Второй цикл воскресных литургийных евангельских чтений объемлет 32 Недели: от Недели 1-й по Пятидесятнице, именуемой Неделей Всех святых, до Великого поста.
Повествуя в первом пасхальном цикле о благодати и истине, происшедших чрез Иисуса Христа, Святая Церковь во втором цикле проповедует о таинственном значении полученных благ.
Второй цикл открывает зачало от Матфея (10, 32-33; 37-38; 19, 27-30). Здесь повествуется о наградах, получаемых теми, кто всецело отдается Христу, исповедует Его пред людьми и следует за Ним, "оставив домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать". В этом зачале Святая Церковь показывает для нашего назидания неисчислимый сонм наследников обителей блаженных, сподобившихся небесных наград за последование Христу. Зачало Недели Всех святых является прологом к чтениям последующих Недель, так как, открывая славу Всех святых, Святая Церковь указывает нам их путь - путь каждого христианина.
Чтения всех последующих Недель распределяются между святыми евангелистами Матфеем и Лукой. Сначала до 17-й Недели идут зачала из Евангелия от Матфея, затем зачала из Евангелия от Луки, с возвращением в Недели сыропустную и мясопустную к Евангелию от Матфея. Обращаясь к содержанию и направленности этого цикла евангельских зачал, можно видеть, что их чтениями Святая Церковь повторяет законченный круг событий евангельской истории, запечатлевая их в сознании верующих.
Зачало Недели 2-й по Пятидесятнице (Мф. 4, 18-23) посвящено призванию святых апостолов. Обращение Господа к галилейским рыбакам "Идите за Мною" есть одновременно и Его призыв к каждому человеку: внимай всему дальнейшему благовествованию и "следуй за Мною".
Начиная с Недели 3-й по Пятидесятнице Святая Церковь в чтениях, в помощь последовавшим за Христом, раскрывает подробности учения и служения Спасителя, ярче живописуя Лицо Его. В выборе из учения Христова и сотворенных Им чудодеяний евангельских зачал обращает на себя внимание забота Святой Церкви предложить для назидания верующим наиболее важные моменты и события евангельской истории. В Неделю 3-ю (Мф. 6, 22-33) выбрано зачало, в котором Господь нас учит: "Светильник для тела есть око", "Никто не может служить двум господам", "Ищите прежде Царства Божия и правды Его". Нам напоминается здесь о ценности души, о голосе совести, как голосе Бога в человеке, к которому мы должны прислушаться, а также непрестанном Промышлении Божием о Своем создании. Святая Церковь приглашает своих чад хранить и приумножать эти ценности, ибо только с их помощью возможен поиск Царства Божия и правды Его.
В Недели 4-10-ю Святая Церковь повествует в евангельских чтениях о чудесных деяниях Спасителя. Зачала этих Недель имеют цель показать верным Божественную силу Иисуса Христа, Которому повинуется и неодушевленная природа, и "бесы о имени Твоем", как о том с радостью поведали ученики своему Учителю, возвратившись с проповеди. Зачала имеют назидательное значение, они как бы предназначены для научения слушателей Христовых тайнам веры: какой она должна быть и из каких источников питается.
Много чудес творил Господь Иисус Христос, живя на земле. И великое множество людей больных, слепых, хромых, иссохших приходило к Нему для получения исцеления. Одни теснились возле Него, чтобы прикоснуться, другие - взывали о помощи, а третьи, лежачие больные и расслабленные, на руках соболезнующих представали пред Иисусом Христом. И Сам Господь приходил к недужным. И слава об исцелениях прошла по всей Иудее.
В зачале Недели 4-й (Мф. 8, 5-13) благовествуется об исцелении больного слуги римского сотника по вере последнего. Слуга этот лежал в расслаблении и сильно страдал. Нести его к Иисусу Христу было делом нелегким. В то же время сотник не решался и к себе пригласить Господа, смиренно считая себя недостойным, чтобы Господь пришел в дом его. Евангелист Лука говорит (7, 2-10), что сотник и сам не решился прийти к Спасителю, но просил ходатайствовать о себе старейшин иудейских. Может быть, сознавая, что Иисус Христос "послан только к погибшим овцам дома Израилева" (Мф. 15, 24), он считал себя не вправе обращаться к Нему, как римлянин. Таково было смирение его и сознание недостоинства. Но в то же время он не сомневался, что Иисус Христос силен словом Своим и на расстоянии исцелить слугу и что, по благости Своей, Господь может снизойти к просьбе его: "Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой". Такова вера сотника. И Господь удивился этой вере: "Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры". Святая Церковь, предлагая это повествование, учит сочетать искреннюю веру с делами, с милосердием и смирением, и тогда "как ты веровал, да будет тебе". Здесь указывается и на великое милосердие Божие к страждущим: "Я приду и исцелю его".
В зачале Недели 5-й содержится рассказ о событии в стране Гергесинской (Мф. 8, 28-9, 1). Здесь вновь открывается великое милосердие Божие к страждущим и сила Господня, которой повинуется разрушительная сила злых духов.
В зачале Недели 5-й Святая Церковь после повествования предшествующей Недели зримо воссоздает бесчувствие людей к явному проявлению силы Божией, глухоту к вере, когда не ценится небесное, а земное благополучие становится дороже милосердия и сострадания к ближнему.
В евангельском чтении говорится: И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
Жители просили Спасителя удалиться не потому, что Он исцелил бесноватого. Если бы только это было причиной, жители, вероятно, обежали бы всю окрестность и, собрав больных, привели и принесли их к Иисусу, чтобы Он исцелил их. Из других евангельских повествований известно, что сотник почел себя недостойным принять к себе Господа, а апостол Петр во время чудесного улова рыбы уже после Воскресения Спасителя припал к ногам Иисуса Христа, воскликнув: "Изыди от меня, Господи, ибо я человек грешный". Однако не с таким чувством смирения просили жители страны Гергесинской Спасителя уйти от них. Их поразило и испугало, что́ случилось с их свиньями. Чувствуя, что гибель животных случилась с соизволения Господа, они признаю΄т Его Божественное право поступать так, как Он поступил, и сознаю΄т свою вину за содержание животных, употребление в пищу которых было запрещено законом Моисея. Значит, чувствуют они, что праведно поступил с ними Господь и что дал Он им вразумление, чтобы покаялись. Однако так велика их привязанность к земным благам, что они опасаются, как бы пребывание у них Спасителя не причинило им новых лишений. И они умоляют Христа отойти от пределов их.
Здесь важно заметить, что те же жители страны Гергесинской приняли Господа Иисуса Христа некоторое время спустя (Лк. 8, 40-42). Это свидетельствует о том, что у гергесинцев было внимание к душе своей, которое проявилось, хотя, быть может, и не сразу. Для них нужно было сначала увидеть, чтобы воспринять Его.
