Праведники не только призываются в молитвах, но и достойно чествуются или прославляются верующими. Почитание святых в Церкви выражается в благоговейном воспоминании их подвигов и дел, с целью подражания им, в празднествах в их честь, в сооружении храмов во имя святых и т.д. Это почитание - выражение нашего благоговения к святым как верным рабам и друзьям Божиим, освященных при помощи благодати Божией. Поэтому - здесь не только прославление самых святых, как наиболее полно отразивших в себе образ Божий, но и прославление Самого Бога, "дивного во святых Своих".
В Священном Писании нет прямой заповеди о почитании святых, но это почитание вполне соответствует духу нашей религии. Святые - близкие Богу люди: они друзья Божии (Пс. 138, 17), друзья Христовы (Ин. 15, 14), сонаследники Христу (Рим. 8, 17), близкие и родные Ему (Мр. 3, 35), молитвенники и заступники за нас пред Богом, ради которых Бог щадил целые беззаконные города (Быт. 18, 23-32), сохранил и бытие человеческого рода ради праведного Ноя и его семейства. Удостоенные проставления от Самого Бога, они должны почитаться и нами как образцы святости, нравственного совершенства, к которому должны стремиться все.
В Откровении даются и прямые примеры почитания святых. В ветхозаветные времена благочестивые израильтяне почитали праведников как во время их земной жизни, так и после кончины их.
О почитании праведников после смерти говорит ряд изречений Св. Писания: "В память вечную будет праведник" (Пс. 111, 6). "Память праведника пребудет благословенна" (Притч. 10, 7). Евангелие указывает на обычай иудеев созидать гробы пророков и украшать памятники праведников (Мф. 23,29).
В Новом Завете мысль о почитании святых дается еще яснее. Спаситель говорит апостолам: "вы друзи Мои есте" (Ин. 15, 14, 15). "Иже вас приемлет, Мене приемлет: иже приемлет Мене, приемлет Пославшаго Мя (Мф. 10, 40). О значении почитания праведников сказал: "и приемляй пророка во имя пророче мзду пророчу приимет: и приемляй праведника во имя праведниче, мзду праведничу приимет" (Мф. 10, 41). Преблагословенная Дева Мария сама предрекла о Своем прославлении человечеством: "отныне ублажат Мя вси роди" (Лк. 1, 48). Апостол Павел говорит: "слава, честь и мир всякому делающему благое" (Рим. 2, 10). Есть у него и другие мысли о почитании праведников.
В христианской Церкви почитание святых вошло в обычай с первых дней ее существования. Свидетельства об этом мы находим в записях о страданиях св. Игнатия Богоносца, св. Поликарпа Смирнского, в Постановлениях апостольских и др. 20-е правило "Гангрского собора" предает клятве отрицающих празднование памяти святых, а отцы VII Вселенского Собора об этом говорят так: "с любовью принимали и Господни, и апостольские, и пророческие изречения, которыми мы научены почитать и превозносить во-первых, истинную Богородицу, высшую всех небесных сил, а также и святые ангельские силы, блаженных и всеславных апостолов и пророков, славных и победоносных подвизавшихся за Христа мучеников, святых и богоносных учителей и всех преподобных мужей, а равно и просить их ходатайства, так как они могут приближать нас к Богу".