Терпеть о Господе — значит великодушно переносить бедствия и страдания за веру в Господа. Подлинно, этот род терпения заповедует Господь наш, когда говорит Своим последователям: «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 21—22). Так терпели о Господе святые мученики!
Но Господь обещает спасение только претерпевшему до конца; мученичества же прекращаются — прекращается и терпение этого рода, и нужно далее изыскивать, что значит терпеть о Господе, хотя бы не было бедствий и страданий, испытывающих терпение. В слове Божием находим, что терпеть о Господе иногда значит прилежно и неослабно молиться, пока не умилостивим Бога и не будем услышаны: «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой» (Пс. 39, 2). Кроме того, и вообще люди мужественные и постоянные в подвигах благочестия называются терпящими о Господе, что можно видеть в следующем изречении: «Надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут» (Ис. 40, 31). Все эти виды благочестивого терпения, или, одним словом, постоянство в вере, заповедовал святой Варнава антиохийским христианам, когда молил их — не только по необходимости, по требованию обстоятельств, но искренним сердцем терпеть о Господе.
Если и не воздвигаются ныне на последователей Христовых гонения, производящие мученичество, и ныне, однако, как и всегда, «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Итак, посылается ли на тебя бедствие и скорбь, и при тщательном испытании своей совести ты познаешь в этом наказание за грехи, терпи о Господе и говори с Псалмопевцем: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои... Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118, 137. 71). Если же и не замечаешь того, что по твоей вине навлечено на тебя бедствие, которое постигает тебя, и тогда терпи о Господе и говори с Иовом: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1, 21).
Учит тебя благодать Божия молиться Богу об избавлении от бед, простить Его помощи в нуждах, особенно духовных, относящихся ко спасению твоей души и к вечному блаженству, — берегись и в этом святом упражнении непостоянства и нетерпеливости. Господь заповедал нам «всегда молиться и не унывать» (Лк. 18, 1), то есть не тяготиться молитвой, но пребывать в ней неослабно. Видишь ли плод твоей молитвы? Усугуби ее благодарением Богу, Который «насыщает благами желание твое» (Пс. 102, 5). Не получаешь просимого? Признавай несовершенство молитвы твоей и продолжай ее с новым усердием, помышляя, что Всеблагой Отец Небесный если видимо не исполняет твоего желания, то, без сомнения, невидимо печется о благе твоем более, чем ты можешь познать и вообразить. Так и в молитве терпи о Господе.
Какой бы ты ни предпринял благочестивый подвиг, в какой бы ни начал упражняться добродетели, не изменяй принятому однажды благому намерению. И хотя бы предстояли тебе препятствия, хотя бы казалось тебе, что успех не соответствует твоему ожиданию, не отчаивайся, не малодушествуй. И напротив, хотя бы показалось тебе, что ты преуспел в добром деле и подвиге, не ленись, не будь беспечен, признавая себя неключимым рабом, даже если и все повеленное сотворил, ибо и в этом случае ты сделал только должное (Лк. 17, 10) и потому не имел бы еще права остаться без дела. Таким образом, в трудности подвига уповай на Господа и терпи о Господе; в успехе не полагайся на себя и тоже терпи о Господе.
Святитель Филарет, митрополит Московский
Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: стерплю это я для Иисуса Христа! Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно — при нем все неприятности утихают, бесы исчезают; утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его. Господи! даждь ми терпение, великодушие и кротость! Господи! даждь мне зрети моя согрешения и никого не осуждати!
Преподобный Антоний Оптинский
«Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 13). Но не всякий терпящий спасется, а только тот, кто терпит на пути Господнем. На то и жизнь эта, чтобы терпеть, и всякий что-нибудь терпит, и терпит до самого конца. Но терпение не идет впрок, если оно не бывает ради Господа и святого Евангелия Его. Вступи на путь веры и заповедей Евангельских — поводы к терпению умножатся, но терпение с этой минуты начнет плодоносить венцы, и то терпение, которое до сих пор было пусто, сделается плодоносным. Таким ослеплением помрачает нас враг, что только то терпение и представляет тяжелым и невыполнимым, какое встречает на пути добра, а то, которое сам он налагает на работающих страстям, представляет легким и ничего не стоящим, хотя оно тяжелее и безотраднее того, которое несут борющиеся со страстями и противящиеся врагу! А мы слепы и не видим этого... Трудимся, терпим и выбиваемся из сил ради врага, на свою же погибель.
Святитель Феофан Затворник
Терпение бывает разное. Иногда человек терпит лишения и скорби по их неизбежности с ропотом и озлоблением, не помышляя о воле Божией. За такое озлобленное терпение человек не получит в награду вечную, блаженную жизнь. Но бывает терпение по вере, когда человек встретившиеся трудности и скорби претерпевает как посланные или попущенные Богом для испытания его в вере и благочестии. Тогда человек терпит скорби, как очистительную жертву за грехи свои, с надеждой на то, что, претерпевая по воле Божией скорби в очищение грехов, он приобретает дерзновение на любовь к Богу, у Которого источник жизни вечной. Вот такое терпение, посвященное Богу, и является спасительным.
Определяемый Богом человеку путь жизни может иметь разные виды скорбей. Иногда человеку приходится иметь скорби от человеческой несправедливости, притеснений и клеветы. В таких обстоятельствах апостол Петр утешает так: «ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1 Пет. 2, 19). Если человек страдает от болезни, апостол утешает тем, что страдающий плотию перестает грешить (1 Пет. 4, 1). И покаявшись в грехах прежних, человек становится очищенным и угодным Богу.
Но терпеть все-таки трудно. А может быть, можно без терпения? Без терпения можно существовать, но жить нельзя. Мы, грешники, существуем и действуем со грехом и во грехе. А совершающий грех подлежит ответственности и наказанию страданием. А чтобы перенести эти страдания с пользой для себя, и требуется терпение.
На всякие скорби Апостол Петр дает нам такое утешение: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного» (1 Пет. 4, 12). А так как через терпение человеку бывают полезны всякие скорби, то само терпение является добродетелию, как необходимое свойство веры. Об этом Апостол говорит так: «покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности — воздержание, в воздержании — терпение, в терпении — благочестие, в благочестии — братолюбие, в братолюбии — любовь» (2 Пет. 1, 3—7). А любовь есть союз всех добродетелей и исполнение воли Божией.
Сознавая, насколько спасительно терпение, многие святые принимали на себя разные добровольные подвиги терпения: усиленные посты, воздержание от сна, труды телесные, и прочие подвиги, что и называлось самоозлоблением и злостраданием. Терпение всегда и всюду необходимо: в страданиях — чтобы не ожесточаться и не отчаиваться, а в подвиге — чтобы не возгордиться. Итак, терпение всегда будет нам полезно, если оно будет посвящено Богу.
Старец иеромонах Петр (Серегин)