Зачалом Недели 6-й Святая Церковь расширяет перед духовным взором верующего область деяний Христа. Он не только исцеляет болезни тела, не только изгоняет злых духов. Он Тот, Который совершает большее: имеет власть прощать людям грехи их. Сам Господь, как повествует это зачало (Мф. 9, 1-8), видя помышления книжников, присутствовавших при исцелении расслабленного, спросил их: "Что́ легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, - прибавил Он, - что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой".
Знаем мы, как благ Господь и как скоро Он подает помощь нуждающимся в ней. Однако действует Господь не только по Своему милосердию и изволению, Он ждет, чтобы и сам человек с верой обратился к Нему. Вот почему, когда приходили к Нему за исцелением, Он всегда спрашивал: "Веруете ли, что Я могу это сделать?" (Мф. 9, 28), а если не видел веры, то "не мог совершить никакого чуда" (Мк. 6, 5). Ибо вера открывает душу человека для Бога, и она становится способной к принятию Его благодати.
Однако нечто еще более чу́дное слышим мы в Евангелии. Господь, говорится, узрел веру принесших расслабленного, разрешение же грехов и исцеление от болезни даровал не им, но самому расслабленному. Здесь вера одних привлекает благодать Божию к другим. Души принесших отверзаются верою к принятию благодати, но, прилепившись человеколюбием и сострадательной любовью к душе расслабленного, они на нее проводят ток этой благодати и становятся участниками прощения грехов и исцеления расслабленного. Так утверждается связь душ людей и взаимная поддержка их в деле спасения, знакомая каждому живущему духовной жизнью. Поэтому нужно заботиться друг о друге, испрашивая в молитвах всякого блага ближним нашим. Тогда и сами мы, прося их молитв о наших нуждах, сподобимся получить "всё потребное для жизни и благочестия" (2 Пет. 1, 3).
Так Святая Церковь выбором евангельских чтений постепенно возводит верующих к высшему пониманию Лица Господа Иисуса Христа.
В чтении следующей Недели, 7-й (Мф. 9, 27-35), заканчивается повествование об исцелениях. Научая тому, что чу́дная милость Божия посещает нас по вере в Него как Вседержителя ("Веруете ли, что Я могу это сделать?"), сопровождаемой настойчивой, усердной молитвой (случай с двумя слепыми в этом зачале). Евангелие от Матфея повествует о безграничном милосердии Божием: "И ходил, - сказано, - Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях" (Мф. 9, 35).
Настойчиво просили о помощи слепые. Уверовав, что Господь может исцелить их, они неотступно следовали за Ним и непрестанно кричали: "Помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, приступили к Нему", продолжая молить об исцелении. И, исповедав свою веру во всемогущество Христово, они получили просимое.
"Всякий, делающий грех, есть раб греха" (Ин. 8, 34), - сказал Спаситель. Зная это, мы должны всей душой возжелать освободиться от греха, твердо уверовать, что Господь силен исцелить нас, и, подобно слепым, неустанно взывать к Нему о помиловании. И Господь, по неизреченной Своей благости, умилосердится, исцелит нашу слепоту и откроет наши душевные очи, чтобы мы познали глубину своей греховности и очистились от нее покаянием и слезами. А кто увидел свои грехи, тот, по словам святого Исаака Сирина, блаженнее сподобившегося увидеть ангела.
В литургийном евангельском чтении Недели 8-й по Пятидесятнице (Мф. 14, 14-22) повествуется о чуде насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.
Зачала этой и последующей Недель ведут нас дальше, в область христологии и понимания мессианского предназначения Господа Иисуса Христа. Насыщение пятью хлебами должно возносить мысли насытившихся к Тому, Кто напитал манною народ Израильский в пустыне, а слушателей зачала приводит к постижению тайны Святой Евхаристии - разумению того, что Иисус Христос есть "Хлеб, сшедший с небеси" (Ин. 6, 41).
"И выйдя, - сказано, - Иисус увидел множество людей, и сжалился над ними, и исцелил больных их". Народ собрался из многих городов. Все были охвачены одним желанием: слушать наставления Божественного Учителя. Многие забыли даже о пище и не взяли с собой хлеба. К вечеру апостолы вспомнили об этом. "Приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть". Они же говорят Ему: "У нас здесь только пять хлебов и две рыбы". И тогда, вознаграждая усердие народа, охваченного жаждой слушать Его слово, Господь чудесным образом умножил предлагаемую пищу, так что "ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей". Так исполнилось обетование Спасителя, сказанное Им в Нагорной проповеди: "Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё (то есть что́ есть и пить и во что одеваться) приложится вам" (Мф. 6, 33). Исполняется оно и над каждым верующим, возлюбившим Царствие Божие и посвятившим всю жизнь его стяжанию.
В Евангелии, читаемом на Божественной литургии в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, повествуется о хождении Иисуса Христа по водам и о признании апостолами Его Богосыновства.
Хождение по водам и укрощение бури, предлагаемые вниманию в евангельском чтении Недели 9-й, побуждают нас спросить: "Кто́ это, что и ветры и море повинуются Ему?" (Мф. 8, 27) и приводят к убеждению, к которому пришли святые апостолы: "Воистину (Он) Божий Сын".
Отправив апостолов в лодке на другую сторону, Спаситель взошел на гору помолиться. Апостолы же были застигнуты посреди озера сильной бурей. Видя их в беде, Господь пошел к ним по воде, как по суше. Увидев Его, апостолы, думая, что это призрак, испугались и закричали. Христос тотчас заговорил с ними и успокоил их. Тогда Петр сказал: "Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде" (Мф. 14, 28). Получив разрешение, Он пошел по воде, но сильный ветер испугал Петра; поколебалась его вера, и он стал тонуть. "Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих" (Мф. 14, 31-32).
Грозны волны житейского моря, бьющие корабль нашей жизни и угрожающие потопить его. Но упование и вера спасают нас. И когда разразившаяся буря грозит потопить нас, Господь приходит к нам на помощь.
Так заботливо руководя нас в постижении Божественной природы Сына Человеческого повествованиями о Нем как Целителе немощей телесных и духовных, Святая Церковь последовательно раскрывает Его силу как Творца мира. Только в зачале Недели 10-й (Мф. 17, 14-23) показывается вся глубина зол, в которую впал человек: "О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?" (Мф. 17, 17). Этот упрек Господа очевидцам Его благодеяний и Его стенание по поводу жестокосердия и наклонности человека ко греху провидел еще пророк Исаия, воскликнувший: "Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?" (Ис. 53, 1); святой евангелист Иоанн говорит: "Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него" (Ин. 12, 37). Поэтому, хотя "род лукавый ищет знамения" и видел их, однако они не исцеляют его от "течения злых страстей", но "как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего" (Лк. 11, 30).
