Христос Спаситель есть Источник жизни всей Церкви и каждого ее члена в отдельности. Сам пребывает всегда в Церкви, но эта новая жизнь распространяется по всему телу Церкви от ее Главы силою Духа Святаго: Дух Христов несет в Себе и с Собою дары животворящей силы Христовой, привлекает и прививает членов Церкви ко Христу. Дух Святый, Дух Божий, Дух Христов - невидимый Правитель, Кормчий, как бы душа Церкви.
Такое отношение Духа Святаго к Церкви указывается Откровением. Иисус Христос, дав обетование пребывать в Своей Церкви до окончания века, вместе с тем обещая верующим послать Св. Духа, Утешителя, Который пребывать будет в Церкви во век и это обетование действительно исполнилось. Со дня Пятидесятницы Дух Святый постоянно пребывает в Церкви как ее душа и совершает дело созидания Церкви: и спасения, при соучастии, конечно, Главы Церкви - Христа. Спаситель говорит о новом рождении в царстве Божием и это возрождение установлено Им, исходит от Него, но совершается чрез Св. Духа - водою и Духом, Иисус Христос есть Источник воды живой, т.е. Благодати, но эта Благодать изливается Духом Святым. Только чрез Него вселяется в нас Христос. Дух Святый раздает духовные дары, поставляет пастырей Церкви, нисходит на верующих в таинствах Церкви и т.д.
Такое представление о различном, хотя и едином, совместном действии Сил Св. Троицы в Церкви согласуется и с учением Св. Отцов. Св. Отцы период времени до Искупления представляли как царство Отца с Сыном и Духом Святым, Которыми совершалось творение и промышление. Время Искупления - царство преимущественно Сына с Отцом и Духом: период после Искупления - царство преимущественно Св. Духа с Отцом и Сыном. Об этом последнем периоде св. Ириней Лионский говорит: "таково по словам пресвитеров и учеников апостольских распределение и распорядок спасаемых и чрез такую постепенность они усовершаются - чрез Духа они восходят к Сыну, а чрез Сына к Отцу, потому, что Сын передаст Свое дело Отцу". Св. Духа древние учители именовали "животворящим", "живоначальным", а также "владычествующим" или "управляющим", что тоже связано с понятием о Нем, как Подателе жизни. Наименование Св. Духа "животворящим" внесенное в Символ веры, свидетельство о Боге Духе не только как Начальнике жизни естественной, но и жизни благодатной, духовной. Это наименование свидетельствует о Его силе, о Его Благодати, посредством которой Он нашу падшую, омертвелую во грехе природу к дарам жизни Христовой, Св. Дух оживляет, возвращает, развивает в нас семя новой жизни, заложенное Христом, и соединяет нас с Ним.
Соответственно св.-отеческим представлениям преосв. Феофан так раскрывает учение о нашем спасении: "Желающему полно разуметь все, относящееся к нашему спасению, надлежит различать два момента:
- домостроительство спасения, или устроения всего потребного для спасения;
- содевание спасения каждого лица. Первое совершил Господь Иисус Христос по благоволению Отца, но не без Духа Святаго, а второе совершает, по благоволению же Отца, Дух Святый, но не без Христа Господа, Сына Божия.