Кроме канона на исход души, в Требнике есть другой умилительный канон, такое творение святого Андрея, архиепископа Критского, который входит в "Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет". Начинается он, так же, как и первый, возгласом "Благословен Бог наш...", Трисвятое по "Отче наш...", "Господи, помилуй" (12 раз), "Приидите, поклони΄мся..." (трижды), затем псалмы 69-й: "Боже, в помощь мою вонми΄...", 142-й: "Господи, услыши молитву мою..." и 50-й: "Помилуй мя, Боже..."
Тяжелые страдания умирающего побуждают усилить моление о его мирной кончине. Душа долго страждущего устами священника молитвенно ищет помощи у всей Церкви земной и Небесной, призывая: "О мне плачите, о мне рыдайте, ангельстии собо́ри и челове́цы вси христолюбцы, немилостивно бо душа моя от тела разлучается" (песнь 4, тр. 3). Просит "всех благочестно и в житии поживших" (песнь 1, тр. 1), "вся земныя концы совоздохнуть и совосплакать". Душа обращается к добрым друзьям и знакомым: "почто не плачете, почто не рыдаете" (п. 3, тр. 1), просит их "в память еже к вам дружбы моли΄те Христа призре́ти на мя злополучна, живота лишившагося и му́чима" (п. 3, тр. 3). Душа умирающего верит в силу церковной молитвы: "Поклоньшеся Владычице и Пречистей Матери Бога моего, помоли΄теся, яко да преклони΄тся с вами и преклони΄т Его на милость" (п. 7, тр. 4).
В конце чина две молитвы: первая о душе судимой, вторая - о долго страждущем перед смертью. В ней раскрывается христианское понимание смерти как средства против развития зла. Неизреченною мудростию созданный из персти Адам был украшен образом Божиим и добро́тою и как честно́е и небесное стяжание предназначался к постоянному славословию и благолепию Божией славы и Царства, "но понеже заповедь преступи Твоего повеления, прием образ и не сохранив, и сего ради, да не зло бессмертное будет", Господь по человеколюбию лишил человека плотско́го бессмертия, установил разлучение тела и души. Тело обращается в то, из чего оно было создано, то есть в прах земной, а душа, вдохнутая Господом, возвращается к Нему и пребывает в определенном Им месте до общего воскресения. Присутствуя при таком разлучении души с телом одного из рабов Божиих, долгостраждущего, иерей со смиренным сознанием своего личного недостоинства дерзновенно просит Господа: "разреши раба Твоего (рабу Твою, имярек) нестерпимыя сея болезни и содержашия его (ю) горькия не́мощи и упокой его (ю), идеже праведных ду́си..."
Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут быть прочитаны у одра умирающего и мирянином, разумеется, с соответствующей заменой возгласов и опущением молитв, предназначенных для чтения только иереем.