В литургийном евангельском чтении Недели 10-й повествуется об исцелении Господом Иисусом Христом бесноватого. Апостолы, к которым обратился отец бесноватого за помощью, не могли изгнать беса "по неверию их", как объяснил им затем Господь. Не странно ли, что апостолы, свидетели столь многочисленных чудес, совершённых Учителем, и имея дар исцеления болезней и изгнания бесов, не имели достаточной веры. Тем не менее до Воскресения Господа и даже до Святой Пятидесятницы, когда Дух Святой в виде огненных языков сошел на апостолов, вера их во Всемогущество Божие и в Его Промысл о нашем спасении была несовершенной, так как, подобно прочим иудеям, они ожидали земного царства Израиля.
Господь хотел внушить Своим ученикам, что веру нужно непрестанно растить и укреплять постом и молитвой. Только подавляя плотское мудрование, можно освободить в себе духовное начало. Каждый христианин должен помнить: только пост и молитва дают благодатные плоды веры.
Зачало Недели 10-й оканчивается откровением об искупительной миссии Господа Иисуса Христа: "Во время пребывания их в Галилее Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет" (Мф. 17, 22-23). Для исцеления человека необходим подвиг, и для обращения его сердца к подвигу Спаситель волею избирает Крест.
В Недели 11-16 литургийные евангельские чтения раскрывают христологический смысл некоторых притч Господа Иисуса Христа, преподнося учение Спасителя в этой сильной и впечатляющей форме. Святая Церковь вновь заботливо обращается к своим чадам - "роду неверному и развращенному", слышавшему и видевшему "столько чудес, сотворенных Им", как бы в последнее предупреждение грядущего Божиего Суда, - с призывом покаяться.
В Неделю 11-ю читается притча о милосердном царе и неправедном заимодавце (Мф. 18, 23-35), которую следует понимать как проповедь милосердия в преддверии грядущего Страшного Божиего суда. "Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд" (Лк. 6, 36), - учит Христос в Нагорной проповеди. А в молитве "Отче наш" Он заповедал молиться: "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" (Мф. 6, 12).
В евангельском чтении говорится: Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу́. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
В зачале Недели 12-й (Мф. 19, 16-26) развивается мысль Недели предшествующей: как мы должны проходить свой земной путь, чтобы спастись, и кто может войти в Царство Небесное.
В рядовом Евангелии Недели 12-й говорится о богатом юноше, вопросившем Господа: "Учитель благий! что́ сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?" И когда в ответ на указанный Господом путь добродетельной жизни юноша сказал, что все заповеди он соблюдал от юности своей, Господь открыл ему путь совершеннейший - отказаться от всего имения своего и безраздельно следовать за Ним, ибо "трудно богатому войти в Царство Небесное".
Никто из людей не превознесен так, как Матерь Божия. Мы прославляем Ее, как "честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим". Славы Пресвятая Дева удостоилась не только за то, что послужила тайне воплощения Слова и стала Матерью Сына Божия, но и за чистоту и совершенства, которых Она достигла в наивысшей степени, возможной для человека. С самого рождения жизнь Ее была всецело посвящена Богу, радость и похвала были для Нее только в Сыне Ее, ничем не богатилась Она, кроме Него, о чем и Сама свидетельствовала в пророческой песни: "Величит душа Моя Господа" (Лк. 1, 46- 55). Пройдя Свой земной путь с полным самоотречением, Божия Матерь явила для всех нас пример стяжания сокровища на небесах.
В земной жизни Божией Матери заключены ответы на вопросы, подобные вопросу богатого юноши: "Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?".
В ответе богатому юноше Господь дает понять, чего еще он "не докончил". Святая Церковь этим чтением подводит нас к вершине Закона, ибо здесь указывается, чем нужно его восполнить, чтобы исполнить Христов Закон благодати, возводящий нас к совершенству и руководящий ко всему благому силою Божией, для которой возможно и то, что "человекам невозможно" (Мф. 19, 26).
Читаемая в Неделю 13-ю по Пятидесятнице притча о злых виноградарях (Мф. 21, 33-42) обращена к синедрионитам - первосвященникам и старейшинам, приступившим ко Христу, когда Он учил в храме (Мф. 21, 23). Для них образ виноградника ясен. Избранный народ изображался под видом виноградника или виноградной лозы у Псалмопевца, Исаии, Иеремии, Иезекииля и у других ветхозаветных писателей. Издревле свойственное некоторым толкователям стремление найти для всех деталей устройства виноградника соответствия в исторической действительности мало что прибавляет к основному смыслу притчи. Приведем некоторые из обычных толкований аллегорий: ограда - закон; точило - жертвенник в Иерусалимском храме; башня - столп - самый храм, где группы посланных слуг соответствуют иудейской традиции, делившей пророков на древних и новых.
Цель притчи - указать синедрионитам, как вождям Израиля, на их ответственность за судьбы народа перед Богом и Законом. Веками ожидаемый Мессия пришел. Царствие Его приблизилось, но "вожди слепые" сами в него не входят и "хотящих войти не допускают" (Мф. 23, 13). Побуждаемые к ответу на вопрос, поставленный притчей, синедриониты, не сразу, может быть, разгадав, кто именно поставлен под удар, или, наоборот, принимая вызов, произносят свое самоосуждение (Мф. 21, 41) и удостоверяются, что Христу известно их намерение уничтожить Его, как Сына и Наследника, чтобы по-прежнему владеть виноградником.
В заключение следует грозное, пророческое предупреждение (Мф. 21, 42-43) строителям, отвергшим Камень, что от них "отнимется Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды" ("новому Израилю").
Камень, в раввинистической традиции изображавший Мессию, Краеугольный (Пс. 117, 22-23), то есть, в свете новозаветного откровения, соединяющий две "стены" (христиан от иудеев и христиан от "язык"), в то же время является и камнем преткновения (Рим. 9, 32-33). Он завершает, увенчивает здание старого храма - ветхозаветную Церковь (1 Кор. 10, 1-4) и полагает основание новому жилищу, устрояемому Духом Божиим (Еф. 2, 20-22), - Новозаветной Церкви, для которой "нет ни в ком ином спасения" (Деян. 4, 11).
Синедриониты поняли, что "Он о них говорит" (Мф. 21, 45). Но слова Господни, произнесенные в определенной исторической обстановке, сохраняют действенное значение и силу для всех времен. Христос и поныне остается "камнем преткновения и соблазна" для многих и многих, ибо "мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие" (1 Кор. 1, 23). Эллины и иудеи, как категории духовно-типологические, существовали во всех эпохах.
