Молитвы за умерших

Молитвы за умерших

В христианский союз веры и любви, объединяющий Церковь земную и небесную, входят не только святые, ушедшие от земной жизни, но и христиане несовершенные, но умершие в общении с Церковию. Это выражается в молитвах Церкви за умерших с верою и покаянием, в надежде воскресения.

По учению Церкви божественная литургия, молитвы и милостыня освобождают от уз греха (и переходят в лучшее состояние загробного существования).

В Откровении нет прямой заповеди о молитвах за умерших, но есть основания для признания необходимости и благотворности таких молитв. Откровение учит, что умершие с верою и покаянием, хотя и не успели принести сами плодов, достойных веры и покаяния, и не привяли небесных благ, вместе со всеми христианами продолжают принадлежать к одному и тому же телу Христову и воздают поклонение Господу Иисусу Христу (Фил. 2, 10-11), хотя и не свободны от душевных страданий. Чувство покаяния им вполне доступно, но это покаяние не может сопровождаться деятельными усилиями к очищению духа: оно в загробном мире бесплодно.

Такое состояние усопших, не достигших возможной полноты - духовно-нравственного совершенства, конечно, не может не вызывать в их земных собратиях желания и готовности улучшить, облегчить их состояние. Но сами собою мы не можем оказать им помощи. Путь к освобождению от уз ада открыл и проложил Своим крестом Спаситель..., Разрушитель ада, изведший оттуда души, уверовавшие Его проповеди. И ныне Он имеет "ключи ада" (Ап. 1, 18), т.е. власть отверзать врата ада и возводить из него тех узников, которые достойны Его милосердия. Молитва живых за усопших - то средство, тот подвиг, которым возмещается духовное бесплодие умерших в вере. Такое обращение с молитвами об усопших так сообразно с нажим естеством и так естественно, что оно необходимо возникает в каждой истинно верующей душе.

Эта молитва есть плод никогда не опадающей любви, для которой нет ни границ, ни пространств, ни времени, которая простирается и на живущих на земле, и на находящихся в ином мире. Апостолы увещевают молиться за всех людей, без обозначения места, где они находятся, времени и обстоятельств, которые они переживают. "Молитеся друг за друга, яко да исцелеете" говорит ап. Иаков (Иак. 5, 16). "Молитеся за вся человеки" (1 Тим. 2, 1), внушает ап. Павел. В молитве же нуждаются все люди, и особенно умершие, не могущие сами принять никакого духовного подвига. По учению Апостола бесплодна лишь молитва за тех, кто впал в грех непростительный, грех к смерти (1 Ин. 5, 16-17). Под "грехом к смерти" у Апостола развеется, как это открывается из содержания и цели написания Послания, тот грех, который отторгает человека от Бога, удаляет от веры в Иисуса Христа как Сына Божия, т.е. разрушает союз со Христом. Очевидно, это такой же грех, как и хула на Духа Святого, о чем Спаситель говорил, что он не простится ни в сей век, ни в будущий. Но все умершие в вере и покаянии свободны от смертного греха уже потому, что они раскаялись, а покаянием снимается любой грех. Молиться за них, следовательно, можно и молитва может быть для них благотворною.

Действенность молитв за умерших усиливается делами благотворения, совершаемыми в их память. Дела благотворения, как дела любви к близким, не могут не быть угодными Богу. "Милуяй нища взаим дает Богови" (Прит. 19, 17), говорит Писание. Христос учил, что милостыня, подаваемая ближним, есть даяние Ему Самому: "понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе" (Мф. 25, 40). Если же Бог так снисходит к нам, что дела любви к ближним готов принимать как даяние Ему Самому, то, конечно, мы можем молить Его о том, чтобы благотворения ближним от лица усопшего, совершаемые во имя Христово, были усвоены Им усопшему. Молитва, живая вера и любовь христианская делает эти дела как бы собственностью умершего. Св. Афанасий говорит об этом так: "Делающий приношение за умершего поступает подобно тому, как если бы кто, во время болезни малолетнего сына, принес в храм Божий свечу, елей и фимиам, и от лица дитяти возжег оные о здравии его.

Не само дитя приносит сие, подобно как и при крещении не само произносит отрицания и обеты, между тем, все принесенное вменяется самому младенцу. Тоже надобно думать и об усопшем, т.е. свеча, елей и фимиам, и вообще все приносимое для его спасения, вменяется ему так, как бы он сам все то приносил". Св. Иоанн Златоуст так говорит о молитве и милостыне за умершего грешника: "Есть, подлинно есть возможность облегчить его наказание, если пожелаем. Так, если будем совершать за него частые молитвы, если будем подавать милостыню, то хотя он сам и был недостоин, Бог услышит нас... Не о памятниках, не о надгробных украшениях будем заботиться. Ты собери вдовиц - вот наилучший памятник. Скажи им имя покойного, пусть все творят за него молитвы и прошения. Это преклонит на милость Бога, хотя и не он сам, а другой за него совершит милостыню. Это сообразно с человеколюбием Божиим. Многие получали пользу от милостынь, совершаемых за них другими. Если они и не совершенно помилованы, то, по крайней мере, получили некоторое утешение".

Но особенно благотворное влияние на судьбу усопших имеет принесение бескровной жертвы за спасение их, или совершение божественной литургии. На литургии, через погружение частиц хлеба в таинственную Кровь Христову, омываются грехи поминаемых живых и умерших. В литургии Сам Христос есть и "приносяй и приносимый", "Первосвященник во век", Который и "спасти до конца может приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них" (Евр. 7, 25).

