Слово Божие заповедует христианам: «молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16), а поскольку у Бога «все живы» (Лк. 20, 38), это означает, что нам надо молиться и за умерших.
В Священном Писании есть немало прямых указаний на молитвенное поминовение умерших и на милостыню за них. Так, в ветхозаветной Церкви во все времена существовал обычай преломлять по умершим хлебы и раздавать их при гробах неимущим (Втор. 26, 14; Иер. 16, 7), налагать на себя пост по случаю кончины близких (1 Цар. 31,13; 2 Цар. 1,12). Книга Судей Израилевых указывает, что поминовение умерших было обычаем в Израиле (Суд. И, 40), — все это делалось с целью испросить умершим прощение их грехов. Иуда Маккавей, увидев, что у всех павших в сражении воинов под хитонами были «посвященные иамнийским идолам вещи, что закон запрещал иудеям», обратился к Богу с молитвой: «да будет совершенно изглажен содеянный (павшими воинами) грех», и «принес за умерших умилостивительную жертву» (2 Мак. 12, 39-45).
Протестанты отвергают молитвы за умерших, не верят в их благотворность, считают их бесполезными. Евангельский богач, мучившийся в аду, — говорят они, — сколько ни просил Авраама облегчить его страдания, получил отказ: «между нами и вами, — сказал ему Авраам, — утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16, 26). Искупительной Христовой Жертвой пропасть между адом и раем была уничтожена. Своими крестными страданиями Господь искупил не только живых, но и умерших — ибо искупил весь мир. Сойдя душою в ад и победив смерть, победив диавола, Христос освободил томящиеся там души ветхозаветных праведников, многие из которых, как свидетельствует Священное Писание, воскресли (Мф. 27, 52-53).
Свою милость Господь может оказать каждому умершему и во всякое время может освободить душу из ада и ввести ее в Царство Небесное. Господь сказал: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14, 13). Следовательно, если молить Его об улучшении участи умершего, Он властен исполнить эту просьбу. Выше уже упоминался рассказ о том, что по молитвам преп. Макария Великого, который молился за весь мир живых и мертвых, даже самые лютые грешники получали облегчение от страданий. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников вплоть до их полного оправдания.
Молитва — это главная, неоценимая помощь живых отшедшим в мир иной. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага».
Если вы всем сердцем желаете помочь вашему усопшему и делаете все, чему учит Святая Церковь, — никак не допускайте сомнений в его спасении. Знайте, что это сомнение — хитрость злого духа, потому что, если бы умерший недостоин был спасения, то вы не допущены были бы к ходатайству за него. Как свидетельствует святой Иоанн Дамаскин, что «за недостойных спасения умерших Бог на молитву за них никого не подвигает: ни родителей, ни жену, ни мужа, ни родных, ни друзей; на таких умерших сбывается пророчество: несчастны те из умерших, о которых не молятся на земле живые!»
До Страшного суда есть время помогать друг другу и изменять загробное состояние наших отшедших. Всем усопшим, за которых приносится Бескровная Жертва, этим самым приношением заглаждаются грехи, и усопшие получают возможность переходить в лучшее состояние. После Бескровной Жертвы могучим средством к очищению грехов усопшего служит милостыня. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Почти умершего милостыней и благотворениями, ибо это послужит к избавлению от вечных мук». Если вы бедны — не смущайтесь, помните, что лепта бедной вдовы была в очах Спасителя дороже всех богатых вкладов. Один праведник говорит так: «Если ты идешь в церковь и у тебя денег мало, и берет тебя раздумье: дать ли нищему или свечу поставить, — то лучше дай нищему, а сам будь свечой Богу: гори верой и свети любовью ко всему Божиему миру». «Бог есть любовь», — говорит любимый ученик Христа (1 Ин. 4, 8). Спаситель же Сам о Себе сказал, что Он есть жизнь, следовательно, жизнь есть любовь, а любовь есть жизнь. Как вечна жизнь, так вечна и любовь. Она бессмертна, она «никогда не отпадет», — учит апостол Павел (1 Кор. 13, 8). Любовь вместе с душою переходит за гроб. Любовь, укрепленная и освещенная верою, горит и за гробом к Источнику любви — Богу и к ближним, оставшимся на земле. Какой нежной родительской любовью любят умершие родители своих оставшихся на земле детей-сирот! Какой крепкой любовью любят переселившиеся супруги оставшихся на земле вдовствующих! Какой ангельской любовью любят переселившиеся за гроб дети своих оставшихся на земле родителей! Какой чистосердечной и нежной любовью любят отошедшие от жизни сей братья, сестры, знакомые и все истинные христиане оставшихся здесь своих сродников и друзей, с которыми соединяла их вера! Какое множество любящих душ ожидает нас там! «Там, — говорит святитель Феофан Затворник, — душу встречают все, о которых она молилась и которым она молилась в продолжении своей земной жизни. Как это утешительно! Как милостив Господь к нашей душе, что повелевает встречать ее тотчас же при вступлении в еще неведомую ей страну всем, о ком она ходатайствовала и к кому она сама прибегала за помощью». Эту силу веры, эти ощущения «жизни будущего века», спокойную, радостную смерть при полном примирении с жизнью дает нашим подвижникам христианская вера — вера, перерождающая обыкновенных людей в людей, полных жизни, полных действительного самоотвержения. Все это дала им религия, которую они познали опытным путем через свой подвиг. Вот, что нам говорят святые отцы Церкви: «Человек, пока в нерадении (т. е. не в жизни во Христе), боится часа смерти, а когда приблизится к Богу, тогда поглощается сей страх...»; «Приобрети чистоту в делах твоих, чтобы озарялась душа твоя в молитве, чтобы памятованием о смерти возжигалась радость в уме твоем». А другой говорит: «Живущий в любви пожнет жизнь от Бога, и в этом еще мире, в ощущаемом здесь обоняет воздух воскресения...» Этим состоянием души, стяжавшей Духа Святого, объясняется величие перехода праведника из земного мира в мир духовный, и посмотрите, как спокойно и радостно умирает истинно верующий христианин! Чтобы понять религиозные истины, надо испытать на опыте их животворную и спасительную силу. По одному только созерцанию понять их нельзя, их нужно пережить, ибо они назначены для жизни.