Священномученик Поликарп был учеником апостола Иоанна Богослова и епископом в городе Смирне в Малой Азии. Пастырскую деятельность он вел не только в Смирне, но и за пределами ее: он писал послания к соседним Церквам для утверждения в вере. В его время праздник Пасхи праздновался не везде одинаково: на Востоке, например, в Смирне, где был епископом Поликарп, праздновался в одно время, а на Западе, например, в Риме, где в то время епископствовал Аникита - в другое; и союз между Церквами не был расторгнут из-за этого, и архипастыри той и другой Церкви сохраняли между собой мир и любовь, ибо разница в обряде - не то, что в догмате, то есть в учении веры. За три дня до мученической своей кончины Поликарп был уведомлен о ней видением: он видел изголовье своей постели в пламени. Умер 86-летним старцем. Когда св. Поликарп был приведен к проконсулу, то проконсул сказал ему: «Пощади свою старость, одумайся, произнеси хулу на Христа, и я отпущу тебя». Св. Поликарп отвечал: «86 лет я служу Ему и видел от Него столько добра; могу ли хулить Царя моего и Спасителя? » Проконсул стал грозить ему дикими зверями, костром и пр. Поликарп все твердо стоял в своем исповедании. Тогда проконсул велел провозгласить вслух народу: «Поликарп признает себя христианином!» Толпа неистово закричала: «Это учитель нечестия, отец христиан, хулитель наших богов! Сжечь его!» Принесли много бревен и дров. Поликарпа хотели прикрепить к столбу железными скобами, но он просил оставить его на свободе. «Тот, Кто даст мне силу терпеть сожжение, - сказал он, - даст силу и без железных уз быть на костре неподвижным!» Его привязали веревками. Перед зажжением костра Поликарп благодарил Бога, что Он причитает его к
сонму Своих мучеников. Когда же костер был зажжен, то, ко всеобщему удивлению, пламя вздулось как бы от сильного напора ветра и окружило мученика точно сиянием. Тогда один из исполнителей казни поразил святого мечом, и тело его было сожжено. Верующие собрали пепел и несколько костей мученика. Это было около 167 г.
Преподобные Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевин, Полихроний, Моисей и Дамиан были сирийские пустынники V в. Препод. Иоанн подвизался 25 лет во рву, без покрова, и носил тяжкие вериги. Антиох и Антонин были учениками Моисея; Зевин упражнялся непрестанно в молитве. Полихроний был учеником Зевина и сам воспитал двух учеников: Моисея и Дамиана.
Преподобный Александр любил часто читать Священное Писание и, через то воспламенившись любовью к иноческим подвигам, поступил в обитель св. Илии в Сирии. Отсюда он перешел в пустыню Вифинии. Здесь собралось к нему много ревнителей подвижнической жизни, и он основал для них обитель, называемую «Неусыпающих». Обитель названа так потому, что в ней установлено непрерывное - и днем и ночью - псалмопение, совершаемое попеременно иноками. Иноки разделялись на 24 чреды по числу часов суток. Это была первая обитель неусыпающих. Прпеподобный Александр скончался в 430 г.
Преподобный Поликарп подвизался в Брянске, и был основателем Спасского монастыря. Скончался в 1620 г. Мощи его покоятся под спудом в брянской приходской Спасской церкви, в которую превращен монастырь.
Сокольская икона Пресвятой Богородицы находится в Сокольском Преображенском монастыре, в полтавской епархии, на берегу реки Ворсклы в 3 верстах от местечка Соколки. На ней находятся знаки нападения на монастырь крымских татар в 1731 г.
В этот день также празднуется память святой праведной Горгонии, сестры святителя Григория Богослова (около 372 г.); преподобномученика Дамиана (1568 г.), преподобных Дамиана Есфигменского (1281 г.) и Моисея Белозерского (XV-XVI вв.).