Непреходящий смысл притчи о злых виноградарях на языке Евангелия тайнозрителя Иоанна выражен так: "Был Свет истинный... В мире был... и мир Его не познал. Пришел к своим и свои Его не приняли" (Ин. 1, 9-11). Причины трагедии отвержения миром своего Спасителя раскрыты учеником, "егоже любляше Иисус": "Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет" (Ин. 3, 19-20).
В Неделю 14-ю по Пятидесятнице читается притча о брачном пире (Мф. 22, 1-14), заканчивающаяся словами: "Мно́зи бо суть зва́ни, мало же избра́нных". К числу званых, но не избранных принадлежат не только непришедшие на брачный пир, но и те из пришедших, которые не захотели облечься в брачную одежду. Притча невольно наводила на мысль, что "в приличном брачном одеянии, то есть в благочестивой жизни, - главное. У Бога нет лицеприятия: кто соблюдает веру и будет добр, тот непременно будет в царстве Мессии и получит спасение".
Царем называется здесь Бог Отец, Царь всего мира; Жених - Его Единородный Сын, истинный Мессия, Господь Иисус Христос; брачный пир - это учреждение Царства Христова или Церкви Его в мире. Церковь Христова - Его Непорочная Невеста. Ветхозаветные пророки также представляли открытие благодатного Царства под образом брачного пира.
"Ты спросишь, - говорит святой Иоанн Златоуст, - для чего Царствие Небесное называется браком? Дабы ты познал попечение Божие, любовь Его к нам, великолепие во всем, познал то, что там нет ничего печального и прискорбного, но всё исполнено духовной радости. Поэтому и Иоанн называет Его женихом, поэтому и Павел говорит: "Обручих бо вас единому Мужу, деву чисту представити Христови". Здесь Христос предвозвещает и о воскресении. Прежде Он говорил о смерти; теперь говорит, что после смерти "будет брак, будет Жених".
"Отец, - говорит святой Григорий Великий, - устроил брак царственному Сыну, сочетав с Ним, через таинство воплощения, Святую Церковь".
Брачный пир, брак Агнца, о котором говорится и в Апокалипсисе, будет праздноваться по кончине мира, когда невеста Его - Церковь будет приведена к Нему, совершено обручение, вечеря открыта брачная, предложены все благодатные дары Божии - приидите вси насладитеся пира веры, внидите в радость Господа своего. Вси восприимите богатство Божией благости, юнцы и упитанная исколена: Агнец Божий, Христос Спаситель заклан; Его Пречистое Тело и Божественная Кровь предлагаются в Церкви Его всем верующим - вся готова суть крещение, покаяние, все дары Божии и самое Царство Небесное.
На вечерю, в недра Церкви Христовой, Бог звал евреев издавна: звал праотца Авраама, и Авраам не отрекся, возжелал видеть день Христов и увидел, и возрадовался; звал и предков их, чрез Моисея, который дал им закон, указующий путь к вере во Христа; звал чрез пророков, открывавших им волю Божию; звал и чрез Иоанна, который посылал всех ко Христу, говоря: "Оному подобает расти, мне же малитися"; звал и чрез Самого Сына: "Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы; аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет"; звал их и словами и делами; звал по Вознесении Своем чрез апостолов.
"И к чему Он их призывает, - спрашивает святой Златоуст, - к трудам, подвигам, бедствиям? Нет, Он их призывает к веселию. Ибо Он говорит: юнцы Мои и упитанная исколена. Какой пышный пир, какое великолепие. Но и это их не обратило. Даже напротив, чем Он больше долготерпел им, тем более они ожесточались".
"Для духовных дел, - говорит далее святой Иоанн Златоуст, - должно оставлять все другие занятия, даже необходимые. Но не это одно худо, что они не пришли, но вот что всего безрассуднее и ужаснее - они пришедших весьма худо приняли: надругались над ними и убили, что гораздо хуже прежнего. Прежде приходили к ним требовать плодов и приходившие были убиты; теперь приходят от Убиенного ими звать на брачный пир, и также они убивают их. Что может сравниться с такою жестокостью? Что может быть хуже этого? Это есть третья их вина. Первая вина та, что они побили пророков; вторая, что убили Сына; третья - это призываемые от Убиенного ими на брачный пир не идут на оный, но представляют причины, которые, хотя кажутся благовидными, но из этого мы научаемся, что, хотя бы удерживала нас и необходимость, духовное должно предпочитать всему".
Зачалом Недели 15-й (Мф. 22, 35-46), напоминая о заповедях, на которых "утверждается весь закон и пророки" - любви к Богу и к ближнему, - заповедях, которых не выполнили виноградари и званные на брачный пир, Святая Церковь открывает нам, Кто Тот, Который придет собирать Свои плоды в насажденном Им винограднике, судить намерения сердечные званных на вечерю и получить отчет об употреблении вверенных им "талантов". "Что́ вы думаете о Христе? чей Он Сын?" - спросил Иисус, когда собрались фарисеи (Мф. 22, 41-42). И они не могли ответить на вопрос, так как, взяв за образец удел злых виноградарей, нерадивого раба, зарывшего талант, и пренебрегших брачным пиром, утеряли тайну Лица Мессии. Святая Церковь назидает нас, что среди них окажемся и мы, если, слушая слово Божие, не слышим его.
Фарисеи были очень довольны, что Христос посрамил саддукеев - их богословских противников. Один из учителей закона, может быть, ища случая еще раз восторжествовать над саддукеями, спрашивает Господа, испытуя Его: "Кая заповедь больши есть в законе?" Христос в ответе своем приводит слова Второзакония (6, 5) и к "наибольшей заповеди" прибавляет подобную ей (Лев. 19, 18), заключая всё утверждением, что в "сию΄ обою΄ за́поведию весь закон и проро́цы ви΄сят" (Мф. 22, 40). Господь Иисус Христос пришел "не нарушить закон или пророков... но исполнить" (Мф. 5, 17), то есть для усовершения, обнаружения истинного смысла и духа закона, раскрытия намерений и заданий, вложенных в него Верховным Законодателем. Завершение и исполнение Закона - сам Христос и Его "великое дело служения". Закон - "пе́стун", детоводитель ко Христу (апостол Павел). Ни одна йота не прейдет из закона, как ни одна малейшая часть зерна не пропадет, не "преложившись", не развившись в растении. Вечные принципы закона найдут завершение, войдут и растворятся в приблизившемся Царстве не от мира сего, в Царстве любви. Все заповеди сходятся, завершаются и находят себя в одной: "Люби ближнего твоего, как самого себя", - говорит апостол Павел (Рим. 13, 9), и потому "любовь есть исполнение закона" (Рим. 13, 10). Обе данные заповеди подобны, схожи одна с другой. Они составляют одно целое, одну жизнь, неотделимы друг от друга, и первая проверяется и удостоверяется второю, а "вторая пролагает путь к первой и взаимно поддерживается первою" (святой Иоанн Златоуст).
