Психологическую основу почитания икон можно усмотреть в поговорке: Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. По уверениям психологов, человек зрением воспринимает 80 процентов всей получаемой информации. Изображение помогает нам воссоздать в душе облик дорогого человека и смягчить боль разлуки с ним. Чувства, питаемые к изображенному человеку, в какой-то степени переносятся на само изображение. Если же изображаемое лицо обладает в наших глазах ореолом святости, то изображение, или икона, по-гречески, приобретает значение святыни. Священными объектами могут быть не только изображения, но и останки (мощи), место погребения, вещи, принадлежавшие чтимому лицу.
В этом исключительном значении зрительных впечатлений надо искать причину настойчивого желания узреть Бога. Это желание, как мы знаем из Священного Писания, овладевало многими, начиная от Моисея (Исх. 33:18-23) и до ученика Христова Филиппа, который просил: "Покажи нам Отца, и довольно для нас" (Ин. 14:8).
Бог Отец ответил на это вековечное стремление человечества к зрительному Его восприятию, послав нам Своего Сына (Ин. 3:16), Который явил никогда до этого невиданного Бога (Ин. 1:18). Изображение (икона) Сына Божьего приобрело исключительно важное значение с уходом Спасителя из материального мира.
Между изображением обыкновенного человека или святого, Божьей Матери, и, тем более, Господа Иисуса, церковное сознание усматривает существенное различие. Икона есть не только изображение, но священный предмет, через который молящемуся подается благодать Божья, сообщается святость, идущая от Бога. И это происходит - кто бы ни был изображен на иконе: Господь, Его Пресвятая Матерь или кто-либо из святых, ибо Господь наш единственный Источник освящения и святости.
Освящение сообщается через прикосновение к священным предметам. Так, например, через погружение креста в воду, вода освящается. Святая вода, в свою очередь, сообщает освящение иконе, сосудам, пище, жилищу - любому предмету потребному для добрых целей. Таким образом, лобзание святой иконы - это не только выражение любви к изображаемому лицу, но и освящение через прикосновение к ней. Ярким примером освящения через материальные объекты могут служить исцеления больных, на которых падала тень апостола Петра (Деян. 5:15). В других случаях возлагались платки и опоясания апостола Павла (Деян. 19:12).
Конечно, согласно учению, процесс сообщения святости от одного освященного предмета к другому должен сопровождаться молитвой, актом отнюдь не материальным, а духовным. Христианству чуждо отношение к освящению, как механическому акту, что свойственно языческой магии. Господь Иисус Христос учил нас Богу поклоняться "в духе и истине." К сожалению, этот завет нарушается теми, кто не воспринимает ни умом, ни сердцем содержание молитв совершаемого таинства.
Православные обряды, сопровождаемые молитвенным обращением к Богу, весьма разнообразны. Наиболее часто употребляются осенения себя крестным знамением и поклоны (поясные и земные), лобызание иконы, креста или другого освященного предмета. К освящающему предмету нередко прикасаются не губами, а лбом или болящей частью тела, в коем случае это сочетается с молитвой об исцелении. На всенощных совершается помазание елеем, предварительно освященным. Нередко елей для помазания берется из лампады, горящей перед чтимой иконой, - считается, что само использование его в зажженной перед святыней лампаде уже сообщает ему освящение.
Освящающее воздействие благодати через освященные предметы было известно ветхозаветному человечеству, особенно израильскому народу, обладавшему истинным боговедением. Освященные предметы, носители благодати, вызывали благоговение чувство, родственное страху, но имеющее элемент радостного возбуждения, доходящего до ликования. Такими предметами являлись для израильтян гора Синай, на которой Моисей получил Божественное откровение; ковчег Завета, где хранились скрижали Завета; скиния, а со времен Соломона - Иерусалимский Храм с его утварью и убранством. Однако, в самой скинии, равно как и в Храме, при всей их святости, было место наиболее освященное - Святое святых.
Стоит отметить, что в христианской Церкви употребление священных предметов имеет множество запрещений для мирян. Например, запрещение касаться престола, евхаристической утвари и многие другие. В Израиле же эти запреты касались большой области религиозной жизни: во Святое святых входил только первосвященник, и притом раз в году (Лев. 16:2; Евр. 9:7); нельзя было употреблять в качестве обычной пищи хлебы предложения (Исх. 19:30; Мт. 12:3-4), прикасаться к ковчегу Завета (2 Цар. 6:6-8). Существовали и другие многочисленные обрядовые и бытовые запреты.
Израильский народ получил во второй Заповеди категорический запрет почитания иных богов и их изображений. Это предопределило отсутствие иконопочитания в Израиле, в иудаизме, а позднее - в исламе. Цель этого запрета ясна: единобожие Израиля подвергалось могучему влиянию языческой идолатрии окружающих народов, и надо было устранить малейшую возможность отклонения от почитания истинного Бога. Поводом для отклонения могло стать изображение человека, животного, даже растения и т.п. Единственным исключением были фигуры херувимов, по повелению Божию Моисею, помещенные во Святое святых над ковчегом Завета. (Исх. 25:18-21; Евр. 9:3-5).
Существует два предания о происхождении нерукотворного образа Спасителя. Согласно восточному преданию, у Эдесского царя Авгаря было полотенце с изображением лика Спасителя, возникшее в тот момент, когда Господь приложил его к Своему лицу. Второе предание, западное, говорит о женщине по имени Вероника. Пожалев Христа, несшего тяжелый крест на Голгофу, обливаясь кровавым потом, она дала Ему полотенце (плат). Когда Спаситель, отерев лицо, вернул плат Веронике, она увидела на нем изображение (отпечаток) лика страдающего Господа. Обе версии заслуживают доверия: царь Авгарь - историческая личность, и обстоятельства возникновения изображения на плате Вероники кажутся естественными, т.к. сопряжены с историческими фактами. Характер сверхъестественного изображения подчеркивает отмеченную выше невозможность создать изображение естественным путем с применением красок и кисти.
Нерукотворный образ Спасителя в Православной Церкви уникален: его сразу можно узнать по плату, который изображается на холсте или доске вместе с ликом Спасителя. Есть множество икон Спасителя, но они не имеют особенного наименования, как свойственно буквально всем иконам Богоматери, например: Владимирская, Казанская, Скоропослушница и прочие.
Необходимым условием иконопочитания является убежденность в возможности сообщения благодати от иконы. О том, что благодать может сообщаться через материальные предметы, знали евреи еще со времен Моисея и Аарона, знали и множество паломников, устремлявшихся со всего мира в Иерусалимский Храм, знали и ученики Христовы. Поэтому Спаситель говорил об освящающем действии передачи благодати от одного предмета к другому, как о чем-то само собой разумеющемся. У ев. Матфея описано стремление Христа исправить нарушение иерархии освященности, которую допускали книжники и фарисеи: "Горе вам, вожди слепые, которые говорите: - если кто поклянется храмом, то ничего, а если поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! Что больше: золото или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! Что больше: дар или жертвенник, освящающий, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется престолом Божиим и Сидящим на нем" (Мф. 23:16-22).
В иерархии ценностей, приводимых Спасителем примеров, низшие - золото, освященное храмом, и дар, освященный жертвенником; и высшие - Сам Бог, освящающий храм, в котором Он обитает, и небо, именуемое здесь престолом Божиим. Важен факт освящения материального предмета посредством благодати, исходящей от другого предмета. Источник же благодати не материален - это Сам Бог.
Подобные взаимодействия духовного с материальным в процессе освящения пронизывают собой все богослужение, тайнодействия и обряды Православной Церкви в полном соответствии с апостольским указанием: "Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1 Кор. 6:20).
