Богословско-литургический словарь — Х

Богословско-литургический словарь - Х

ХАЙРЕТИ΄ЗМЫ (греч. "хайре" - радуйся) - приветствия, обращенные к воспеваемому священному лицу и состоящие из слова "радуйся" и описательного обозначения и прославления этого лица; входят в состав икосов и акафиста.

ХИРОТЕ́СИЯ И ХИРОТО́НИЯ - 312-343.

ХИРОТО́НИЯ И ХИРОТЕ́СИЯ - 312-343.

ХЛЕ́БЫ ПРЕДЛОЖЕ́НИЯ (Мф. 12, 4; Мк. 2, 26; Лк. 6, 4) - двенадцать опресночных хлебов, каждую субботу полагавшихся во святилище скинии, а позже - храма, и лежавшие там семь дней. Они полагались двумя рядами по шесть хлебов в каждом и на каждый ряд возлагался ливан (благовоние). Эти X. по истечении семи дней, взятые со стола предложения, принадлежали священникам, которые могли вкушать их только на святом месте (Лев. 24, 5-9). X. П. служили прообразом того духовного хлеба, о котором Господь сказал: "Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда... Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира" (Ин. 6, 35, 41. 50, 51).

ХОМОВО́Е ПЕ́НИЕ, хомония, раздельноречие - особая система произнесения текста в русском церковном пении. Возникла в XIV-XV веках. По традиционному объяснению, происхождение X. П. связано с изменением фонетики русского языка и с усилившимся расхождением между книжной и живой разговорной речью (в новейшей исторической литературе это объяснение подвергнуто сомнению и выдвинут вопрос о южнославянском влиянии). Существовавшее ранее полное соответствие между записью текста церковных песнопений и речевым произношением его со временем было нарушено. Полугласные звуки старославянского литературного языка "ъ" и "ь", имевшие в старинных церковных напевах соответствовавшие им тоны мелодии, в бытовом произношении исчезли. В церковном пении (во избежание искажения традиционной мелодии пропуском тонов, соответствовавших исчезнувшим полугласным) они были заменены полногласными "о" и "е". Например, старославянское слово "дьньсь" (днесь) было изменено на "денесе", "Съпасъ" - на "Сопасо" и т. п. Окончания глаголов в прошедшем времени 1-м лице множественного числа стали произноситься "хомо", например, "согрешихомо, беззаконовахомо..." (отсюда название "хомовое"). Эта манера пения подвергалась осуждению с XVII века Новгородский митрополит Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) ввел в Новгороде пение "правленное на речь". Вслед за тем X. П. было отменено в домовой церкви царя Алексея Михайловича. Московский Собор 1666-1667 годов постановил "гласовое пение пети на речь" и соответственно этому исправить тексты и напевы всех певческих книг. Эта реформа не была принята сторонниками старого обряда.

ХОРА́Л (лат. cantus choralis - хоровое песнопение) - род литургических песнопений в Католической Церкви на латинском или на национальных языках.

ХОРУ΄ГВЬ - священное церковное знамя, употребляемое при особо торжественных церковных праздниках, когда бывает крестный ход, то есть торжественное шествие, возглавляемое священнослужителями, при котором бывает пение молитв. Участники этого шествия несут кресты, иконы и хоругви. В обычные дни X. хранятся в храме, на клиросах, по обе стороны от царских врат. Начало употребления X. и их форма восходит, по-видимому, ко временам святого Константина Великого, который повелел украсить изображением Креста свое императорское знамя, носившее название labarum. На происхождение теперешней формы X. указывает образовавшееся со времени Константина Великого словоупотребление, по которому у церковных писателей labarum стало обозначать собою и crux (крест), и vexillum ecclesiasticum (церковное знамя). Позже X. стали изготовлять из металла и украшать образами Спасителя, Пречистой Девы, угодников Божиих и священных событий. X. употребляются в буквальном значении, как священные знамена победы Церкви Христовой над князем мира сего.

ХО́РЫ (ЛИ΄КИ) - 19, 68.

ХРА́М - 12, 17-33, 154-156.

Дорогие друзья! Обращаемся к вам с просьбой о помощи. Мы благодарны за любое проявление сострадания к тем, кто нуждается в нем куда больше, чем большинство из нас. Обо всех наших жертвователях мы помним и молимся за них! Во славу Божию!

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here