В духовном плане познание приходит через любовь. Кто любит, тот участвует в жизни любимого, отождествляет себя с ним. Обе заповеди в духе истины Нового Завета, сливаясь в одну, предстоят как новая заповедь. "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга" (Ин. 13, 34). Новизна ее начинается уже с ответа на вопрос того же книжника: "А кто мой ближний?" (Лк. 10, 29). Господь отвечает притчей о милосердном самарянине, смысл которой не может не ранить гордившихся своей национально-религиозной избранностью "сынов авраамовых".
Вторая заповедь подобна первой, ибо Тот, Кто верующим во Имя Его дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12), "просвещает всякого человека, приходящего в мир".
После безупречного, с точки зрения раввинистического учения, ответа Господа Иисуса Христа Он ставит раввинам самый трудный, спорный и главный вопрос: "Что́ учители закона думают о Мессии?" Господь Иисус Христос предвидит ответ. Он знает, что Ему ответят: Сын Давидов. Но кто Он, этот Сын Давидов, Христос, Мессия? Только ли человек? Они хотели, чтобы это было так и чтобы Царство Его было от мира сего, только человеческим, земным. Но как объяснить слова Давида, возвещающие о Мессии - его Сыне, Который не стоит в ряду рода человеческого, но Он - другое, высшее существо? Вопрос остается без ответа; учители закона не хотят, не могут отвечать, немотствуют, молчат (Мф. 22, 46); они не смеют больше состязаться с Ним.
В Неделю 16-ю читается притча о талантах (Мф. 25, 14-30). Как и предшествующая ей, она имеет в перспективе второе пришествие Господне, грядущее в силе Царство Его, и Страшный суд. Но цель ее не может быть сведена только к поставлению в известность слушателей о принципах мздовоздаяния на Последнем суде. Она обращена к апостолам и ученикам. Они еще раз предупреждаются о предстоящем долгом (Мф. 25, 19) отсутствии господина, отправляющегося в "чужую страну" (ср. Лк. 19, 12-27). Возвращение его несомненно, но не известен час его пришествия, как и в притче о девах, говорящей о необходимости всегда быть готовыми к приходу жениха. Но одной пассивно выжидательной готовности недостаточно. Надо быть рабами "благими и верными" и работать на господина в его отсутствие. В первоначальном восприятии апостолов этот выраженный иносказательно призыв делать и приобретать новые таланты на завещанные им должен был прозвучать, по мнению блаженного Иеронима, как призыв к неустанному проповеданию Евангелия ("благой вести"), а для всех остальных последователей и учеников как напоминание о необходимости посильного участия в деле Учителя, верности Ему и следования за Ним.
В самой общей форме основной смысл и цель притчи - призыв к деланию. Каждый "в своем звании" (1 Кор. 7, 24), все призываются к деятельности в истории этого мира, где содеевается Царствие Божие. В Господнем Домостроительстве соработники требуются всегда. Созидаемое жилище Божие созидается синергетически: человеческим произволением и усилием и снисхождением Божественной силы - благодати. В свете притчи о талантах жизнь человека должна рассматриваться как служение, как выполнение задания, полученного свыше, и как несение "Господнего послушания". Полученные таланты, или, в Евангелии от Луки, мины, должны быть "употреблены в оборот" (Лк. 19, 13), ибо "кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12, 30). В Евангелии от Луки рабы получают поровну, а в Евангелии от Матфея количественное неравенство в наделении рабов талантами как бы нарочито подчеркнуто. При логическом подходе и требовании рациональной справедливости такое неравенство может вызвать смущение. Но при истолковании талантов, как даров Духа Святого, категория количества неприменима: "Не мерою дает Бог Духа" (Ин. 3, 34). Разное количество талантов указует лишь на множественность и разнообразие даров, "каждому по силе его". "Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, но Господь один и тот же... производящий всё во всех", - разъясняет апостол Павел (1 Кор. 12, 4-6). В Христовой Церкви неодаренных нет, в таинстве Миропомазания все получают "печать дара Духа Святаго". Всем "запечатленным обетованным Святым Духом" (Еф. 1, 13), то есть получившим сверхприродный дар - благодать, укрепляющую их естественные способности, дается одинаковая возможность для стяжания плодов Духа: любви, радости, мира и долготерпения. "Плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная" (Рим. 6, 22), что и является целью всякого делания, всякой работы. Даже самый малый духовный дар несет в себе всю полноту возможностей "вхождения в радость Господина". Одаренность духовная не совпадает со столь ценимой миром естественной одаренностью - талантливостью. Мир обычно "в дымном надмении" своем не замечает прорастающий и всегда незримый для него рай высших даров Святаго Духа - смирения и кротости. Рабы, умножающие свои таланты, суть "сеющие в Дух и от Духа пожинающие жизнь вечную" (Гал. 6, 8). У получивших же один талант, то есть "печать", "залог" Духа, "семя" духовное, но зарывших его, отнимается и то, что они имеют. Несправедливость эта объясняется тем же духовным законом: зарывшие талант не сеяли в Дух, не любили ближних, которые и есть торжники, приносящие лихву, то есть умножающие наши таланты. Они суть "сеющие в плоть свою, от плоти пожинающие тление" (Гал. 6, 8).
То, что они имеют, отнимается от них. "Пришедшей бо смерти вся потребишася". "Вся суета человеческая елика не пребывает по смерти, не пребывает богатство, не сшествует слава" (стихира на погребение).
В Неделю 17-ю в евангельском чтении (Мф. 15, 21-28) дается образ надежды и веры в милосердного и всемогущего Господа, явленный не кем-либо из сынов Израилевых, но язычницею - женщиной хананеянкой, которая неотступно шла за Христом, слезно прося исцелить ее жестоко беснующуюся дочь. Слава о Великом Пророке и Чудотворце, каким был Христос, разносилась и за пределами земли Иудейской. Слух о Его милосердии и всемогуществе дошел до несчастной хананеянки. И как только Христос вошел "в страны Тирские и Сидонские", женщина устремилась к Нему, веря, что только Он может исцелить ее страдающую дочь. Но Христос молчал, а когда ученики обратили внимание на ее настойчивые просьбы, последовал отказ их Учителя. Замолкла хананеянка? Нет: крепко было ее упование, столь тверда вера, что не мог их ослабить отказ Спасителя. Напротив, она всё более и более укреплялась в вере.
Велико было терпение хананеянки, поддерживавшее и окрылявшее ее веру. Единственная надежда, и вдруг - сначала молчание, а затем отказ. Это было испытанием ее смирения. Она не по праву прибегла к Спасителю, ибо Он "послан только к погибшим овцам дома Израилева". И вновь отказ: "Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам". Нет, она не оскорбилась и приняла это как должное, сказав: "Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их", и тем самым поднялась на новую, высшую ступень смирения.
