Чтец и певец - низшие степени церковного клира, которые, как приготовительные, должен пройти всякий готовящийся к принятию священного сана. Посвящение (хиротесия) в чтеца, певца и иподиакона не является Таинством, а лишь торжественным обрядом выделения наиболее достойного по благочестию из среды мирян для прислуживания при храмовом богослужении.
Посвящение совершается посреди церкви перед началом Литургии. По облачении архиерея перед чтением часов иподиаконы приводят избранного в должность чтеца и певца на середину церкви. Он трижды поклоняется алтарю, а затем, обратясь, трижды архиерею. Подойдя к архиерею, преклоняет главу, которую тот осеняет крестным зна́мением и, возложив руки на посвящаемого, читает две молитвы. Поскольку чтец и певец одновременно исполняет должность свещеносца, то в первой молитве архиерей просит Бога: "Раба Твоего, предходити свещеносца Святым Твоим Таинствам изволившаго, украси нескверными Твоими и непорочными одеждами". Затем поют тропари апостолам: "Апостоли святии, молите Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим", потом святителям, составителям Литургий - святому Иоанну Златоусту: "Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать...", святому Василию Великому: "Во всю землю изы΄де вещание твое...", святому Григорию Двоеслову: "Пастырская свирель богословия твоего ри΄торов победи΄ трубы...", на "Слава, и ныне" поется тропарь: "Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы Твой мир даждь нам и помилуй нас, яко Един Щедр".
Если посвящение в чтеца и певца совершается не на Литургии, то прежде этих тропарей архиерей произносит возглас: "Благословен Бог наш", затем поется "Царю Небесный", Трисвятое, "Пресвятая Троице", "Отче наш", а затем указанные тропари.
После окончания тропарей архиерей постригает крестовидно власы свещеносца, произнося при первом пострижении: "Во имя Отца". "Аминь", - отвечает протодиакон, чтец или певец. При втором пострижении: "И Сына". "Аминь", - говорят те же. При третьем пострижении: "И Святаго Духа". "Аминь", - отвечают ему. И завершается пострижение при словах: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".
В знак посвящения Богу чтец или певец облачается в короткую фелонь. Потом архиерей опять трижды благословляет его главу, возложив на нее руку, читает вторую молитву о нем, как чтеце и певце: "И даждь ему со всякою мудростию и разумом божественных Твоих словес поучение и прочитание творити, сохраняя его в непорочном жительстве".
По окончании этой молитвы чтецу повелевают прочитать отрывок из Апостола в знак первой его обязанности - чтения. При чтении он обращается лицом к востоку. Перед чтением и после него он трижды поклоняется архиерею. Затем с него снимается короткая фелонь, и архиерей трижды благословляет его. Потом архиерей осеняет крестным зна́мением подаваемый ему стихарь, а поставляемый, поцеловав нашитый на нем крест и руку архиерея, облачается в него с помощью иподиаконов.
Архиерей читает ему поучение об обязанности чтеца (из Архиерейского чиновника):
"Чадо, первая степе́нь священства чтеца есть. Подобает убо тебе на всяк день Божественныя Писания прочи΄товати, да слушающии, зряще тя, пользу и назидание приимут, и тебе самому вящщий степе́нь притвори΄ши, никакоже постыждая о тебе избрание. Целомудренно бо, и свято, и праведно жительствуя, и Человеколюбца Бога милостива возъи΄маши, и вящщаго сподобишися служения во Христе Иисусе, Господе нашем. Ему же слава во веки веков. Аминь".
После поучения архиерей говорит: "Благословен Господь! Се, бысть раб Божий (имярек), чтец святейшия церкве (имярек), во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа", и дает ему лампаду (подсвечник). С этой свечой чтец стоит во время Литургии перед архиереем на соответственном месте. Обычно в день посвящения в стихарь чтец причащается, но не в алтаре, а, как мирянин, на солее.
Чтецы носят свечи при служении архиерея, а также и во время пресвитерского служения. Чтецы также называются клириками, причетниками, или дьячками. Чтец может исполнять должность пономаря: приносить или разводить огонь для кадильницы, приготовлять просфоры, вино, воду, подавать их священнику при совершении проскомидии, следить за чистотой и порядком в алтаре; он может также звонить в колокол.