Обряд сорокового дня содержит очистительные молитвы матери. Сущность этих молитв состоит в том, чтобы отлученную от храма на время очищения родильницу снова ввести, по истечении сорокадневного срока, в храм, почему и совершать этот обряд нужно в самом храме. Кроме того, в обряд сорокового дня входят молитвы о младенце, принесенном матерью, который, судя по указаниям в начале 3-й главы Требника, еще не крещен. Исторически это принесение матерью в церковь своего некрещеного ребенка и называлось воцерковлением:
"В четыредеся΄тый же день паки приносится отроча́ к храму, во еже вцерковля΄тися, си΄есть начало прияти вводитися в Церковь. Приносится же материю уже очищенною и омовенною...", - говорится перед чинопоследованием обряда сорокового дня.
В самом же конце этого чинопоследования имеется другое указание: "И аще младенец крещен есть, творит иерей воцерковление, аще же ни, творит сие по Крещении".
Отчего произошло это противоречие, столь очевидное в этих кратких указаниях? Ведь в конце первого мы читаем, кроме того, следующее:
"...Приносится же материю уже очищенною и омовенною сущею, предстоящу и хотящу прияти то по Крещении".
Что "прияти"? И почему "по Крещении", если, как мы только что видели выше, каждое слово заставляет предполагать, что обряд совершается до Крещения?
На этот вопрос современные специалисты по литургическому богословию отвечают следующим образом: в результате исторически укоренившегося недоразумения два обряда - первоначально полностью различных и независимых - соединились в один. Это следующие обряды: предкрещальное воцерковление матери и послекрещальное принесение младенца в церковь. В то время как первый обряд по праву следует считать и называть воцерковлением, фактически это название было ошибочно усвоено второму, что и привело к указанному противоречию. Крещение само по себе уже есть воцерковление в самом глубоком и полном смысле этого слова, ибо оно соделывает человека членом Тела Христова, чадом Божиим (1 Кор. 12, 13). Поэтому то, что мы сейчас называем "воцерковлением", - это послекрещальный обряд принесения младенца в храм, а если это мальчик, то даже внесение его в Святая Святых. Он выражает церковное понимание христианской семьи и материнства. Младенец и мать настолько взаимно связаны и зависят друг от друга, что можно считать, они живут одной и той же жизнью. Церковь объединяет их в единое целое и дает общее благословение и освящение. В чинопоследовании дается указание: Прикло́нши же ей главу вкупе со младенцем, творит священник Креста зна́мение над ним и, касаяся главы его, глаголет молитву: "Господи Боже Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, все естество словесное же и безсловесное словом Твоим создавый и вся от не сущих во еже быти приведый! Тебе молимся, и Тебе просим: Твоею волею спасл еси рабу Твою (имя матери), очисти от всякаго греха и от всякия скверны, приходящую ко Святей Твоей Церкви, да неосужденно сподобится причаститися Святых Твоих Таин".
Возгласом: "Яко Благ и Человеколюбец Бог еси..." кончается обряд сорокового дня, если "не обретается в живых младенец"; если жив и лежит на руках у матери, то эта молитва читается до конца: "И от нея рожденное отроча́ благослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри, удоброму́дрстви. Яко Ты привел еси е́ (его), и показал еси ему свет чувственный, да и умнаго сподобится света, во время еже определил еси, и сопричтется святому Твоему стаду, Единородным Твоим Сыном, с Ним же благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь".
Для женщины воцерковление дает возможность снова причащаться Телу и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Когда мать стоит у входа в церковь, держа на руках своего младенца, готовая принести его и свое материнство Богу, священник словами молитвы обращает взор ее на икону Матери Богомладенца Иисуса, которая, будучи Пречистой Девой и не нуждаясь в очищении, повинуясь Закону, принесла во святилище Свое Дитя, истинного Законоположника. В своих молитвах Церковь объединяет эти два материнства, наполняет человеческое материнство неповторимой радостью и полнотой божественного Материнства Марии. Младенец, Которого Она носила и с Которым как Мать была полностью соединена, исполнил Ее благодатью. И теперь эта благодать наполняет Церковь, и ее получает и излучает каждая мать, приносящая свое дитя Богу.
В настоящее время, когда этот обряд совершается после Таинства Крещения, его можно рассматривать как торжественное шествие и вход в церковь для принятия новокрещенным Тела и Крови Христовых. Учитывая, что Крещение уже совершено, в молитве отрочати опускаются слова: "Да, сподобився Святаго Крещения, получи΄т часть избра́нных Царствия Твоего, соблюдаемь с нами благодатию Святыя и Единосущныя, и Нераздельныя Троицы". В "Боже Отче Вседержителю..." опускаются слова: "и сподоби е во время благопотребное и водою и Духом отрождения, сопричти е святому стаду словесных овец, нарицающихся именем Христа Твоего".
После этой молитвы священник, взяв ребенка на руки в притворе храма, изображает им крестное зна́мение пред входом в храм и возглашает:
"Воцерковляется раб Божий (раба Божия, имярек) во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".
Новокрещенный вступает в Церковь, а через нее в Новую Жизнь, в Царствие Божие.
Внеся его в храм, священник произносит:
"Внидет в Дом Твой, поклони΄тся ко храму Святому Твоему".
Войдя в храм, новокрещенный погружается в духовную стихию непрестанной радости, мира, любви и хваления. Остановившись посреди храма, священник возглашает: "Воцерковляется paб Божий (имярек)! Посреде́ Церкве воспоет Тя".
Приблизившись к Святая Святых - алтарю, священник, держа младенца лицом к нему, вновь произносит:
"Воцерковляется раб Божий (имярек)".
Здесь, у Престола Всевышнего, и должна исполниться вся его жизнь.
Далее младенец мужского пола вносится в алтарь через северную дверь и обносится вокруг престола через Горнее место. Ребенок приносится Богу и поклоняется Ему. (Прикладывать младенца к престолу или жертвеннику, как это делают в отдельных приходах, ни в коем случае не следует.) При этом священник произносит песнь Симеона Богоприимца:
"Ныне отпущаеши раба Твоего (рабу Твою), Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко ви΄деста очи мои спасение Твое..."
Воцерковление заканчивается обычным отпу́стом, после чего бывает целование Креста. Этот заключительный обряд можно соотнести с "крещальной процессией" в древней Церкви, приспособленной к обстоятельствам Крещения младенца, во время которой новокрещенные с возжженными свечами шествовали из баптистерия в храм для участия совместно со всей общиной в Таинстве Евхаристии.
Крещение приводит нас в Церковь, и здесь, участвуя в Трапе́зе Христовой, мы уже в этой жизни становимся участниками и свидетелями Тайны Спасения.
Указание Требника "И no сих полагает е (младенца) при две́рех жертвенника..." не следует понимать буквально, так как в греческом оригинале в этом месте стоит слово "тифиси", которое может быть переведено и как "поставляет". Тем более, что положить на пол только что крещенного и миропомазанного младенца значило бы унизить эти два великих Таинства. Следует передать его на руки матери, уже стоящей к тому времени у царских врат.
Чтение очистительных молитв и обряд воцерковления теперь совершают и позже сорокового дня по рождении ребенка, после совершения Таинства Крещения.
В случае тяжелой болезни матери она может причаститься Святых Таин и до истечения сорока дней. В случае смерти матери при совершении этого чина читаются только молитвы, относящиеся к младенцу. Того же следует придерживаться, если мать иноверная или вообще неверующая, но младенец крещен в Православной Церкви. Тогда младенец для воцерковления приносится восприемниками.