Сам Христос Свои исцеления часто осуществлял не только через словесное волеизъявление, но и через разнообразные способы физического воздействия: прикосновение (Мф. 8:3,15; 9:29; Мр. 3:10), помазание "брением из плюновения" (Ин 9:6; ср. Мк 7:33). То же мы видим и в действиях апостолов, не только прикосновением исцелявших (Деян. 3:7-18), но даже тенью своей оказывавших благотворное, исцеляющее действие (Деян. 5:15). Эта благодатная практика распространилась в Церкви и на святые иконы. Их почитание было узаконено на 7-ом Вселенском Никейском Соборе в 787 г.
Седьмой Вселенский Собор происходил в разгар упорной борьбы иконопочитателей с иконоборцами. Так как основные доводы иконоборцев базировались на внешнем сходстве почитания икон и скульптурных изображений с идолопоклонством, то в вероучительных творениях и соборных определениях особый акцент делался на духовной стороне иконопочитания. Подчеркивалось, что объектом почитания является не материал, из которого изготовлена икона (не дерево, не полотно и пр.), а сам объект изображения, т.е. прежде всего Господь Иисус Христос, Его Пречистая Матерь, святые. Тем самым иконопочитание отмежевывалось от идолопоклонства, когда обожествлялся сам почитаемый предмет. В псалме 134:15-18 ярко показано: "Идолы язычников - серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят, есть у них глаза, но не видят, есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них."
Людям было очень нелегко перейти от представления о языческих богах - распутных, жестоких, хитрых - к высочайшему понятию о едином, невидимом, нематериальном Боге-Творце, Вседержителе, Который, будучи "Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих... Сам дая всему жизнь и дыхание и все"(Деян. 17:24-25).
Язычникам, просвещаемым евангельским светом, было доступнее почитание Христа, как конкретной Личности, Богочеловека, облеченного плотью и кровью, жившего когда-то среди людей. Поэтому представлялась потребность запечатлеть облик Иисуса Христа. Уже в катакомбах 2-го и 3 вв. мы видим изображение Христа в виде доброго Пастыря. Еще более древними являются символические рисунки рыбы, являвшиеся для христиан опознавательным знаком в условиях враждебного языческого окружения. Слово "рыба" на греческом языке состоит из начальных букв слов "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель." Дорогие сердцу христиан изображения постепенно распространялись в быту, и неизбежным оказалось их внедрение в храмы. Созерцание икон во время богослужений создавало и создает благоприятное психологическое условие для молящегося, располагая его к молитве.
Церковные торжества 843 г. окончательно утвердили практику почитания икон, догматизированную в Никее седьмым Вселенским собором в 787 г. Однако в 15-17 веках в глубине западного общества созрел протест против официальной Церкви, который привел к движению Реформации. Этот процесс был порожден вследствие многочисленных явлений обрядоверия и суеверия, связанными с извращенными формами почитания икон, мощей и реликвий, раскрытия обманных действий и, наконец, открытой торговли святынями. Во времена Джона Виклифа (1384) и Яна Гуса (1415) раздались протесты наиболее духовных и просвещенных представителей духовенства и мирян, а потом появилась литература, обличительная и сатирическая, имевшая уже антицерковный и антиклерикальный характер.
Все это были предвестники длительного процесса Реформации, куда были вовлечены сотни тысяч и, впоследствии, миллионы христиан. В историческом сознании Реформация сопряжена с именами Жана Кальвина (1564) и Мартина Лютера (1546), который выступил в Виттенберге против торговли индульгенциями в 1517 г. Протестанты принимали с негодованием суеверное обожествление статуй, икон, реликвий. Но впали в крайность: воодушевленные благой целью побороть языческий элемент в психологии богомольцев, они отказались от почитания икон вообще, разделив, отвергнутые прежде взгляды иконоборцев. Пытаясь опираться на тексты Священного Писания и изучая Ветхий Завет, они выбирали в свою пользу, как им казалось, подходящие доказательства и не принимали то, что их опровергало.
Храмы протестантских конфессий - лютеранские, реформатские, пресвитерианские, баптистские, методистские и пр. - поражают православного посетителя отсутствием художественного убранства. В противоположность Западу религиозное искусство достигает высокой степени совершенства на православном Востоке. Сохраняя явные следы византийских истоков (Феофан Грек, 1405 г.), русское православное искусство уже в 14-15 вв. сложилось в школу живописи, отличавшуюся глубокой одухотворенностью, своеобразием и высоким мастерством. Работая в монастырском уединении, такие гениальные мастера, как Андрей Рублев (1430 г.), Дионисий (1503 г.), позднее Симон Ушаков (1686 г). и многие другие их современники, явились яркими выразителями русской религиозности. Большинство живописцев были монахами, смотрели на свой труд, как на послушание, и их имена остались неизвестными.
Излюбленным сюжетом был лик Божьей Матери. Изображения Богородицы имели сотни вариантов и пользовались широким почитанием. Наименования этих икон можно разделить на две группы. Наименования по населенным пунктам: Казанская, Владимирская, Тихвинская, Смоленская; и наименования, отражающие сюжетные особенности данной иконы: Нечаянная Радость, Взыскание погибших, Утешение в скорбях и печалях и многие другие. Иконы Спасителя, за исключением Нерукотворного Образа, не имеют особых названий. Спаситель изображается иногда в виде Царя, сидящего на троне, и почитается, как образ Господа Вседержителя. Чаще же всего Он изображается страдающим на кресте или в качестве Второго Лица Святой Троицы, восседающим рядом с Богом Отцом, т.н. "Новозаветная Троица." Некоторые изображения Распятого Христа имеют реалистический характер, отражая Его физические и душевные страдания; другие же писались в условной манере: чертам Спасителя предано выражение серьезного спокойствия и величия.
Московский Собор 1667 г. осудил какие-либо изображения Бога-Отца. Основанием для постановления Собора 1667 г. послужили Священное Писание и Священное Предание. "Бога не видел никто никогда, - говорит евангелист Иоанн, - единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1:18; 1 Ин. 4:12). Седьмой Вселенский Собор счел возможным разрешить изображение Сына Божьего именно потому, что Он, "приняв образ раба, сделался подобным человекам и по виду стал как человек" (Фил. 2:7) и, благодаря этому, стал доступен чувственному созерцанию.
Что же касается сущности Божией, вне раскрытия ее в Личности Богочеловека, то она остается сокрытой и недоступной не только для зрения, но и для разума, ибо Бог - Тот, Который "обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1 Тим. 6:16).
Все описанные в Библии явления Бога людям были человеческими впечатлениями и переживаниями под воздействием воли Божьей: Бог открывал Себя так и в той степени, как Ему было угодно, но сущность Его, Его истинный Лик остается сокрытым, непостижимым, недоступным человеческому представлению. "Человек не может увидеть Меня и оставаться в живых" (Исх. 33:20).
Господь по Своей беспредельной любви к падшим людям, пошел навстречу извечной жажде увидеть Его или, по крайне мере, чувственно восприять Его. Он "отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16), и совершилась "великая благочестия тайна: Бог явился во плоти" (1 Тим. 3:16). Тем самым недоступный Бог, в Лице Сына и Слова Божьего, Второго Лица Святой Троицы, стал Человеком, доступным для зрения, слуха, осязания и, как это утвердила Церковь на своем 7-ом Соборе, также доступным изображению. Подобным образом и символическое изображение Духа Святого в виде голубя имеет библейское основание, ибо при крещении Спасителя Он сошел на Него в виде голубя. Такое изображение Духа Святого канонично, как и изображение Его в виде огненных языков, сходящих на апостолов.
Хотя Московский Собор не разрешил изображение Господа Саваофа, однако это запрещение было предано забвению и Его стали изображать в виде "Ветхого днями" (т.е. Старца) на иконах "Новозаветной Троицы" Ис. 6:1-2; Дан. 7:9-13;Откр. 5:11).
