По облачении священник и диакон при чтении 25-го псалма умывают свои руки в знак душевной чистоты, с которой они начинают богослужение. Словами этого псалма они выражают любовь к храму Божию и молятся, чтобы Господь не погубил их с творящими нечестие:
Умы΄ю в неповинных ру́це мои и обы΄ду жертвенник Твой, Господи, е́же услышати ми глас хвалы΄ Твоея΄ и пове́дати вся чудеса́ Твоя. Господи, возлюби΄х благолепие до́му Твоего и место селения славы Твоея. Да не погуби΄ши с нечестивыми душу мою и с мужи крове́й живота моего: и΄хже в рука́х беззакония, десни΄ца их испо́лнися мзды. Аз же незло́бием моим ходих: изба́ви мя, Господи, и помилуй мя. Нога́ моя ста на правоте́, в це́рквах благословлю Тя, Господи.
Далее диакон приготовляет все необходимое для совершения Святой Евхаристии: снимает покрывала с престола и жертвенника, зажигает на жертвеннике свечу или лампаду, ставит дискос (слева) и чашу (справа), а также копие, лжи΄цу, покровцы, возду́х, просфоры, вино, ковшичек, тарелочку и губку.
Приготовив для проскомидии все потребное, священник и диакон подходят к жертвеннику и, благоговейно совершив пред ним троекратное поклонение, молятся об очищении своих грехов, читая:
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя, и тропарь Великого пятка, напоминающий о смерти Господней и плодах ее - нашем искуплении:
Искупи΄л ны еси΄ от клятвы зако́нныя честно́ю Твоею Кро́вию, на Кресте пригвозди΄вся и копием пробо́дся, безсмертие источи΄л еси΄ человеком, Спасе наш, слава Тебе.
По долгу благоговения к евхаристическим сосудам священник при чтении этого тропаря обычно целует их. При произнесении слов "Искупил ны еси от клятвы законныя" он целует дискос, при словах "честно́ю Твоею Кровию" - чашу. Произнося "на Кресте пригвоздився", целует звезди΄цу, "и копием прободся" - копие и, наконец, при словах "безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе" - лжицу.
Чтение этого тропаря знаменует, что священник приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу - Евхаристии в воспоминание великой Господней Жертвы на Голгофе.
Затем диакон тихо говорит: Благослови, владыко.
Священник возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон: Аминь.
Чтец после возгласа священника начинает на клиросе чтение часов и во время совершения проскомидии прочитывает 3-й и 6-й часы, которые по содержанию находятся в тесной связи с проскомидией. В псалмах, тропарях и других молитвах часов прообразовательно, как и на проскомидии, изображается земная жизнь Господа Иисуса Христа.
Священник по возгласе "Благословен Бог наш" берет левой рукой просфору со знаком креста для Агнца и, держа в правой руке копие, троекратно благословляет ее им, творя знамение креста над печатью просфоры, с троекратным же произнесением слов: В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа.
И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя - с левой) со словами: Яко овча́ на заколение веде́ся.
[Для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя.]
Делая надрез с левой стороны (от себя - с правой), священник говорит: И яко Агнец непорочен, пря΄мо стригу́щаго Его безгласен, тако не отверза́ет уст Своих.
Верхняя сторона просфоры надрезается со словами: Во смирении Его суд Его взя΄тся.
Нижняя сторона надрезается со словами: Род же Его кто испове́сть?
Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит:
Господу помолимся, держа орарь в руке, как при чтении ектений.
После надрезания просфоры диакон говорит: Возьми΄, владыко.
Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова: Яко взе́млется от земли΄ живот Его, и полагает его на дискос печатью вниз.
Диакон: Пожри΄, владыко (от слав. слова "пожре́ти" - принести в жертву).
При этих словах диакона священник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря: Жре́тся Агнец Божий, вземля΄й грехи΄ мира, за мирски΄й живот и спасение.
Затем обращает (переворачивает) Агнец печатью вверх.
Диакон: Прободи΄, владыко.
При этих словах диакона священник прободает Агнец копием с правой Его стороны, говоря: Един от во́ин копием ре́бра Его прободе́, и а́бие изы΄де кровь и вoда́, и ви΄девый свиде́тельствова, и истинно есть свидетельство его.
Диакон: Благослови, владыко, святое соединение.
Получив благословение, диакон вливает в потир вино, соединенное с небольшим количеством воды.
Священник, взяв вторую просфору, говорит: В честь и память Преблагословенныя Владычицы на́шея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея΄ же молитвами приими, Господи, жертву сию΄ в пренебесный Твой Жертвенник.
Вынув из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя - с левой), вблизи от его средины, произнося: Предста́ Царица одесну́ю Тебе, в ри΄зы позлаще́нны оде́яна, преукраше́нна.
Священник, взяв третью просфору, произносит:
1. Честна́го славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна,- и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дискосе с левой стороны Агнца (от себя - с правой), ближе к верхней его части, начиная этой частицей первый ряд.
Затем священник говорит:
2. Святых славных пророков Моисея и Ааро́на, Илии и Елисея, Давида и Иессе́я, святых трие́х отроко́в, и Даниила пророка, и всех святых пророков,- и, отделив от просфоры вторую частицу, полагает ее ниже первой, на такое же расстояние от Агнца.
Далее священник говорит:
3. Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов,- и, отделив от просфоры третью частицу, полагает ее ниже второй, оканчивая ею первый вертикальный ряд частиц.
Затем священник произносит:
4. Иже во святых отец наших, святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Мефодия, учителя Словенскаго, Михаила Киевскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей,- и, отделив четвертую частицу, полагает ее на одном уровне с первой частицей, начиная ею второй ряд.