Дивный образ веры, надежды и смирения являет хананеянка! Мы - христиане, но как далеки иногда по своей жизни от женщины-язычницы, которая уверовала в Него по дошедшим до нее слухам, а мы знаем о Нем по Священному Писанию и имеем "облак" свидетельств о Нем. Она не знала, что Он Божественный Спаситель рода человеческого, что Он Сын Божий, Искупитель, и веровала, не зная необходимости веры, а мы знаем, что "без веры угодить Богу невозможно" (Евр. 11, 6). Она не имела благодатного озарения, а мы получаем благодатные дары в таинствах Святой Церкви. Она не имела образа веры, а пред нашим взором бесчисленный сонм мучеников, подвижников, преподобных, непоколебимо стоявших в вере. Никто не научал ее терпению, а мы научены Самим Господом, Который заповедал: "Терпением вашим спасайте души ваши" (Лк. 21, 19). Никто не наставлял ее в смирении, а мы наставлены Самим Господом, Который призывал: "Научи΄тесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. 11, 29) и дал нам величайший образец смирения: "Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Флп. 2, 8).
Евангельское чтение Недели 17-й призывает подражать хананеянке, явившей высокий пример веры, надежды, терпения и смирения. А терпение, по мысли святителя Тихона Задонского († 1783), есть изрядное врачевство против всякого бедствия. Терпением облегчается всякое страдание. Терпение сладкая есть тишина, преблагоприятный покой, в котором сердце упокоевается.
Зачала последних Недель этого круга наполнены мыслями, приближающими нас к Крестной Жертве Сына Божия (убиение сына хозяина виноградника); здесь же звучат призывы к покаянию и приуготовлению к Суду Божию (изгнание с вечери одетого не в брачные одежды и осуждение зарывшего данный ему талант).
Чтения из Евангелия от Матфея заканчиваются обычно около праздника Воздвижения Честно́го и Животворящего Креста Господня. Естественно было ожидать в этих зачалах повествования о смерти и Воскресении Господа, поскольку в предшествующих зачалах мы уже приготовились к мысли о Его страданиях. Но календарно Пасха еще не наступила. Как бы в замену вселенской радости Святая Церковь предлагает благовестие о жене-хананеянке (Мф. 15, 21-28); "И се, жена... возопи к Нему, глаголющи: помилуй мя, Господи, Сыне Давидов!" (Мф. 15, 22). "Се, жена, древнее орудие искусителя, изгнавшая меня из рая, мать греха... такая же жена, той же самой природы, приходит к Иисусу. Новое и необычное чудо! Иудеи убегают, а жена идет за Ним... Исповедует словом "Господи" Его владычество, а словами "Сыне Давидов" - принятие Им плоти" (святой Иоанн Златоуст). Так логично завершает Святая Церковь этот цикл чтений: в одном из предшествующих зачал "никто (из иудеев) не мог ответить Ему ни слова на Его вопрос: "Что́ вы думаете о Христе? чей Он Сын?", а здесь женщина-хананеянка выступает первой благовестницей Его Божества и прообразует мироносиц. "Она, - говорит святой Иоанн Златоуст, - не просит Иакова, не умоляет Иоанна, не обращается к Петру... но, взяв ходатаем своим покаяние, приступает к Самому Источнику". Она как бы упреждает мироносиц, которые некоторое время спустя, первыми увидев воскресшего Христа, "приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему" (Мф. 28, 9). Этим зачалом Святая Церковь, предваряя радость Воскресения, благовествует, что для всех без изъятия, и для "хананеев", пришла спасительная благодать, брачный стол накрыт, "трапеза обильна... все насыщайтесь... все насладитесь пиршеством веры..." (святой Иоанн Златоуст).
В Недели 18-32-ю (до Недель предпостовых) Святая Церковь, чтобы сильнее запечатлеть в сознании верующих преподанное им в евангельских чтениях от Матфея вероучение, зачалами из Евангелия от Луки повторяет в основном тот же круг благовествования. Начинается этот круг чтений повествованием о призвании святых апостолов, далее излагается учение Господа, затем некоторые примечательные дела Его и, наконец, избранные притчи. Чтения от Луки, следуя порядку выбора евангельских тем, аналогичного чтениям от Матфея, иногда усиливают некоторые части проповеди Господа или пополняют, в сравнении с евангелистом Матфеем, отдельные события евангельской истории. Кроме того, поскольку этот цикл чтений по времени приближает верующих к Великому посту, он располагает верных к покаянию и являет великое милосердие Божие к Своему падшему созданию.
Зачала от Луки начинаются призванием святых апостолов, причем это повествование усиливает подобное же событие, изложенное у евангелиста Матфея, ибо у Луки призвание апостолов связано с чудесным ловом рыбы: "Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных" (Лк. 5, 8-9). Рыбари были потрясены этим чудесным ловом; постигая, к какому иному лову они призваны, они без рассуждения последовали за Иисусом.
Выбором евангельских чтений Святая Церковь настойчиво назидает нас и открывает перед верными многоразличные проявления силы Божией, возводит к высшим ступеням богословия и к пониманию Лица Господа Иисуса Христа. И данным зачалом, после того, как мы прослушали аналогичное повествование о призвании апостолов у евангелиста Матфея, она усиливает обстановку этого события, присовокупляя картину чудесного лова и указывая на Божию силу, сопутствующую как "ловцам человеков", так и всем, кто восхотел бы следовать Христу.
Лов апостолов был безуспешен, ибо они слишком надеялись на свои силы. Свою греховность прежде всех осознал апостол Петр, который припал к коленам Господа со словами: "Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный".
В зачале Недели 19-й (Лк. 6, 31-36) благовестие Господа звучит с большей силой в сравнении с аналогичным чтением от Матфея благодаря добавлению стихов о любви и милосердии (Лк. 6, 35-36).
Христос возвестил новый закон, новый принцип жизни, построенный на любви. О его христологических глубинах рассказывает зачало Недели 19-й. Господь зовет к совершенству: "Будьте милосерды, как Отец ваш милосерд". Но это высшая степень любви, и христианин в своем совершенствовании идет к ней постепенно, переходя со ступеньки на ступеньку в своем приближении к Богу. А первая ступень закона о любви - "Ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними". Таково новое начало жизни, возвещенное Христом, которое должно для христианина стать законом постоянным и непреложным. Всякий верующий, если будет его исполнять, может опытно проверить на себе благотворную действенность этого закона. Хотите, чтобы вас любили, не обижали, относились к вам хорошо и доброжелательно - отвечайте людям тем же. И тогда взаимная радость и веселие наполнят ваши души.