На православном Востоке встречаются иконы "Ветхозаветной Троицы," где изображено явление Бога Аврааму в виде трех странников. Такое изображение вполне канонично: Богу было угодно явить Себя в этом образе, имевшем глубокое символическое значение, и, не претендующем на реалистическое отражение Личности. Эта икона имеет с древних времен распространение как на православном Востоке, так и в России.
Иконы подразделяются на особочтимые и обыкновенные. Икона становится святыней общего уровня, когда священник окропит ее святой водой, сопроводив чтением соответствующей молитвы. На этом уровне святость иконы и степень ее почитания не зависят ни от материала изготовления, ни от художественной ценности, ни от древности или исторических фактов. Все это соответствует канону иконопочитания, принятого на 7-м Вселенском Соборе.
Иначе обстоит дело с особочтимыми иконами, часто называемыми чудотворными. Признаком такой иконы являются чудотоворения, испытанные кем-то, и получившими широкую известность. Народное сознание приписывает чудотворения самой иконе, а не только изображаемому лицу, этим она и отличается от других икон того же лица. Точным копиям такой иконы чудотворения не приписываются. Например, Владимирская икона Божией Матери имеется во многих храмах и частных домах, но чудотворной считается только одна, в послереволюционные годы находившаяся в музейном хранении. Обыкновенно, чудотворными являются иконы старого письма, высокого художественного уровня, сравнительно больших размеров. По канонам 7-го Вселенского Собора, честь почитания иконы должна восходить к первообразу, т. е. на изображаемое лицо, и это относится ко всем иконам.
Каждое исполнение молитвенного прошения является чудом Божиим. Господь слышит нас, где бы мы ни молились - в пути, на работе, в поле, в тюремной камере, на операционном столе... даже при отсутствии какой-либо иконы или креста. Призывы к постоянной молитве обращены к нам со страниц как Ветхого, так и Нового Заветов.
"Благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови душе моя Господа" (Пс. 102:22); "Непрестанно молитесь" (1 Фес. 5:17).
Совершение чуда, т. е. исполнение молитвы, прежде всего зависит от веры молящегося: "Если сколько-нибудь можете веровать, все возможно верующему" (Мк. 9:23). Если у того, кто устами произносит молитву, нет сознательного и сердечного обращения к Богу, то даже перед самой чудотворной иконой - молитва останется бесплодной. Ведь даже вкушающий Тело и Кровь Господне "ест и пьет осуждение себе," если ест и пьет, "не рассуждая о Теле Господнем" (1 Кор. 11:29), т. е. без должного осознания великого таинства и без благоговения перед ним. То же можно сказать и о молитве без веры, без устремления сердца к Богу, без Которого молитва не имеет значения и силы, да и по существу не является молитвой.
Поэтому чудотворной может стать всякая икона, перед которой люди молятся с искренней верой и горячей и любовью к тому, к кому молитва обращена. Когда многие случаи исполнения молитв перед известной иконой становились известными, тогда икона начинала почитаться чудотворной. Таким образом, прославление той или другой чудотворной иконы всегда происходило спонтанно в недрах народного благочестия, не требуя официальной канонизации церковного власти.
Почитание чудотворных икон подобно почитанию святых. Каждая такая икона имеет календарную дату, некоторые - даже несколько в год. Дата обычно связана с нахождением иконы (ее явления), проявлением ее силы, оказания помощи (выздоровления, победы в сражениях, защиты от нападения или пожара). О событиях таких чудотворений составлены сказания по характеру восхвалений, воссылаемых Божьей Матери. В честь икон Божьей Матери возведено множество престолов и храмов, что сближает иконопочитание с почитанием святых.
Особой общецерковной ценностью обладают жанровые иконы, воспроизводящие библейские события, сюжеты праздников, а также жития святых. Созерцая такую икону, молящийся легко восстанавливает в памяти или даже впервые познает события Священной истории (например, Воздвижение Креста) или подробности житий (иконы с "клеймами," окаймляющими по периметру основное изображение в центре иконы). Почитание икон способствовало развитию церковной живописи: великие творения Феофана Грека, св. Андрея Рублева, Дионисия, Ушакова и многих других корифеев русского иконописного искусства могли возникнуть только в условиях православного благочестия.
Итак, самым важным, самым существенным аспектом почитания святых икон является стремление поставить в центр духовных впечатлений и переживаний прежде всего Самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Созерцая Его Лик, изображенный крупным планом, как на иконе Нерукотворный Спас, молящийся возносится мыслью к своему Господу, как к Божественному Учителю вечной истины и добра, а преклоняя колена перед Распятием, испытывает чувства сострадания и благодарности к Тому, Кто "изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши" (Ис. 53:5).
Икона Святой Троицы помогает нам прикоснуться к тайне Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы, а взор, устремленный на любую из бесчисленных икон Богоматери, раскрывает перед нашим духовным оком Ее любовь ко всем смиренным и страждущим. Благоговейное предстояние перед Распятием или иконой содействует молитве, помогает сосредоточиться, оторваться от внешних забот и суетных помыслов и соприкоснуться с горним миром.
Современные чудотворны иконы
Церковь рассматривает икону как особую форму откровения Божественной реальности. Икона имеет великую силу благодатного действия, очищающего души созерцающих ее людей. В молитве на освящение иконы испрашивается у Бога дарование ей благодатной силы Духа Святого "бесов отгоняти и вся недуги исцеляти." Согласно православному догмату иконопочитания, утвержденному VII Вселенским Собором, "честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней." Собор особенно подчеркивает, что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Богу. "Икона таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону".
Все канонические иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некоторые избираются Промыслом Божиим для особых знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, св. миро - вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего.
История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их - образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская, Жировицкая, "Милующая," Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание ("Елеоточивая"), звучал голос ("Скоропослушница," Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней ("Нечаянная радость," Серафимо-Понетаевская).
От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови ("Закланная," Долисская, Ченстоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, "Нечаянная Радость"), как правило, происходило из нанесенной образу раны - для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы ("Плачущая," Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Казанская-Каргопольская, "Умиление"-Новгородская, Каплуновская, Мирожская, "Знамение"-Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах. С 16 по 24 апреля 1662 года плакала Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами, описанными святителем Димитрием Ростовским в книге "Руно Орошенное." В 1854 г. епископ Романский Мелхиседек стал одним один из очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название "Плачущей" (в Румынском Сокольском монастыре). Владыка говорил, что подобные события происходили и в древности и что это "всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества."
Церковному преданию известно несколько икон, от которых источалось святое миро. Еще в древности, в VI веке, на Писидийской иконе струился елей от руки Богородицы. Впоследствии это чудо было утверждено в своей истинности VII Вселенским Собором. В ХIII веке после усердной молитвы блаженного Прокопия и людей о спасении от каменного града Великого Устюга по иконе Благовещения ("Устюжского") потекло миро - знамение совершившегося над городом милосердия Богоматери. 16 сентября 1392 года миро возникло от десницы Богоматери на Толгской иконе. В 1592 году образ "Похвалы Пресвятой Богородицы" был похищен с Афона разбойниками. Но, когда икона покрылась благовонным миром, они раскаялись и вернули святыню. На пятой седмице Великого поста 1635 года в Оранском Богородицком монастыре Нижегородской епархии во время вечернего славословия с акафистом на Владимирской-Оранской иконе от главы Младенца Иисуса истекло миро и весь храм наполнился благоуханием. В 1848 году, в Москве в доме полковника Д. Н. Бонческула находился только что написанный список чудотворной иконы "Споручница грешных." В Пасху икона заблестела, и на ней увидели капли, похожие на дождевые. На ощупь они были маслянисты и благоухали. Через помазание чудной влагой получили исцеление больные. Образ пожертвовали в храм, где он прославился и другими чудотворениями.
