Терпеть о Господе святые мученики

Терпеть о Господе

Терпеть о Господе — значит великодушно переносить бедствия и страдания за веру в Господа. Подлинно, этот род терпения заповедует Господь наш, когда говорит Своим последователям: «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 21—22). Так терпели о Господе святые мученики!

Но Господь обещает спасение только претерпевшему до конца; мученичества же прекращаются — прекращается и терпение этого рода, и нужно далее изыскивать, что значит терпеть о Господе, хотя бы не было бедствий и страданий, испытывающих терпение. В слове Божием находим, что терпеть о Господе иногда значит прилежно и неослабно молиться, пока не умилостивим Бога и не будем услышаны: «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой» (Пс. 39, 2). Кроме того, и вообще люди мужественные и постоянные в подвигах благочестия называются терпящими о Господе, что можно видеть в следующем изречении: «Надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут» (Ис. 40, 31). Все эти виды благочестивого терпения, или, одним словом, постоянство в вере, заповедовал святой Варнава антиохийским христианам, когда молил их — не только по необходимости, по требованию обстоятельств, но искренним сердцем терпеть о Господе.

Если и не воздвигаются ныне на последователей Христовых гонения, производящие мученичество, и ныне, однако, как и всегда, «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Итак, посылается ли на тебя бедствие и скорбь, и при тщательном испытании своей совести ты познаешь в этом наказание за грехи, терпи о Господе и говори с Псалмопевцем: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои... Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118, 137. 71). Если же и не замечаешь того, что по твоей вине навлечено на тебя бедствие, которое постигает тебя, и тогда терпи о Господе и говори с Иовом: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1, 21).

Учит тебя благодать Божия молиться Богу об избавлении от бед, простить Его помощи в нуждах, особенно духовных, относящихся ко спасению твоей души и к вечному блаженству, — берегись и в этом святом упражнении непостоянства и нетерпеливости. Господь заповедал нам «всегда молиться и не унывать» (Лк. 18, 1), то есть не тяготиться молитвой, но пребывать в ней неослабно. Видишь ли плод твоей молитвы? Усугуби ее благодарением Богу, Который «насыщает благами желание твое» (Пс. 102, 5). Не получаешь просимого? Признавай несовершенство молитвы твоей и продолжай ее с новым усердием, помышляя, что Всеблагой Отец Небесный если видимо не исполняет твоего желания, то, без сомнения, невидимо печется о благе твоем более, чем ты можешь познать и вообразить. Так и в молитве терпи о Господе.

Какой бы ты ни предпринял благочестивый подвиг, в какой бы ни начал упражняться добродетели, не изменяй принятому однажды благому намерению. И хотя бы предстояли тебе препятствия, хотя бы казалось тебе, что успех не соответствует твоему ожиданию, не отчаивайся, не малодушествуй. И напротив, хотя бы показалось тебе, что ты преуспел в добром деле и подвиге, не ленись, не будь беспечен, признавая себя неключимым рабом, даже если и все повеленное сотворил, ибо и в этом случае ты сделал только должное (Лк. 17, 10) и потому не имел бы еще права остаться без дела. Таким образом, в трудности подвига уповай на Господа и терпи о Господе; в успехе не полагайся на себя и тоже терпи о Господе.

Святитель Филарет, митрополит Московский

Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: стерплю это я для Иисуса Христа! Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно — при нем все неприятности утихают, бесы исчезают; утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его. Господи! даждь ми терпение, великодушие и кротость! Господи! даждь мне зрети моя согрешения и никого не осуждати!

Преподобный Антоний Оптинский

«Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 13). Но не всякий терпящий спасется, а только тот, кто терпит на пути Господнем. На то и жизнь эта, чтобы терпеть, и всякий что-нибудь терпит, и терпит до самого конца. Но терпение не идет впрок, если оно не бывает ради Господа и святого Евангелия Его. Вступи на путь веры и заповедей Евангельских — поводы к терпению умножатся, но терпение с этой минуты начнет плодоносить венцы, и то терпение, которое до сих пор было пусто, сделается плодоносным. Таким ослеплением помрачает нас враг, что только то терпение и представляет тяжелым и невыполнимым, какое встречает на пути добра, а то, которое сам он налагает на работающих страстям, представляет легким и ничего не стоящим, хотя оно тяжелее и безотраднее того, которое несут борющиеся со страстями и противящиеся врагу! А мы слепы и не видим этого... Трудимся, терпим и выбиваемся из сил ради врага, на свою же погибель.

Святитель Феофан Затворник

Терпение бывает разное. Иногда человек терпит лишения и скорби по их неизбежности с ропотом и озлоблением, не помышляя о воле Божией. За такое озлобленное терпение человек не получит в награду вечную, блаженную жизнь. Но бывает терпение по вере, когда человек встретившиеся трудности и скорби претерпевает как посланные или попущенные Богом для испытания его в вере и благочестии. Тогда человек терпит скорби, как очистительную жертву за грехи свои, с надеждой на то, что, претерпевая по воле Божией скорби в очищение грехов, он приобретает дерзновение на любовь к Богу, у Которого источник жизни вечной. Вот такое терпение, посвященное Богу, и является спасительным.

Определяемый Богом человеку путь жизни может иметь разные виды скорбей. Иногда человеку приходится иметь скорби от человеческой несправедливости, притеснений и клеветы. В таких обстоятельствах апостол Петр утешает так: «ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1 Пет. 2, 19). Если человек страдает от болезни, апостол утешает тем, что страдающий плотию перестает грешить (1 Пет. 4, 1). И покаявшись в грехах прежних, человек становится очищенным и угодным Богу.

Но терпеть все-таки трудно. А может быть, можно без терпения? Без терпения можно существовать, но жить нельзя. Мы, грешники, существуем и действуем со грехом и во грехе. А совершающий грех подлежит ответственности и наказанию страданием. А чтобы перенести эти страдания с пользой для себя, и требуется терпение.

На всякие скорби Апостол Петр дает нам такое утешение: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного» (1 Пет. 4, 12). А так как через терпение человеку бывают полезны всякие скорби, то само терпение является добродетелию, как необходимое свойство веры. Об этом Апостол говорит так: «покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности — воздержание, в воздержании — терпение, в терпении — благочестие, в благочестии — братолюбие, в братолюбии — любовь» (2 Пет. 1, 3—7). А любовь есть союз всех добродетелей и исполнение воли Божией.

Сознавая, насколько спасительно терпение, многие святые принимали на себя разные добровольные подвиги терпения: усиленные посты, воздержание от сна, труды телесные, и прочие подвиги, что и называлось самоозлоблением и злостраданием. Терпение всегда и всюду необходимо: в страданиях — чтобы не ожесточаться и не отчаиваться, а в подвиге — чтобы не возгордиться. Итак, терпение всегда будет нам полезно, если оно будет посвящено Богу.

Старец иеромонах Петр (Серегин)

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here