Первые христиане строго соблюдали этот закон. "У множества же уверовавших, - повествует богоглаголивый Лука, - было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее... и великая благодать была на всех их. Христос воплотился на земле, чтобы обновить образ человека, "истлевший страстьми", возродить и восстановить его природу, поврежденную грехом. Возрожденный, верующий человек опытно на себе узнаёт легкость исполнения закона о любви. Только ему понятны слова Христа "иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Мф. 11, 30). К вечному и бесконечному совершенствованию в любви и милосердии призывает нас Спаситель: "Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд".
В зачале Недели 20-й приводится назидательный пример великого милосердия Божия к человеку, явленный в воскрешении единственного сына наинской вдовы (Лк. 7, 11-16). Зачало это показывает силу сострадания Господа людскому горю. Иисус Христос, увидев горе матери, сжалился над нею и сказал: "Не плачь" и, воскресив сына ее, отдал его матери.
Как всегда, теснимый и окруженный множеством народа, шел Христос с учениками. При входе в город они повстречали погребальную процессию: несли гроб с лежащим в нем юношей, а за гробом шла рыдающая от горя мать. Подавленная и потрясенная горем, она не обращала, очевидно, внимания на всё происходящее вокруг, не заметила и необычного множества народа, повстречавшегося с нею. Можно предположить, что в своем горе она не заметила бы и Христа, даже если бы и знала Его, так как была подавлена своим горем. Но Господь сжалился над нею и без просьбы с ее стороны воскресил ее сына. Если евангельским чтением минувшей Недели Святая Церковь останавливала внимание своих чад на заповеди о любви, в которой верующие должны уподобляться Богу, то сегодня она указывает образ милосердия, данный Господом.
Евангельские чтения Недель 21-й и 22-й взяты из Евангелия от Луки и содержат притчи о сеятеле и о богатом и Лазаре.
По объяснению Самого Господа, в евангельском чтении притчи о сеятеле (Лк. 8, 5-15) под семенем разумеется слово Божие. Различны сердца людские, различно и восприятие ими слышанного слова Божия.
Когда услышанное слово Божие подобно семени, упавшему при дороге, потоптанному, поклеванному птицами? Когда люди рассеянно слушают слово Божие и нерадивы к Нему.
Для кого услышанное слово Божие подобно семени, упавшему на камень? Для тех, у кого сердце загорается благими порывами и высокими стремлениями; но стоит лишь появиться небольшому волнению в житейском море, как благие порывы и стремления становятся прахом.
Когда услышанное слово Божие подобно семени, упавшему в терние? Когда люди сверх меры обременяют свою душу житейскими заботами и попечениями, словно терниями заглушающими благие порывы и стремления.
В чьих сердцах услышанное слово Божие подобно семени, упавшему на добрую почву? В сердцах тех, кто подготовлен к его восприятию.
В Неделю 22-ю по Пятидесятнице в евангельском чтении Святая Церковь предлагает притчу о богатом и Лазаре (Лк. 16, 19-31).
Лазарь полунагой, холодный, голодный, пораженный страшною болезнью, причиняющей ему невыносимые страдания, лежит у ворот богача. А богач утопает в роскоши и наслаждениях. Он ни разу не поднял своего взора на несчастного, и лишь собаки приходили и зализывали гнойные раны на теле страдальца, утоляя его боль.
Но ничто не вечно на земле. Пришла неумолимая смерть, и для богача разверзлась бездна ада, а Лазарь был отнесен ангелами на лоно Авраамово с неизъяснимыми райскими блаженствами. И только здесь раскрылись глаза богача, которые были закрыты, чтобы видеть страдания Лазаря, только здесь заговорила в нем совесть, осенила его мысль принять какие-то меры, чтобы его братья, видимо, одинаковые с ним по своему нравственному падению, "не пришли в это место мучения". Но раскаяние пришло слишком поздно, слишком поздно раздался вопль души от адских мучений, подготовленных всей жизнью на земле, когда покаяние еще было возможно.
В евангельском чтении Недели 23-й рассказывается о чуде изгнания бесов из человека (Лк. 8, 26-39), причем результаты исцеления коснулись не только исцеленного, но и всего окружающего населения.
Вера безграничная, крепкая, всегда, на всех путях жизни, до самого смертного часа должна быть охраною нашей души от всякого зла и наветов вражиих, вера в Господа и в непоколебимость Церкви Божией на земле.
Да не будет сего с нами, но, возлюбив Господа всем своим сердцем и всегда предстоя Ему в молитве, ни на один миг да не уподобимся нечестивым гадарянам в их безумном прошении.
Зачалом Недели 24-й благовествуется об исцелении кровоточивой женщины и воскрешении дочери Иаира (Лк. 8, 41-56).
Уделим особое внимание отношению к Господу людей в доме Иаира - начальника синагоги. Когда, придя в дом Иаира, Христос сказал: "Не плачьте; она не умерла, но спит", все смеялись над Ним, зная, что она умерла. (В славянском тексте: "И ругахуся Ему".)
Кто же глумился над Господом? Очевидно, фарисеи и книжники, следовавшие по пятам за Ним не с целью послушать и благоговейно преклониться пред Ним, но чтобы искушать Его лукавыми вопросами и обвинить в нарушении закона Моисеева.
Случаи злобного отношения фарисеев и книжников к Иисусу Христу в Евангельской истории многочисленны. Ругательствами и глумлениями они преследовали Его в продолжение всей земной жизни. И если для одних Божественное учение и деяния Христа были источником спасения, то для них они были источником соблазна и гибели. Даже язычники в порыве веры и смирения склонялись пред Божественным Ликом Христа Спасителя. Только книжники, фарисеи и первосвященники пребывали в своем упорстве, считали, что явные чудеса Христос творит силою веельзевула, князя бесовского (Мк. 3, 23). И даже после воскрешения Христом четырехдневного, смердящего Лазаря вместо того, чтобы уверовать в Божественное посланничество Господа, они совещаются убить Его и приводят свой умысел в исполнение.
Да не коснется сердца нашего подобное ожесточение! Будем непоколебимо хранить в сердце веру во Христа Сына Божия, воплотившегося на земле от Девы Марии, а в обстоятельствах жизни видеть чудеса благости Божией, которая хранит нас и воскрешает от сна греховного умерщвленную страстями нашу душу.
В Неделю 25-ю по Пятидесятнице вспоминается притча о милосердном самарянине (Лк. 10, 25-37).
Что может быть яснее и понятнее заповеди Христовой о любви к Богу и к ближним: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя" (Лк. 10, 27)?