Само по себе мироточение не было событием, на основании которого икона считалась чудотворной. Обычно она обнаруживала свою исцеляющую силу по молитвам перед ней до или после мироточения, которое лишь указывало на избранность иконы. Почти всегда миро собиралось и употреблялось именно для исцеления душевных и телесных недугов (совершенно подобно чудесному миру от мощей св. угодников). Это свойство вошло даже в определение понятия, данное в "Полном церковнославянском словаре" (сост. Г.Дьяченко): "Мироточивый - источающий чудотворное миро во исцеление болезней."
Для прославления образа чудесами не имеет значения, древний он или новый, "намоленный" или нет, из какого материала изготовлен (дерево, камень, металл, бумага), какими красками написан. Так, в XIX веке Тихвинская икона в селе Павловском была явлена народу по особому откровению Матери Божией, велевшей поновить изображение. Церковный староста, которому образ показался обветшавшим и неблаголепным, не почтил его и был наказан за это Владычицей. Впоследствии икона, уже прославившаяся исцелениями, была арестована (!) московской консисторией как "неправославная," но вызволена благодаря вмешательству митрополита Филарета и после исправления изображения возвращена на прежнее место.
Нередко возникает вопрос, почему становятся чудотворными и неканонические, в живописном или "академическом" стиле написанные иконы? Размышляя над этим фактом, известный знаток иконописного искусства Л.А.Успенский говорит: "Установленный Богом порядок Им же нарушается для спасения человека. Чудеса бывают по милосердию Божию <...> и в нарушение церковных канонов. <...> Но чудо, по самому определению своему, не может быть нормой: тем как раз оно и чудо, что выходит из нормы".
Два периода повсеместных знамений
Вплоть до ХХ века мироточение или слезоточение иконы (в книге Е. Поселянина "Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ее милостях роду человеческому" описаны соответственно 6 и 12 - за 2000-летнюю историю Церкви) было редким, исключительным явлением. Массовые знамения наблюдаются в России только в ХХ веке. Первый такой период приходится на начало 1920-х годов.
Сегодня мы являемся современниками другого потрясающего чуда - повсеместных знамений от икон, начало которых можно с полной определенностью отнести к 1991 году. Хотя отдельные случаи наблюдались и прежде (например, мироточение от икон Казанской Божией Матери и преподобного Амвросия в Оптиной пустыни 16 ноября 1988 г.), именно с 1991 года сообщения о чудесах от икон начинают поступать одно за другим из самых разных мест России. В последующее десятилетие зафиксированы сотни случаев. Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат - в храмах, монастырях, в домах простых людей. И прежде всего это именно мироточения и плач икон. Сейчас редкий номер церковного журнала или газеты, центральной или областной, не содержит упоминания о новом подобном чуде. Этот период и самый продолжительный: он длится уже десять лет, и пока интенсивность его не уменьшается.
Прежде, чем обратиться к духовному смыслу современных чудотворений, обозначим их внешние особенности.
Как и в прежние века, знамения от икон чаще всего даются в дни Великого поста - время сугубого покаяния и сокрушения о грехах. Нередко они соотносимы с двунадесятыми праздниками, памятью конкретной Богородичной иконы или святого.
Бросается в глаза их чрезвычайное разнообразие. В наши дни благодатная роса или миро часто выступает не на одной, а на нескольких иконах храма, на киотах, распятиях. Бывает, влага появляется и набухает на стекле, покрывающем образ, или выступает на самой иконе под ним. Древность или новизна иконы, ее материал не имеют значения: мироточат изображения на дереве и бумаге, стекле и металле, источают миро фотографии и репродукции икон (в том числе на настенных плакатах, карманных календариках, изображения икон в богослужебных книгах и др.).
Вид, цвет и консистенция образующейся жидкости разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о "елеоточении" или "росоточении." Она может иметь благовонный аромат, напоминающий запахи цветов (роз, жасмина) или ладана. Форма и размер капель также чрезвычайно различна. Иногда они покрывают все изображение, иногда как бы струятся из определенных точек. Известны случаи, когда миро текло снизу вверх, вопреки закону тяготения. Миро может на какое-то время исчезать, а затем появляться вновь.
Даже на одной иконе мироточения бывают удивительно разнообразны. Вот один из примеров. На первой седмице Великого поста 1996 г. в храме села Нижняя Байгора Воронежской обл. мироточила Иверская икона Божией Матери: 24 февраля, в канун Прощеного воскресенья, миро от образа текло потоком, так что под икону положили полотенце, а храм наполнился неизреченным благоуханием. В Чистый понедельник миро истекало из-под венца и от чела Богоматери; во вторник - каплями по всей иконе; в среду - икона высохла, а из очей Владычицы полились слезы.
Обновления и мироточения чаще наблюдаются не в тех храмах, которые были открыты прежде (в советское время), а в восстанавливаемых или вновь открываемых церквях и обителях. Например, в Санкт-Петербургской епархии в 1990-е годы они происходили в переданных Церкви монастырях (Иоанновском и Новодевичьем), монастырских подворьях (Валаамском и Зеленецком), в нескольких приходских храмах - вскоре после того, как их здания были возвращены Церкви и в них начала возрождаться богослужебная жизнь.
Но самая существенная особенность, повторим, их повсеместный характер.
В 20-е годы обновления икон прошли по стране как бы волнами, затронув лишь отдельные области. В наши дни местом знамений стала вся Россия: городские и сельские храмы, монастыри, дома благочестивых людей. Никогда еще Русская Православная Церковь не встречалась с тем, чтобы иконы плакали и мироточили повсеместно! Это небывалое явление в истории страны - несомненный исторический факт, имеющий огромное духовное значение. Это явный глас Божий, обращенный ко всему народу русскому.
На что указует он? К чему призывает, от чего предостерегает? Наверное, ответить на эти вопросы в полноте пока невозможно. Но очевидно, что нельзя оставаться равнодушным к нему, нельзя оставить его без внимания и осмысления.
Знамения и современная Россия
Если соотнести знамения с нынешними духовными и историческими процессами, то можно отметить следующие важнейшие моменты.
Часто приходится слышать, что знамение от иконы - предвестье беды, призыв готовиться к грядущим потрясениям. Действительно, в истории были такие случаи. Но если рассмотреть периоды множественных чудес, то наблюдается несколько иная картина. Массовые знамения 1920-х годов происходили не до, а после катастрофы 1917 года, и как бы сопутствовали скорбям тех лет. Точно так же массовые знамения 1990-х происходят после грандиозного перелома в жизни России, одновременно с нелегкими испытаниями последнего десятилетия.
1991 год стал, без сомнения, судьбоносным для Отечества. Началось расчленение собиравшегося веками единого государства. Огромная страна оказалась ввергнутой в пучину огненных испытаний.
Этот год отмечен поразительными знамениями. Вот их краткая хроника. В самом начале - неожиданное обретение мощей двух великих российских святых, чьи пророчества и чудеса прямо связаны с грядущим России, - преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского. Произошло оно в Императорском Казанском соборе Санкт-Петербурга. Господь послал двух Своих угодников для поддержки и сугубой помощи России в преддверии тяжких скорбей, как ходатаев и молитвенников за свое земное Отечество, за единокровный народ перед Престолом Божиим. Явление мощей двух угодников словно прообразовало предсказанное в Апокалипсисе пришествие на землю двух святых в антихристово время.