Потом священник говорит:
5. Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Федора Ти΄рона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириаки΄и, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц,- и, отделив пятую частицу, полагает ее ниже первой частицы второго ряда.
Затем священник говорит:
6. Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежскаго, Варлаама Ху́тынскаго, Серафима Саровскаго и всех преподобных отец; и преподобных ма́терей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Еги΄птяныни и всех святых преподобных ма́терей,- и, отделив шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчивая второй ряд.
Продолжая, священник произносит:
7. Святых и чудотворцев бессребреник Космы΄ и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая и всех святых бессребреников,- и, отделив седьмую частицу, полагает ее вверху, начиная ею третий ряд.
Далее священник говорит:
8. Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже,- и, отделив восьмую частицу, полагает ее ниже первой третьего ряда [1].
Затем священник говорит:
9. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопо́льскаго, Златоустаго (или: "Иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския",- если совершается его литургия),- и, отделив девятую частицу, полагает ее в конце третьего ряда, заканчивая ею этот ряд.
Взяв четвертую просфору и вынимая первую большую частицу, священник говорит:
Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных, Святейшаго Патриарха Алексия, митрополиты, архиепископы, епископы (поминается и епархиальный архиерей: Господина нашего Преосвященнейшаго имя рек), честно́е пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита или игумена нашего имя рек), братию и сослуже́бники наша священники, диаконы и всю братию нашу, я΄же призвал еси во Твое общение Твоим благоутробием, Всеблаги΄й Владыко.
Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры, священник произносит:
Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея - и потом, вынимая из нее же и затем из принесенных народом на проскомидию просфор частицы, поминает живых членов Церкви с произнесением слов: Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия, или рабов Божиих, имя рек.
[Пред тем, как вынуть из поданной на проскомидию просфоры частицу, священник по обычаю знаменует просфору крестообразно копием.]
Все вынутые о здравии частицы полагаются с нижней стороны Агнца, причем две из них - за Святейшего Патриарха и епархиального епископа - полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии.
Наконец, взяв пятую просфору и вынимая из нее частицы, священник говорит:
О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и блаженных создателей святаго храма сего (в обители: святыя обители сея).
В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из этой же пятой просфоры или из просфор, поданных верующими, священник вынимает частицы о упокоении почивших, произнося: Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия, или рабов Божиих, имя рек.
Заканчивая поминовение, священник произносит:
Помяни, Господи, и всех в надежди воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи.
Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых.
Закончив поминовение усопших, священник снова берет четвертую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами: Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное.
После этого при помощи губки священник собирает с краев дискоса частицы, чтобы ни одна из них не могла упасть с него.
Диакон берет кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к священнику, говоря: Благослови, владыко, кадило. Господу помолимся.
Священник, благословляя кадило, читает молитву:
Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню΄ благоуха́ния духовнаго, е́же приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли΄ нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.
Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит: Господу помолимся.
Священник, взяв развернутую звездицу, надносит ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным, поставляет ее на дискосе, над Агнцем, и произносит при этом слова: И прише́дши, звезда ста верху́, идеже бе Отроча́.
Диакон: Господу помолимся.
Священник надносит над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит:
Господь воцари΄ся, в ле́поту облече́ся, облече́ся Господь в силу и препоя΄сася, ибо утверди΄ вселенную, я΄же не подви΄жится. Готов престол Твой отто́ле, от века Ты еси΄. Воздвиго́ша реки, Господи, воздвигоша реки гла́сы своя, во́змут ре́ки сотре́ния своя, от гласо́в вод многих. Ди΄вны высоты΄ μорски΄я, дивен в высоких Господь. Свиде́ния Твоя уве́ришася зело. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.
Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.
Священник надносит над кадильницей второй покровец и покрывает им потир (чашу) со словами: Покры΄ небеса́ добродетель Твоя, Христе, и хвалы΄ Твоея΄ испо́лнь земля.
Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.
Священник надносит над кадильницей возду́х и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит:
Покры΄й нас кровом крилу́ Твое́ю, отжени΄ от нас всякаго врага и супостата, умири΄ нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой и спаси΄ душы наша, яко Благ и Человеколюбец.
Потом священник берет кадило и, покадив жертвенник, произносит (трижды): Благословен Бог наш, сице благоволи΄вый, слава Тебе.
Диакон же каждый раз молитву священника заканчивает словами: Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Произнося это, священник и диакон благоговейно поклоняются при каждом славословии.
Диакон, приняв кадильницу от священника, глаголет:
О предложе́нных Честны΄υ Дарех Господу помолимся.
Священник читает молитву предложения:
Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, Пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый, Спаса и Изба́вителя, и Благодетеля, благословя΄ща и освяща́юща нас, Сам благослови΄ предложение сие́ и приими΄ е в пренебесный Твой Жертвенник.
Помяни, яко Благ и Человеколюбец, принесших и и΄хже ради принесо́ша, и нас неосужде́ны сохрани во священнодействии Божественных Твоих Таин.
Яко свети΄ся и прославися пречестно́е и великоле́пое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
По прочтении этой молитвы священник оканчивает проскомидию славословием, произнося: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.
Диакон: Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови.
В заключение проскомидии священник произносит краткий отпу́ст:
Воскресы΄й из мертвых (только в день воскресный, в седмичные дни отпуст начинается прямо со слов: Христос, истинный Бог наш) Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречи΄стыя Своея΄ Ма́тере, и΄же во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопо́льскаго, Златоу́стаго, и всех святых, помилует и спасе́т нас, яко Благ и Человеколюбец.
На литургии святого Василия Великаго поминается:
Иже, во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесари΄и Каппадоки΄йския.
Диакон: Аминь.
- Обычно здесь поминаются и другие святые, имена которых не вошли в Служебник ^