Диакон, выйдя северными дверьми и став на обычном месте солеи, читает ектению, в которой призывает молящихся благодарить Господа за причащение Святых Тайн: Про́сти [1], приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Священник, сложив антиминс и держа в руках Евангелие, делает им знак креста над антиминсом и возглашает: Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. И полагает Евангелие на антиминс.
Хор: Аминь.
Священник - по чтении молитв благодарения за причащение [2], - разрешая молящимся исход из храма, возглашает: С миром изыдем (т. е. из храма). [Этим возглашением в древности заканчивалась литургия. Теперь окончанием литургии служат молитвословия отпуста.]
Хор от имени молящихся отвечает: О имени Господни, т. е. не иначе, как с благословением, которое преподается Именем Господа.
Это напутственное благословение и дается священником в особой молитве - заамвонной.
Диакон: Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Священник в это время выходит из алтаря со Служебником в руках чрез царские врата за амвон (внизу солеи) и читает молитву заамвонную, в которой испрашивается у Господа благословение как для предстоящих, так и для всех членов Церкви:
Благословляяй благословя΄щия Тя, Господи, и освяща́й на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея΄ сохрани, освяти΄ любящия благолепие дому Твоему, Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя. Мир мирови Твоему даруй, Це́рквам Твоим, священником и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо и всяк дар совершен - свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов. И Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь. Буди имя Господне благословено отныне и до века (трижды) и 33-й псалом: Благословлю Господа на всякое время... (полностью).
1. В Светлую седмицу поется только "Христос воскресе..." (многажды).
2. Текст молитвы "Благословляяй благословящия Тя, Господи..." одинаков на весь год для обеих литургий.
3. В древности, во время чтения заамвонной молитвы молящиеся стояли с преклоненными главами. И теперь диакон, в память этого древнего обычая, стоит пред иконой Спасителя, преклонив главу и держа орарь, как при чтении ектении. Этим он подает молящимся пример послушания воле Божией.
- Прости - прямо стоя, с благоговением ^
- Обычно благодарственные молитвы читаются по отпусте литургии, когда священник дает целовать Крест молящимся ^