На Светлой седмице 1991 года источала благоуханное миро икона Божией Матери "Державная" из Николо-Перервинской обители в Москве. Может быть, Пресвятая Владычица свидетельствовала, что, приняв на Себя преемство державы Российской с концом православной монархии в 1917 году, Она не оставляет Своего прикровенного царствования и в новое Смутное время? (Невозможно не отметить тот факт, что и в последующие годы множество знамений было явлено именно в день Державной иконы).
Летом в одном из старинных храмов Вологды текли слезы из очей Господа на образе Нерукотворного Спаса. 18 августа в Грузии заплакала старинная икона Богоматери. На август приходится наибольшее количество знамений, совершившихся в 1991 году. Всемирно известная Иверская-Монреальская чудотворная икона, непрестанно источающая святое миро, именно в августе 1991 года впервые восплакала: как заметил ее хранитель, "у Матери Божией появилась слеза, которая просто держалась и долго не падала." Сам он тогда еще ничего не знал о событиях в России...
18 ноября 1991 г. враги Церкви бросили в окно Малого собора московского Донского монастыря зажигательную бомбу. Но Бог поругаем не бывает! При восстановительных работах, 19 февраля 1992 г., Господь явил Свою милость и воздвиг еще одного сильного заступника Церкви и Отечества: были обретены мощи святого Патриарха Тихона.
22 ноября 1991 года в смоленском Успенском соборе источила слезу Казанская икона Божией Матери. Смоленск - древнейший город-крепость с великими святынями, чудотворными образами - многие столетия охранял Русь от нашествий с Запада. Он и ближайший русский город к Белоруссии, на чьей территории спустя две недели (8 декабря) был заключен Беловежский сговор...
Итак, восплакали, явили скорбь сразу несколько икон в разных концах России и за ее пределами. "Слезы Богоматери! Явление, приводящее в трепет и благоговение, - пишет о плачущих иконах прот. Михаил Помазанский. - Оно свидетельствует, как близка миру Богородица. Но - пусть бы этих слез не было! Если в семье нет для детей большего горя, как видеть плачущую свою мать, то для христиан каким должно быть сильным и страшным потрясением знать, что о них и из-за них проливает слезы Матерь Божия!.. Свидетельствуют ли они о том, что Небеса видят скорби, что слышат плачущих и что Богородица через икону Свою вещает утешительное: "Я с вами"? Скорбит ли Божия Матерь о нестроениях в Православных Церквах? Не знаем. Но не станем отводить от себя мысль о великом значении данных знамений для всех нас и для каждого из нас, не допустим мысли, что "это к нам не относится." Укорительно для нас, и предостерегающе, и призывом к покаянию должны быть приняты нами слезы Богоматери!"
Знамениями от икон на Северном Кавказе отмечено начало кровопролитной первой Чеченской войны: 27 мая 1994 года обновилась икона святителя Николая в Ставрополе, а 9 июня, в праздник Вознесения Господня, в присутствии сотен богомольцев в церкви станицы Зеленчукской заструились слезы из очей Богоматери на двух иконах - "Иверской" и "Скоропослушницы."
Напомним, великое чудо, явление Матери Божией произошло в июне 1995 г., когда бандиты-басаевцы совершили нападение на мирный ставропольский город Буденновск (носивший ранее название Святой Крест). В небе над больницей, где томились заложники, многие видели Пресвятую Деву, молящуюся перед Крестом. На основании свидетельств очевидцев Ставропольский митрополит благословил написать икону Божией Матери, получившую название "Свято-Крестовская." Она стала еще одним свидетельством заступничества Богородицы за Россию.
2. Многие чудеса несомненно связаны с святыми покровителями России - Царственными Мучениками.
Известно, что древняя чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, родовая святыня дома Романовых, незадолго перед арестом и убийством последнего Государя и Его Семьи внезапно почернела (она пребывает в таком виде и по нынешнее время). Таинственная связь Царственных Мучеников с их Небесной Покровительницей проявилась в знамениях от списков с Феодоровской иконы в Царском Селе. В 1992 году возобновились богослужения в Феодоровском Государевом соборе, воздвигнутом по благоволению Государя Николая Александровича и ставшем духовной и исторической святыней России. 15 марта, в день Торжества Православия (совпавший в том году с днем вынужденного отречения Царя от престола и с празднованием Державной иконе), в храм пожертвовали небольшую икону. За год до этого мальчик нашел ее в соседнем парке, на берегу ручья. Только в храме разобрали полустертую надпись на окладе - "Феодоровская...." Так чудесно обретенный образ освятил собой собор его имени. В сентябре 1994 г. в Царском Селе замироточил другой Феодоровский образ. Это чудо от иконы-покровительницы Царского Дома многие верующие связали с тем, что в тот же день в Петропавловском соборе хоронили останки Великого Князя Георгия Александровича, оскверненные кощунственной эксгумацией в июле того же года.
В Покровском храме Мариенбурга (близ Гатчины), выстроенном в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда у станции Борки, замироточила икона "Взыскание погибших." Это произошло 17 февраля 1994 г., в канун празднования этой иконе. Сначала из ока Богоматери истекла тонкая светлая струйка, затем слезы потекли одна за другой, потом появились три полоски мира от левого плеча. Позже замироточила вся поверхность иконы. Чудо продолжалось около двух месяцев. Сама икона также написана в память избавления от гибели Императорской семьи.
Несколько чудес произошли в петербургском храме Богоявления, построенном и освященном в память чудесного спасения Наследника Цесаревича Николая Александровича при нападении на него японского самурая на Фоминой неделе 1891 г. После возвращения храма епархии в 1992 году без человеческого вмешательства постепенно обновилась настенная живопись, причем этот процесс начался с картины "Уверение апостола Фомы." В 1998 г. епархиальной комиссией зафиксировано чудесное обновление иконы Рождества Христова. Чудо произошло вечером 14 марта, в канун праздника Державной иконы Божией Матери.
31 января 1997 г. в доме прихожанки г.Воскресенска Московской области замироточила прозрачным благоухающим миром небольшая бумажная икона Царя-Мученика Николая Александровича и св. равноап. князя Владимира. А в 1998 году началось мироточение широко известной ныне иконы Государя Николая Александровича. Икона является одной из литографических копий образа, написанного в Калифорнии. Порфироносный Помазанник Божий изображен на нем в золотисто-красных тонах, в неземном сиянии, с символами царской власти - державой и скипетром в руках. "Сия святая икона написана для прославления Царя-Мученика в России," - гласит надпись на образе. Мироточение иконы воспринято верующими как еще один знак святости Государя, еще одно свидетельство необходимости его скорейшей канонизации в своем земном Отечестве. В 1999 году образ начал свой путь по храмам и городам России, куда его переносят для поклонения. Он находился в числе других икон на борту самолета во время "крестного хода по воздуху" вокруг пределов России в июне 1999 г.
3. По многим признакам наше время можно назвать эпохой нового иконоборчества. Проявляется оно многообразно, подчас в изощренных формах. Всем памятна публичная ритуальная рубка икон топором в самом центре столицы России, в Манеже. Повсеместным стало поругание святых образов, изображенных на календарях и плакатах, газетах и журналах, которые по прочтении выкидывают на помойку. Да и в торговых точках такая печатная продукция зачастую валяется на полу в метро, соседствует с содомитскими картинками. Еще выразительный пример: некто проф. Е.К.Дулуман, "кандидат богословия," на интернетовском сайте "Атеизм" дает рецепт, как подделать мироточение: нужно взять икону и несколько раз легонько процарапать ее наждаком, а затем разбрызгать масло пульвелизатором. Святотатец признается, как сам проделал это с иконами.