"Не напрасно установили апостолы - говорит св. Иоанн Златоуст, - чтобы при совершении Страшных Тайн поминать усопших, они знали, что от этого им много пользы". Св. Кирилл Иерусалимский, говоря о пользе молитвы за усопших при возношении бескровной мертвы, пишет: "…мы за усопших, если они и грешники, Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога".

В св. Писании есть положительные свидетельства, что в будущей жизни возможно прощение некоторых грехов, а, следовательно, и соответствующее облегчение участи усопших грешников. Спаситель сказал: "всяк грех и хула отпустятся человеком, а яже на Духа хула не отпустится человеком. И еже аще речет слово на Сына Человеческого, отпустится ему: а иже речет на Духа Святаго не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий" (Мф. 12, 31-32). Словами "ни в сей век, ни в будущий" - ясно показывается, что отпущение некоторых грехов возможно не только в нынешний, но и будущей жизни. Если же возможно отпущение грехов в загробной жизни, то нужно молиться об отпущении их умершим христианам, неповинным в хуле на Духа Святаго. А умершие в вере и покаянии в таком грехе, конечно, не повинны: под хулой на Духа Святаго разумеется, не какой-либо отдельный грех, хотя бы и тяжкий, а упорное противление истине Божией, т.е. противление Богу. "Грех к смерти, - говорят отцы VII Вселенского Собора, есть когда некий, согрешая, в неисправлении пребывают и жестоковыйно восстают на благочестие и истину".

Св. Писание представляет примеры молитвенного поминовения усопших и благотворительности в память их - для испрошения прощения грехов. В ветхозаветной Церкви существовал во все времена обычай преломлять над умершими хлебы (Втор. 26, 14; Иер. 16, 17), и при их гробах их раздавать неимущим (Тов. 4, 17). Был обычай по случаю кончины ближних налагать на себя пост (l Цap. 31,13; 2 Цар. 1, 12: 3, 15): что, конечно, соединялось в соотвествующими молитвами. Иуда Маккавей творил молитву за павших в сражении воинов - в изглаждение их греха и отослал пожертвование в Иерусалим для их очищения (2 Мак. 12, 42-45).

В Новом Завете Христос молился за учеников, чтобы они унаследовали благо вечной жизни: пред Своею крестною смертию Он молился: "Отче, хощу, да идеже, Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою" (Ин. 17, 24). Отсюда можно заключить, что и предметом наших молитв могут быть блага будущей жизни, которые мы испрашиваем для умерших. О воздаянии за гробом молились и апостолы. Ап. Павел молился об Онисифоре: "Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день" (2 Тим. 1, 16). До этого он говорил о "доме Онисифора", очевидно потоку, что сам Онисифор был тогда уже умершим.

Обычай творить молитвы и приносить жертвы и приношения за усопших в христианской Церкви существовал со времен апостольских. Во всех литургиях, не исключая и древних, мы непременно встречаем молитвы за усопших. Свидетельствуют о существовании этого обычая и древнейшие учители Церкви, как Тертуллиан, Киприан Карфагенский, Арнобий. Некоторые из древних отцов Церкви молитвенное поминовение усопших прямо называют преданием или установлением, узаконием апостольским. Так, св. Иоанн Дамаскин в Слове об усопших в вере говорит: "Самовидцы Слова, покорившие круг земной, ученики и божественные апостолы Спасителя, не без причины, не напрасно и не без пользы установили при страшных, пречистых и животворящих тайнах совершать поминовение о верных усопших, что от конец до конец земли владычествующая апостольская и соборная Церковь Христа и Бога и содержит твердо и беспрекословно с того времени даже и до ныне и до конца мира содержать будет".

Есть возражения против учения о молитвах за умерших:

Говорят, что в Священном Писании нет ни прямой заповеди о необходимости таких молитв, ни обетования о прощении грехов по таким молитвам. Но есть общая заповедь о молитвах друг за друга и эту заповедь можно отнести и к молитвам за усопших, потому что для Бога все живи суть. Отсутствие в Священном Писании прямого обетования о прощении умерших по молитвам живых, по замечанию митр. Филарета, может быть, объясняется тем, "чтобы в надежде на пособие молитв и благотворении не обленились живущие ранее телесной смерти со страхом свое спасение соделывать".

Говорят также, что молитвы за умерших бесполезны и не могут изменить их состояния, что, будто бы, подтверждается и Св. Писанием. Делают ссылку, в частности, на притчу о богатом и Лазаре. Но из притчи о богатом и Лазаре, видно только то, что находящиеся во аде сами собою не могут испросить у Бога избавления из ада и что оно невозможно для таких, каким был евангельский богач, но отсюда еще не следует, что оно невозможно для всех. Имея ключи ада и смерти, Господь как низводит в преисподнюю, так может и возводить из нее.

Есть и другие возражения против этого учения, но все они легко опровергаются. Нужно иметь в виду, что молитва за усопших, как дело любви христианской, не может не быть благоугодной Господу, а потому - и плодотворной. Здесь могут быть оговорки только в отношении усопших христиан инославных, где применение православного молитвенного обряда может быть истолковано как безразличие со стороны православного к вопросам веры (при молитве за инославного, не имевшего положительного отношения к православной вере).

Читайте также

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here