитил Филиппа. Вельможа не видел его более, он, в радости, поехал своею дорогою. Филипп же очутился в Азоте и, проходя по всем городам, проповедовал евангелие; наконец, пришел в приморский город Кесарию.

В Кесарии был некто Корнилий, сотник из полка, называвшегося Италийским, богобоязненный отец благочестивого семейства, который раздавал много милостыни и всегда молился Богу. Раз во время молитвы явился ему ангел и сказал: "Молитвы твои и милостыни услышаны Богом. Призови к себе Симона, прозываемого Петром, и он возвестит тебе, что ты должен делать, чтобы спастись". Корнилий тотчас же послал разыскать и упросить его прийти к нему. На другой день, когда посланные были в дороге и приближались к городу, Петр около полудни взошел на верх дома помолиться. Чувствуя голод, он хотел есть. Между тем, как ему приготовляли, он пришел в исступление, и видит: небо над ним отверсто и оттуда спускается к нему какое-то вместилище, точно большое полотно, привязанное за четыре угла. Когда это вместилище спустилось, Петр посмотрел в него и увидал там всяких четвероногих земных, зверей, гадов и птиц. И услыхал голос, который повелевал: "Встань, Петр, заколи и ешь". Но Петр сказал: "Нет, Господи! Я никогда не едал ничего скверного или нечистого". Тогда опять был к нему голос: "Что Бог признал чистым, того ты не считай скверным". Это повеление он слышал до трех раз, потом вместилище опять поднялось на небо. Когда же Петр недоумевал, что бы значило это видение, вдруг посланные от Корнилия из Кесарии, которые уже успели расспросить о доме Симона, явились у ворот и, кликнув (кого-нибудь), спросили: "Здесь ли Симон, прозываемый Петром?" В это время Дух сказал Петру: "Вот три человека ищут тебя: сойди вниз, и поди с ними, нимало не сомневаясь, потому что Я послал их".

Пришедши к Корнилию, апостол Петр начал объяснять ему и присутствовавшим слово Божие, обещая уверовавшим в Иисуса Христа прощение грехов. Во время проповеди его на всех слушавших слово его сошел Дух Святой, и они стали на разных языках хвалить и славить Господа. Все бывшие в доме Корнилия крестились.

По прибытии из Кесарии в Иерусалим, ап. Петр, по наущению врагов христианских, питавших злобу ко всем проповедникам имени Христова и особенно к нему, как самому ревностному из них, царем Иродом был заключен в темницу и присужден к казни. Но по случаю праздников казнь ап. Петра была отложена, и в ожидании ее четыре воина поставлены были стеречь апостола днем и ночью.

Но Господь не захотел в это время смерти Своему избраннику. Ночью, накануне казни, явился в темницу ангел и разбудил спокойно спящего Петра. В то же время и цепи спали с его рук. Ангел велел ему одеться и невидимо провел его мимо стражи, причем все двери на пути их отворялись сами собою, и они вышли на улицу. И тогда только Петр пришел в себя и понял, что Господь чудесным образом избавляет его от смерти. Вознеся благодарственную молитву Господу, он поспешил пойти в дом матери ученика Иоанна, Марка, где часто собирались верующие для молитвы. Войдя к ней в дом, он рассказал всем присутствовавшим там ученикам о своем чудесном избавлении. Все обрадовались и прославляли Бога за совершенное чудо. После своего освобождения из темницы ап. Петр, обошедши с проповедью евангелия многие страны, около 67 года прибыл в Рим. Здесь он посрамил Симона волхва, который возмущал народ против апостола. У одной знатной римлянки умер сын. Она позвала Симона волхва, чтобы тот воскресил его. Некоторые же призвали и апостола Петра. Апостол Петр сказал Симону: "Кто из нас воскресит умершего, того учение следует признавать истинным". Эти слова слышали очень многие. Симон, подойдя к умершему, своим волшебством сделал то, что умерший пошевелил головою. Толпа хотела умертвить ап. Петра, но Петр возразил: "Если юноша действительно жив, то пусть встанет, говорит и ходит; а если этого не будет, то знайте, что Симон всех вас обманывает". Симон ничего этого не мог сделать. Тогда ап. Петр, обратившись с молитвою к Господу Иисусу Христу, сказал умершему юноше: "Юноша, встань! Воскрешает и исцеляет тебя Господь мой Иисус Христос". Мертвый тотчас встал и начал говорить и ходить. Воскрешенный же и присутствующие тотчас исповедали Иисуса Христа истинным Богом. А Симона толпа хотела убить. Но ап. Петр остановил ее, сказав: "Оставьте его, довольно для него стыда и позора; Господь наш и Учитель не велел воздавать злом за зло".

Симон бежал из Рима. Вскоре он опять явился сюда и объявил народу, что вознесется на небо. Для этого он взошел на крышу одного высокого дома и бросился в воздух, но упал на землю и разбился до смерти.

После посрамления Симона волхва многие из римлян обратились ко Христу, между прочим, и две жены императора Нерона. Это возбудило в последнем большую злобу против Христовых проповедников, и он воздвиг первое гонение против христиан.

В досаде на апостола Петра за обращение в христианство двух любимых жен, Нерон приказал заключить его в темницу и потом казнить. Незадолго до этого по просьбе верующих Петр пошел было ночью вон из Рима, чтобы спастись но в то время, как он выходил из города, ему в видении явился Господь, входящий в Рим. "Господи, куда ты идешь?" - спросил Его апостол. "Иду в Рим, чтобы опять быть распятым" - отвечал ему Господь. Петр понял, что удаление его не угодно Господу, и возвратился в город. Здесь он был взят воинами, заключен в темницу и через несколько дней, в 67 году по Р. Х., предан казни. Он упросил исполнителей казни, чтобы распяли его вниз головою, считая себя недостойным в казни уподобиться Господу.

Дорогие друзья! Обращаемся к вам с просьбой о помощи. Мы благодарны за любое проявление сострадания к тем, кто нуждается в нем куда больше, чем большинство из нас. Обо всех наших жертвователях мы помним и молимся за них! Во славу Божию!

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here