Поэтому вполне применимы и к нашему времени слова, сказанные Владыкой Мефодием про 1920-е годы: "Ярость гонителей веры устремилась по преимуществу на поругание святых икон, храмов Божиих и других святынь. Знамением обновления благодать Божия явственно утверждает истину почитания святых икон, святость храмов Божиих и православного богослужения и обличает безумие хулителей святых икон, безбожников и сектантов".
4. Нельзя обойти вниманием тот факт, что знамения мироточения и плача икон подаются и всему православному миру в разных концах земли.
Самой известной мироточивой иконой ХХ века стал Иверский-Монреальский образ Богоматери. Написанная афонским иконописцем копия древней Иверской иконы была подарена Иосифу Муньосу, православному испанцу, который поместил ее в своей квартире в Монреале. Начиная с 1982 г. эта икона непрестанно источала святое миро, а в августе 1991 года на ней впервые увидели слезы. В Россию во множестве присылались ватки с дивно благоухающим миром. Целительная милость изливалась на людей, прибегающих к Заступнице в скорби и болезни. В семьях благочестивых христиан-молитвенников источают миро бумажные репродукции и фотографии Монреальской иконы. Ряд обстоятельств указывал на то, что образ был мистически связан с судьбой России, подвигом Новомучеников.
Таинственные и страшные события произошли 31 октября 1997 года: Иосиф Муньос был мученически убит при загадочных обстоятельствах в Греции, а чудотворная икона исчезла.
Известны и другие случаи. Например, плач Богоматери в Америке: семья православных греков, живущая в Нью-Йорке, купили маленькую бумажную икону Божией Матери "Страстная." Весной 1960 года из очей Богородицы потекли слезы, от которых на бумаге образовались бороздки.
В храме свт. Николая в Чикаго плакала икона Божией Матери "Одигитрия."
В небольшом храме австралийского городка Маунт Причард в престольный праздник Успения Божией Матери, 28 августа 1994 года, полутораметровое распятие стало источать миро. Капли выступили на лике, руках, груди и ногах Спасителя. Они были светлы, маслянисты и издавали благоухание, напоминающее аромат роз или ладана. Во время молебнов мироточение усиливалось так, что капли падали с иконы на пол. Чудо, продолжавшееся более года, дало духовные плоды. Многие очевидцы, прежде равнодушные к вере и Богу, принесли покаяние и стали истинно верующими православными людьми.
В ноябре 1996 года в Вифлееме, в церкви Рождества Христова начал плакать образ Спасителя. Он находится наверху мраморной колонны, расположенной сбоку от главного алтаря, перед спуском в пещеру, где родился Богомладенец. Базилика Рождества воздвигнута в IV веке святой равноапостольной царицей Еленой, и за минувшие шестнадцать столетий служба в ней никогда не прерывалась. Чудо официально засвидетельствовано священниками греческой церкви, один из которых сказал: "Иисус плачет потому, что мир идет по неверному пути".
3 февраля 1997 года, в день празднования иконе Божией Матери "Отрада и Утешение," в Киккском монастыре на Кипре заплакал список этой чудотворной иконы. Из очей Пресвятой Девы и правого ока Богомладенца одновременно заструились слезы. Архиепископ призвал народ к покаянию, дабы весь остров не постигла судьба его восточной части, где иноверцами были истреблены тысячи православных.
Мы не имеем полной статистики чудес от икон в зарубежных странах. Но, по-видимому, массовые знамения происходят сегодня только в России.
Духовные итоги десятилетних знамений
С начала знамений прошло десять лет. Попытаемся осмыслить духовные последствия этого явления, оценить его плоды. Изменилось ли что-то в духовном состоянии русского народа? Можно ли с определенностью утверждать, что этот глас Божий услышан Россией?
Возможно, некие духовные процессы свершаются невидимо для нас, и лишь со временем проявятся зримо. Однако видимых плодов мы не наблюдаем. Общего воцерковления народа не происходит. И пока мир не ответил на голос Божий, не откликнулся на него.
Во многих ли душах созерцание знамения от иконы укрепило веру и усилило покаяние? Известно, что современные случаи чудесной помощи Богоматери и святых угодников "воцерковляют" маловерных людей, подобные чудеса непосредственно направлены на спасение души. Таких фактов множество. Но скольких людей, например, мироточение иконы привело в Церковь, скольких подвигло к перемене греховной жизни? Наверное, такие факты есть, но, похоже, они остаются крайне редкими и единичными.
Восприятие современных знамений от икон людьми проявляется многообразно. Можно выделить несколько типов отношения людей к чуду.
а) Для малой части воцерковленного народа, для ближайших свидетелей чуда - благоговейное почитание, сугубая молитва. Это деятельный отклик, имеющий своим следствием возрождение и укрепление человека.
б) Кажется, шире распространено оккультно-потребительское отношение, для которого характерен интерес к чуду как магическому средству помощи. Прослышав, например, про мироточение, люди стремятся во что бы то ни стало раздобыть целебное миро, чтобы вылечить конкретную телесную болезнь. Конечно, пути Господни неисповедимы, и, возможно, через веру в цельбоносность вещей внешних человек может прийти к исповеданию вещей невидимых. Но часто очень трудно отделить такое отношение к иконе от поисков нового универсального лекарства, разрекламированного СМИ или соседкой. Достигает ли таковых совет пойти в ближайший храм и отслужить молебен перед местной почитаемой иконой? Понимают ли, что главным в отношении личности к Богу должно оставаться смиренное упование на Его милость?
в) Отстраненно-любопытствующее, когда явление чуда остается фактом сознания, но не затрагивает глубин души, не имеет духовных последствий.
Парадоксальной чертой современного общественного сознания стало влечение к чудесам ложным, демоническим при разительном равнодушии к чудесам Божиим. Секулярное общество по-прежнему не помышляет о спасении души, которое дается приложением внутренних сил и смирением, а, отказываясь от подлинного чуда - дарованной Богом жизни, торопится освоить мир "тайных знаний." Поток сенсационной мистики оглушает человека, гасит дух, уничтожает личность. Где уж тут отличить ложь от истины! "Зарядка" воды экстрасенсом встает в один ряд с чудом от святой иконы...
В народе заметна разочарованность и душевная апатия. Может быть, потому и не воспринимаются многими удивительные случаи подлинно Божией милости? В 1996 году в одном из храмов Воронежской епархии происходило поразительное чудо: плакала и мироточила Иверская икона Божией Матери. Об этом сообщали в печати. Но храм остался пуст. "Я, как мог, объяснил прихожанам, какая благодать великая совершается, - рассказывал с сокрушением настоятель. - ...В селе полторы тысячи человек. Тогда же в деревню приехала машина делать рентген, и 250 человек толпилось рядом с церковью, но в нее никто не зашел, хотя служба каждый день. Духовно парализованные...".
г) С другой стороны, равнодушно-безразличное отношение к чуду стало характерным и для многих верующих и церковных людей. Для них чудо от иконы стало привычным, можно сказать, обыденным явлением. Происходит девальвация чуда. Вспомним: в 1980- годы одно сознание, что где-то, далеко за пределами России, все же есть мироточивая (Монреальская) икона, было мощным духовно-укрепляющим православного христианина фактором. Сегодня можно прийти в монастырь и увидеть на одной иконе этикетку, что она "обновилась тогда-то," на другой - что "мироточила в такие-то числа." Перестав быть уникальным, чудо стало явлением массовым, утратило неповторимость, и, дерзнем предположить, перестало воздействовать на ум и сердце.
Показательно, что все эти типы восприятия чудес можно было наблюдать и среди тех, кто имел возможность лицезреть Иверскую-Монреальскую икону. Иосиф Муньос отмечал, что "через эту икону произошли радикальные изменения в жизни многих верующих," было много исцелений и физических, и духовных, люди перерождались, устремлялись к Богу, каялись. Но "большинство людей (большинство! - А.Л). приходят как на зрелище, забаву, просто смотрят, как стекает миро, сколько стекает, и на этих людей икона не имеет духовного влияния."
