В Русской Церкви существует особый чин архиерейского отпевания, составленный митрополитом Куйбышевским Мануилом (Лемешевским; † 1968) решением Священного Синода от 13 декабря 1963 годом был разрешен не к обязательному употреблению, но к употреблению по предварительному завещанию Преосвященных.
Этот особый чин архиерейского отпевания в конструктивном отношении точно сохраняет строй иерейского погребения: сохраняется как самая структура чина погребения священников, так и его элементы: все псалмы, антифоны, апостольские и евангельские чтения с молитвами после них, икосы после 6-й песни канона, хвалитные и стиховные стихиры и стихиры на целование.
Как в том, так и в другом случае после начального возгла́са "Благословен Бог наш..." следует 90-й псалом, "Аллилуиа", глас 8-й, со стихами, тропарь "Глубиною мудрости..." с его Богородичным "Тебе и сте́ну и пристанище и΄мамы...", 118-й псалом - "Непорочны" с тропарями "Благословен еси, Господи...", "Святых лик..." и прочее, малая ектения, седален, глас 5-й: "Покой, Спасе наш..." с его Богородичным "От Девы возсия΄вый миру..." Степенна, 6-го гласа: "На небо очи мои возвожу...", прокимен и Апостол к Солунянам, зачало 270-е, Евангелие от Иоанна, зачало 16-е, и молитва "Владыко Господи, Боже наш...." Седален, псалом 22-й, тропари, прокимны и второй Апостол - к Римлянам, зачало 89-е, второе Евангелие - от Иоанна, зачало 15-е, и молитва "Благодарим Тя, Господи Боже наш..." Антифон "Аще не Господь бы был в нас...", псалом 23-й, тропарь и седален, прокимен и третий Апостол - к Коринфянам, зачало 158-е, третье Евангелие - от Иоанна, зачало 21-е, и молитва "Господи Сил..." Антифон "Надеющиися на Господа...", псалом 83-й, тропари, прокимен и четвертый Апостол - к Коринфянам, зачало 160-е, Евангелие от Иоанна, зачало 22-е. Блаженны с тропарями их, прокимен и пятый Апостол - к Римлянам, зачало 113-е, и Евангелие от Иоанна, зачало 23-е. Псалом 50-й, канон с малой ектениёй и и΄косами после 6-й песни, ектения΄ по 9-й песни и эксапостиларий "Ныне упоко́ихся...", "Хвали΄те Господа с небес..." со стихирами "Обоготворе́н в преставлении..." и прочее, "Слава в вышних Богу..." и "Сподоби, Господи...", стихиры преподобного Иоанна Дамаскина́ "Ка́я житейская сладость..." и прочее, "Благо есть...." Трисвятое, "Покой, Спасе..." и прочее. Сугубая ектения΄ с молитвой "Боже духо́в...", стихиры на целование умершего: "Приидите, вернии..." и прочее. Молитва "Господь наш Иисус Христос", чтомая духовником усопшего, и особая надгробная молитва, от епископа чтомая: "Господи Иисусе Христе, Агнче Божий...." Отпу́ст. Обнесение гроба почившего архиерея вокруг храма с пением ирмосов "Помощник и Покровитель...", Трисвятое с тропарями "В поко́ищи Твоем..." и "Едина Чистая...", сугубая заупокойная ектения΄ с молитвой "Боже духо́в...." Предание тела земле.
Новым в Чине является исполнение "непорочных" не на три статии΄, а на две, с припевами к ним "Благословен еси, Господи..." (1-я статия) и "Твой есмь аз, спаси мя" и "Во Царствии Твоем, Господи, помяни раба Твоего" (2-я статия΄), то есть так, как это положено в Чине погребения монахов. Исполнение на архиерейском погребении "непорочных" по образу иноческого погребения имеет свое основание, поскольку русские православные архиереи, имеющие погребаться этим Чином, являются монахами. Из Чина же погребения монахов заимствован седален, глас 2-й: "Да человеки общники Божественнаго Царствия соде́лаеши...", который в новом Чине положен вместо седальна из иерейского погребения "Днесь разлучаюся от сро́дства..." (после молитвы, следующей за первым Евангелием). Это - тоже удачная замена, так как епископу, как монаху, не подобает скорбеть о разлучении от сродства, о чем говорится в седальне иерейского погребения.
Собственно новыми песнопениями в Чине являются:
1) тропарь после 23-го псалма, глас 8-й: "Иже течение сконча́..." и седален, глас тойже: "Христе Царю...",
2) тропарь после 83-го псалма, глас 6-й: "К тебе, Христе, взываю...",
3) канон, глас 6-й, в котором сохранены ирмосы из канона иерейского погребения "Волною морскою...", тропари же даны новые, нарочито составленные. Кроме того, в третьей хвалитной стихире "Жительствовав во благочестии..." слово "священник" заменено словом "епископ".
Все эти новые песнопения основаны на словах и при΄точных наставлениях Господа Иисуса Христа, а также на основе учения святого апостола Павла о воскресении мертвых. В них исповедуется православное учение о воскресении мертвых, о славном втором Пришествии Господа Иисуса Христа, о Страшном Суде, о милосердии и праведном мздовоздаянии Божием, о великом и ответственном перед Судом Божиим служении епископском.
В конце Чина по прочтении духовником разрешительной молитвы положена еще особая надгробная молитва о епископе, которую читает велегласно предстоятельствующий архиерей. Эта молитва заимствована из древнейшего греческого Евхоло́гиона (Молитвослова) VIII-IX веков, известного под названием Барбери΄новского. В молитве призывается Господь Иисус Христос как Утешитель паствы, лишившейся своего архипастыря, и испрашивается милосердие Божие к усопшему, дабы Господь ввел его в Свой Небесный чертог "несу́ща в руце́ лампаду" и сподобил его с ангельским дерзновением предстать у неприступного Престола Своего и молитвами пред Богом сохранять свою паству в достойном служении величию Божию. В глубокой древности, когда в Церкви не существовало особых чинов погребения для мирян, монахов и священнослужителей и все они погребались общим чином, отличие того или иного погребения составляло чтение на нем особой молитвы, соответственно званию христианина. В частности, при погребении епископов полагалось чтение этой молитвы.