Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.
(Православный катихизис)
«Брак есть союз мужчины и женщины, соглашение на всю жизнь, общение в Божеском и человеческом праве» («Кормчая», гл. 48).
Всеблагой Бог создал из праха земного человека и, одарив его вечным дыханием жизни, поставил владыкой над земным творением. По всеблагому замыслу Своему Господь создал из ребра Адама жену его — Еву, сопроводив это тайнодейственными словами: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). И первые люди пребывали в Едеме до грехопадения, когда, преступив заповедь, соблазненные лукавым искусителем, были изгнаны из рая. По благому приговору Создателя Ева соделалась спутницей на многотрудном земном пути Адама, а через многоболезненное чадородие свое — праматерью человеческого рода. Первая человеческая чета, получив от Бога обетование об Искупителе человечества и Попрателе главы вражией (Быт. 3, 15), была и первой хранительницею спасительного предания, которое затем, в потомстве Сифа, переходило живительным таинственным потоком из рода в род, указуя на ожидавшееся пришествие Спасителя. Оно было целью первого завета Бога с людьми и, будучи прообразовано в событиях и пророчествах, осуществилось в Воплощении от Духа Святого и Преблагословенной Приснодевы Марии, новой Евы, Которая, поистине, есть «рода нашего воззвание» (Акафист Пресвятой Богородице), превечно рождаемого Отцом Слова.
В таинстве брака жених и невеста, по подобию духовного союза Христа с Церковью (обществом верующих в Него), благословляются священником на взаимное сожитие, рождение и воспитание детей.
Непременно в храме Божием совершается это таинство. При этом новобрачные трижды обручаются друг другу кольцами и обводятся кругом святых креста и Евангелия (положенных на аналогии), в знак взаимной, всегдашней и неразрывной любви друг к другу.
Венцы возлагаются на жениха и невесту как в награду за их честную жизнь до брака, так и в знак того, что они чрез брак становятся родоначальниками нового потомства, по древнему названию, князьями будущего поколения.
Общая чаша с красным виноградным вином подается новобрачным в знак того, что со дня благословения их св. Церковью у них должно быть общее житие, одни желания, радости и горе.
В брак должно вступать сколько по взаимному согласию жениха и невесты, столько же и с благословения родителей, поелику благословение отца и матери, по учению слова Божия, утверждает основание домов.
не обязательно для всех; гораздо спасительнее, по учению слова Божия, вести жизнь безбрачную, но жизнь чистую, непорочную, по примеру Иоанна Предтечи, Пресвятой Девы Марии и других святых девственников. Кто не может проводить такую жизнь, для того установлен Богом благословенный брак.
Развод мужа и жены осуждается учением Спасителя.