А верующие, особенно в последние годы, стали привыкать к чуду мироточения, стали воспринимать его "как должное." И если икона была на каком-то приходе, люди даже не приходили туда, говоря: "икона каждый год у нас бывает, приду в следующем году".
Сегодня мы знаем, что многим из них "придти в следующем году" не удалось. В продолжение 15 лет всему миру было дано это чудо, и вот оно отнято. Не потому ли, что люди перестали откликаться на него?
Это скорбное событие надо воспринимать как грозное знамение, как предостережение. Может быть, однажды прекратится и излияние мира, росы Божией на Россию. И нынешнее чудотворения и знамения будут отняты от нас...
Осторожно: чудеса!
Лукавый, "обезьяна Бога," спешит примазаться ко всему святому и профанировать его. Как никогда остро встает необходимость снова и снова напоминать речения святых отцов о различении духов, о чудесах ложных. Поистине настольной книгой каждого христианина должна стать работа свт. Игнатия (Брянчанинова) "О чудесах и знамениях," чрезвычайно актуальная в наши дни.
Известно, что и в католическом мире, и в восточных религиях происходят слезоточения, кровоточения, млекоточения - от икон, статуй и скульптурных изображений. Свидетельствуют ли эти чудеса об истинности этих религий? Конечно, нет. В книге Исход (гл. 7, 8) повествуется о том, как Моисей и Аарон совершали чудеса в земле Египетской. Совершали они их по повелению Божию. Но затем некоторые из этих чудес повторяли волхвы "своими чарами."
Может ли лукавый подделать чудо мироточения от православной иконы? Неужели святость самого образа - не защита от козней нечистого? Приведем фрагмент из сборника святоотеческих изречений "Духовная брань," где речь идет как раз об иконах:
"Некоторым враг внушил мысль, что если они не сподобятся в сей жизни благодатных даров от Господа, то и не получат их в будущей жизни. Одному из таких враг показал лучи, исходящие от иконы, приказал ему открыть рот и глотать их как благодатные дары. Тот по неопытности сделал это и затем, повредившись, через неделю умер, не принимая пищи от страха. Другой усердно молился пред иконой. Лампадка закачалась. Он принял это за признак угодности его молитвы. Лишь только утвердился в этой мысли, тотчас упал в обморок, и затем обмороки эти стали с ним повторяться. Третьему явилась икона Богородицы, к которой он приложился, сделался бесноватым и скоро умер. Таковы последствия доверия своему мнению, мнимой своей святости и достоинству в собственных своих глазах".
Если мы доверяем этим свидетельствам, то должно ли полагать, что и мироточение иконы может иметь ту же причину, что "благодатные лучи" и "качающаяся лампадка"? В богословской литературе пока не удалось найти ответа на этот вопрос. Но несомненно одно: тяжкое духовное поражение получит человек, если воспримет источение влаги на своей иконе "как признак угодности его молитвы"!
Православная Церковь всегда призывала к осторожности и духовной трезвости по отношению к чудесам. Область эта сокровенна и опасна, руководствоваться здесь нужно советами святых отцов. А они предупреждали, что ни в коем случае нельзя добиваться чуда или стремиться к нему. Иначе можно впасть в поистине страшные искушения, подобные упомянутым. Между тем в нынешней России существует явление, порождающее недоумение у многих православных. Начиная с 1999 года в Свято-Введенский монастырь Ивановской епархии устремляется множество людей с тем, чтобы их иконы побывали в одной келье - там они начинают мироточить. Воспользуемся искренним рассказом корреспондента, например, газеты "Вера - Эском", чтобы изложить историю и детали чуда.
В келье живут три насельницы монастыря - мать Наталья, ее родная сестра мать Лариса с дочерью Машей. В декабре 1998 г. там замироточила небольшая Тихвинская икона. Но массовые чудеса начались позже: 12 февраля 1999 г. в келью принесли другие иконы с образом Тихвинской Богоматери, "просто, чтобы освятить - и к вечеру все эти семь иконок замироточили." Услышав про это, и другие монахини "принесли свои любимые иконы, чтобы они тоже побывали в келье." Утром на них также выступило миро. "И с тех пор, - рассказывает мать Лариса, - появилась традиция: люди приносят нам на время свои иконочки. Мы стараемся никому не отказывать. Это ведь не наше, это чудо Божественное".
В монастыре ведется учет. Общее количество замироточивших икон на начало марта 1999 года составило 1047, в конце апреля зафиксировано более 2500 икон, ставших мироточивыми. В канун 2000 года настоятель монастыря по радио "Радонеж" сообщил, что их уже около 7000. То есть с начала этого чуда в среднем становятся мироточивыми около двух десятков икон ежедневно.
Еще одно важное обстоятельство. "Как сказала м. Лариса, если человек приносит к ним в келью свою иконку, то замироточит ли она - это еще во многом зависит от веры этого человека, его молитв". Впрочем, в интервью корреспонденту программы "Вести" она же заверила, что "все иконки, которые прибывают, все мироточат... Матерь Божия никого не оставляет." Видимо, различны сроки, в которые иконы начинают чудотворить. Сама келья стала местом паломничества. Вот как описывает корреспондент свои ощущения: "В этой келье грань между материальным миром и духовным исчезла... Господь присутствовал где-то рядом... Здесь хотелось просто быть... Что-то происходило с моей душой."
В ответ на рапорт настоятеля Свято-Введенского женского монастыря архимандрита Амвросия (Юрасова) была создана епархиальная комиссия, которая пыталась исследовать это явление и в свою очередь в рапорте уже патриарху сообщила, что "оценивать эти события никак не может и оставляет их интерпретацию на разумение Священного Синода Русской Православной Церкви". Тем не менее настоятель все же высказал свою трактовку: как некогда из города Иваново атеистическая грязь потекла по всей стране, так нынче Господу угодно, "чтобы отсюда началось выздоровление всей России".
Подчеркнем: мы не беремся судить о мистической природе этого сверхъестественного феномена. (Он, заметим, не уникален: по слухам, в Киеве, в квартире одной женщины тоже начинают мироточить приносимые туда иконы). Но можно и должно говорить о человеческой стороне этого явления. И, анализируя мотивы, настроения, цели людей, направляющихся в обитель со всех концов страны, нельзя не заметить явной духовной опасности.
К сожалению, Церковь не дала пока никакой оценки вот этой видимой стороне событий. Паломники привозят свои образки, оставляют их в "чудотворной комнате," молятся - о чем? О спасении души - или о знамении, что запрещено Самим Спасителем ("род лукавый и прелюбодейный знамения ищет," Мф. 16,4)? Уточним: Церковью благословляется, например, молитва об исцелении безнадежно больного, о воскресении закоренелого грешника (когда "уповают на чудо" - помощь Божию; чудотворение при этом выступает как способ осуществления главной, благой цели моления), но никак не прошения о знамениях, когда они превращаются в самоцель.
Если привезенные иконы не мироточат - это воспринимается как свидетельство собственного недостоинства и сугубой греховности. Но чаще всего (или даже всегда) они мироточат - значит, их владелец "не слишком грешен," "праведен," "прощен"? Очевидно уклонение от православного духовного устроения, прямой путь к самообману и прелести. Зададимся и другим вопросом: зачем, собственно, верующему так нужна мироточивая икона? Или ему недостаточно для молитвы икон обычных? Или он полагает, что таковая икона лучше оградит его жилище от бед? (Как тут не вспомнить образки в газетных киосках с подписями: "от глазных болезней," "помогает на экзаменах" и т.п.? Впрочем, подобную подборку встречаешь, увы, и на свечном ящике в одном из соборов Санкт-Петербурга...).