Но следует ли любить тех, кто праздностью или другими пороками довел себя до тяжелого положения? Не ограничивается ли любовь рамками семьи, не замыкается ли она в границы национальности? В евангельском чтении рассказывается о законнике, который после того, как Христос указал на любовь к Богу и ближним, как на главнейшие заповеди, обратился к Нему с вопросом: "А кто мой ближний?" В ответ Христос рассказал притчу о милосердном самарянине.
Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон. По дороге на него напали разбойники, сняли одежду и избили. Идет священник. Конечно, он знает закон Моисеев, который заповедует любить ближнего своего, а особенно единоплеменника; однако священник посмотрел только на лежавшего на дороге человека и продолжал свой путь. Так же поступил и левит. Затем этою же дорогою ехал самарянин. Несмотря на то, что самаряне с иудеями находились в страшной, непримиримой вражде, которая не допускала никакого общения между ними, самарянин, увидев на дороге несчастного человека, сделавшегося жертвой разбойников, забыл, что пред ним иудей, и вся вражда к нему потухла. Он видел пред собой человека, которому нужна помощь, иначе он погибнет. Сошел он со своего осла, перевязал раны, возлил на них елей и вино, после чего привез несчастного в гостиницу, дал содержателю гостиницы два динария на расходы по уходу за больным, предупредив, что, если тот израсходует больше, он отдаст ему на обратном пути.
В Неделю 26-ю по Пятидесятнице Святая Церковь, предлагая вниманию верующих в евангельском чтении притчу о богаче (Лк. 12, 16-21), разъясняет сущность отношения к благам мира сего, особенно к богатству.
В притче о богаче утверждается, что бессмысленно собирать сокровища для себя, а не в Бога богатеть. А богатеть в Бога - значит не погружаться всею душою в заботы о приобретении богатства. Заботы эти так опутывают нас, что ими подавляются и заглушаются все духовные стремления, и разбогатевший человек забывает Бога и ближних. Такое отношение к богатству осуждается Христом. Апостол Павел говорит: "Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1 Кор. 6, 12). Не должно обладать человеком и богатство. Святой Иоанн Златоуст говорит: "Насытился ли ты пищею, - вспомни голодного. Утолил ли жажду, - вспомни жаждущего. Согрелся ли, - согрей трясущегося зимою. В доме ли высоком и богато украшенном живешь, - введи скитающегося под кров твой. Возвеселился ли ты на пиру, - возвесели скорбящего и сетующего... И пусть будет дом твой пристанищем служителям Божиим и священникам... Призри монашествующих... и пожертвуй что-либо на нужды монашеские. Если так будешь жить, то не только не будет тебе препятствовать ко спасению власть и богатство, но будут для тебя вождями к Царству Небесному, как добрые друзья".
В Неделю 27-ю по Пятидесятнице читается Евангелие об исцелении скорченной женщины (Лк. 13, 10-17). В Неделю 24-ю, когда Святая Церковь в евангельском чтении предлагала вниманию событие чудесного воскрешения дочери Иаира, было сказано о враждебном отношении первосвященников, книжников и фарисеев к Иисусу Христу. Тогда по вере Иаира свершилось величайшее чудо. В евангельском чтении Недели 27-й об исцелении скорченной женщины, мучившейся восемнадцать лет, говорится, что начальник синагоги, где произошло исцеление, не только чужд вере в Господа, но, очевидно, не без влияния книжников и фарисеев, воспитан в злобном отношении к Христу. Негодуя, что Иисус Христос исцелил в субботу, он сказал: "Есть шесть дней, в которые до́лжно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний". Как просто Христос отводит хитросплетенное обвинение негодующего начальника синагоги: "Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?" Начальник синагоги, обвиняя Христа в нарушении субботы, рассчитывал вызвать к Нему в народе вражду, но "все противившиеся Ему, - замечает евангелист, - стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его".
Притча Недели 28-й о званных на ужин (Лк. 14, 16-24) повторяет притчу соответственного раздела евангелиста Матфея о званных на брачный пир и еще сильнее повествует о милосердии Божием к Своему падшему созданию: "Господин! - говорит посланный по улицам и переулкам города собирать нищих, увечных, хромых и слепых, - исполнено, как приказал ты, и еще есть место". Господин сказал рабу: "Пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой" (Лк. 14, 22-23). Приказание пойти и убедить, чтобы наполнился дом Его возлежащими, показывает очам нашей веры широко открытые объятия Отца Небесного, Его безмерное милосердие к кающемуся грешнику. Этот мотив особенно подчеркивается в зачалах Недель 27-й, 29-й, 30-й, 31-й и 32-й, где повествуется об исцелении скорченной женщины (Лк. 13, 10-17), слепого при дороге (Лк. 18, 35-43), десяти прокаженных (Лк. 17, 12-19), о богатом юноше (Лк. 18, 18-27) и о посещении дома Закхея мытаря (Лк. 19, 1-10): "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк. 19, 10). Так постепенно Святая Церковь внутренне приближает верующих к Святой Великой Четыредесятнице, к повествованию о Страшном суде Божием, к покаянию и молитве, промыслительно пробуждает, ободряет человека и утверждает его на стези спасения.
За четыре недели до Великого поста Святая Церковь начинает приготовлять верующих к покаянию. Первый призыв к нему мы слышим в Неделю о Закхее: "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк. 19, 10), - возвещает нам в этот день евангельское чтение. Многоразличными, порой непостижимыми и неожиданными действиями взыскует Господь грешных, дабы спасти их. Казалось бы, простое любопытство побудило Закхея влезть на смоковницу, чтобы увидеть мимоидущего Иисуса. Но в действительности душа его уже давно тяготилась сознанием своей нечистоты и неправды, и сердцеведец Христос, увидев его на смоковнице, сказал: "Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме". Слов этих было достаточно, чтобы возбудить в Закхее внутреннюю готовность следовать за Спасителем.
Радость Закхея была велика. Тот, Кого он искал, неожиданно сегодня же будет в его доме. И вот Христос в доме Закхея. Быстро пронеслась в сознании мытаря цепь его греховных деяний. Вспомнил он всех обиженных и оскорбленных, разоренных и брошенных в темницу. И страдания их вошли в его сердце, расплавили оковы греха, и он воскликнул: "Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо". И "пришло, - по слову Иисуса Христа, - спасение дому сему" (Лк. 19, 9).
Так же оно может прийти и к каждому из нас, если только мы осознаем свою греховность и взыщем Господа, без помощи Которого невозможно дело внутреннего очищения и обновления.
Читайте также
- Бдение воскресное с предпразднством или попразднством и малым святым
- Порядок чтения Евангелия согласно календарю, таблица евангельских и апостольских чтений
- Богослужение от Дня Пятидесятницы до конца церковного года
- Богослужение от Рождества Христова до Вознесения Господня
- Богослужение от начала церковного года до Рождества Христова