Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения и, кроме того, в минуты разлучения души с телом совершает над ним и молебное пение на исход души. В лице священника Церковь приходит к одру умирающего, прежде всего стараясь о том, чтобы у него не осталось на совести какого-либо забытого или неисповеданного греха или злобы к кому-либо из близких. Поэтому, если умирающий давно не исповедался и находится в сознании, священник задает ему соответствующие вопросы в такой форме, чтобы ответ мог быть односложным.
Затем начинается последование на исход души, состоящее из канона и молитв, обращенных к Господу Иисусу Христу и Пречистой Богородице. Начинается последование возгла́сом: "Благословен Бог наш...", затем Трисвятое по "Отче наш...", "Господи, помилуй" (12 раз), "Приидите, поклони΄мся..." (трижды) и псалом 50-й: "Помилуй мя, Боже..."
Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в стихах канона.
"Каплям подобно дождевным, злии и ма́лии дни΄е мои, летним обхождением оскудева́юще, помалу исчезают уже, Владычице, спаси мя (п. 1, тр.1).
Cе время помощи, се время Твоего заступления, се, Владычице, время, о нем же день и нощь припа́дах тепле и моляхся Тебе (п. 1, тр. 5).
Вшедше, святии мои Ангели, предстаните су́дищу Христову, колене свои мысленнии преклоньше, плачевне возопийте Ему: помилуй, Творче всех, дело рук Твоих, Блаже, и не отрини его (п. 5, тр. 4).
Устне́ мои молчат, и язык не глаголет, но сердце вещает: огнь бо сокрушения, cue снедая, внутрь возгорается, и гласы неизглаголанными Тебе, Дево, призывает" (п. 6, тр. 1).
"Подобно каплям дождевым, злые и малые дни мои, оскудевая понемногу с течением лет, уже исчезают, - Владычице, спаси меня.
Время помощи Твоей пришло, Владычице, время Твоего заступничества, время, о котором я припадал к Тебе в теплых молитвах день и ночь.
Придите, Ангелы мои святые, предстаньте пред судом Христа, преклоньте мысленные свои колени и, плача, воззовите к Нему: Создатель всех, помилуй дело рук Твоих, Благтй, и не отринь его.
Уста мои молчат и не молвит язык, но сердце вещает, что огонь сокрушения, снедая его, разгорается, и оно призывает Тебя, Дево, гласом неизреченным".
Вера в приближение ангелов и демонов к душе человека в момент разлучения ее с телом издревле была присуща Православной Церкви.
"При разлучении души нашей с телом, - говорит святой Кирилл, архиепископ Александрийский († 444), - предстанут пред нами с одной стороны воинства и Силы небесные, с другой - власти тьмы, злые миродержатели, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел... Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и в ужасе будет искать себе защиты у ангелов Божиих, но и будучи принята святыми ангелами, и под кровом их протекши воздушное пространство, и вознесшись на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некоторые заставы или таможни, на которых взыскиваются пошлины), кои будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к нему" ("Слово на исход души", Следованная Псалтирь).
По 6-й песни канона положен кондак, глас 6-й, творения святого Андрея, архиепископа Критского († 712):
"Душе моя, душе моя, востани, что спиши, конец приближается, и ну́жда ти молвити; воспряни΄ убо, да пощадит тебе Христос Бог, Иже везде сый и вся исполняяй".
"Душа моя, душа моя, востани, что спишь, конец приближается, тебе нужно молвить, воспрянь теперь, да пощадит тебя Христос Бог, Вездесущий и Всеисполняющий".
За кондаком следует икос канона, утешающий трепещущую душу:
"Христово врачевство видя отверсто и от сего Адаму источающе здравие, пострадав уязви΄ся диавол, яко бе́ды приемля рыдаше, и своим друго́м возопи΄: что сотворю Сыну Мари΄ину? Убивает мя Вифлее́млянин, Иже везде сый и вся исполняяй".
"Увидев врачевство Христово отверстое, Адаму источающее здравие, страданием уязвлен был диавол и зарыдал как в беде, и возопил к сообщникам своим: что сделаю Сыну Мариину? Убивает меня Вифлее́млянин, Вездесущий и Всеисполняющий".
Последование заканчивается молитвой иерея о разрешении души умирающего от всяких уз, об освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых (отходная). Может быть, умирающий уже не слышит молитвословий, но, как при крещении младенца отсутствие у него сознания не умаляет благодатного действия Таинства, так и затухание сознания не препятствует спасению отходящей души по вере и молитве близких, собравшихся у его смертного одра.