Вслушаемся в бесхитростный рассказ одной из прихожанок, Валентины: "Приложила иконочку к храмовой "Тихвинской." Но очень хотелось отдать икону в келью к матушкам Ларисе и Наталии на мироточение. Вместе со знакомой Александрой подошла к дверям кельи. А на дверях записка: "Мироточения нет." Когда же посмотрела на свою икону, увидела на ней 4 струи мира. Мне не верится. Да, вот Александра мне говорит: "Ты смотри, смотри... Слава Тебе, Господи!"". Этот рассказ сочувственно передает инокиня православной обители. Но насколько смиреннее, ближе к истинному богомыслию слова другой рабы Божией, Людмилы, которая, впервые узнав про массовые случаи чудес от икон, пишет: "Я смотрю на свою икону и ужасно боюсь, чтобы она не "заплакала." Если заплачет, значит, я сильно во грехе завязла."
Очевидна ценностная подмена: человек едет в обитель не за святостью, а за чудом. Не за очищением от грехов, а для "зарядки" своей иконы (как недавно заряжали воду перед экранами ТВ). Вожделенная цель такого псевдопаломничества - таинственная келья в монастыре - видится как магическая "комната" из фильма "Сталкер," где сбываются желания. Все это способно нанести душе непоправимый духовный вред.
Очень тревожно, что эта опасность не осознается даже людьми, искренне верующими, но, видимо, слабо знакомыми с некоторыми сторонами святоотеческого учения. В попытках осмыслить необыкновенное явление в свете строго православной традиции, напомнить об осторожности и духовном трезвении видят подчас недопустимую "хулу на Духа Божия." Но святые отцы учат, что не будет греха, если и подлинно Божие явление или видение мы не примем, опасаясь прелести, куда страшнее бездумное погружение в стихию "чудесного." В феврале 2000 года на интернетовском форуме "Спаси и сохрани" (www.referent.ru/forum) прошла дискуссия о событиях в Иваново. В ответ на недоумения по поводу ажиотажного паломничества за получением чудотворных образов председатель форума Александр Килим сурово обвинял оппонентов в маловерии и почему-то упорно переводил разговор в совершенно другую плоскость: негоже, мол, подозревать кого-то в фальсификации. Но вопросы у участников возникали не о том, чудо ли это, а об отношении к чуду. Говорили не о странности явлений чудесных, но о странности для православного сознания явлений вполне человеческих - как, например, привоз иконы из монастыря св. Иоанна Кронштадтского для того, чтобы она замироточила.
Православный обычай прикладывать образки к раке с мощами или к чудотворным иконам не осуждается Церковью. Освященный таким образом предмет становится почитаемой в доме святыней, через которую подается помощь и благодать по сокровенной вере благочестивого христианина. Но кто и когда из учителей Церкви благословлял святые образа "отдавать на мироточение"? Они учили иному: "В видениях и чудесах бывает прелесть, надобно их опасаться и говорить: "Я недостойна." Смиренный не пожелает чудес. Да, не чудес надобно желать нам, а чтобы не согрешить перед Богом". И то, какая икона станет чудотворной, какая замироточит, а какая обновится - всегда выбирал Господь, но не человек.
Св. Исаак Сирин рассуждает: "Господь во всякое время близкий заступник к святым Своим, но без нужды не являет силы Своей каким-либо явным делом и знамением чувственным, чтоб заступление Его не сделалось как бы обычным для нас <...> Дерзающий и молящий Бога о совершении чего-либо необычного, не будучи вынужден к тому необходимостью,.. искушается в уме своем от насмехающегося над ним диавола, оказывается тщеславным и недугующим совестию своею. Подобает в скорби просить помощи Божией; без нужды искушать Бога - бедственно. Поистине, неправеден тот, кто желает этого".
Пример монастыря в Иванове - самый показательный, но отнюдь не единичный. Известны случаи, когда иконы во множестве на протяжении месяцев и даже лет мироточат в каком-либо храме или монастыре. Как же воспринимаются эти чудеса настоятелем и прихожанами? Можно ли признать нормальным, когда этим же приходом выпускаются буклеты, где описания происходящих в нем чудес удивительно переплетаются с рассказом о "деяниях" батюшки, матушки, игумена? Насколько опасен этот путь: стоит лишь подумать о богоизбранности "своего" храма, места, личности, как подкрадется мысль и о собственной богоугодности. Не спасительнее ли предположить, что иконы плачут от множества грехов и нестроений? Ведь сказано же: "Где умножился грех, там преизобиловала благодать."
Происходит заметный сдвиг в сознании и по отношению к иконам в целом: забывается, что каждый православный образ свят, каждая икона в доме - в широком смысле чудотворна, ибо обращает наши молитвы к первообразам - Господу, Пресвятой Богородице и святым угодникам.
В заключение приведем фрагмент беседы с валаамским иноком. Она записана на подворье Валаамского монастыря в Петербурге 23 октября 1994 года, вскоре после того, как в стенах Подворья обновилось несколько икон. В ней отражен, как нам представляется, выверенный православный взгляд на чудеса от икон. На вопрос, что означают нынешние мироточения и обновления икон, инок ответил:
"Дело в том, что сейчас идет раскол между жизнью благочестивою и неблагочестивою. Посередине удержаться уже невозможно. Общаясь с падшим миром, нельзя держать себя чистым от греха. Апостол Павел говорит: "Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром" (2 Кор. 6:14-15), между Богом и Его противниками? Мы не можем стать где-то посредине. Либо ты за Меня, либо против, либо ты собираешь, либо расточаешь - таков смысл евангельских заповедей. Поэтому все больше увеличивается раскол между людьми верующими и абсолютно неверующими.
А верующим становится все тяжелей и тяжелей. Видимо, Господь их утешает: "Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь" (Пс. 33:20). От обновляющихся, мироточивых икон Он являет утешение, но одновременно и показывает: "...В мире скорбни будете" (Ин. 16:33).
Вообще говоря, икона и должна мироточить. От любого образа самого по себе святость идет, а мироточение - лишь подтверждение этой святости. Вспомним слова Господа о даре и жертвеннике, освящающем дар (Мф. 23:19). Так и здесь: что для нас важнее, что больше: миро, которое источается от иконы, или сама икона?
Любой образ свят сам по себе. А через чудотворные и мироточивые иконы Господь подает особые вести. Но это не значит, что другие иконы должны быть менее чтимы - ведь на них запечатлен образ Божий. Например, Казанская, Иверская, Владимирская иконы в какое-то время для страны являлись защитницами Отечества. "Державная" в Москве лежала, всеми забытая, но именно через нее Господь явил Свое знамение. Сам Господь выбирает те иконы, которые для Него нужны."
Действие благой воли Божией, являющей знамения от икон по лицу всей России, сегодня явственно и несомненно. Возникает вопрос: если оно не приносит очевидных результатов, зачем все-таки происходит? Но точно так же можно спросить, зачем звучит церковный колокол перед началом службы? Зачем раздаются слова благовестия со страниц Евангелия? Они слышны всем, но каждый человек имеет свободу откликнуться на этот призыв или пройти мимо.
Может быть, по усмотрению Божию очередное мироточение происходит лишь для нескольких людей - ближайших свидетелей. Или даже для одного единственного человека.
Сегодня чудеса еще длятся. Пока не заметно, чтобы их число шло на убыль. Сколько еще будет продолжаться это небывалое знамение? Принесет ли оно, наконец, плоды? Или долготерпение Божие будет исчерпано, и чудеса будут отняты от нас, как оказался таинственно сокрыт Иверский мироточивый образ?
Только время даст ответ на эти вопросы.